Субстанция.
Что есть единая эволюционная субстанция? Это – материя? Воля, сознание, дух? Это Природа, Бог? Здесь у приверженцев учения о ноосфере возникли еще такие понятия, как «радиальная энергия, имеющая психическую природу», «материальная матрица», «главная ось эволюции», «точка Омега». Ищут философы, ищут ученые и религиозные деятели. На чем остановиться? Хочется найти что-то одно, что-то всеобщее, универсальное для науки, философии и веры, что позволяет измерить себя в определенных единицах, чтобы узнать – далеко ли прошли, туда ли двигались, высоко ли поднялись в достижении совершенства, – найти и хотя бы на время успокоиться. А потом спокойно… поспать не «мягкой перине» познанной, наконец, абсолютной истины. Философы выдвигают гипотезы, которые оправдывают себя или не оправдывают, что может выясниться через десятилетия или столетия, но не может быть с очевидностью доказано, как это имеет место в науке. Религиозные мыслители выдвигают предположения, гипотезы, постулаты, которые, вследствие различия человеческих вкусов, стремлений, понятий о смысле жизни, добре и зле, могут быть только приняты на веру. Я полагаю, что «прыжок» через пропасть между мышлением ученого и философа, философа и религиозного мыслителя невозможен. Конечное и бесконечное будут до конца веков стоять друг против друга на расстоянии. Скажем так: природа их такова. Вещество, предмет, с которым работает химик, можно увидеть, взвесить, потрогать руками и т.д., а над материей, философской категорией, таких операций не произведешь. Пьер Тейяр де Шарден, предложил свой вариант понимания субстанции и сути эволюции, устроив переполох среди католиков: только все в христианском сознании успокоилось, определилось, как появился «сектант», расшатывающий основы.
«Главная ось эволюции» - что это такое? Что эволюционирует, оставаясь неизменным в начале, в конце, во веки веков, заключая при этом в себе стимул, «мотор» развития? Дух, как диалектическое соединение разума и воли? Это Гегель. Но его дух лишь логически отделен от от природы, а не в реальности, не в пространстве и времени, где он является понятием предмета. «Дух только как дух – пустое представление, он должен обладать реальностью, наличным бытием, должен быть для себя объективным, предметным", - можно прочитать в "Философии права". Между тем как основоположники учения о ноосфере, положив в основу эволюции некую реальную субстанцию – материальную, природную, – на высшем этапе эволюции отрывают ее от реальной оболочки и оставляют в неопределенности. Живая клетка в природе – это нечто зримое, разум, индивидуальный и коллективный, не содержат в себе ничего таинственного, мистического, дух в понимании философа тоже понятен – это единство разума и воли, единство теоретической и практической деятельности человека. А что есть дальше? А дальше, когда в ходе эволюции «радиальная энергия» истощит весь свой потенциал к духовному развитию, когда историческое соединится с трансцендентным, – эволюция не будет нуждаться в материальном носителе и целиком перейдет в сферу духа… Духа? Но это будет дух, оторванный от материи и природы, это будет Бог, якобы центр всех центров, который не сможет произвести ничего реального. И сына своего в мир не пошлет, чтобы спасти грешников. Гегель не решился оторвать реальный дух от реальной материи, духовное развитие от реального развития, а поборники учения о ноосфере решились на это. То есть ушли в полную и беспросветную мистику. Их субстанцию не представишь себе, даже не помыслишь. Она оторвана от «материальной матрицы», от всего хода доисторических и исторических событий. Это и не гегелевский вариант движения понятия от «в-себе-бытия» к «для-себя-бытию». Сидит на небе «Правитель» и придумывает законы поведения. Но как он их реализует в мире, как доносит до людей?.. Это даже не «конституционная монархия». «Власть и народ» – в полной изоляции друг от друга. Единая космически-историческая и религиозная субстанция испарилась.
Итак, «главная ось эволюции». Можно предположить, что природа – мать человека. Разумеется, «рождает» она по-своему. Но и «отец» у него должен быть, и таковым предположительно является дух. Если разум понимать как понятие вещи, связи вещей, природы, общественной жизни, то дух можно принять и за единую субстанцию природного человека со всеми его потребностями, инстинктами, способностями, стремлениями, и за субстанцию исторического развития, являющуюся одновременно субъектом и объектом развития. Отчуждающую и снимающую отчуждения, отдаляющуюся от себя и возвращающуюся к себе, являющуюся одновременно началом, средством и концом развития. И тогда мы можем сказать, что все действительное разумно, все разумное действительно. Бог – Дух, и «управляет» он миром, имея перед собой мировые законы, а не произвольно. Разумеется, философская гипотеза, как и гипотеза религиозная, всегда останутся таковыми, – и с этим мы должны смириться. Ноосфера – сфера развития разума – существует, пока живет на земле человек – материальный носитель разума.
«Хитрость разума» – остроумная находка Гегеля. Разум, полагаю я, – педагог, он учит и воспитывает, поощряет, шутит, издевается, наказывает. (К его тяжелой работе мы добавляем свой юмор, свои потаенные желания.) Наказывает наглецов, мерзавцев, преступников. Хотели победы – получили полный разгром. Шли к одному общественному порядку – пришли к противоположному. Разум как субстанция исторического развития является равнодействущей общественной силой, сложенной из инстинктивных и сознательных побуждений и действий всех активных людей планеты или отдельного социума. Велико влияние непредвиденных обстоятельств. Во Второй мировой войне огромная сила победила силу просто большую, разумная военная стратегия – стратегию хитрую и подлую. Победило знание арифметики войны, а не мистическая вера в чрезвычайные способности вождя. Что касается падение строя, тоже уповавшего на знание военной и социальной арифметики, то здесь была совершена серьезная ошибка в операциях сложения и вычитания. Политические деятели слишком часто обманывали себя и других дутыми цифрами. Формулу – учиться, учиться и учиться – использовали другие, а не те, кто ее придумал.
Способ производства материальных благ был определен субстанцией ученым, решившим перевернуть мир и построить на земле бесконфликтный порядок для людей труда. На первый взгляд, он мыслил в соответствии с философской позицией Гегеля: субстанция не только объект, но и субъект развития. Однако в действительности, открыв якобы последнюю истину и поставив себя в положение «Бога», он сам стал абсолютным субъектом (без объекта), произвольно решающим, кому жить, а кому умереть. Поборники «Бога», навеки законсервировавшие проект Учителя, умело воплотили его в жизнь. А потом, как и следовало ожидать, провалили. В качестве мировой субстанции Ницше избрал волю к могуществу, к власти над слабыми, которая якобы господствует в неживой природе и в природе живой. И развязал руки политикам, тоже претендовавшими на роль абсолютного субъекта (без объекта). Четверг, 9 января 2014 года