Информация – важный фактор общественной игры интересов и бытия человека. В ней он живёт и под её воздействием реализует (или не реализует) предоставленную ему свободу выбора. А тем самым возлагает на себя ответственность за свои решения, хотя часто не осознаёт этого.
Кажущаяся «случайность» происходящих событий заставляет граждан и журналистов, а также «кукловодов», которые полагают, что управляют общественно-государственными и международными процессами и информацией, думать и разбираться в том, почему и для чего всё происходит. И на основе этого формировать свои отношения.
Сейчас всё бо̀льшее число ученых (физиков, биологов, философов и др.) с удивлением замечают, что материальный мир, в котором мы существуем, ограниченный для нас пределами Земли и Солнечной системы, вовсе не такой, каким обычно представляется.
Оказалось, что в Мироздании действуют доселе неведомые людям взаимосвязи, законы и принципы, как универсальные, всеобщие, так и частные, резко раздвигающие пределы умопостигаемой Вселенной и принципиально меняющие наши знания о ней. (Хотя они были известны ещё несколько тысячелетий назад и описаны великими мыслителями прошлого.) Приведу некоторые из них:
– всё связано со всем; состояние электрона и любой микрочастицы отражается на состоянии всей Вселенной и наоборот;
– пространство – не трехмерно, а как минимум одинадцатимерно;
– время не просто относительно («зависит от скорости света»), но в разных микро- и макросистемах протекает по-своему, оно может исчезать и даже идти в противоположном направлении;
– всё в вещественном мире – условно и неопределённо: с одной стороны, чем глубже «погружение» в материю, тем меньше её там обнаруживается (она состоит из пустоты-Ничто); с другой стороны, невозможно определить одновременно координаты и импульс (характеристику движения) микрочастицы, материя оказывается не веществом (чем-то твёрдым, заданным в формах-границах и массе), но волновой, точнее, вихревой частотно-энергетической структурой;
– при взаимодействии микрочастиц одна заранее «знает» о том, что будет «делать» другая, а результаты эксперимента подчас опережают его начало (т.е. «нарушаются» причинно-следственные связи);
– наблюдатель влияет на ход эксперимента и получает тот результат, который ожидает, хотел бы получить;
– все события в макро- и микромире – стохастичны, т.е. могут произойти с той или иной степенью вероятности, а могут и не произойти;
– не существует случайностей, есть лишь непознанные закономерности.
Вселенная, освобождаясь от шелухи догм, суеверий, ложных теорий и «истин», вместо прежней совокупности хаотичных событий и процессов предстаёт перед нами как целостная, иерархически организованная структура отношений, динамическая, циклически развивающаяся, мультипликатная по сути своей (образованная из дискретно меняющихся фрагментов-состояний) и объединённая Высшей Идеей (Божественным Замыслом).
Это новое понимание Мира, а также Человека, его места и роли, свободы и ответственности за всё задуманное и содеянное заставляет людей переосмысливать бытиё, смотреть на жизнь другим, честным и непредвзятым взглядом. А отсутствие случайностей и взаимосвязь всего со всем, в том числе в политике и экономике, постепенно начинает ощущаться многими из них.
***
Интеллект (“IQ), которому в западных странах уделяется так много внимания, характеризует врожденную способность человека к логическому мышлению. Он либо есть (велик), либо его нет (мал), и связан с образованием, но незначительно.
В 60-х годах XX века проводились исследования зрительных восприятий людей. Посредством датчика, установленного на голове и фиксировавшего движение зрачков глаз при рассмотрении, например, картины, определялись точки, на которых испытуемый останавливал внимание, а также перемещения его взгляда. В результате получались хаотические последовательности разнонаправленных отрезков неравной длины.
Примерно так же организована работа интеллекта. Логика разума напоминает ломаную линию, соединяющую множества номенов-слов, которые отображают воспринимаемые им ощущения, образы, представления и их соответствия.
Посредством мышления и речи разум создаёт пространство своего бытия из его непрестанно меняющихся фрагментов. А незримые отношения, связывающие отдельные события и представления, есть то «идеальное», что объединяет их в единое целое.
Интеллект характеризует не только способность мышления преобразовывать (отражать и отображать) идеи, порождая на «экране» сознания «внешнюю реальность». Но в первую очередь, – возможность познавания её.
Из воспринятых впечатлений разум (Мыслящий-«Я») выстраивает обобщённую модель окружающего мира – структуру представлений и отношений мышления. И определяет свои поведенческие реакции, «живя» в творимом им субъективном Мыслимом-бытии.
Поэтому интеллект – ограничен, а отображения им «реальности» – дискретны, условны и связаны со значительными погрешностями. (Иначе почему люди столь часто ошибаются в своих оценках и поступках?)
Но у человека есть и иная возможность восприятий, непосредственных и целостных. Её называют по-разному: интуиция, озарение, просветление. При этом постигаются не столько события и явления, формируемые мышлением из отражённых сознанием «внешних» идей, сколько системы взаимосвязей этих идей и их совокупностей.
Поскольку человек есть неотъемлемая часть таких взаимосвязей, то их интуитивное понимание приводит к проявлению его высших отношений к людям и жизни, таких как любовь и радость. А инструментом данного способа восприятий является душа, только ею способен он объять в нераздельном единстве всё многообразие Сферы идей.
Ключом же к ней оказывается характер отношений личности. Лишь «входя» в мир через любовь, отдавая ему себя и становясь его частью, человек душой охватывает его целиком. Такое высшее состояние сознания, свойственное внутреннему Божественному началу, противоположно забиранию энергии и невозможно при действии самости и эгоизма.
Поэтому среди малообразованных людей с низким уровнем интеллекта так часто проявляются доброта, искренность и отзывчивость, ведь душа и разум, как две стороны монеты, не связаны явно между собой. Можно быть холодным эгоистом, безжалостным, лицемерным и лживым и обладать очень высоким “IQ”. Но разве в этом счастье?
Главное, – не в том, кто ты, но каков ты, каковы твои душевные качества. Надо стремиться, с одной стороны, помогать людям выявлять их, а с другой, взращивать эти качества в себе, в собственной душе. Низкий уровень интеллекта есть не вина, но беда человека, а вот омертвение или неразвитость души – во многом личная вина каждого, ведь она (хотя бы в зачатке) даётся всем при рождении.
Так что старайся не осуждать других за «низкий» “IQ”, а прощать, ставить себя на их место и ощущать чужие боли и страдания, проявляя доброту, любовь и бесконечное терпение. Тем не менее и “IQ” можно повышать через познание и обучение. Человек должен совершенствоваться разносторонне, используя и интеллект (разум), и душу.