II. (воображение)
Мы умственно созерцаем или воображаем в себе единую и неизменную идею предмета, отвечающую на вопрос что есть это предмет.
Этому воображению, или умственному созерцанию, в предмете соответствует второе его основное определение как некоторой сущности, идеи, самотождественной и потому остающейся неизменной во всех внешних положениях и отношениях предмета.
Эта идея (объективная идея) доступна субъекту не во внешнем эмпирическом познании, а в его собственной, внутренней сущности, идее.
Вторая степень познания, — существенное воображение предмета в субъекте, — находит свое выражение в некотором постоянном образе предмета в нашем умственном существе (субъективная идея) первее всякого чувственного впечатления и связанного с ним материального познания.
Психологическое воображение обусловлено уже действительными ощущениями.
Окончание в третьей части