Президент России Владимир Путин сообщил, что число преступлений в ИТ-сфере за последние шесть лет выросло в 10 раз. В Генпрокуратуре России заявили, что киберпреступность стала представлять угрозу национальной безопасности. По словам представителя ведомства Андрея Некрасова, раскрываемость таких преступлений составляет не более 25%. Он подчеркнул, что подобные тенденции тесно связаны с цифровизацией общественных отношений, а также с такими особенностями киберпространства как доступность информации, охват широкой аудитории, анонимность и трансграничный характер.
21 мая 2021 года меня пригласили на очередную беседу в Санкт-Петербургский международный криминологический клуб; с докладом «Масштабная цифровизация образования: криминологический аспект (Статус ситуации, планы и угрозы)» выступила Анна Викторовна Швабауэр – кандидат юридических наук, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи (Санкт-Петербург, Россия).
11 мая 2021 года в Казани было совершено преступление 19-летним юношей. Предполагают, что одной из причин такого жестокого расстрела могло послужить пристрастие к компьютерным играм ("стрелялкам"), а также доступность информации по изготовлению взрывчатых веществ. Я поинтересовался: каковы причины теракта в Казани, и при чём здесь Интернет?
По словам представителя Генпрокуратуры Андрея Некрасова, число преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации значительно выросло, а в 2020 году негативная тенденция только усилилась. "Зафиксированный рост данных посягательств составил 73,4%, а их общее количество за год достигло 510,3 тыс.", - сказал Некрасов. Он отметил, что если ещё пять лет назад в общей структуре преступности на долю таких деяний приходилось менее 2%, то в прошлом году они составили уже 25% среди всех преступлений, зарегистрированных в стране.
"Рост таких преступлений наблюдался во всех регионах. Наиболее значительный - в Санкт-Петербурге (с 2,2 тыс. в 2019 году до 19,5 тыс., или на 780%) и Ленинградской области (с 3 тыс. до 7,4 тыс., на 143%)", - сообщил представитель Генпрокуратуры.
Люди устали от мошенников, которые звонят по телефону и предлагают перевести им деньги под различными предлогами. Часто называют себя полицейскими, работниками банка и т.п. Когда же это кончится? Никогда! "Ящик Пандорры" открыт и вряд ли захлопнется.
По мнению главы государства необходимо наладить более чёткое взаимодействие правоохранительных органов с банковским сообществом, интернет-провайдерами и операторами сотовой связи.
В России проводится глубокая реформа образовательной сферы. Анализ законодательства, методических материалов и практики, связанных с данной реформой, показывает, что в её основе лежат рекомендации зарубежного происхождения, несущие серьёзную угрозу образовательной системе России, суверенитету и национальной безопасности государства. Так считает к.ю.н. Анна Викторовна Швабауэр.
В тезисах к докладу она указала следующее. "Одним из ключевых направлений реформы образования является его широкомасштабная цифровизация. Активная фаза цифровизации в России запущена на основании инициатив Всемирного банка. Он рекомендует провести в стране «полную цифровую трансформацию государственного сектора», в качестве приоритета – сфера образования, при этом должна обеспечиваться приверженность принципу «цифровой от начала до конца».
Идеологической базой цифровизации образования в России является форсайт-проект «Образование 2030. Дорожные карты будущего», разработанный в 2010 г. Д. Песковым, П. Лукшей и др. Указанный проект верифицировали представители ОЭСР и CISCO. Проект предусматривает «слом/ликвидацию традиционных моделей образовательной системы» в период 2022–2030 гг.
Установки указанного проекта детализированы в докладе «Будущее образования: глобальная повестка» (2013–2014), подготовленном Д. Песковым, П. Лукшей и др. при поддержке Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив. Оператором проекта является Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).
Указанный доклад предусматривает не только разрушение системы национального образования, но также предполагает фактическое уничтожение традиционных культурных норм и государства (передача государственных функций глобальным структурам). Авторы доклада настойчиво призывают к его практической реализации.
Цифровизация образования в стране, запущенная при активной поддержке наднациональных структур, является серьёзнейшим риском нацбезопасности.
