Метафизические (Духовные) корни понятий «Виртуальность» и «Майя»
(постановка вопросов и перспективы их решения).
Выработка правильного мировоззрения
имеет, конечно, первостепенную важность
для Человечества (будучи в прямом
смысле вопросом Жизни и Смерти).
Дж.Л.Синг
Людское население Земли последние десятилетия переживает СИСТЕМНЫЙ цивилизационный кризис. К глобальному экологическому кризису новое столетие прибавило также глобальный финансово-экономический кризис. Последствия развития современной техногенной цивилизации угрожают уже существованию всего живого на нашей планете.
Мировое общественное мнение в лице общепризнанных авторитетов (представителей духовенства мировых религий и светской элиты, философов и учёных, общественных деятелей) приходит к выводу о том, что основой и корнем общепланетарного предкатастрофического кризиса современной цивилизации является Духовный – МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КРИЗИС, прежде всего - Нравственный, не преодолев который «земное человечество» не имеет шансов на дальнейшее пребывание на Планете. Ибо сама природная окружающая среда становится всё менее жизнеспособной из-за деятельности людей на базе используемых Мировоззренческих систем. Именно это и было действительной целью прошедшего летом 2008 г. в Сеуле XXII Всемирного философского конгресса.
«Историческое значение Сеульского конгресса заключается в том, что он заложил фундамент для формирования единой мировой философии, отвечающей вызову глобализации. Средством формирования новой философии является «культурный синтез Востока и Запада», по выражению корейского философа Yersu Kim. Мировоззренческой основой новой эпохи является высокая культура модерна (Просвещения), переосмысление философских традиций Востока и Запада. В процессе диалога культур формируется единая мировая философия, которую можно рассматривать как всеобщий язык коммуникации и глобализации. Сила философии – в силе Слова, несущей истинную мысль. Необходимо, говорил P. Kemp, восстановить истинный смысл слов, выражающих общечеловеческие ценности и идеалы.
Задача состоит в том, чтобы согласовать деятельность человека с законом гармонии – законом Вселенной. Таков императив стратегии мудрости, представленной мировой философией.» (В. В. Мантатов Глобализация, устойчивое развитие и общество будущего. По материалам XXII Всемирного философского конгресса).
Прошло 12 лет после XXII Всемирного философского конгресса, однако признаков «формирования единой мировой философии» до сих пор не наблюдается.
Появляются лишь призывы к созданию Нового мировоззрения и новые мировоззренческие системы, предлагающие новый взгляд на мир и новую онтологическую модель для мировой философии.
ВИРТУАЛИСТИКА – одна из таких систем.
Н.А. Носов в «Манифесте виртуалистики» пишет: «Одной из новых мировоззренческих систем является виртуалистика». «ВИРТУАЛИСТИКА – это не философия и не наука, а ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ, точнее, постнеклассического мировоззрения. Виртуальная онтологическая модель является новой для мировой философии».
«Сегодня Виртуалистика как направление в сфере философии занимается производством теоретического знания на стыке антропоцентрической и космоцентрической перспектив, решая актуальную проблему их сопряжения, связанную с включением субъекта деятельности в схему рациональности и производства теоретического знания» (В. С. Степин).
«В современном философском знании сложились несколько подходов к толкованию виртуальной реальности.
Во-первых, виртуальная реальность - иллюзорная, порожденная компьютерными технологиями реальность;
Во-вторых, это субъективная реальность, генерируемая интеллектуальными способностями человека, силой его собственного сознания;
В-третьих, виртуальность - бытие особого рода, недовоплощенное, недореализованное бытие, «недобытие»;
В-четвертых, виртуальная реальность - особое психологическое состояние, часть психологической реальности человека;
В-пятых, виртуальная реальность есть способ отчуждения человека, в процессе диалога сознания и машины от собственной плоти.
В современном философском знании большинство подходов к определению феномена виртуальной реальности являются взаимоисключающими. Это многообразие настоятельно требует поиска некоторого единства, способного органически объединить достигнутые результаты исследования виртуальности в целое, способное исполнить методологическую роль в современном научном познании.» (И. Д. Лобанков Современные концепции виртуальной реальности).
