1.Философия впервые возникла у эллинов. В древности были мудрецы, софисты. Среди них есть легендарные личности – как Орфей, Гомер, и вполне исторические - как Фалес и Солон. Мудрецы высказывали мудрые изречения, типа: «Знай меру», «Ничего с лишком», «Знай самого себя», «Не болтай» и др.
1.Философия впервые возникла у эллинов. В древности были мудрецы, софисты. Среди них есть легендарные личности – как Орфей, Гомер, и вполне исторические - как Фалес и Солон. Мудрецы высказывали мудрые изречения, типа: «Знай меру», «Ничего с лишком», «Знай самого себя», «Не болтай» и др. Известна забавная история о семи мудрецах и треножнике, который выловили рыбаки, и который оракул присудил первому в мудрости. Сначала его принесли Фалесу, Фалес согласно оракулу передал другому, и так продолжалось до тех пор, пока по одной версии он не вернулся к Фалесу, а по другой версии – дошел до Солона, который отослал его в Дельфы, поскольку первый в мудрости – Бог.
2.Употребления слова «философия» впервые встречается у Пифагора, которого тоже относили к семи мудрецам. Логика этого нового отношения к мудрости простая – собственно мудрость доступна только Богам, человеку остается только стремиться к мудрости и самосовершенствоваться на этом пути, стать философом ( т.е. букв. «любящим мудрость»).
3.Философия позиционирует себя в Древней Греции как знание о мире. В ее состав поначалу входят все виды знания – математика, физика, астрономия и т.д. Собственно это и понятно, поскольку любовь к мудрости подразумевает знание всего. Но чем отличается этот новый вид знания от уже существовавшего в то время религиозного, мифологического знания? Так, например, Фалес, традиционно считающийся первым философом, утверждает, что все есть вода, все из воды и в воду. Но и древняя теогония (генезис Богов) и космогония (генезис Космоса), например, в изложении Гомера, ведут свое начало от Воды – «Океана, прародителя богов». В чем разница?
4.Миф – это всегда некоторый генезис, рассказ о происхождении. Через миф, человек понимает мир по аналогии с тем, какое место он сам занимает в мире. Человек сам есть звено в цепи рождения, точно также понимается и отношение Богов.
5.Другое дело, философия. Она явилась первой попыткой понять мир из него самого, без того, чтобы рассказывать историю о происхождении (космогонию). Ведь всякая история происхождения вопрос о сущности мира скрадывает в бесконечной отсрочке. Говорится, например, в чем сущность Неба – указывается, что его родила Земля, хорошо, а в чем сущность Земли, указывается на Хаос и т.д. Собственно в конце такого «объяснения» всегда остается нечто такое, что приходится принять как данное, о чем уже невозможно спрашивать. Мифологическое объяснение устроение мира помещает вне мира – в историю его происхождения.
6.Философия, в составе которой наука впервые и выступила на свет, не рассказывает историю происхождения, а говорит о том, КАК мир он устроен здесь и сейчас. Теперь исходят из самого мира, чтобы объяснить то, что есть в мире. Так, Фалес без аппеляции к Богам, к прозрению Оракула, предсказал, как утверждает традиция, исходя из своих наблюдений неба – затмение и вообще первым говорил о том, что затмение Солнца происходит вследствие покрытия ее сферы луной.
7.Заметим разницу. Миф есть объяснение мира через генезис, а значит внешнее объяснение, объяснение, которое основано на принципиально непроверяемых гипотезах. Философия (и наука, поскольку философия выступает как общая наука о мире) есть объяснение мира через него самого – внутреннее объяснение движения в мире через познание естественных причин.
Комментарии
Dixi, Actuspurus
1. Я так понял, что всем все понятно. Пока здесь нечего обсуждать. Хорошо, зафиксирую, идею философии как она есть:
2. Философия есть мудрость, которая пытается понять мир исходя из него самого, а также идеи Бога (Божественного вообще). Бог находится или в мире, или вне его - в любом случае Божественное является смысловой границей, в которую философия постоянно упирается, как в свой предел.
