"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
"ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ"
1. РЕАЛЬНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ МИР
1. Познание не относится к абстрактному миру. Существование абстрактного мира не оспаривается.
2. Поэтому целесообразно признать существование абстрактного, чувственно воспринимаемого отвлечённого мира. Философская позиция устанавливает такое существование, но не относит себя к этому миру. Философия определяет [своё] внешнее отношение к нему как отвлечённое.
3. Отвлекаясь от этого мира, философия устраняет [для себя] его познание. Абстрактный мир она оставляет всегда непознаваемым, а познаёт деятельный мир и считает его безусловно познаваемым.
4. Абстрактный мир может быть исследован, но не познан.
5. Философия не исследует, а познаёт! Она познаёт не абстрактный, а реальный мир. Это обусловлено её позицией по отношению к обоим мирам.
6. Познаваем ли мир? Если мир познаваем, то - да.
2. НЕФИЛОСОФСКАЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
1. В отсутствие философии, её подхода и позиции ничто не может быть разделено, но всё - разное. Поляризация философских учений свидетельствует против определения их как философских. "Учение о.." - не философское понятие. Философия не создает учений! "Учение о.." - это результат исследования. Учение требует: воспринимай так! Однако восприятие не относится к философии.
2. Учения, противоречиво решающие основной философский вопрос, - идеалистически или материалистически, - не являются философскими. Эти учения, констатируя разницу объективной и субъективной реальности, далее лишь исследуют отношения между ними.
3. Конечно, они могут видеть существование двух реальностей или двух миров, признавать их разными, но без разделения миров эти противоречивые учения трудно назвать философскими.
4. Избавиться от разницы, сведя оба мира к одному, устранив один из миров или установив первичность одного из них, не значит их разделить и начать философствовать, тем более найти философию, решить её проблему, ею воспользоваться. Противоположность, как и разделение, не очевидна. Противоположение - это произвольный акт. Противоположность реальна лишь в том случае, когда она установлена.
(Вера не тождественна догмату. Она не относится к нему и им не характеризуется. Догмат: "Это так!". Не догмат: "Если это - так, то тогда то - эдак!")
(Открытое марксизмом отражение [общественного бытия] - есть чисто исследовательский результат. Исследование и связанное с ним отражение никак не затрагивает познание.)
5. Онтологический аспект основного философского вопроса, рассматривающий первичность одного из миров, является ещё в большей степени догматом того или другого учения, исследовавшего оба мира и установившего отношения между ними. Может ли быть такое учение достоверным, если достоверность не имеет никакого к нему отношения?! Ответ, разумеется, излишен. Онтологический аспект, в таком случае, вообще бессмыслен. Первичность или вторичность миров относительно друг друга для философии и её позиции не имеет никакого значения.
6. Вторая сторона основного вопроса философии, гносеологическая, интереснее. Здесь речь идет о познании миров, собственно о философии. "Как относится.. познание, духовная деятельность людей к окружающей действительности?" - Никак! Познание, духовная деятельность не относятся к окружающей действительности! "Познают её (окружающую действительность, - прим. А. Аритерос) люди или то, что они называют знанием, оказывается лишь видимостью, прикрывающей незнание?" - Люди не познают действительность и не прикрывают её незнание! Поставивший вопросы о познании действительности не является философом. Эти вопросы не относятся к философии.
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==