В этом году исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. 21-22 ноября 2024 года в Санкт-Петербургском государственном университете проходила традиционная научная конференция "Дни философии в Санкт-Петербурге". Я уже 15 лет участвую и освещаю работу этой конференции. В этом году основная тема «Пушкин и универсум русского мiра».
Хотя поэт не был философом, его изречения можно рассматривать как философемы, универсальные для всего мира. Я попросил участников конференции оценить известные пушкинские философемы и ответить на вопрос, почему Пушкин универсум русского мiра.
https://vk.com/video1243120_456243973
Перед конференцией пересмотрел любимые с детства фильмы: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Выстрел", "Станционный смотритель", "Маленькие трагедии", новый фильм "Евгений Онегин".
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", — сказал Николай Васильевич Гоголь.
В 1859 году поэт и литературный критик Аполлон Григорьев назвал А.С. Пушкина "НАШЕ ВСЁ". Однако в те годы поэт был признан далеко не всеми. Пушкин впитал очень много из европейской культуры, литературы, поэзии, развил историческое наследие в своём творчестве. Однако не стал мировой знаменитостью, как Шекспир или Достоевский.
Почему же Пушкин универсум русского мира?
Униве́рсум (лат. universum, «совокупность, общность» или лат. summa rerum «совокупность всего», «мир как целое», «всё сущее») — в философии понимается как совокупность объектов и явлений, рассматриваемая в качестве единой системы, как объективная реальность во времени и пространстве. В общем смысле тождественен термину «Вселенная».
Я намеренно перефразировал название конференции "Пушкин КАК универсум русского мира". Это конкретнее, более понятно и глубже. — то, о чём говорил Достоевский в своей "Пушкинской речи" 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности.
"В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении - Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин, - говорил Достоевский в своей "Пушкинской речи".
Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось. Это только у Пушкина, и в этом смысле, повторяю, он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое, ибо... ибо тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии, народность в дальнейшем своём развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем, и выразилась пророчески. Ибо что такое сила духа русской народности как не стремление её в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?"
21\11\2024 доктор философских наук, профессор Илья Игоревич Докучаев сделал доклад о Пушкине на конференции Дни философии в Петербурге "Пушкин и универсум русского мiра".
https://vk.com/video1243120_456243972
Поскольку в начале XIХ века вся знать говорила и переписывалась на французском языке, правительство поставило цель развивать русский язык. Эту задачу успешно выполнял А.С. Пушкин — он создавал современный литературный русский язык и творил на нём. Правительство в этом активно поддерживало и публиковало сочинения поэта. Но когда Пушкин стал писать не то, что от него ждали, его перестали публиковать.
Какое-то время Пушкин формально уволился с государственной службы, водил дружбу с декабристами, писал вольнолюбивые стихи, крутился в свете. У Пушкина был имидж «вольнолюбивого поэта».
В письме П.А. Вяземскому 27 мая 1826 года по пути из Пскова в Петербург Пушкин пишет:
«Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь. Мы живём в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтёшь его и спросишь с милою улыбкою: где ж мой поэт? в нём дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница».
Спустя десять лет 19 октября 1836 года Пушкин пишет П.Я. Чаадаеву:
"Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человека с предрассудками — я оскорблён, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог её дал".
21\11\2024 доктор филологических наук Владимир Алексеевич Котельников сделал доклад о Пушкине на конференции Дни философии в Петербурге "Пушкин и универсум русского мiра".
https://vk.com/video1243120_456243974
В 1829-1834 годах Пушкин создал пять сказок: "Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о золотом петушке", "Сказку о царе Салтане", "Сказку о попе и о работнике его Балде". Сейчас пытаются отредактировать Сказку о попе и работнике его Балде, поскольку поп там показан «неполиткорректно».
