Познание по Вл. Соловьеву. Часть 3

Аватар пользователя admin
Систематизация и связи
Термины: 

III. (творчество)

Умственный образ предмета мы воплощаем в данных нашего опыта, в ощущениях, сообразно с относительным качеством, сообщая таким образом предмету феноменальное бытие или обнаруживая его актуально в природной сфере.

Без обнаружения или воплощения идеи в ощущениях — а) ощущения не имели бы объективного значения, не представляли бы собой никакого предмета; б) сама идея не имела бы никакой действительности в нашем природном сознании, оставаясь в глубине метафизического бытия. [Если довести это замечание до его логического завершения, то оно указывает на то, что, во-первых, идея с необходимостью развивается до степени факта, т.е. имеется некоторая линия развития объекта от его бытия в себе до его объективного воплощения, и во-вторых, каждой степени развития объекта соответствует определенная степень развития субъекта и его познания, т.е. интеллигенции.]

Третьему фазису познания, психическому творчеству, в предмете соответствует его основное определение как актуального, как природного явления. Это определение необходимо для предмета, без него он не имел бы полной действительности. [Поскольку предмет обладает независимым бытием, то он не обязательно может являться нам, но обязательно должен быть явлением. Следовательно, в первую очередь предмет должен быть явлением для самого себя, для этого же он должен осуществиться, стать фактом.]

Итак, предмет в своей полной действительности определяется как

  1. безусловно-сущий (ens, ontos on);
  2. некоторая неизменная и единая сущность (essentia, ousia), идея;
  3. некоторое актуальное бытие или явление (actus, phenomenon).

Соответственно этому действительное познание предмета (объективное познание) определяется как

  1. вера в безусловное существование предмета,
  2. умственное созерцание, воображение его сущности или идеи,
  3. творческое воплощение или реализация этой идеи в актуальных ощущениях или эмпирических данных нашего природного чувственного сознания.

Первое сообщает, что предмет есть, второе извещает, что он есть, третье показывает, как он является.