Государство. (Реакция на текст Горгиппа "Теория демократии")

Аватар пользователя Сергей Корягин
Систематизация и связи
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Я выделил бы три варианта отношений к государству, допускающие в нем разные степени свободы: 1. Сакральное отношение (священное, мистическое, спиритуалистическое). Из него вырастает деспотический способ властвования – царский или вождистский. Всякая власть от Бога, говорит сторонник религиозного отношения к власти; правитель – помазанник Божий, и законы он создает абсолютные, вечные, не исполнять которые – великий грех. Побочный вариант – патерналистский: правитель – отец (патер, папа); он строг и любит всех ровно. Всякая власть от фюрера передовой нации, в природе господствует сильный, скажет правоверный нацист; здесь прямая философская связь с теорией Ницше: все живое в природе стремится к господству. Всякая власть от вождя пролетариата, убежден преданный марксист, для которого учение Маркса («верное» и «всесильное») значит не менее, чем Библия для христианина. Большевистские вожди понимали роль символов в демонстрации могущества и планировали соорудить на Дворце Советов гигантских размеров памятник Ленину. Не успели – война помешала. Памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге отлично символизирует деспотического правителя:

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне…

………………………………..

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

2. Разумное отношение. Законы государства должны быть разумными, если оно хочет быть прочным. Гегель: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Нравственная (практическая) идея выходит из абсолютной идеи и развивается в полном соответствии с идеей теоретической. Она осуществляется в семье, в обществе, в государстве. Логическое движение идет вглубь, поэтому последнее по сути является первым: государство воплощает в себе вершину нравственности. Хочешь воспитать хорошего человека, сделай его законопослушным гражданином разумного государства, говорит Гегель. Можно усмотреть в этой позиции элемент мистификации, сакрализации, обожествления государства. Великий философ – сторонник конституционной монархии. В конституции, полагает он, должны быть прописаны, а в реальной жизни осуществлены, все свободы, которые делают власть прозрачной, контролируемой, но главное – эффективной.

3. Позиция Руссо: государство – продукт Общественного договора. На ней построено либеральное отношение к государству. Ее крайнее выражение: государство – ночной сторож. Гегель резко критиковал позицию Руссо; по его мнению, она явилась главной причиной бессмысленной резни, разразившейся в эпоху Французской революции, когда головы срезались так же легко, как легко мы срезаем кочан капусты или проглатываем воду. Только «закручивание гаек», ужесточение государственной власти директорией, триумвиратом, а потом Наполеоном остановило дезинтеграцию Франции и консолидировало национальные силы. Но Франция пережила еще целый ряд революций, прежде чем оформилась как демократическая республика. Что касается «наемного государства», о котором говорит мой оппонент, то оно и есть то самое либеральное государство, которое является продуктом Общественного договора. Поздравляю Вас, Горгипп! Вы – либерал!

В этой связи я не могу не привести мысли Егора Гайдара о государстве: «Государство должно, преодолев традиции этатизма, обеспечить неприкосновенность частной собственности, произвести разделение собственности и власти, перестать быть доминирующим собственником, субъектом экономических отношений в стране. Государство должно вести активную политику в области борьбы с инфляцией и стимулирования частных (в том числе – иностранных) инвестиций, энергично проводить антимонопольную политику. Государство должно брать на себя заботы об экологии, образовании, здравоохранении, развитии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных… Наконец, необходима разумная военная политика: конверсия главного оплота госсобственности – ВПК и сокращение армии до размера реальных потребностей страны, а не генералов. Нам необходимо эффективное и недорогое государство, секуляризированное». (Егор Гайдар. «Государство и эволюция».)

Однако всякая революция начинается с либерализации политических отношений: старые скрепы разрываются, бушует свобода в обществе, царит разруха в головах. А заканчивается… (ведь надо раздавить «гадину» – порожденную свободой преступность, предотвратить опасность распада целого), заканчивается или безумием или разумным усилением государственной власти, наведением порядка. В октябре 1917 года в России победило безумие, продержавшееся у власти 74 года, а ельцинский либерализм (совершенно необходимый, чтобы сломить тоталитарное чудовище) девяностых закончился у нас разумной политической стабилизацией. На этот раз политическая элита страны усвоила исторический опыт своих и чужих революций, не допустила повальных репрессий, ее поддержал народ. Да, «бурбоны» живы, их не тронули, и они пытаются «раскачать лодку», но, думаю, страна стала на верную дорогу, и ей не страшны угрозы побитых, неудачников, политических «бомжей». Сегодня Россия приобрело внешний облик цивилизованного государства, а к власти пришел разумный и спокойный народ. Вторник, 24 июля 2012 года