Ещё в 1842 году цензор Александр Васильевич Никитенко, проделавший путь от крепостного до дворянина, тайного советника и академика, в своём дневнике писал:
«Филарет жаловался Бенкендорфу на один стих Пушкина в «Онегине», там, где он, описывая Москву, говорит: «и стая галок на крестах». Здесь Филарет нашёл оскорбление святыни. Цензор, которого призывали к ответу по этому поводу, сказал, что «галки, сколько ему известно, действительно садятся на крестах московских церквей, но что, по его мнению, виноват здесь более всего московский полицеймейстер, допускающий это, а не поэт и цензор». Бенкендорф отвечал учтиво Филарету, что это дело не стоит того, чтобы в него вмешивалась такая почтенная духовная особа».
О творчестве Пушкина написаны тысячи исследований, в сотни раз больше, чем он сам написал. Каждый раз читая новую монографию, открываешь что-то новое, но каждый раз тайна Пушкина остаётся неразгаданной. Миф о «солнце русской поэзии» известен всем со школьной скамьи, но главное в жизни и смерти А.С. Пушкина до сих пор остаётся засекреченным.
О «засекреченном Пушкине» писал ещё Корней Чуковский в 1934 году. Существует масса фактов, которым пушкиноведы не могут или не хотят найти объяснение. 9 февраля 2018 года я побывал в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) на презентации первого цифрового издания «Маленькие трагедии». Я пытался узнать, когда же рассекретят жизнь Пушкина.
Жуковский после смерти Пушкина опубликовал ряд его неизданных ранее произведений, но со своими изменениями и вставками. Стихотворение «Памятник» мы знаем лишь в трактовке Жуковского. Жуковский полагал, что цензура не пропустит слова «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа» (то есть выше царя) и потому заменил на «Вознёсся выше он главою непокорной Наполеонова столпа». ...
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
А Пушкин в своём черновике написал иначе:
И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрёл …
Все знают стихотворение «Я помню чудное мгновенье... » (1824). Но не многие знают, что слова «гений чистой красоты» принадлежат Жуковскому. Эти слова у него возникли под впечатлением увиденной в Дрезденской галерее картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (стихотворение "Лалла-Рук").
Спустя четыре года Пушкин использует это выражение в своём стихотворении «Я помню чудное мгновенье... » (1824). Слова «гений чистой красоты» станут популярными именно благодаря этому стиху. Но посвятил его поэт не Анне Керн (с которой у него были фривольные отношение). Керн буквально вырвала из рук поэта этот стих, фактически присвоив. И хотя у Пушкина были отношения с Анной Керн, но это стихотворение он писал не о ней.
Предполагают, что и письмо Татьяны к Онегину есть переложение ранее известного поэтического текста. Письмо Татьяны перекликается с одной из любовных элегий французской поэтессы Марселины Деборд-Вальмор (сборник её элегий вышел в свет в 1819 году и был, несомненно, известен Пушкину).
Из романа Руссо Пушкиным взято выражение «То воля Неба, я твоя...» — и так же, как и героиня Руссо, Татьяна именно после этого выражения заменяет обращение Вы на Ты...
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С её холодную красою
любила русскую зиму! ...
По утверждению Белинского, Пушкин «первый поэтически воспроизвёл в Татьяне русскую женщину».
Но образ Татьяны – совокупность логических противоречий. Живя в русской глубинке, Татьяна не знала русского языка. Как такое возможно?!
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своём родном,
Итак, писала по-французски...
«У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…» Что же такое Лукоморье? – всегда гадал я. – Где оно находится?
Каждое лето я отдыхаю в Гатчинском районе Ленинградской области, но и не подозревал, что рядом родовое гнездо предков поэта. Имение Ганнибалов находилось в посёлке Суйда, недалеко от Гатчины. Именно там знаменитый дуб зелёный… В деревне Кобрино находится домик Арины Родионовны. Именно присказку Арины Родионовны взял за основу поэт, создавая вступительные строки поэмы «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…
Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 году, но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. Волшебный мир Лукоморья это во многом рассказы Арины Родионовны, и потому он имеет национальные корни.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
Пушкин подчёркивал, что сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они помогают человеку различать добро и зло. В каждой сказке есть поучительная идея. Для многих из нас сказки Пушкина стали уникальными учебниками жизни. И уже будучи взрослыми, мы вспоминаем их нравоучительный контекст. Например, психологи называют всё возрастающие требования женщин к своим мужьям «синдром золотой рыбки».