Формируемая система приведёт к разрушению отечественной системы образования; переводу её под контроль операторов цифровых платформ; подрыву суверенитета страны; причинению серьёзного вреда здоровью и интеллектуальному потенциалу населения; сегрегации граждан; массовому сбору персональных данных населения; формированию т.н. «профиля гражданина», который станет основой создания системы «социального рейтинга»; манипуляциям в отношении граждан с использованием соответствующих цифровых платформ. Такие последствия свидетельствуют о наличии явных признаков «преступного закона» у нормативных актов, лежащих в основе обсуждаемых преобразований.
Планируемая реформа ведёт к разрушению школы как мощного социального института профилактики преступлений, создаёт почву для преступной системы «социального рейтинга» и совершения преступлений, в частности, киберпреступлений". (конец цитаты).
Насколько связана цифровизация в школах с преступлениями в школах?
11 мая 2021 года в Казани было совершено преступление. Устроивший стрельбу в казанской гимназии №175 19-летний Ильназ Галявиев на допросе признался, что его главной целью было именно убийство, а не попытка кого-то запугать, а гимназию он выбрал только из-за её месторасположения.
Галявиев утверждает, что выбрал именно это учебное заведение, потому что оно находится рядом с его домом: претензий к учителям своей бывшей школы или её нынешним ученикам у него, по его словам, не было.
На допросе Галявиев заявил, что сначала собирался застрелить 20 человек, но потом решил действовать по ситуации. Он утверждает, что всем жертвам целился в голову, но мог промахиваться из-за плохого зрения.
Причиной своего поступка он назвал то, что, по его мнению, все люди являются биомусором, а он – богом, которому все должны подчиняться. Это осознание, как он утверждает, пришло к нему резко, без каких-либо предпосылок.
Убийство двух и более лиц общеопасным способом, (часть 2 ст. 105 УК), не было спонтанным. К нападению на гимназию, которую Галявиев окончил в 2019 году, злоумышленник мог готовиться с апреля. 12 апреля, получив разрешение на приобретение оружия, он через два дня примерно за 30 тыс. руб. купил полуавтоматическое ружье Hatsan Escort и патроны к нему. Затем в интернете он нашёл рецепты приготовления взрывных устройств на основе селитры, которую заказал с доставкой в онлайн-магазине. Из неё он изготовил как минимум две бомбы, начинённые поражающими элементами. Одну оставил в квартире, а со второй отправился в школу.
Вся подготовка к преступлению была никем не замечена. Колледж, в котором он учился на программиста, Галявиев давно забросил. А родственники, проживавшие с ним, покинули квартиру, оставив его одного. По некоторым данным, они переехали на дачу из-за неадекватного и агрессивного поведения Ильназа.
Галявиев приходил в гимназию несколько раз. 11 мая в 9:30 злоумышленник повторно пришёл в гимназию с ружьём, заряжённым пятью патронами. Остальные были распиханы по карманам разгрузки и в рюкзаке. Молодой человек был в маске с надписью «бог». В своём телеграм-канале он оставил несколько записей, из которых можно было понять, что Ильназ готовится к преступлению, но не предотвратить его, как считают специалисты, потому что информации было крайне мало.
По предварительным данным, мощность СВУ эксперты оценили в 900 грамм в тротиловом эквиваленте. К счастью, от взрыва и разлетевшихся по этажу осколков никто не пострадал. Затем убийца принялся ходить по школе, пытаясь открыть двери классов (их закрыли после обращения по громкой связи администрации) и стреляя в учеников и учителей, которые оказывались у него на виду.
Дойдя в поисках жертв до 3-го этажа (учительская его почему-то не заинтересовала), Галявиев вломился в класс, где занимался 8 «а».
Выпустив пять зарядов картечи в учителя и школьников, преступник перезарядил ружьё и продолжил стрелять. Затем из окна этого класса он вёл огонь по детям, которые, выбравшись из школы, пытались убежать.
Жертвами убийцы стали семь детей и двое учителей. Ещё 20 человек получили ранения и травмы, в том числе выпрыгивая из окон.
Увидев из окна прибывший росгвардейцев, убийца снял с себя разгрузку, оставил ружьё и с поднятыми руками вышел к ним. Никому никакого сопротивления он не оказывал.
Одни требуют не рассказывать об этом в СМИ чтобы не создавать рекламы преступнику. Другие требуют ввести смертную казнь. Третьи - ограничить Интернет. Четвёртые - ввести охрану всех школ Росгвардией.
