Общество всегда будет разделено на сильных и слабых, здорвых и больных, талантливых и сереньких, подвижных и вялых, предприимчивых и равнодушных к успеху, умных и глупых, более образованных и менее образованных, склонных к свободе и склонных к патернализму, красивых и некрасивых (даже уродов). Это природа, и не считаться с природой – верх абсурда. Личное и общественное развитие усиливает эту дифференциацию. Если все это разнообразие оставить без политической власти, очень скоро сильные, здоровые, умные, активные начнут между собой войну, от которой всем прочим тоже будет несладко. Логически это доказано Гоббсом, а практически... ну, хотя бы Россией 90-х годов, когда у нас ослабло (не исчезло) государство. Опыт жизни с ослабленным государством проделали многие и многие народы. Можно, конечно, помечтать о том времени, когда исчезнет этот ненавистный многим людям феномен, но пытаться убрать его указом группы анархистов или группы марксистов будет иметь страшные последствия. Я полагаю, что и в перспективе, в будущем уравнивания и умиротворения не произойдет. Надо принимать жизнь такой, какая она есть, путем разумного законодательства достичь можно лишь смягчения крайностей. К сожалению или к счастью, жизнь – это состязание, соперничество, соревнование, когда сильные имеют преимущество перед слабыми, умные перед глупыми и т.д.
К чему приводит утопизм, показал опыт России в XX веке. Читаешь работы Ленина и приходишь к выводу: это – безумец. «Как организовать соревнование…
Разнообразие здесь есть ручательство жизненности, порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых, от блох — жуликов, от клопов — богатых и прочее и прочее. В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ, до их исправления, надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом — расстреляют на месте одного из десяти, виновных в тунеядстве. В пятом — придумают комбинации разных средств и путем, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма». «Гильотина только запугивала, только сламывала активное сопротивление, нам этого мало». «От трудовой повинности в применении к богатым власть должна будет перейти, а вернее одновременно должна будет поставить на очередь задачу применения соответствующих принципов (то есть трудовая повинность и принуждение – С.К.) к большинству трудящихся рабочих и крестьян». Ради достижения блаженного состояния в будущем, ради коммунизма большевики ввели диктатуру пролетариата. На неопределенный срок. А точнее – до конца веков, потому что в принципиальном вопросе, в вопросе бесконечного человеческого разнообразия индивидов, природа не отступит ни на шаг. Надо сказать, что анархизм здесь более утопичен и менее агрессивен: нет у него в арсенале материала, который можно использовать в качестве пушечного мяса, – пролетариата.
Современное демократическое государство для реализации социальной справедливости и свободы позволяет достичь максимум возможного. Выборы. При выборах президента США не муссировалась тема фальсификации, как у нас, в России, разумно устроена смена власти и в других демократических странах. Можно сказать, что там политическая власть легитимна. Достигнут в них идеал социальной справедливости? Там достигнут баланс экономических и политических отношений, позволяющий разным социальным группам существовать относительно спокойно, относительно мирно. В общественном развитии не надо «штурмовать небо», не надо бежать, скакать, гнать народ, мобилизовать его, осуществлять «прорыв» (как на фронте). Я сторонник мирной эволюции, медленного приближения к тому, что мы называем идеалом. Пятница, 9 ноября 2012 года