Основой сказки Пушкина о рыбаке и рыбке, предполагают, послужила сказка братьев Гримм «Рыбак и его жена».
В "Маленьких трагедиях" "Пир во время чумы" это перевод поэмы Джона Вильсона "Город чумы". Пушкинские там только песни.
В тексте «Скупого рыцаря» Пушкин использовал анекдот, который ещё в 1803-м году Г.Р.Державин включил в своё послание «К Скопихину». Под именем Скопихина (то есть скупого) Державин вывел миллионера Собакина, и в результате появился анекдот о лающем скупце.
Про «медный всадник» первым написал не Пушкин, а польский поэт Адам Мицкевич. Известные слова «в Европу прорубил окно» принадлежат тоже не Пушкину.
В цикле «Повести Белкина» меня особенно тронула повесть «Станционный смотритель». На почтовой станции Выра Пушкин бывал не менее 13 раз. Современникам запомнилось, что «в путешествиях Пушкин никогда не дожидался на станциях, пока заложат ему лошадей, а шёл по дороге вперёд и не пропускал ни одного встречного мужика или бабы, чтобы не потолковать с ними о хозяйстве, о семье, о нуждах, особенно же любил вмешиваться в разговоры рабочих артелей. Народный язык он знал в совершенстве и чрезвычайно скоро умел располагать к себе крестьянскую серую толпу, настолько, что мужики совершенно свободно говорили с ним обо всём». (Из воспоминаний В.А.Нащокиной»).
По поводу «Станционного смотрителя» в статье «Повести Белкина» и литературный контекст» В.М.Маркович пишет: «…легко угадывается связь с канвой сентиментальной повести В.Карлгофа «Станционный смотритель» (Славянин, 1827, №7). И связь эта сразу же осложняется перекличкой с мотивами булгаринской прозы (более всего — с очерками «Отрывки из тайных записок станционного смотрителя на петербургском тракте», которые начали печататься в «Северной пчеле» за несколько месяцев до выхода «Повестей Белкина»).
Многие произведения А.С.Пушкина до конца не поняты. Например, до сих пор не разгадана «Пиковая дама». Михаил Казиник предложил по-новому взглянуть на эту историю.
Пушкин уже в эпиграфе даёт ключ к разгадке этой детективной истории – «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
Кто же испытывал тайную недоброжелательность к графине? Её воспитанница – Лизавета Ивановна. «Кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?» «Лизавета Ивановна была домашней мученицею». «Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, — с нетерпением ожидая избавителя…»
Когда-то богатая графиня почти разорена. «Многочисленная челядь её, разжирев и поседев в её передней и девичьей, делала, что хотела, наперерыв обкрадывая умирающую старуху». И разорил графиню прежде всего её управляющий. Чтобы скрыть кражу, нужно было замести следы, для чего лучше всего умертвить старуху, представив дело так, что она умерла сама от удара. Для этого используют полусумасшедшего Германна.
Лизавета подсказывает Германну, куда и когда надо придти, чтобы застать старуху. Она провоцирует Германна, даёт ему возможность обратиться к графине за тайной трёх карт. Расчёт простой: испуганная 87-летняя графиня не могла от страха не умереть.
После того как Германн успешно исполняет преступный замысел, его прячут в сумасшедшем доме. А освободившаяся от гнёта Лизавета Ивановна выходит замуж за сына бывшего управляющего графини, того самого, который обокрал свою хозяйку, тем нажив «порядочное состояние».