Не говорит ли ПОНЯТИЙНО размытая суть ТЕРМИНОВ «Виртуальность» и «Виртуальная реальность» о том, что используемые для их определения Мировоззренческие системы (начиная с Витуалистики как новой мировоззренческой системы) сами в своих основах не обладают необходимой и достаточной степенью чёткости и определённости?
А как обстоит дело со смысловой чёткостью и определённостью в истолковании ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ (корневой) сути самого слова «Виртуальность»?
«Этимология слова «виртуальный» берёт свои истоки от слова vir (с лат. — «мужчина»). Римляне образовали от него другое слово — virtus, которое использовали для обозначения совокупности всех превосходных качеств, присущих мужчинам (физическая сила, доблестное поведение, моральное достоинство). Такое же имя было у богини Виртус из древнеримской мифологии.
Из латинского, слово проникает в старофранцузский, а в XIII веке — из французского в английский. В английском, слово virtual с появлением вычислительной техники приобрело дополнительный оттенок «не существующий в действительности, но появляющийся благодаря программному обеспечению»[2]. (http://wiki-org.ru/wiki/Виртуальность)
«…в санскрите глагол vrtti означает мгновенную, беспрепятственную реализацию психического акта Йога. При этом происходит актуализация неких ментальных конструкций, образов, которые мы считаем реальностью и- с которыми взаимодействуем, например: «Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/»
В старославянском языке родственное слово - глагол верьти, означавший «кипение, бурление» (например, кипение родника). То есть корень vrt, как отмечает Н.А.Носов [128, 21], обозначает событие, творимое, порождаемое в данный момент чьей-то активностью.
латинское «virtus» - это «доблесть, необычное качество», и употреблялось это слово в контексте обозначения боевой доблести, экстаза битвы.»
(Кирик Татьяна Анатольевна Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология, 2004
https://wiasite.com/page/intemet-realnost/ist/ist-17--idz-ax46.html)
Этот краткий обзор различных и интерпретаций самого СЛОВА «Виртуальность» не только не вносит бОльшей смысловой определённости в соответствующее ПОНЯТИЕ, а напротив – ещё более размывает вышепоказанную понятийную неопределённость и противоречивость.
Подытожим вышесказанное набором синонимов слова «Виртуальный», который показывает – в каких смыслах зачастую употребляется это слово, а значит обозначает смысловое поле (СМЫСЛОРЯД) значений, в которых профессиональные теоретики употребляют данное понятие (слово, термин):
«Значения слов синонимов к слову «ВИРТУАЛЬНЫЙ»: видимый, возможный, воображаемый, иллюзорный, ирреальный, кажущийся, мнимый, мыслительный, несуществующий, фиктивный.» (https://znachenie-slova.ru/виртуальный)
Таким образом, смысловая размытость и противоречивость ЭТИМОЛОГИИ (корневой перво-основы) самого слова «ВИРТУАЛЬНОСТЬ» дополняет и усиливает нечёткость и неопределённость «ВИРТУАЛЬНОСТИ» как ПОНЯТИЯ с многочисленными несогласованными друг с другом и даже – взаимоисключающими смыслами.
Не говорит ли это о том, что согласно Мировоззренческому смыслу Теоремы неполноты Гёделя для поиска чёткой, определённой и однозначной сути данного модного понятия, слова и термина «ВИРТУАЛЬНОСТЬ» надо ВЫЙТИ ЗА РАМКИ используемых ныне Мировоззренческих, философских систем и попробовать посмотреть на эту проблему с Метафизических – т.е. с Духовных позиций, которые культивировались в Древних Мировоззрениях?
Может Мировоззренческий тупик, в котором находится современная людская цивилизация, обусловлен именно НЕЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬЮ используемых Мировоззренческих систем, которые НЕПРАВИЛЬНО – то есть искажённо отражают Жизнь окружающей нас действительности, а значит являются в прямом смысле НЕПРАВИЛЬНЫМИ МИРОВОЗЗРЕНИЯМИ??
Может быть прав Дж. Л. Синг, сказавший, что «Выработка ПРАВИЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ имеет… первостепенную важность для Человечества (будучи в прямом смысле вопросом Жизни и Смерти)»?