Вступительная статья
(от переводчика на русский язык)
Слово "санкхья" специалистами по санскриту переводится как "число", "калькуляция". То есть, выражаясь по-русски, смысл этого древнего учения заключается в том, чтобы научить идущего по пути познания человека вычислять возможные варианты и просчитывать ситуацию.
Без каких-либо натяжек можно констатировать, что система Санкхья – это древнейшая философская система, она появилась за столетие до Будды (VII век до н.э.) А, учитывая то обстоятельство, что по утверждению Гегеля нет никакого множества различных философий, а существует только единая философия как метод, то можно говорить лишь о различных направлениях философии, школах и т.п.
Поэтому, исходя из вышесказанного, можно сказать, что Санкхья Капилы – это primal system философии вообще. В Европе греческая философия поднялась в своём развитии до уровня систем только спустя 3 века (Аристотель жил 384 – 322 г. до н.э.).
Кроме того, Санкхье присущи все атрибуты или критерии, по наличию которых она определяется именно как система, а не просто философское сочинение. Сюда можно отнести наличие в ней системы понятий, определяющих как задачи, так и способы их решения; терминологическая разработанность "языка" философии; рассмотрение основных тем: природа и душа; достоверность знания, проблема бытия, структура психики и пр. Ведь именно тематика стала содержанием философии в форме так называемых "вечных" вопросов, а вовсе не идеи различных идеологий. И идеи, и доктрины возникали (и возникают) как реакции разных поколений в разных культурах в лице наиболее развитых интеллектуально индивидуумов, которые пытались обосновать свои концепции реальности и тем самым подтвердить опосредствованно отсутствие духовной деградации своего народа.
Однако, "всё течёт, всё изменяется", и теперь уже проповедники современной "войны идей" не слишком-то полагаются на силу аргументов, а всё чаще использует психологические приёмы для увеличения "поголовья" своих сторонников. Но даже авторы некоторых современных доктрин, которые считаются популярными, (хотя и основаны на сомнительных предположениях), при использовании логической аргументации, порой не обременяют себя исследованием самой истории вопроса. Наиболее часто аберрация близости проявляется в том, что скороспелые теории и сиюминутные выводы вдруг начинают усиленно рекламироваться, а проверенные веками учения объявляются суеверными заблуждениями.
И хотя в 20-м веке археологи открыли на территории современного Пакистана и южного Афганистана Хараппскую цивилизацию (37 век до н.э.), от которой впоследствии "отпочковались" китайская и индийская культуры, тем не менее, в школах продолжают рассказывать, что "всё началось с пирамид". Но дело даже не в этих или других "мелочах", а в том, что, последовательно стремясь к своему логическому завершению, современная цивилизация до сих пор не проявила достаточного интереса к начальному этапу своего культурного развития, к тем самым древним идеям и учениям с которых действительно "всё началось". Под этим я подразумеваю следующий момент.
Это сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда СМИ, научные школы, церкви, системы образования и воспитания и пр., все вместе и по отдельности, проповедуют или защищают ту или иную концепцию виденья реальности. А в древности, когда народы ещё жили достаточно обособленно, тогда идеологический фактор не был настолько развит, чтобы распространять своё влияние на другие страны. Не было в этом необходимости и, поэтому, все народы "варились в собственном соку". Вся идеология имела внутреннее предназначение (вердикты правителей для своих подданных, обряды, ритуалы и пр.), не было никаких средств идеологического влияния на другие страны, кроме рассказов торговцев и путешественников. Население Европы и Азии по разным подсчётам варьировало от 1 до 10 млн. человек, многие территории были не заселены. То есть, не было причин вести войны для захвата территорий. Люди просто расселялись.
Исходя из этого, я утверждаю, что система Санкхья возникла вовсе не как средство идеологии, а как результат многовековых духовных поисков древних индийцев. Капила сгруппировал идеи, представления и пр., которые уже были в Ведах, Упанишадах и т.д., приведя их в систему взглядов на внешний и внутренний мир человека, обозначил цель самосовершенствования, то есть, то, что потом в Европе стали называть благом.
Причины, по которым я выбрал именно перевод д-ра Д.Р. Боллантайна, следующие:
1. Текст содержит перевод 4 комментаторов (Vijn?na Bhikshu, Aniruddha, Nagesa, Ved?nti Mah?deva), повторы были сокращены редактором F. H. MARLESFORD.
2. Английский текст был проверен и уточнён группой брахманов.
3. Текст содержит аргументы оппонентов, а не просто изложение доктрины, и представляет собой учебник по философии.
В русском тексте я удалил многочисленные сноски, представляющие значение только для специалистов-языковедов, а также большинство "и пр."
Русский текст адаптирован для читателей, не имеющих специального философского образования. Переводчик.
Вы можете скачать следующие файлы:
Санкхья. Книга 1. (перевод на русский язык) http://narod.ru/disk/21586734000/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%85%D1%8C%D1...
Санкхья. Книга 1. (английский текст)
http://narod.ru/disk/21587116000/Sankhya.book%201.doc.html
"Йога-Сутра" Патанджали. : http://yoga-sutra.narod.ru/
Над редактированием я продолжаю работать.
Предположительно в конце года нынешняя редакция будет заменена на более точную.