«Томский произведен в ротмистры, – пишет Пушкин, – и женится на княжне Полине». Когда Томский был беден, он не мог жениться на княжне. После смерти бабушки он произведён в ротмистры. Но чтобы быть произведённым сразу в ротмистры (согласно табелю о рангах), он должен был внести 100 тысяч рублей. Откуда у него взялись такие деньги? Только из наследства бабушки, которая умерла в результате их с Лизой успешного заговора.
19 октября каждый год в Царском Селе отмечается праздник День рождения Лицея, в котором учился А.С.Пушкин. В Царскосельском Лицее молодой поэт написал более 120 стихотворений. На занятиях за первые парты сажали наиболее способных по данному предмету. Поэтому Пушкин почти всегда сидел на задних партах. Зато на упражнениях в словесности блистал.
В 2018 году я приехал на этот праздник с целью провести социологический опрос гостей и участников.
После окончания Царскосельского лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел в качестве переводчика в чине коллежского секретаря с окладом 700 рублей в год. Коллегия входила в Министерство иностранных дел, где были ещё три секретных экспедиции: шифровальная, дешифровальная и службу перлюстрации. Помимо дипломатической миссии, коллегия занималась и внешней разведкой.
Знания лингвистов использовались для дешифрования переписки. Путём дешифровки переписки удалось разоблачить руководителей польского восстания. Секретным подразделением шифровальщиков и дешифровальщиков заведовал друг Пушкина барон Павел Леонидович Шиллинг фон Канштадт.
Так называемые «ссылки» поэта на юг России на самом деле были его служебными командировками. Ссылка в Бессарабию (якобы за вольнолюбивые стихи) на самом деле была разведывательной миссией. В Кишинёве Пушкин любил переодеваться в разные костюмы, и делал это не забавы ради. Из этих «ссылок» Пушкин писал донесения, которые по сути были отчётами разведчика.
Я всегда недоумевал, почему Пушкин не разу не выехал за границу. Да потому что Пушкин работал с секретными документами и потому выезд за границу был ему запрещён.
Пушкин так зашифровал 10-ю главу «Евгения Онегина», что почти сто лет никто не мог расшифровать. Это мог сделать только опытный шифровальщик! Я утверждаю это, поскольку сам служил шифровальщиком.
В 1831 году Пушкин решил вновь поступить на государственную службу. 20 июля написал прошение государю, и уже на следующий день царь распорядился принять Пушкина на службу (якобы для допуска в архивы и работы над историей Петра Великого).
23 июля глава МИДа Карл Нессельроде получил от главы Отделения жандармов графа Бенкендорфа письмо о высочайшем повелении определить в Государственную Коллегию иностранных дел «известнейшего нашего поэта, титулярного советника (!) Пушкина…». Хотя официально Пушкин числился отставным коллежским секретарём.
27 января 1832 года поэт вновь принял присягу, причём ДВАЖДЫ! На одном листе Пушкин расписался по месту своей официальной службы (где числился как коллежский секретарь), и второй раз по месту своей секретной службы (где числился как титулярный советник).
А.С.Пушкин формально числился в Министерстве иностранных дел как коллежский секретарь, а реально работал в секретном подразделении как титулярный советник. Причём зарплату получал сразу в двух ведомствах: одну в МИДе, а другую из специального секретного фонда самого императора, где получали зарплату другие секретные сотрудники. Упоминание фамилий секретных сотрудников было категорически запрещено специальным царским указом.
Находясь на государственной службе, Пушкин пользовался государственной поддержкой. Стихотворения «Клеветникам России», «На штурм Варшавы» были созданы на заказ и одобрены лично императором Николаем I. По заказу царя Пушкин занимался написанием истории пугачёвского бунта, а в последствии работал над историей Петра I. Естественно, как заказчик, государь был личным цензором Пушкина.
По личному указанию государя, зарплата Пушкина была увеличена до 5 тысяч рублей в год, что в 7 раз превышало официальный оклад чиновника его ранга. И хотя официально Александр Пушкин числился камер-юнкером, в подлинном военно-судебном деле о дуэли с Дантесом-Геккерном, Пушкин именуется как «КАМЕРГЕР» (что соответствует чину генерала).