Нужно искать причины, а не виновных! А виновато всегда общество (вернее, государство). Это уже третий случай, когда бывшие ученики расстреливают родную школу с намерением покончить собой. Однако никто не хочет разбираться в подлинных причинах произошедшего. Как и всегда, всё спишут на невменяемость подростка. Как криминолог, работавший в родной школе, на основе данных СМИ, могу предположить, что нападавший мстил за отчисление из колледжа, которое он посчитал несправедливым.
В 2008 году я опубликовал статью «Почему стреляют в школах», в 2014 году – «Почему убивают учителей», в 2018 году после теракта в Керчи «ПРАВО НА БЕЗОПАСНОСТЬ».
После бойни 2018 году в Керчи нужные выводы сделаны не были!
Интересную статью опубликовал доктор юридических наук, профессор Сергей Фёдорович Милюков "Троечник страшнее пандемии".
Предполагают, что Ильназ страдал расстройством головного мозга. Но если человек тяжело психически болен, то почему это долго было тайной для окружающих и для колледжа, в котором он учился несколько лет?
Вменяем он или нет, установить должна медэкспертиза. Но ему, конечно, выгоднее быть невменяемым, чтобы избежать уголовного наказания.
Он пришёл стрелять в РОДНУЮ школу. Как и два прежних стрелка.
Один из пришедших к школе мужчин повесил на забор картонную табличку с надписью: "Ты не бог, ты гнида". Послание было адресовано самому стрелку, который перед совершением преступления разместил в соцсети сообщения о планах "убить биомусор" и называл себя "богом".
Откуда у студента деньги на лицензию - 40 тыс., на оружие порядка 30-40 тыс., и на патроны, а также комплектующие к взрывчатому веществу?
Предлагают: 1\ Убийцу нужно отдать родителям погибших. 2\ Жилища семьи и родственников убийцы уничтожить 3\ Всех родственников убийцы выселить из города. 4\ Цель - создать прецедент и понятное всем представление о последствиях и ответственности за последствия подобных актов массовых убийств.
Мнения о происшедшем самые разные. Приведу некоторые.
"Чего мы ждём в больном мире, где психопат не психопат, а человек с альтернативным уровнем эмпатии? В Великобритании кухонный нож или ножницы подростку не продадут - сильно спасает? В Китае то и дело психи нападают на школы и детсады, огнестрел запрещён - но в ход идут топоры и ножи. Про США и говорить нечего... В США на руках у населения 700 миллионов стволов".
"Общая размытость этики, экзистенциальный кризис бытия - всё это работает на подобные трагедии. Старых норм и идеалов нет. Брейвик убил сотню человек и скандалит, что ему разрешено играть не во все компьютерные игры в его многокомнатной камере и кофе подают холодным. Налицо общий кризис существующей модели развития современной цивилизации".
"Учителям связали руки, каждое замечание воспринимается в штыки. Детям выделили полную неприкосновеннось, в результате этого в жизнь выходят полные эгоисты и слюнтяи, которые начинают "закусываться"на любое противоречие".
"Он скорее психопат, это не болезнь а состояние души, а вернее, её отсутствие. Ему с детского сада внушали, что "свобода - превыше всего", что "самое главное в жизни каждого человека - это он сам", что "не нужно обращать внимание на мнение других", что "каждый должен думать прежде всего о себе".
"Он сделал из всей этой современной педагогики честный и практический вывод, что он - "бог", что вокруг - "биомасса" и что он - вправе убивать.
Убийца не пошёл в торговый центр с ружьём, он пошёл туда, где его не смогут убить жертвы. Убийца трус, о чём ещё говорит его аккуратная сдача властям".
Педагог из Казани, в 2017 году работавшая в школе, где учился задержанный по подозрению в стрельбе в казанской гимназии Ильназ Галявиев, поделилась своими воспоминаниями о молодом человеке. Альфия Мустафина в 2017 году в течение четырёх месяцев была классным руководителем в классе, где учился Ильназ Галявиев. Педагог призналась, что крайне удивлена обвинениям в его адрес. "Он был спокойный, положительный... Учился хорошо, не общался с шумными и "крутыми" компаниями. Спокойный, тихий мальчик", - рассказала Мустафина.
Мать Ильназа Галявиева дала следователям первые показания. Женщина заявила, что понятия не имела о преступных планах сына. Что касается ружья, которое он приобрёл за две недели до трагедии, это для неё тайной не было и она выступала против, однако поделать ничего не могла. Женщина пожаловалась следователям, что на расспросы о целях покупки сын только отмахивался. "Не лезь, я буду охотиться", - такие слова сына привела женщина.
