«Верую, ибо абсурдно». Тертуллиан
версия Лютера смехотворная, во-первых бога можно отнести к единому если, для чего требуется связь верующих, а у Лютера про религию как "связь верующих" ничего нет, и выстраивать "связь" с богом самому странно, это примерно то же, что уйти в прострацию, и если "бога" понимать как имеющего отношение к вере. "Он пришёл на землю ради меня лично, ради моего спасения" - спасение подразумевает толпу, а один безнадёжен, а иначе как стать грешным? и если отдельно связан со всевышним, а не в толпе имеет честь быть. "для протестантов вера является личной характеристикой" - личность не существует, что есть и в тексте Евангелия, хотя и в скрытом виде, и кто внимательно читал первоисточник христианства, и идея характера плоха, и не случайно возникшая, как в силу кризиса религии того времени, когда все и всем недовольны были. Видимо в религиях не понимается грех как понятие, а поверхностный взгляд ничего не даст раздумьям об этом, и все причастны толпе, как феномену связи равных, а значит грех надо понимать не лично, а по связи в толпе, и если эта связь не наблюдается, идущая от рода, племени, семьи, государства, то это и есть состояние греха. Может ли единое возникнуть в роде, племени, государстве, да, но религиозно, а в семье и более вероятно, и реально, если религия не может феномен единого покрывать полностью, а только частичным образом, по вере, и религия вынужденно реформируется, в отличие от брака, до которого никому дела нет, и где единое реально. Сейчас религия востребована даже реже чем политэкономия либерал-фашизма, что насилует и жизнь частную, где реформы идут непрерывно под знаком улучшения жизни толпы, но это конечно фальшивое направление. Кальвин дошёл до абсурда, хотя и гением был, где отвёл воле страдательную миссию, и что либерализм, и ему противостоял Ницше со своей "волей к власти", и что потом реализовывалось на путях к либерал-фашизму. Кальвин великий мыслитель, но и великие путаются в категориях мышления, отождествляя бога с единым фактически его уничтожаешь, и где единое вне общего, то есть связи верующих, как и самой религии, ведь только связь воспроизводит волю, а если нет, то рынок, общая идея идиотов, и прочие страсти-мордасти. Кальвин сейчас самый насущный мыслитель для содома, либерализма, но как богослов он уже никудышный.
Сам Лютер в своей монашеской жизни изо всех сил старался удовлетворять требованиям Божьим, и чем строже он это делал, тем больше осознавал, что не в силах достичь желаемого. Он понимал, что это то же самое, как если бы Бог пообещал слепцу миллион золотых монет, если он прозреет. Но это абсолютно невозможно! Глубоко изучая Послание к Римлянам, Лютер понял, что оправдание Божье основано не на человеческих делах, а на милости и благодати Самого Бога. Бог требует праведности, но Своей благодати Он Сам выполняет условия, которые человек не в силах выполнить. То есть Он Сам отверзает очи слепому и даёт ему обещанный миллион золотых.
Что же требуется от человека, чтобы милостивый Бог оправдал его? Протестантизм единодушно отвечает: только вера - solo fide. Но при этом Лютер, Кальвин и другие протестанты под верой понимали не просто убеждённость в исторической истинности какого-то факта или явления. Во-первых, для протестантов вера является личной характеристикой, то есть это не просто согласие с тем, что Христос жил когда-то на земле как историческая личность, имеющая значение для Апостолов или людей религиозных, но это твёрдая убеждённость, что Он пришёл на землю ради меня лично, ради моего спасения. То есть должна быть персональная вера в Христа, а не вера в факты, связанная со Христом.
Во-вторых, вера должна включать доверие (fiducia). Для протестантов вера - не только уверенность в том, что нечто является правильным, истинным, но и готовность действовать в соответствии со своей верой. Вера - не только уверенность, что Бог существует, но и готовность поступать в соответствии с требованиями Божьими, а также готовность доверять Божьим обещаниям.
В-третьих, вера есть способ соединения верующего с Богом во Христе, это мост или канал, объединяющий материальный и духовный мир, это цемент или, говоря современным языком, инфраструктура, способная создать единство человека с Иисусом. С точки зрения протестантизма, веру нельзя отождествлять с набором доктрин. По определению Лютера, вера - обручальное кольцо, указывающее на взаимные обязательства и на союз между верующим и Христом.
Таким образом, протестантизм расставил духовные категории в соответствии с новозаветным порядком: Бог дарует человеку благодать, а затем человек, используя эту благодать, удовлетворяет праведность Божью. Способ, посредством которого эта система функционирует, есть вера.
В кальвинизме главный спор возник вокруг центрального догмата этой системы — предопределения.
Исходя из представления о суверенном Боге, Который в Своих решениях и в Своём выборе абсолютно не зависит от человеческой воли и Который ни в коем смысле не подвластен никаким законам, Кальвин настаивал на доктрине абсолютного двойного предопределения, то есть Бог предназначил одних к вечной жизни, а других к вечной смерти, не принимая во внимание их личные заслуги или недостатки. Не только спасение, но и каждый шаг в жизни человека, то есть вся повседневная жизнь, полностью зависит от воли Божьей, а не от человеческого решения.
С.В.Санников. Двадцать веков христианства