В. В.Вересаев в книге «Пушкин в жизни» утверждает, что у вдовы поэта была связь с императором. Император Николай I был мужчина любвеобильный. Внимание императора льстило самолюбию Натальи Николаевны.
Пушкин говорил, что Николай I, как офицеришка, ухаживает за его женою; нарочно по утрам по несколько раз проезжает мимо её окон, а вечерами, на балах, спрашивает, отчего у неё всегда шторы опущены. Пушкин подозревал (и, видимо, не без оснований) императора в ухаживании за своей женой. В злополучном пасквиле «Ордена рогоносцев» был намёк, будто бы поэт торгует своей женой, поскольку Пушкин был должен лично императору 45 тысяч рублей.
Общий долг семьи Пушкина в пересчёте на современные деньги составлял почти 6 миллионов долларов. Отдать такие деньги поэт никогда бы не смог. Грозило банкротство, суд и позор. Пушкин хотел дуэлью разрубить «гордиев узел» накопившихся проблем. Убив Дантеса, Пушкин, возможно, рассчитывал, что его сошлют в родное имение на Псковщине – приют спокойствия, трудов и вдохновенья – о чём поэт мечтал в последние годы.
Накануне последней дуэли у Пушкина был неприятный разговор с Николаем I на сугубо личную интимную тему. Возможно, поэт высказал всё, что думал об ухаживании царя за Натальей Николаевной. Через пять дней Пушкин был убит на дуэли. Вряд ли это было случайное совпадение.
Сохранились архивы 3-го отделения, и в них можно найти запись последней беседы Пушкина с царём накануне дуэли, и узнать автора доноса о дуэли Пушкина на Чёрной речке, прочитать исчезнувшие листы из военно-судебного дела Данзаса.
После смерти поэта, царь щедро облагодетельствовал его семью: уплатил все долги поэта в размере 139 тысяч рублей, назначил вдове и детям ежегодную пенсию в 11 тыс. рублей, приказал принять обоих сыновей в Пажеский корпус с бесплатным обучением, освободил от долгов имение в селе Михайловском, постановил издать полное собрание сочинений А.С.Пушкина, выручка от продажи которого должна была пойти в пользу семьи поэта.
Такая неслыханная щедрость произвела сильное впечатление на петербургское общество. Многие недоумевали: отчего Наталье Николаевне такая благосклонность монарха?
Ираклий Андроников утверждал, что поэт пал в результате заговора. «Геккерн и Дантес были лишь орудием казни, главные фигуры оставались в тени». «План женитьбы Дантеса на своячнице Пушкина (Екатерине Гончаровой – НК) был принят с ведома императора. Пушкин об этом не знал, а для Дантеса это было равносильно приказу».
Геккерн был своего рода «тенью», прикрывавшей роман царя с Пушкиной. Жорж Дантес был лишь исполнитель. Он вспоминал: «Было предостаточно случаев, когда она могла бы отдать мне всё – и что же?.. – никогда ничего! никогда в жизни!»
По всей видимости, Наталья Николаевна, действительно не изменяла своему мужу с Дантесом, поскольку была фавориткой царя Николая I. Миниатюрный портрет Натальи Николаевны (художника Гау) был вделан во внутреннюю крышку массивных золотых часов, которые постоянно находились на письменном столе царя.
Считается, что Пушкин был оскорблён подмётным письмом и потому послал вызов на дуэль. Но, во-первых, анонимное письмо не могло служить формальным поводом для вызова на дуэль. Во-вторых, доказано, что это письмо написал не Геккерн, и он не давал таких распоряжений. Текст был скопирован с похожего диплома, которые не были новинкой в Европе. На печати, которой был заклеен конверт, изображены символы масонов: перо, птица, циркуль. Но это скорее всего была «злая шутка». Или кто-то намеренно пытался спровоцировать поэта.