Отец стрелка заявил правоохранителям, что тоже не догадывался о преступных умыслах сына. О том же говорили и бывшие одноклассники парня: все вспоминают его как тихого, неконфликтного и мирного парня. Одноклассник выдвинул версию: "В колледже довели".
Ранее Ильназ не состоял на учете ни в полиции, ни в комиссии по делам несовершеннолетних. Семья нападавшего также никогда не попадала в зону видимости правоохранительных или социальных служб. "Ясно одно, что семья никаких подозрений не вызывала ни у кого", - отметила омбудсмен, добавив, что пока не получилось связаться с родителями.
Говорят, будто Ильназ не читал "Преступление и наказание" Достоевского, потому и совершил такое преступление. Но Ильназ учился хорошо, и, я уверен, читал этот роман, потому и посчитал себя "право имеющим" – назвав себя "богом".
Проблема человека, посчитавшего себя "богом" и приобретшим право на преступление, не нова. Об этом в своих романах писал Фёдор Михайловича Достоевский ("Преступление и наказание", "Бесы", "Братья Карамазовы").
«Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие… Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия – это убить себя самому… Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия… Я хочу высший пункт и себя убью», – так говорил Кириллов, герой романа Ф. М. Достоевского "Бесы".
Ильназ назвал себя "богом", чтобы заявить своё право истреблять "биомусор" и всё человечество, которое, как сам признался, искренне возненавидел.
"Я всегда всех ненавидел и начал ещё больше ненавидеть. Я впервые сказал это своей маме, у меня мамы нет, я её на «вы» просто называю. Она мне не мать. У меня нет родителей, я вас всех ненавижу. У меня нет матери, я от всех отказался. Женщина, которая меня родила, это не мать. Нет ни мамы, ни папы, я их так никогда не называл".
"Я ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ БОГОМ, просто ОСОЗНАЛ я это. А летом у МЕНЯ НАЧАЛ ПРОБУЖДАТЬСЯ МОНСТР. Я всех начал ненавидеть. Я всегда всех ненавидел, но я еще больше начал ненавидеть. И не смей мне приписывать СВОИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭКСТРАСЕНСОРНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, я не псих. Я не эти, которым вы приписываете СВОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ".
За день до преступления 10 мая 2021 года я опубликовал видео беседы в передаче с Владиславом Листьевым "Какая молодёжь пошла" 1988 года. На мой пост мало кто обратил внимание, хотя призывал, предупреждал. А на следующий день 11 мая случилось ЧП в Казани.
Как в прошлом школьный учитель и преподаватель колледжа скорблю вместе со всеми по поводу произошедшего в Казани. Два года назад я опубликовал статью «Почему убивают в школах». В ней речь шла об убийствах в школах Америки и в европейских странах. Я предупреждал, что подобное может начаться и в России, говорил о причинах. Но никто не прислушался. Год назад в 263 московской школе отличник убил своего учителя. А 17 октября 2018 года в Керчи жертвами массового убийства, совершённого учащимся колледжа, стали 20 человек, среди которых — 15 студентов и пять работников колледжа. Пострадали более 50 человек.
Криминологи давно обсуждают проблему преступности и право на безопасность, предлагают власти конкретные рекомендации. Но их не слышат или не хотят услышать.
12 октября 2018 года в Санкт-Петербургском международном криминологическом клубе состоялась очередная международная беседа. Докладчиками были: профессор Д.А.Шестаков (Россия, Санкт-Петербург), профессор Х.-Й.Альбрехт и профессор Й.Арнольд из Института зарубежного и международного уголовного права им М.Планка (Фрайбург, ФРГ). Тема: «Криминология – уголовное право – право безопасности: схватка или единение?»
За последние десять лет произошёл 31 трагический инцидент, когда учащийся расстреливал своих сверстников и учителей в учебном заведении. 32 молодых человека (в основном в школах США, а также в школах Нидерландов, Германии, Турции и Финляндии) убили из огнестрельного оружия 83 человека. Ранения получили 126 человек. Жертвами оказывались такие же молодые люди, как и сами убийцы. К этой ужасной статистике следует отнести и самих подростков-преступников, которые во многих случаях сразу после совершения преступления кончали жизнь самоубийством.
