III. (творчество)
Умственный образ предмета мы воплощаем в данных нашего опыта, в ощущениях, сообразно с относительным качеством, сообщая таким образом предмету феноменальное бытие или обнаруживая его актуально в природной сфере.
Без обнаружения или воплощения идеи в ощущениях — а) ощущения не имели бы объективного значения, не представляли бы собой никакого предмета; б) сама идея не имела бы никакой действительности в нашем природном сознании, оставаясь в глубине метафизического бытия. [Если довести это замечание до его логического завершения, то оно указывает на то, что, во-первых, идея с необходимостью развивается до степени факта, т.е. имеется некоторая линия развития объекта от его бытия в себе до его объективного воплощения, и во-вторых, каждой степени развития объекта соответствует определенная степень развития субъекта и его познания, т.е. интеллигенции.]
Третьему фазису познания, психическому творчеству, в предмете соответствует его основное определение как актуального, как природного явления. Это определение необходимо для предмета, без него он не имел бы полной действительности. [Поскольку предмет обладает независимым бытием, то он не обязательно может являться нам, но обязательно должен быть явлением. Следовательно, в первую очередь предмет должен быть явлением для самого себя, для этого же он должен осуществиться, стать фактом.]
Итак, предмет в своей полной действительности определяется как
Соответственно этому действительное познание предмета (объективное познание) определяется как
Первое сообщает, что предмет есть, второе извещает, что он есть, третье показывает, как он является.