А если подвижная граница с неизвестным? И тогда миф, религия как “философия” неизвестного.
Я бы определил философию через её цель. Примерно так:
Философия - это дисциплина, которая старается так объяснять мир, чтобы на каждом этапе объяснений противоречий становилось всё меньше, а объясненённого - всё больше. В идеале - свести количество противоречий всего объяснённого к единице, за которой уже только Бог, то есть достигнуть "конца" этого проклятого бесконечного познания.
На мой взгляд, философия - промежуток между религией и наукой.
Религия (независимо от веры в Богов, например, атеизм) - базируется на не подтвеждаемой идее - откровении.
Наука занимается подтверждаемыми устойчивыми явлениями.
Философия - промежуток между верой и подтверждением. Поскольку этот промежуток будет существовать всегда, всегда будет и место философии.
Однако, философия накопила уже много научного о себе, родимой. В связи с этим возникают предпосылки для выделения новой науки, которую Лев Евдокимович Балашов логично назвал "Софология".
Я предлагаю выделить математическую софологию, которая строиться в данный момент на одной лингвистической гипотезе:
Предполагается, что существует вариант метода экспертных оценок, позволяющих упорядочить основные понятия на сферической поверхности
http://www.philosophystorm.ru/page/1979
Практическая проверка пока идет с участием одного эксперта (меня :-). Хотя программное обеспечение требуется, специфическое, но не очень сложное.
Может, у вас ресурсы найдутся?
Примеры:
Распределение основных терминов модели взаимодействия открытых систем по уровням абстракции:
Мыслимое
Миссия – 90%
Ограничение – 80%
Синхронизация – 70%
Изменяемое
Специализация – 60%
Преобразование – 50%
Взаимодействие – 40%
Наблюдаемое
Сохранение – 30%
Накопление – 20%
Существование – 10%
Распределение разделов знания в соответствии со шкалой абстрактности:
Абстрактные
Математика – 90%
Философия – 80%
Методология – 70%
Прикладные
Управление – 60%
Технология – 50%
Психология – 40%
Естественные
Биология – 30%
Химия – 20%
Физика – 10%
Распределение разделов философии (первое приближение)
Метафилософия – 90%
Этика – 80%
Эпистемология – 70%
Гносеология – 60%
Праксиология – 50%
Социология – 40%
Антропология – 30%
Логика – 20%
Онтология – 10%
Из данного разнообразия видно также, что оценку надо призводить с различных выбранных точек зрения
[Философия есть объяснение мира через него самого – внутреннее объяснение движения в мире через познание естественных причин.] - объяснение разве к философии имеет отношение, скорее к науке, где уже догмы выступают в качестве доказательной базы. Объяснить можно готовое, к чему пришли, но приходит один, а не все, а философия касается всех.
Шаг 2. Мышление как логический процесс?
--
Философия - наука о всеобщем.
Вы мне напомнили старый анекдот о том, как отец невесты расхваливает ее жениху : она и на фортепьянах играет, обучена множеству танцев, может различать по вкусу место происхождению трюфелей. Жених его прерывает: достаточно, а теперь расскажите о достоинствах невесты... Хуже нет, когда философ от имени философии пытается не то, что рассказать о том, как мир устроен, а хотя бы дает понять, что философия приписывает себе эти знания. С этого момента пропадает всякое желание слушать такого философа, или вникать в то, что сей философ именует философией. А причина очень естественна. Философия за свою история исторгала из себя все те направления человеческой деятельности, которые черпали знания о мире непосредственно из самого мира, и оставляла себе спекулятивные умопостроения. И в этом смысле нынешняя философия - продукт антиселекции с позиции постижения мироустройства.
Наверное, это всегдашняя роль философии - нарывающий нарыв.
в философии ничего лишнего не бывает, параллельное только есть, наука и религия.