Ю.Н.Д. О языке
Вы, наверное, согласитесь, что наше рассмотрение методологии познания будет неполным, если мы не коснёмся в своих исследованиях языка. Попробуем разобрать это понятие.
В БСЭ язык определяется как стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области приложения и возможностей выражения отличает язык от так называемых искусственных, или формализованных, языков, которые используются в других отраслях знаний и от различных систем сигнализации, созданных на основе языка (азбука Морзе, знаки уличного движения и др.). Будучи в первую очередь средством выражения и сообщения мыслей, язык самым непосредственным образом связан с мышлением. Связь языка и мышления трактуется в современной науке по-разному. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой мышление человека может совершаться только на базе языка, поскольку само мышление отличается от всех других видов психической деятельности абстрактностью (абстрактными понятиями). Вместе с тем результаты научных наблюдений врачей, психологов, физиологов, логиков и языковедов показывают, что мышление происходит не только в абстрактно-логической сфере, но и в ходе чувственного познания, в пределах которого оно осуществляется материалом образов, памяти и воображения; мышление композиторов, математиков, шахматистов и т. п. не всегда выражается в словесной форме.
То есть язык по БЭС - стихийно возникшая система звукового общения, связанная с мышлением и, может быть, с чувствами.
Сразу же возникают вопросы: «Если стихийная, то почему в древних преданиях говорится о едином языке народов и последующем его разделении какой-то высшей силойпавлениим - " а ты времениать ?»
Если стихийная, то, как понимать фразу в Евангелии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн. 1:1). Выходит Слово есть (по-христиански) одна из ипостасей Бога Единого? По библейскому словарю Слово воплотилось и указало на себя, как на Премудрость Божию (Лук. 11: 49), говоря: «Я есмь путь, истина и жизнь …кто видел Меня, видел Отца» (Иоанн. 14: 6,9).
Интересное наблюдение
В нашей жизни мы употребляем и такие слова, как клевета, несправедливость, зло, богохульство и т.д. Эти слова - тоже бог??? Конечно же, нет! – скажите Вы. Но, имея такие исходные данные, легко прийти к следующим логическим заключениям: либо мы здесь имеем дело с намеренным искажением истины, подменой понятий, либо Слово является именем падшего ангела?! Найдите ошибку в рассуждениях!
Вернёмся к Библии. В ней есть два зачина, и это многие знают. Один, от Иоанна мы уже привели, а другой: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 1-3).
В этом зачине мы наблюдаем несколько значимых явлений.
1) В начале было ТВОРЕНИЕ, это первое событие в котором виден Бог-Творец;
2) Бог-Творец создал свет РЕЧЕНИЕМ.
Поэтому ЯЗЫК, РЕЧЕНИЕ – есть средство творения проявленного мира.
Сказанное (в упрощённом виде) можно пояснить следующим образом. Пара электрон и ядро (протон + нейтрон) ещё не атом водорода. Чтобы она стала атомом водорода надо заставить электрон вращаться вокруг ядра. Но движение электрона в поле ядра – это колебательный процесс, то есть волна (пусть и «стоячая»). Кто или что может заставить двигаться электрон таким образом?
В то же время мы с Вами знаем, что ЯЗЫК, по крайней мере, в форме света и звука (слова) это колебательные процессы. Колебания (для нашего примера, электромагнитные), воздействуя на полярную пару, могут, если произойдет резонансная настройка взаимодействий, преобразовать эту пару в атом. А это означает, что атом образован тем, что «включает» настрой (резонанс) взаимодействия. То есть языком, словом, речением. В таком представлении становится понятным, почему главный (образующий) смысл слова содержится в глаголе (движении).
У ЯЗЫКА нашего есть одно очень важное качество, которое позволяет нам не исчезнуть в море бездуховности сегодняшнего мира (здесь надо бы писать БЕСдуховность, то есть дьявольская духовность).
Зададимся вопросом: Содержит ли реальный мир такие качества, сведения о которых не поставляются органами чувств нашему сознанию?
ТВОРЕЦ наделил нас определенным набором чувств, с помощью которых мы общаемся с окружающим миром. И если бы в реальном мире были какие-то качества, непостижимые нашими органами чувств, то такая окружающая среда была бы для нас враждебной, не материнской. То есть за нами можно было подглядывать, а мы не знали бы про это. Согласитесь, наделять ТВОРЦА такими качествами, было бы чересчур!
Другое дело, что чувства надо понимать. Надо в себе развивать умение распознавать чувства. И это одна из задач, поставленная перед нами ТВОРЦОМ.
Есть ощущения, которые правильно распознаются «на автопилоте» - это чувства ориентации, голода, вкуса, цвета и т.д. Ребёнок, например, сначала видит мир перевёрнутым, затем уже происходит переориентация ощущения относительно силы тяжести.
Но есть и такие сведения об окружающем мире, которые надо анализировать, домысливать и понимать. На этом, кстати говоря, основываются прогностические способности нашего мышления, которые позволяют нам правильно ориентироваться в окружающем мире и обустраивать свою жизнь. А вот тут-то не всё хорошо, скорее совсем плохо.
По своему недомыслию, а больше по злой воле наших «духовных» воспитателей мы потеряли значительную часть наших способностей анализировать сведения, поступающие от органов чувств. И это не сгущение красок. Посмотрите, что мы сделали с окружающей средой? А какой образ жизни сегодня считается идеалом? …
Но что же ТВОРЕЦ? Неужели, ОН, предоставив нам свободу воли, не предвидел такого варианта развития и не снабдил нас никаким противоядием. Нет, конечно, и здесь ТВОРЕЦ нас не оставил! В Природе имеется механизм, который позволяет нам исправить ошибки, точнее понять правильный путь развития. Это – некоторый запас устойчивости (свойство жизненных систем восстанавливаться до исходного состояния после прекращения действия возмущающей силы). Так чем же снабдил нас ТВОРЕЦ? Что позволяет даже такой нерадивой и строптивой «твари» как человек надеяться на возрождение? Красота, какой мир спасётся? Да конечно! Любовь и справедливость? И это, безусловно! …
Но главное - ЯЗЫК!!! Но, не тот, который определяют как случайно образовавшуюся знаковую систему любой физической природы, выполняющую познавательную и общения функции в процессе человеческой деятельности, и уж тем более не тот, который «мясистый снаряд во рту».
Язык – это ещё и данное ТВОРЦОМ средство опознавания сведений об окружающем мире, представляемых нашему сознанию органами чувств.
Тогда легко понять, что замутнение ЯЗЫКА – важнейший способ превращения народов в «Иванов, не помнящих родства» и как следствие превращение их в бессловесное, легко управляемое стадо. Также понятно, почему нам надо бороться за наш ЯЗЫК.
В этом смысле ЯЗЫК – это бастион нашей устойчивости и последняя надежда на «отрезвление» от так называемых достижений современной цивилизации.