В книгах, в соответствии с пониманием их авторов, изложены разные грани Истины. Её «жемчужные зёрна» присутствуют во всём написанном, однако сама она – вне пространств и времён, образов, понятий и представлений, логики мышления. Приобщиться к ней по книгам трудно, но можно познать её в себе, в своём сознании, разуме и душе.
Посредством мышления человек субъективно отображает Истину, обязательно искажая её при этом. «Истина» каждого – такова, каковы его знания и состояние. И чем шире последнее, тем ближе к Истине возникающие в мышлении представления.
Поэтому Путь знаний заключается не столько в установлении законов соответствий Мироздания, но прежде всего в самопознании, изменении состояний сознания и отношений личности. Лишь так делаются очередные шаги на пути приобщения к Истине.
Есть разные слова, описывающие человека и его состояние – «тело, разум, дух, душа». Однако наиболее полно его характеризует термин «сознание» (тоже абстрактный, зыбкий и неопределённый).
Оно, не только как совокупное знание о себе и мире, но как Пуруша, познающее Начало, источник и сток мышления и самосознания, есть Ничто, нематериальное и вне пространственно-временное, «сфера, центр которой везде, а поверхность нигде». Можно по-разному мыслить о сознании и представлять его, однако главным при этом оказывается понятие «отображение».
В школьном курсе физики в разделе «Оптика» говорится, что часть падающего на объект света отражается им, а остальной проникает внутрь и преломляется, искажаясь и преобразуясь в другие виды энергии, например, в тепло. Подобное происходит и с сознанием, только роль света выполняет психическая энергия.
Сознание, как отражающая, но главным образом отображающая (преобразующая) и воспринимающая система, пребывает в сверхматериальном «пространстве» Божественных Идей – структурированных психических энергий, порождаемых Сверхсознанием-Сверхдушой (Параматмой).
Его проникают как эти первичные Идеи, так и последующие их отражения – собственные (отображённые) идеи нижестоящих сознаний-Пуруш, порождённых Параматмой, которые налагаются и взаимодействуют между собой. Сознание неизменно погружено в находящиеся вне пространства и времени вихрепотоки Сферы идей и напоминает неподвижную точку, непрестанно омываемую ими.
В зависимости от присущего сознанию индивидуального спектра частот психоэнергетики проникающие идеи либо никак на него не воздействуют, либо отражаются им и искажённо отображаются (воспринимаются). А затем эти отображённо-искажённые собственные идеи возвращаются назад в Сферу идей.
В результате в сознании происходят множественные процессы получения, преобразования и исторжения психической энергии, идей и информации. Многогранные в своих проявлениях, они определяют единство сознания и его состояний. И приводят к формированию на внутреннем «экране восприятий» меняющихся образов, номенов (слов-понятий), представлений и отношений мышления.
Сознание (Мыслящий-«Я») познаёт эту порождаемую им самим иллюзию мышления как «объективную реальность» бытия. Но она – лишь его Мыслимое, субъективное, условное и относительное. Вместе с тем отображаемые сознанием структуры представлений и отношений мышления оказываются единственно доступной ему информацией об окружающем мире и его воздействиях.
Я уже упоминал, что Божественные Идеи являются результатом Творения, как самосознания и жертвования Всевышним себя, Истины и Блага. А также проявлением Божественных Любви и Мудрости.
Эти высшие Идеи и Энергии, отражаемые иерархически нижестоящими сознаниями, субъективно воспринимаются ими как внешние идеи, энергии и информация, как знания о себе и мире. Они, в частности люди, преобразуют их во внутренние, собственные идеи, энергии и информацию и возвращают назад, тем самым участвуя в процессах получения и отдавания Блага-любви.
Сознание человека обладает двумя способами преобразования Божественных Любви и Мудрости: посредством разума и за счёт воли.
Разум из воспринятых сознанием Идей-Ничто выстраивает субъективную «реальность» своего существования, как совокупность отображаемых им разнородных Нечто-представлений. Которые являются следствиями порождённых сознанием собственных (частных) идей и связаны внутренней иерархической структурой отношений.
Они размещаются в обобщённой сфере представлений мышления (в виртуальном пространстве бытия), соотносятся друг с другом, наделяются связями (качествами), движением и изменчивостью. Чем выше восприимчивость (состояние) сознания, тем богаче создаваемая разумом модель мира и его взаимосвязей, как соответствий разных образов, номенов и представлений.
А воля человека («собственная любовь» по Сведенборгу) расцвечивает эти Нечто субъективными отношениями. Одни из них он любит, желает получать и удерживать, другие ненавидит и отвергает.
Воля с помощью отношений разделяет объекты восприятий на те, к которым человек стремится, и другие, которых пытается избежать (т.е. направить к себе или от себя). И как бы переводит его сознание (мышление) в состояние неравновесных колебаний, в которых оно непрестанно балансирует.
Воля и разум связаны друг с другом. В сознании человека разум играет роль «первичного» воспринимателя, получающего внешние энергоинформационные сигналы от органов чувств и преобразующего их в знания (в структуры представлений и отношений мышления). Воля же выражает функции координатора и контролёра, своего рода фильтра, пропускающего знания через устремления и желания, любовь и отношения личности.
Воля и разум, как два соединяющихся сосуда, образуют вместе психоэнергетическую «чашу вмещения» человека. Через разум она может только наполняться, а через волю – и наполняться, и изливаться.
Если воля («собственная любовь») эгоистична, что соответствует энергетической направленности «к себе», то «чаша» – невелика. Новым знаниям негде поместиться, и они отторгаются как «чушь» и «глупость» через сомнения и неверие.
