Общим недостатком всех существующих гипотез происхождения Права заключается в том, что на основании их никому еще не удалось создать фундаментально новое Право, и , по сути, они вообще не дают какого-либо инструмента для этого, чтобы гипотезу можно было проверить на практике.
Гипотеза религиозного происхождения Права может быть проверена на практике.
На религиозную природу Права , как общественного института , указывает огромный фактологический материал о нормативных отношениях в анимистических культурах, собранный ученными т.н. Английской антропологической школы.
Смысл, который придавали наши предки обрядам с жертвоприношением хорошо раскрыл британский религиовед Дж. Фрезер (1854-1941 гг.) в своей работе «Фольклор в Ветхом Завете» ч. 2 гл.1 : Из книги пророка Иеремии мы знаем, что, согласно существовавшему обычаю, стороны, заключавшие договор, разрезали пополам теленка и проходили между обеими половинами. Что такова именно была обычная форма сделки в подобных случаях, подтверждается как нельзя лучше еврейским выражением "заключить договор", которое в буквальном переводе значит "резать договор". Другим подтверждением такого толкования служат аналогичные явления в языке и обычаях древних греков, ибо и у них мы находим подобные выражения и обряды. Так, у греков существовали такие обороты речи, как "резать клятвы", "резать договоры" в смысле "произносить клятвы", "заключать договоры". Подобные словоупотребления, как и соответствующие им еврейские и латинские выражения, несомненно, произошли от обычая жертвоприношения и разделения жертвы на части в качестве способа придать клятве или договору формальную силу. Например, когда Агамемнон собирался повести греков против Трои, прорицатель Калхас заклал борова на городской площади и разрезал его на две части, положив одну к западу, а другую - к востоку. Затем каждый воин с обнаженным мечом в руке проходил между обеими частями борова, причем лезвие его меча смачивалось кровью животного. Так греки клялись хранить вражду к Приаму. Иногда же, а может быть и в большинстве случаев, грек, приносивший клятву, не проходил между частями жертвы, а наступал на них ногами. Точно так же перед судом ареопага в Афинах обвинитель давал клятву, становясь на части борова, барана и быка, которые перед тем приносились в жертву определенными лицами в определенные дни. Когда многочисленные поклонники прекрасной Елены добивались ее руки, отец ее Тиндарей, боясь мести со стороны отвергнутых соперников, заставил их поклясться в том, что они будут защищать Елену и ее избранника, кто бы он ни был; чтобы придать клятве формальную силу, он принес в жертву лошадь и разрезал ее на части, на которые становились поклонники во время произнесения клятвы…Аналогичные обряды соблюдаются при заключении мирных договоров у некоторых племен Африки и Индии. Так, У кавирондо (в Восточной Африке) существует такая процедура заключения мира по окончании войны: побежденная сторона убивает собаку и режет ее пополам, после чего делегаты обеих воевавших сторон берут в руки соответственно передние и задние конечности убитого животного и произносят над ними клятву мира и дружбы. Такой же обычай практикуется для скрепления мирного договора у нанди, другого племени в той же местности. Здесь также собака режется пополам; два человека, представители двух враждебных сторон, держат в руках каждый по половине собаки, а третий человек провозглашает: "Пусть тот, кто нарушит настоящий мир, будет убит, подобно этой собаке. [32]
Эта практика заключения союза, при котором договаривающиеся стороны проходили между частями рассечённого тела животного, нашла также отражение в библейском рассказе о заключении завета (договора) между Богом и Авраамом Быт 15: 17. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными].18. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:19. Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,20. Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,21. Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев. Также в аморейских текстах из Мари заключение договора описывается выражением «убить ослёнка».
Быт 31:44. Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.45. И взял Иаков камень и поставил его памятником.
46. И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме. (прим. авт. ели жертвенное мясо, а камни это жертвенник) 47. И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.48. И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад,49. [также]: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга;50. если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.51. И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою;52. этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; . (прим. авт. искусственный холм, как форма фиксации соглашения)
53. Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.54. И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и ночевали на горе.
Кроме того на религиозное происхождение Права указывают следующие факты:
1. Исторический факт совместительства , на заре исторического периода, должности царя и верховного жреца.
2. Политическая роль жречества в регулировании общественно-государственных отношений в странах Древнего мира.
3. Историко-юридические факты, в том числе зафиксированные в священных книгах древних народов, религиозных реформ , предшествующих появлению новых систем права в Древнем мире или проведению радикальных реформ.
3. Историко-юридический факт смены римской античной Системы права посредством Принципа Свободы вероисповедания , зафиксированного в Миланском эдикте 313 года.
4. Историко-юридический факт начала развития современной Системы Права с Принципа Свободы вероисповедания, зафиксированном в Вестфальских соглашениях 1648 года:
согласно общепринятому в науке мнению, современное Право начинает свою историко-правовую традицию с Вестфальских соглашений, и никому еще не удалось предложить иную альтернативу. А в Вестфальских соглашениях , на данный момент истории, сохраняет свою актуальность только одно положение - Принцип Свободы вероисповедания.
Также, на необходимость введения принципа Свободы вероисповедания в правовое поле настаивал сам автор концепции Государственного суверенитета Жан Боден. Именно эта концепция , что является научным фактом , подтверждаемого не только многочисленными работами в правоведении на эту тему , но и 370-летней правоприменительной практикой, лежит в основе суверенного статуса государств, а равно и государей до всеобщего внедрения республиканского строя в Европе.
Вестфальский механизм создания новой Правовой системы:
1. Правомочность отделить церковь от государства имела только Католическая церковь в лице Папы Римского. Среди участников Вестфальских переговоров был представитель Папы нунций Фабио Киджи , закономерно ставший впоследствии Папой Александром VII. Его роль и заключалась в ведении Принципа Свободы вероисповедания в заключаемые государями соглашения.
2. Введение Принципа Свободы вероисповедания является единственным логичным юридическим механизмом , посредством которого можно было аннулировать Каноническое католическое право , которое до этого выполняло функцию Международного Права и ограничивало власть государей, республик и других суверенных субъектов права.
Последние два, вышеуказанных факта, позволяют рассматривать Принцип Свободы вероисповедания, который безусловно является религиозной категорией , как юридический ключ для запуска процесса создания Новой Правовой системы , фундаментально отличной от существующей.
Фундаментальным отличием Новой Правовой системы, которая придет на смену Старой, является юридическое верховенство Договорного права над Публичным правом. Факт , что Договорное право исторически предшествовало Публичному, дает основание считать , что именно Договорное право является Естественным правом и только посредством его могут быть эффективно выявлены и обеспечены естественные права и свободы каждого человека.
Список литературы: