Особенностью описанных стадий сознания является то, что в акте полагания иного как источника раздражения и себя как источника ощущения, вещь утверждает себя как получающую свое определение от иного, как полностью от него зависящую. Реакция вещи на внешнее воздействие в данном случае жестко детерминирована неким предзаданным и пока что неявным критерием, алгоритмом. Вещь пока что совершенно несвободна в своем полагании.
Если реакция была полаганием предела иному, внешнему, то ощущение представляет собой полагание вещью своего внутреннего предела. Но и в том, и в другом случае это именно полагание, но еще не положенность. Вещь отличает, но еще не отличила себя от иного. Иное для нее остается чем-то нерасчлененным, также как и она сама для себя является чем-то нерасчлененным и слитным.
Следующим этапом сознания будет полагание самого процесса реакции/ощущения как некой завершенности. Вещь теперь отличает собственные акты от самой себя и источник внешнего воздействия — от себя и от него самого. Это означает, что происходит углубление в себя с одной стороны субъекта, с другой стороны — объекта. Каждый теперь обладает собственным внутренним и внешним бытием, что делает обе стороны относительно независимыми. Эти внутренняя и внешняя стороны суть не что иное, как сущность и существование, или смысл и факт, о которых мы говорили вначале. Таким образом, самополагание вещи дошло до степени различения смысла и факта как в самой вещи, так и в ее окружении. На стадии реакции вещь полагает лишь фактичность внешнего бытия, в ощущении фактичность внешнего соотносится с неким внутренним центром, но этот центр еще не положен как таковой и субъект ощущения еще не знает того, что он ощущает и что ощущает именно он. Теперь же вещь отличает с одной стороны собственный смысл от собственных проявлений, т.е. знает себя, и с другой стороны — отличает объект как нечто определенное и ощутимо данное, т.е. знает иное. Эта ступень имеет своим результатом формирование образов восприятия и представления.
В акте восприятия фиксируется неизменный смысл предмета в соотнесении его с пространственно-временным существованием этого предмета. Языковой иллюстрацией акта восприятия будет высказывание «вот это», где местоименное наречие «вот» выражает непосредственную фактическую данность предмета, а местоимение «это» — его смысловую определенность.