"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
ОБЫДЕННОСТЬ
1. ВОЗВЫШЕННОЕ НИСПРОВЕРЖЕНИЕ
1. Очень многие (если не все) известные учения начинаются с ниспровержения предшествующих учений.
2. Никто, как кажется, из создателей новых учений не сомневался и не сомневается в необходимости этого первого шага - ниспровержения.
3. Тем не менее, именно такой подход к предшественникам приводил и приводит к односторонности и ущербности новых мировоззренческих построений. Отсечение разнообразия мнений по поводу того или иного вопроса лишает его всех тех сторон, всё же присущих ему.
4. Любое обращение к прошлому, его рассмотрение невозможно начинать с критики. Рассмотрение не есть критика.
5. Материализм, однако, в виде свода марксистско-ленинской философии, поступает со всем (или почти со всем, поскольку кое-что из стихийного материализма более ранних эпох он признаёт) предыдущим знанием именно так.
6. Ведь легче всего признать объективную реальность чувственно воспринимаемым миром и утверждать, что он существует до и независимо от сознания людей.
7. Может быть идеалисты, зная об этом, идут дальше и подвергают себя многим опасностям, не доверяя столь банальной простоте в этом сложном вопросе.
8. В самом деле, кто может отрицать существование материи, грубо представленной как бесчисленное множество окружающих нас тел? Разумеется, этого никто не отрицает!
9. Идеализм также не нуждается в защите. Он утверждает, говоря о том же, что видимый объективный мир существует лишь при условии его субъективного восприятия посредством органов чувств. Этот мир не является вечным, а порождён и существует благодаря некоторой высшей идее.
10. Нет сомнения в том, что любой ортодоксальный материалист, услышав это, будет обескуражен и смущён банальной простотой в этом вопросе. Так же и идеалист будет обескуражен и смущен такой же банальной простотой в этом же вопросе.
11. Кто будет отрицать наличие собственных чувств, воспринимающих мир, и своих блестящих идей, воплощённых в нем?!
12. Разумеется, от этого вряд ли кто откажется!
2. ОБЫДЕННАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ
1. Дуализм! Обыденное сознание!
2. Действительно, на уровне обыденного сознания сложные вопросы о мирах представлены отнюдь не глубже и не тоньше, чем сейчас здесь.
3. Но каждый обладатель обыденного сознания, как видно, имеет стойкий иммунитет к путанице в мирах. Он лоялен к обоим мирам и не враждебен ни к одному из них, однако он строго отличает один от другого.
4. Любой ортодокс, настигнутый в пределах обыденности, не сможет никого убедить в своей нелояльности к обоим мирам.
5. При выходе из состояния обыденности лояльность исчезает. И тогда одни факты подменяются другими. Они отрицаются. Но практически это отрицание ничего не дает, ибо оно практически бесплодно.
6. Отрицание бесплодно в обыденности.
3. НАУЧНАЯ СМЕЛОСТЬ
1. В случае создания нового учения, важнее и намного плодотворнее отказаться в начале от ниспровержения одних фактов и замены их другими.
2. Наоборот, следует ограничиться пока лояльным (честным или смелым) признанием всех имеющихся или выявленных фактов.
3. Таковых пока два - факт материального (1) и факт идеального миров (2).
4. Для создания нового учения, вообще-то говоря, нужен материал для работы. Игнорируя по крайней мере половину фактов или материала, создатель учения лишает себя так же и возможности работы над ним.
5. В самом деле, ..
6. (Далее - описание материалистических и идеалистических течений.)
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==