Почему же всесильное Жандармское отделение так и не смогло разыскать авторов анонимного пасквиля?
Возможно, чтобы спасти Пушкина и обезопасить себя, Данзас, как человек военный, сам донёс в 3-е отделение о готовящейся дуэли, в надежде, что жандармы не допустят поединка и этим он спасёт первого поэта России? Это, кстати, объясняет и то, почему Данзас отказался от сделанного ему Дантесом предложения скрыть своё участие в дуэли.
Опубликованное в 1900 году под редакцией П.М.Кауфмана «Подлинное военно-судное дело 1837 г.» не содержит двух листов, которые, как утверждал редактор в предисловии к изданию, были «утрачены» и, видимо, содержали показания Данзаса (в опубликованных материалах есть лишь записи его «передопрашивания»). Kроме того, из опубликованных материалов остаётся неясным, кто был первым доносителем о происшествии.
Дуэль состоялась 27 января 1837 года после 4 часов дня (время исчислялось тогда на час назад). Подполковник К.К. Данзас был опытным военным и дуэлянтом. Он не мог не знать «дуэльного кодекса». Поэтому удивляет, что Данзас за время поединка Пушкина и Дантеса как минимум ТРИЖДЫ нарушил правила дуэли!
За секундантство на дуэли Пушкина Данзас был приговорён к повешению. Однако по ходатайству военного и надзорного начальства (!) император заменил это наказание на два дополнительных месяца ареста в Петропавловской крепости. На свободу Данзас вышел уже 19 мая 1837 года. Через два года после дуэли, в 1839 году, был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени; в 1840 году к этому ордену была пожалована императорская корона. В 1844 году получил чин полковника, а в 1857 году вышел в отставку с присвоением чина генерал-майора.
До сих пор неясно, почему тело Пушкина несли в заколоченном гробу? Почему никого не подпустили к телу поэта? Почему жена не пришла проводить мужа в последний путь? И почему целых четыре года Наталья Николаевна не приезжала на могилу мужа, и друзья тоже? Почему вскрытие могилы Пушкина засекретили? Почему не проводят ДНК-экспертизу?
В день смерти поэта 10 февраля 2016 года я пришёл в музей на набережной Мойки, 12 (последнюю квартиру поэта) с целью выяснить, что же такое трагическая гибель Пушкина: семейная драма с банальным любовным треугольником или заговор против поэта и России?
Посещение музея-квартиры на Мойке 12 я изложил в романе-быль «Странник» (мистерия). В нём я попытался представить разговор с А.С.Пушкиным.
— Мучительная мысль мне не даёт покоя: зачем живу, в чём жизни цель моя? Оставить след, который тотчас смоет или всего душе отдать себя?
— "Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв".
— Я чувствую, как исчезаю с каждым годом. Бесследно, незаметно, без лица. Чем стану, буду ли я за порогом, где смерть граничит с жизнью без конца?
— "Так верьте мне, мы спасены лишь верой".
— А может вера есть самообман?
— "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман..."
— Всё кажется иллюзией, ошибкой…
— "И жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй?"
— Мой разум требует, а сердце не согласно.
— "Ум ищет божества, а сердце не находит..."
— Мне тошно, грустно отчего-то.
— "Душевных наших мук не стоит мир".
— Любили ль вы когда-нибудь?
— "Я знал любовь, не мрачною тоской, не безнадежным заблужденьем, я знал любовь прелестною мечтой, очарованьем, упоеньем".
— Мне кажется, так искренне, так честно никто вас не любил.
— "Я верю: я любим, для сердца нужно верить".
— Любовь мне лишь мучения приносит.
— "Мне дорого любви моей мученье — Пускай умру, но пусть умру любя!"
— А были ли вы счастливы?
— "На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег".
— Как жить, когда тебя не понимают, и не хотят понять?!
— "Смешон, участия кто требует у света! Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра: если он глубоко выразит сердечный, тяжкий стон, и выстраданный стих, пронзительно-унылый, ударит по сердцам с неведомою силой..."
