"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
КАТЕГОРИИ
1. ПЛАТОН ("ФИЛЕБ")
1. "Благо для всех живущих существ - радость, удовольствие, наслаждение (и всё прочее, принадлежащее к этому роду)".
2. "Благо не это, - но разумение, мышление, память (правильное мнение и истинные суждения)".
3. Радость - разумение.
4. По-моему, разум беспристрастен, а душа пристрастна. Душа - произвольна. Разум - безразличен.
5. "Удовольствие испытывает человек невоздержанный". "Рассудительный наслаждается в силу своей рассудительности".
6. "Удовольствия проистекают от противоположных вещей, но сами они не противоположны друг другу".
7. Нельзя полагаться на учение, которое все противоположности сводит к единству.
8. Всё приятное - приятно. Но не все приятное - благо.
9. "Странно говорить, что многое есть единое, и единое есть многое".
10. 1) Одно. 2) Другое, противоположное. 3) Смешение. 4) Причина. 5) Различение.
11. "Всё, о чем говорится как о вечно сущем, состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность".
12. Представление первоначального единства не только как единого, многого и беспредельного, но и количественно определённого.
13. Беспредельное - множество, но только через число (количество) между беспредельным и одним. Единства (множество единств) составляют беспредельное.
14. "Говоря о третьем, я имел в виду то, что первые два рода порождают как единое, именно возникновение к бытию как следствие ограниченных пределом мер".
15. Возникновение бытия - есть положение предела, ограничение мерой.
16. "Все возникающее возникает благодаря некоторой причине".
17. 1) Беспредельное. 2) Предел. 3) Сущность (смешанная и возникающая из 1) и 2)). 4) Причина (смешения и возникновения).
18. "В теле есть душа".
19. "Ни мудрость, ни ум никогда не могли бы возникнуть без души".
20. То, что характеризуется становлением, не имеет бытия.
21. Два начала: 1) начало само по себе; 2) начало, стремящееся к другому.
22. "Одно всегда существует для другого существующего; другое - это то, ради чего всегда возникает возникающее ради чего-либо".
23. Это - цель!
24. Становление - ради бытия.
25. Удовольствие, поскольку оно есть становление, должно становиться ради [какого-либо] бытия.
26. Благо - то, ради чего.
27. Становящееся же ради того (блага) относится к другой области.
28. Удовольствие не относится к области блага.
29. "Стремящийся к удовольствию избирает разрушение и становление, а не ту третью жизнь, в которой нет ни радости, ни печали, а только разумение, сколь возможно, чистейшее".
30. Благо: 1) красота; 2) соразмерность; 3) истина.
2. РАССУЖДЕНИЕ (ПЛАТОН "ФИЛЕБ")
1. Не вижу у Платона ничего определённого и ясного. Не вижу ясности цели!
2. У него ни одно утверждение не достоверно. Однако [его] утверждения логичны!
3. Изложение, подобное платоновским диалогам, неопределённо. Иначе быть не может, поскольку оно - произвольно.
4. Непроизвольное изложение определено в значительно большей степени.
5. Непроизвольное изложение - определённо, а произвольное - [объективно] неопределённо.
6. Непроизвольное изложение - повелительно, безоговорочно, а произвольное - условно, сомнительно (не так ли?).
3. ИЗЛОЖЕНИЕ И СОЧИНЕНИЕ
1. Изложение - непроизвольно, повелительно, безоговорочно.
2. Сочинение - произвольно, условно, сомнительно.
3. Изложение безоговорочно доказывает любое положение.
4. Любое положение условно, сомнительно, ибо оно сочинено.
5. Любое положение вполне возможно строго доказать.
6. Но при этом оно само, доказанное, окажется недостоверным.
7. Оно - условно, поэтому объективно недостоверно.
8. Доказывается то, что излагается.
9. Излагается то, что сочиняется.
10. Сочинение - условно, сомнительно.
11. Излагается то, что пересказывается.
12. Пересказывается то, что сочиняется.
4. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
1. Доказательство - суждение (рассуждение), имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения.
2. Утверждение именуется тезисом доказательства.
3. "Обосновать" истинность или ложность [суждения] нельзя!
4. За истинностью и ложностью кроются действия [людей,] соответственно, по принятию и отвержению [тех или иных утверждений].
5. Действия по принятию или отвержению утверждений, суждений можно обосновать!
6. Однако [все] суждения заведомо не истинны и не ложны.
5. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (2). ТЕЗИС
1. Положение - тезис.
2. Тезис - истинный.
3. Тезис - ложный.
4. Все тезисы - истинны!
5. Тезис (доказательства).
6. Причинно-следственная связь - накладывается задним числом.
6. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (3). АРГУМЕНТ
1. Аргумент - суждение, на которое опирается доказательство (от противного, задним числом).
2. Из аргумента (аргументов) следует тезис (логически).
3. Аргумент - основание.
4. Аргумент считается истинным.
5. Доказательство аргумента не опирается на тезис. Доказательство - опровержение.
6. Аргумент - суждение (система суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суждения (системы суждений).
7. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (4). ПРЕДИКАТ
1. Предикат - термин суждения (в котором что-то говорится о предмете речи - субъекте). Предикат - предел суждения, его граница.
2. Предикат силлогизма - не безусловен!
3. Все суждения условны!
4. Нет безусловных, объективно истинных суждений!
5. Нет "истинных" и "ложных" суждений!
6. Все суждения правильны!
8. ДЕКАРТ
1. Сомнение в возможности вещей.
2. Доказательство возможно лишь в изложении.
3. Сочинение - недоказуемо.
4. Логика - искусство построения силлогизмов (о предлагаемой проблеме).
5. Силлогизм - отношение необходимого следования между данными предположениями и заключением.
6. 1) Предположения определяют заключение. 2) Заключение отличается от посылок (предположений).
9. ДЕКАРТ (2)
1. Науки, исследующие причины (почему есть), ведут доказательства, используя схемы рассуждения, которые изучаются логикой.
2. Доказательство - силлогизм, который строится из истинных и первых положений или из таких, знание о которых берёт своё начало от тех или иных первых и истинных положений, т. е. из аксиом, теорем.
3. Но истинных положений нет! Поэтому "доказательство" строится только на предполагаемых первых положениях.
4. Доказательство - силлогизм. Силлогизм - ещё не доказательство!
5. Силлогизм: 1) доказывающий; 2) диалектический; 3) софистический. Дедукция.
6. Декарт: 1) сомнение в возможности (всех) вещей; 2) все сомнительное - ложно; 3) сомнение не относится к жизненной практике; 4) сомнение в чувственных (вещах); 5) сомнение в математических доказательствах; 6) существование определяется сомнением (несомненностью - сомневающийся не сомневается в собственном существовании).
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==