Проблема безопасности детей в учебных заведениях встала особо остро после массового убийства в школе «Колумбайн» (США). В 1999 году два ученика старших классов Эрик Харрис и Дилан Клиболд заранее подготовили и осуществили нападение на остальных учеников и персонал в своей школе с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие ранили 36 человек, из них 13 — смертельно. После этого застрелились сами.
17 октября 2018 года учащийся колледжа в Керчи Владислав Росляков около 12:20 с началом большой перемены зашёл в столовую колледжа, оставил там сумку, а затем вышел. В сумке находилось самодельное взрывное устройство.
Кровавая трагедия в Керчи выявила две главных проблемы.
1\ Каким образом распознать склонность ученика к агрессивному поведению до того, как случится непоправимое?
2\ Что следует изменить в системе охраны учебных заведений, чтобы вооруженный человек не смог попасть туда ни при каких обстоятельствах?
По опыту работы в школе знаю: психолог в учебном заведении, находящийся в подчинении у директора и выполняющий его распоряжения, не способен обеспечить реальную защиту личности учащегося.
Нужно не искать виноватого, бороться не с последствиями, а с причинами!
Однако нам опять предлагают усиление охраны, переаттестацию охранников частных охранных предприятий. Но никто не хочет задумываться о причинах трагедии, никто не хочет ничего предложить, чтобы подобные трагедии не повторялись.
Невозможно в каждой школе дежурить охраннику с оружием. Кто за это будет платить? Опять родители?
ФСБ беспомощно разводит руками – оно не может вычислить потенциального преступника подобного рода, не в силах предотвратить преступления. Все мы заложники беспомощных органов безопасности и специальных служб.
Люди спрашивают: зачем нужна дорогостоящая Росгвардия, если она не может защитить людей от подобных преступлений?
Бороться надо не столько с последствиями, сколько с причинами!
Дело не в доступности оружия – убить при желании можно чем угодно – дело в социальных причинах убийства.
Чтобы избежать трагедий, необходимо постоянно мониторить уровень удовлетворенности детей учебным процессом, школьным климатом, взаимоотношениями и комфортностью пребывания в учебном заведении.
Следует признать, что пример Брейвика дал результат. Многие неуравновешенные личности захотели утвердиться в глазах окружающих подобным же образом. Эта «зараза» распространилась по миру. Остановить её практически невозможно.
После каждого подобного рода случая психологи и социологи предупреждают, что следующий акт будет ещё хуже (чтобы «прославиться»). Однако ничего не предпринимается.
А возможно ли что-то предпринять в подобных ситуациях?
История подобных преступлений доказывает, что предотвратить их практически невозможно.
Кто из нас в юношеском возрасте не мечтал отомстить своим обидчикам по типу «все умрут, а я останусь»?!
Опять ищут какие-то внешние силы, чтобы не признавать собственную вину за произошедшее.
Видимо, власть не нуждается в советах независимых специалистов и экспертов, а предпочитает продажных крикунов-пропагандистов. Криминологи, социологи, психологи предлагают конкретные рекомендации, но власть их не слышит или не хочет услышать.
В стране нет кризисных центров, куда семьи смогут обращаться со своими проблемами. В России до сих пор нет качественной психологической школьной службы, системы кризисных семейных центров. Многие школы и колледжи по-прежнему не заключают договоры об охране с ЧОПами, хотя по закону обязаны это делать. В Москве и в Петербурге появились рамки с металлодетекторами, охранять школы стали сотрудники ЧОП. Нередко родители вынуждены сами оплачивать услуги ЧОП.
Первый вопрос, который возникает: как жить после этого? Как БОГ допускает такое? Неужели и в этом есть какой-то смысл?
Кажется, что всё лишено смысла. Но это не так. Смысл – он везде!
Значит и в этом расстреле тоже есть смысл. Но какой?
Я знаю это по собственному опыту работы в школе, когда ко мне приходили подростки и жаловались на несправедливость учителей.
Когда я преподавал юриспруденцию в Петровском колледже, меня пригласили в комиссию для независимой оценки знаний учащегося, вступившего в конфликт с преподавателем права. Я объективно оценил знания учащегося и встал на его сторону.
Почему-то никогда не хотят говорить об истинных причинах, списывая всё на психическую неуравновешенность преступника и не желая разбираться в социальных причинах произошедшего. Тогда как именно социальные причины, на мой взгляд, являются детонирующим фактором столь массового проявления девиантного (отклоняющегося) поведения.