Только воля и любовь, бескорыстно жертвуемые из себя вовне во имя веры, познания Бога и Истины, расширяют сознание человека, меняя его состояние и раздвигая границы умопостигаемого мира. А чем более получаемой Божественной любви преобразуется им в отдаваемую собственную, тем больше Божественной мудрости отображается в его знания.
Есть ещё один способ трансформации энергии, хотя и не самостоятельный, производный из воли и разума, – посредством деятельности. Делая что-то, совершая поступки, мы всегда тратим энергию, психическую, физическую и эмоциональную.
При этом действия могут противостоять воле, как «собственной любви», направленной к себе, и частично её компенсировать, что позволяет человеку воспринимать определённые знания. Но это относится лишь к деяниям, соответствующим потребностям любви.
Такие процессы свойственны активным людям, относящимся к «гуне страсти». У многих из них – сильная воля, твёрдые, хотя и ограниченные знания и убеждения, но общая направленность «к себе» неизменна.
Деятельность может дополнять волю и любовь человека, если те направлены от себя вовне. «Добрые дела» повышают вместимость «чаши» и возможность приобщения к Истине.
Но при существенном росте жертвуемой, отдаваемой человеком (через волю) любви роль и значение его действий снижаются, зато количественно и качественно возрастают возможности восприятий. При этом повышается ценность знаний, позволяющих предвидеть последствия «добрых деяний» и их влияния на свободу выбора других людей.
Обычный человек, у которого воля (любовь к себе) эгоистична, способен увеличивать количество знаний, но «качество» их остаётся неизменным и зависит от направленности воли и разума. Поэтому его развитие (не тождественное совершенствованию) ограничено пределом, определяемым собственной волей (любовью).
Ап. Павел писал: «Вера без дел мертва». Это так: знания и вера без их применения на практике – бесполезны и хранятся в нас омертвелым грузом. Вместе с тем действия есть проявления любви человека и его воли.
Поэтому можно сказать, что вера мертва без любви и воли. Только отдаваемая любовь, выражаемая через отношения, намерения, слова и дела личности, «оживляет» знания, неукоснительно используемые в жизни, преобразуя их в веру как нерушимую систему безусловных внутренних ценностей.
В действительности взаимосвязь воли (любви) и разума (знаний) – сложнее. Разум всегда старается нарушить их гармонию, ставя Мыслящего-«Я» перед выбором по отношению к новым знаниям – принять те или отвергнуть.
А принятие их и изменение отношений обязательно требуют волевых усилий, т.е. исторжения любви. Тем самым они меняют состояние сознания человека.
Именно в этом смысл применения знаний в жизни – в мобилизации воли и духовных сил для их практического использования. Любое проявление воли обязательно утверждает знания, взращивая веру, и этим открывает доступ к новым знаниям, как бы завершая цикл: знания – воля – знания.
У любви – множество градаций, неведомых и недоступных большинству людей. Они соответствуют качественно иным состояниям как воли (силы духа), так и разума (знаний и мудрости) и в процессе совершенствования человека меняются скачкообразно (в «степенных» отношениях).
Многие находятся на том этапе, когда разум (знания) и воля (любовь) пребывают в неустойчивом равновесии. Разум хочет принять новые знания, но слабая воля (любовь), раздираемая противоречивыми стремлениями, не позволяет это сделать.
Иногда человека охватывает радость от раскрытия души, просветляющей сознание и соединяющей разрозненные блоки информации в целостную картину миропонимания. Но чаще побеждают страсти, эгоизм и тяга к удовольствиям, разбивающие знания на несвязанные фрагменты, порождающие сомнения, неуверенность и страх.
Помочь здесь может только непрестанный контроль сознания. Когда в каждое мгновение бытия воля, руководимая знанием, шаг за шагом, постепенно, но неумолимо будет направлять Мыслящего к той высшей цели, ради которой единственно стоит жить – к обретению всё больших любви и мудрости.
Любовь и волю, также как знание, мудрость и ум, нельзя получить сразу и сверхмерно. Они достигаются неустанным трудом и движением духа, слагаясь из множеств проявлений воли и разума в обычных жизненных ситуациях.
Каждая мельчайшая победа над собой всегда есть вклад в «копилку» разума и души, расширяющий силы и возможности человека. И наоборот, даже малое поражение есть бесполезная трата их. В жизни нельзя только побеждать, но нужно постоянно сражаться за победу.
Поэтому ищи и находи опору в любви, тех излияниях её, на которые способен. Она рождается внутри человека и направлена на природу, животных, других людей. Но выше и чище всего – любовь, обращённая к Всевышнему, выявляющему Себя во всём существующем и в Божественной Иерархии Сознаний, Сил и Воль.
Если ты сумеешь ощутить нерасторжимую связь с Ним и Мирозданием, а также Любовь и Благо, которые даруют те, кто за тобой наблюдают, создавая ситуации, предоставляя шансы, контролируя твоё состояние и степень готовности, и при этом познаешь свои долг и ответственность, то, возможно, сумеешь взрастить волю и любовь. (Хотя внутренне осознанное служение всегда есть производное любви человека.) Не жалей себя и ничего не бойся.
P.S. Если публикуемые тексты находят отклик в вашем сердце, подписывайтесь на наш канал Дзен https://dzen.ru/id/6308b032ba429d3b1a3e74cb, телеграмм https://t.me/tabularussia2016 либо на авторский блог на данном ресурсе. Дальше будет еще интереснее…