Заглянем в словари и найдём, что АНАЛОГИЯ – это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках, а ПОДОБИЕ - понятие, характеризующее наличие у геометрических фигур одинаковой формы, независимо от их размеров. То есть одинаковость геометрических форм – вот что выделяют словари при определении понятия ПОДОБИЕ.
В теории подобия различают ещё и физическое подобие, под которым понимают подобие поля соответствующих физических параметров двух систем в пространстве и времени. В частном случае это, например, кинематическое, динамическое и механическое подобие; подобие тепловых процессов и тепловых потоков; электродинамическое подобие и т.д.
Из словарных толкований видно, что и аналогия, и подобие являются частными свойствами некоторых явлений и только.… Но это не так!
Вы никогда не задумывались, почему математические формулы справедливы во всех отраслях практических знаний? Потому что математика – царица науки? Нет, конечно, не это. Причина – всеобщий (природный) Принцип Подобия.
В Библии подобие упоминается только в «Шестодневе»: «Создадим человека по образу и подобию нашему» (Быт. 1: 26). В Коране этого нет: «И вот сказал Господь твой ангелам: Я сотворю человека из звучащей, из глины, облеченной в форму» (сура 15: 28).
Акт творения по «Шестодневу» частично перекликается с «Изумрудной скрижалью»: Нижнее подобно Верхнему …, - то есть человек – Нижнее, Творец – Верхнее. Но Скрижаль, конечно, носит в себе всеобъемлющий смысл. В чём он?
Одним из следствий теоремы о неполноте Гёделя является невозможность познания внешнего на основе постулатов внутреннего. Этим подтверждается невозможность эволюционного развития на выбранных человечеством путях, какие оно видит, обладая сегодняшним мировоззрением.
Но природа, тем не менее, развивается почему-то. Очевидно, что в природе имеется какой-то механизм, игнорируемый человечеством, которое обладает в пределах выделенного Творцом попущения свободой воли, но которое по незнанию или по злой воле (сейчас это не важно), использует это свободу явно не соразмерно с канонами Творца. Этот механизм позволяет природе, во-первых, эволюционно развиваться, а во-вторых – переходить на новую (более высокую) ступень развития.
Интересное наблюдение.
Любой из нас может безошибочно отличить изображение малыша от взрослого существа, будь то животное, птица или человек. Это объясняется разными пропорциями частей тела. Потом, в процессе развития малыш достигает взрослых пропорций. Но только правильно развившимся организмам свойственны гармонические пропорции (иначе говоря, золотое сечение). То есть получается, что в природе организм (при условии невмешательства) обязательно достигает в своём развитии совершенства, в соответствии с запрограммированными алгоритмами, хотя и не сразу после рождения, а в процессе гармонического развития.
Эволюционное развитие природы идёт путем накопления по отношению к исходной начальной базе. Какова величина этого накопления? Чем больше, тем лучше - или нет?
В Евангелии говорится об узкой двери в Царство Божье: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их» (Матф. 7: 14).
В математике известно, что устойчивость бинарных систем зависит от соотношения составляющих a и b, и обеспечивается при выполнении соотношения 1/3 ≤ a/b ≤ 2/3. Видно, что речь идёт о каком-то оптимуме. Ещё упростим аналогию.
Вот растёт ветка папоротника (см. рисунок). Каждый последующий листик немного меньше предыдущего, то есть прирост немного меньше базы.
Таким образом, мы имеем нижний уровень – базу (фигура 1 на рисунке ниже). К нему прибавляется, развиваясь гармонично и пропорционально, совершенствуясь, добавка - верхнее (фигура 2). В сумме нижний уровень и добавка образуют Верхний уровень (фигура 3).
Оказавшись на Верхнем уровне (который для нового цикла будет нижним) и, развиваясь аналогично, мы перейдём на ещё более высокий уровень. Запишем сказанное в виде пропорции:
Конечно это очень схематичное объяснение, но зато наглядное. Только при выполнении такого соотношения (пропорции) возможно совершенствование. Потому-то гармоническая пропорция и называется золотым сечением.
Золотая пропорция – это необходимое и достаточное условие перехода Нижнего в Верхнее. Для объекта, потерявшего Гармонию золотой пропорции, такой переход делается невозможным и происходит инволюция.
А есть ли в Писаниях упоминание о Божественной (золотой) пропорции?
Косвенно в Библии, как уже говорилось, есть упоминание о подобии и пропорциях (в «Шестодневе» и в Евангелии при упоминании о вратах в Царство Божье).
В Коране же говорится так: «Он создал всякую вещь и размерил её мерой» (сура 25:2). Здесь появляется слово МЕРА. Давайте проанализируем смысл этого слова.
Каждое слово содержит два понятийных уровня: высокий и обиходный.
По Далю:
МЕРА - способ определенья количества по принятой единице; мера вообще прилагается к протяженью и к пространству, а отвлеченно, вообще предел, ино пора, срок.
То есть обиходный смысл – какое-то количество. … Далее:
Мерка дело красит. По мерке мастера знать. Счет да мера, крепче вера. Что мера, то и вера. Душа всему мера, меру знает. Глаза да мера, то прямая вера. Глаза - мера, душа - вера, совесть - порука.
Высокий смысл слова МЕРА – основа красоты, соразмерности, гармонии. Не это ли имеет в виду Коран, когда говорит о Божьих Творениях, которые Бог «размеряет мерой».
Но вот ещё интереснее:
В животном страсти слиты в одно с рассудком, образуя побудку, а потому в страстях животного всегда есть мера; страсти человека, напротив, отделены от разумного начала, подчинены ему, но вечно с ним враждуют и никакой меры не знают.
Народная мудрость подтверждает нашу правоту: В природе есть запрограммированность гармонического развития, но продолжается она до стадии человека, которого Творец наделяет свободой воли (для чего Он это делает – особый вопрос). И единственным путём совершенствования человека и человечества является соблюдение МЕРЫ (гармонии), в том числе и в пользовании свободой воли. То есть можно сказать, что МЕРА - это заданные Творцом граничные условия существования свободы воли. Недаром в общеарийской мифологии, главной ветви Древней Традиции, есть воспоминания о вселенской горе Меру
Интересное наблюдение
Икона «Чудо в Хонех»
Икона «Чудо Георгия о змие».
Перед нами две иконы «Чудо в Хонех», с изображением Архангела Михаила и «Чудо Георгия о змие». На иконах два воителя: Святой Георгий Победоносец, поражающий змея копьём, и Архистратиг Михаил, ударяющий копьём-мерилом в круглый камень. Копьё у Архангела не имеет заострения на конце, чем подчеркивается, что это орудие не столько кары, сколько ИЗМЕРЕНИЯ, которым Архангел Михаил, как своеобразным аршином измеряет добрые и злые дела.