Я закончил юридический факультет Ленинградского университета по специальности «уголовное право». В НИИ комплексных социальных исследований изучал проблемы преступности несовершеннолетних. В Детском фонде возглавлял службу социальной и психологической помощи. Два года работал в родной школе, где проучился десять лет.
Я пришёл в школу помогать детям, заниматься профилактикой отклоняющегося поведения. С этой целью и создал службу социальной и психологической помощи. Но когда результаты стали неугодны руководству школы, оно приняло решение ликвидировать службу.
Так сейчас поступают во многих школах, сокращая психологов и учителей, и чаще всего тех, кого любят дети и кто любит детей.
Одним из первых в Санкт-Петербурге я пытался осуществить эксперимент по нравственно-правовому воспитанию. Однако вскоре натолкнулся на аморализм и волюнтаризм директора школы. В то время как я вещал в классах о необходимости соблюдения законов, директор издавал незаконные приказы, принуждая учащихся делать уборку в туалетах. Ученики спрашивали меня об этом, и я называл эти действия директора противоправными. Директор часто появлялся в школе в нетрезвом виде.
Я пришёл к печальному выводу: в школе не учителя существуют для детей, а дети для учителей.
Чего не хватает в отношениях учащихся и учителей — так это веры. Но более недостаёт любви. У меня под окнами здание школы. Каждый день я вижу, как дети приходят в школу и как выбегают из неё. Современные дети ходят в школу как на зону, это место, где над ними постоянно ставят эксперименты, своего рода «ад».
Сейчас в школе нет нравственного и правового воспитания. Проблема в том, что педагоги не знают, чему и как воспитывать, нет моральных норм и принципов. Сейчас уже никто не скажет, что самый правильный поступок это бескорыстный поступок.
В нашем обществе нет высоких нравственных идеалов, нет общей консолидирующей идеи. Рост благосостояния не может быть целью жизни человека, равно как и возвеличивание страны.
Ныне большинство выпускников школ ставят перед собой вполне прагматичную цель – достижение материального достатка. Прагматизм и утилитаризм современной молодёжи в перспективе могут привести к духовному кризису, когда повзрослевшие люди удовлетворят все свои материальные потребности и встанет вопрос, ради чего жить.
Сегодня быть современным означает иметь деньги, много денег, очень много денег. Налицо явный перекос в сторону материальных ценностей.
Сталкиваясь с реальностью, молодые начинают понимать, что жизнь управляется по совсем иным законам, нежели те, о которых им рассказывали в школе.
Трудно убеждать детей соблюдать правила, когда администрация показывает пример беззакония.
У знакомой сын в 14 лет заявил: «Мама, нет смысла учиться, в нашей стране можно только воровать, чем больше украсть, тем легче "отмазаться"...»
Надо отметить, что современные юноши и девушки более свободны, знают больше, но морально инфантильны.
Родителям нет времени воспитывать, они приползают с работы усталые и разбитые, хорошо, если найдут время расписаться в дневнике своего ребенка.
По опыту своей работы в школе учителем правоведения и руководителем службы социальной и психологической помощи, могу предположить, что в конфликте с трагическим исходом всегда виноват старший, то есть учитель. Мне приходилось разбирать подобного рода конфликты, и могу сказать, что если конфликт случается, то вина в большей степени лежит на педагоге.
Я уверен: причина в возможном оскорблении и публичном унижении ученика. Десятиклассники это уже взрослые люди, но ещё ранимые как дети.
Если уж ребёнок решил убить своего учителя, значит оскорбление было очень сильным.
Все сценарии подобных убийств очень похожи: третирование со стороны окружающих (учителей или работодателей), увольнение с работы (из школы), одиночество, отсутствие любви, остракизм. А результат один – месть!
Теперь преступник и не пытается оправдаться, он просто мстит, не надеясь на понимание и прощение, и потому убивает себя. Он мстит обществу, которому не нужен! Потому что для общества он чужой странный непонятный необыкновенный чужак.
Я это называю проявлением негативизма (как социально-психологического феномена), когда психологические причины преступного поведения обусловлены социальными причинами.
Психологическая неуравновешенность молодых людей естественное явление. А вот детонатором отклоняющегося поведения (преступления, самоубийства, наркомании), всегда служат социальные причины! И дело вовсе не в доступности огнестрельного оружия. Сейчас и бомбу смастерить не проблема. Проблема в другом – в социальной несправедливости и социальном отчуждении!