— Чем больше я пытаюсь сказать правду, тем больше упрекают меня во лжи.
— "Ты царь: живи один. Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; всех строже оценить умеешь ты свой труд".
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература
А.С. Пушкина называют родоначальником «новой русской литературы». Новая Русская Литература сегодня — это продолжение традиций, начатых великим русским поэтом. И хотя мной написано всего лишь два романа и 1154 вирши, я считаю себя продолжателем дела Пушкина.
Словосочетание «русский мир» — древнего происхождения. Впервые понятие «русский мир» предложил министр просвещения граф Уваров царю Николаю I. 200 лет назад во времена Российской империи это было обоснованно.
Разговоры о самобытности России, её особом пути и оригинальной русской цивилизации всегда возникали на фоне ухудшения отношений с Западом.
Ныне утверждается, что «Россия — это страна-цивилизация, создавшая вместе с соседними, духовно близкими народами, неповторимый культурный мир и реализующая самостоятельные модели общественного развития».
В 2014 году я участвовал в работе международной научной конференции «Дни философии в Санкт-Петербурге». Меня интересовал вопрос о реальности существования «русского мира». Что это: симулякр? оксюморон? территориальное пространство? или духовно-мировоззренческая общность людей?
Русский Мир не столько территориальное образование, сколько мировоззренческое, это культурно-духовное миропонимание, основанное на русской национальной идее.
Русский – это тот, кто идентифицирует себя с русской культурой и живёт по традициям русской культуры.
Главным доказательством существования Русского Мира является живущая и развивающаяся русская культура. Великая русская литература остаётся признанным мировым явлением. Произведения Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Чехова изучаются во всём мире. Музыка Петра Ильича Чайковского исполняется во всём мире. Композитор написал оперу "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа", балет "Спящая красавица", множество романсов на стихи Пушкина.
Вот что писал Пётр Ильич Чайковский:
«Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи, русскую старину и историю. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюблённость теми или другими качествами русского народа или русской природы. Качества эти, конечно, есть, но влюблённый человек любит не за них, а потому… что не может не любить.
Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают всё русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобства и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязь то, что для меня несказанно дорого и свято».
"Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание. Если наша мысль есть фантазия, то с Пушкиным есть, по крайней мере, на чем этой фантазии основаться. Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они уже более понимали бы нас, чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь еще смотрят. Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". (Ф.М. Достоевский "Пушкинская речь").
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
В современной России живёт 192 этноса. Весь опыт нашей истории доказывает, что ВЫЖИТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ! На конференции «Дни философии в Петербурге» 2013 год я поинтересовался мнением профессиональных философов: нужна ли нам национальная идея, а если нужна, то какая?
А Вы согласны с пушкинскими изречениями?
1\ На свете счастья нет, но есть покой и воля...
2\ Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..
3\ И жизнь ничто, как сон пустой, Насмешка неба над землей...
4\ Гений и злодейство две вещи несовместные.
ПУШКИН РУССКИЙ УНИВЕРСУМ
21\11\2024 мнения участников конференции Дни философии в Петербурге "Пушкин и универсум русского мiра".
ДОКУЧАЕВ О ПУШКИНЕ
21\11\2024 И.И. Докучаев сделал доклад о Пушкине на конференции Дни философии в Петербурге "Пушкин и универсум русского мiра".
КОТЕЛЬНИКОВ О ПУШКИНЕ
21\11\2024 В.А. Котельников сделал доклад о Пушкине на конференции Дни философии в Петербурге "Пушкин и универсум русского мiра".
ФИЛОСОФЫ О РУССКОМ МИРЕ
Философы о русском мире на конференции "Дни философии в Петербурге" в 2014 году
ФИЛОСОФЫ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ
Философы о национальной идее на конференции "Дни философии в Петербурге" в 2013 году
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.
А Вы согласны с тем, что ПУШКИН РУССКИЙ УНИВЕРСУМ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru