Вопрос наличия людских жертв в общественном развитии – не праздный. Несмотря на уход цивилизаций от первобытных, пещерных условий жизни и подобных им мыслей в головах наших предков, где зачастую в жертву (Богам) приносились не только животные, но и сами люди, наше продвинутое настоящее не избавилось от жертвоприношений.
Почему современность не может уйти от этой дикости? Ответ лежит на поверхности и нет нужды повторять данные издержки, как в экономике, так и в духовном экзистенциализме.
Думаю, ответ следует искать в истоках антропологии, в том моменте, когда появился сам человек. Как это могло произойти?
Появление человека связано с большой трагедией, произошедшей в стадах приматов, заселявших благодатные земли. В какой-то период времени могла сократиться кормовая база и началась конкуренция и вражда, дошедшая до убийств в рамках одной популяции. Убийства в рамках одной популяции исключены (ворон ворону глаз не клюет), но они произошли и означают ее разделение на отдельные виды – на индивиды. Естественно – это большой стресс для особей и в первую очередь он производит изменение сознания и понятно в какую сторону в сторону его положительного развития, прежде всего, интеллекта. Нет сомнений, что связка жертвенности и роста интеллекта сохранилась до сих пор. И присуща она теперь сплоченным обществам, нациям.
Неприятный парадокс (при принятии этого положения) заключается в том, что и сейчас подобные трагедии необходимы для дальнейшего процветания наций. Но те кому выпадает счастье уйти от многих жертв, остаются на прежнем уровне развития своего интеллекта, не деградируют, а развивают уже приобретенную тупость.
Возможно ли изменить ход такого развития?