В мае 2018 года депутат Ирина Яровая предложила законопроект об усилении ответственности за создание колумбайн-сообществ. Конечно, надо бороться с «группами смерти» и с пропагандой насилия в Интернете. Но это даст лишь небольшой результат. Такие группы могут образоваться на любой платформе, да и просто во дворе.
Профессор МГУ доктор психологических наук Александр Асмолов считает: «Мы имеем ситуацию разжигания ненависти в стране каждый день. Страна живёт в концепции заговора против неё, и когда под этим «гипнозом» находишься долго – рано или поздно начинаешь действовать в русле этой мифологии. Виноват даже не телевизор, а те, кто несёт через него потоки идеологии ненависти».
По мнению президента В.В.Путина, произошедшее в Керчи «это в том числе, судя по всему, результат глобализации, как ни странно. В соцсетях, в интернете мы видим, что созданы целые сообщества. Всё началось с известных трагических событий в Соединённых Штатах, в школах Соединённых Штатов. Молодые люди с неустойчивой психикой создают для себя каких-то лжегероев. Это значит, что все мы, вместе взятые, не только в России, в мире в целом, плохо реагируем на изменяющиеся условия в мире. Это значит, что мы не создаём нужного, интересного и полезного контента для молодых людей, и они хватают этот суррогат героизма. Это приводит к трагедиям подобного рода», — сказал Путин.
01 ноября 2013 года состоялось заседание Санкт-Петербургского международного криминологического клуба о преступности и праве на безопасность.
В своё время я занимался изучением отклоняющегося поведения молодёжи и даже собирался писать диссертацию на эту тему (в Интернете есть ссылки на мои публикации). Я берусь утверждать, что виной всему именно социальные причины, такие как социальная несправедливость, социальное равнодушие и социальная отчуждённость в обществе! Уже слишком много подобного рода случаев, чтобы называть их эксцессом.
«Возникающая агрессивность подростков проистекает от неприятия ими лицемерного общества, которое не может правильно сориентировать молодого человека в жизненной реальности, сохранив при этом его веру в усвоенные в процессе воспитания идеалы.
Неприятие всего и вся и возникающие на этой почве конфликты с окружающими у молодых оттого, что, сохраняя привычное уважение к авторитету отцов, юноши и девушки видят, что в жизни нет той правды и той веры, потребность в которой они испытывают.
Именно неприятие лицемерия взрослых порождает конфликты среди отцов и детей.
Желание молодых жить по-своему и иметь свой опыт наталкивается на жёсткий контроль со стороны взрослых, которые узаконили свои представления о действительности в форме общественных стереотипов и различных табу. Но невозможно самостоятельно жить по чужим представлениям, даже если они абсолютно правильные.
Поиски истины перерастают в бунт…».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
P.S. Уже разработана система, в которой поведение школьников будет контролировать нейронная сесть с искусственным интеллектом. Разумеется, для пущей безопасности ребёнка, школы и педагогов. Но пока система делает слишком много ошибок адекватной интерпретации действий учащихся.
P.P.S. Военный квадрокоптер Kargu-2, находясь в автономном режиме работы, убил человека во время вооружённого конфликта в Ливии. Машина была настроена на автономное убийство без приказания извне. Это первый зафиксированный случай в истории, когда дрон без приказа человека совершил убийство. Это убийство открывает новую эру — войны машин, которую они будут вести против нас по своим правилам.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПРЕСТУПНОСТЬ
21.05.2021 в Санкт-Петербургском криминологическом клубе состоялась беседа на тему "Преступность в сфере науки и образования"
ВЗГЛЯД 1988 ЛИСТЬЕВ КОФЫРИН АФАНАСЬЕВ
Кофырин и Афанасьев у Листьева в передаче "Взгляд" (1988 год) "Какая молодёжь пошла"
https://www.youtube.com/watch?v=Vpra_hQ2sxg&feature=youtu.be
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В XXI ВЕКЕ
Мнения о романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в Президентской библиотеке им. Ю.Н.Ельцина в Петербурге 16.04.2021
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь
P.S. «Я тебя тоже люблю!» - говорят американцы в ответ на хамское и агрессивное поведение. А я бы на дверях каждой школы написал ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
А по Вашему мнению, связаны ли ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПРЕСТУПНОСТЬ?
© Николай Кофырин - Новая Русская Литература- www.nikolaykofyrin.ru