Психопомп. Введение.

Аватар пользователя Галия
Систематизация и связи
Философское творчество
Великий традиционалистский мыслитель современности Лев Регельсон, анализируя очередной феномен всплеска популярности оккультизма и различных мистических практик в современной культуре, внедрение их идей интенсивно и настойчиво, независимо от нашего желания, в обыденное сознание, вскрывает основную подноготную идею, вносимую этим «феноменом оккультизации» (что с позиций науки расценивается как «массовый психоз», а с позиций церкви – как «вторжение бесов»): «… человечество есть величина ничтожная, его ценности иллюзорны, его порочность неискоренима, его равнодушие к высшим идеалам окончательно доказано. После драматических призывов и последних предупреждений следует декларация о неизбежности очистительной кары, которая сметет с лица земли всякую «нечисть» – по контексту обычно имеется в виду весь человеческий род» [Регельсон Л., Хварцкия И. Развенчание человека // http://www.mesoeurasia.org/archives/16398].
Казалось бы, такой трагический финал должен действовать на увлеченного оккультизмом человека отрезвляюще, ибо к такому же выводу придет любой, у кого хотя бы осталась капля здравого рассудка, но этого не наблюдается. 
Оказывается, говорит Л. Регельсон, этот трагический лейтмотив разбавляется другой идеей, несущей некоторый «оптимизм» – «не все погибнут». Даже в христианстве есть убеждение, базируемое на «Откровении апостола Иоанна Богослова», что 144 тысячи будут «искуплены от земли». И, естественно, к числу спасенных избранных оккультисты относят себя и своих подвижников. «… Итак, – резюмирует Л. Регельсон, – суть мистического натиска – в том, что человека надо отменить или заменить: частично уничтожить, частично превратить в нечто совсем иное» [Регельсон Л., Хварцкия И. Развенчание человека // http://www.mesoeurasia.org/archives/16398].
Но зачем, все же, оставлять на Земле эту «нечисть», почему появляется такая милость к «падшему человечеству»?
И тут звучит «новое откровение» от оккультистов: да потому, что «… человек вовсе не то, что он о себе думает; его задача – в корне изменить свою природу; для тех кто сумеет это сделать, очистительный огонь пойдет только на пользу» [Регельсон Л., Хварцкия И. Развенчание человека // http://www.mesoeurasia.org/archives/16398].
Чем же тогда подлинно является человечество, в чем его истинная природа, к возвращению к которой следует изменить путем страданий и «очищением огнем» свою нынешнюю природу?

***

С точки зрения традиционализма, сущностный Мир состоит из единства физических и психических тел (феноменов, сущностей), они – две стороны одного целого. Но физическое тело (например, мозг, тело) является материальным видом движения, а психическое тело (например, мышление/сознание, психика) – нематериальной (абстрактной, воображаемой) формой движения, а вместе они составляют неразрывное единство (целое) из противоположностей – Реальность («Материя»). Как несравнимы / нетождественны числитель и знаменатель, но, тем не менее, существуют как единство противоположностей в виде дроби. 
Физическое и психическое тело близки по структуре и свойствам. Например, психическое тело имеет физические свойства – производит очень слабые электромагнитные излучения, имеет массу и вес (на несколько порядков меньше физического тела), скорость перемещения (на несколько порядков выше) и т. д., а физическое тело имеет психические свойства – зависимость между типом телосложения и определенными психическими заболеваниями, темпераментом и чертами характера (психическая реальность индивида конструирует под себя его тип телосложения; естественно, в соответсвии с принятыми в той или иной культуре воображениями соответствия тела и темперамента: например, если в европейской традиции толстый человек – добряк и не воинственный, то в тихоокеанской – наоборот). 
Но одновременно эти две части реальности не вполне тождественны: «… психическое тело по мере усложнения все более приобретает самостоятельность и устойчивость по отношению к изменениям физического тела, сопротивляясь в частности, процессам его деградации – старения, болезней, распада. Но возможно и обратное действие – повреждение психического тела оказывает деструктивное влияние на тело физическое. В момент смерти живого существа взаимная автономия двух тел проявляется в максимальной степени: физическое (за некоторым исключениями, такими как мощи святых)  распадается, тогда как тело психическое переходит к самостоятельному существованию, относительно устойчивому – при этом оно не только сохраняет информационную память о всех структурах физического тела, но и память о всех процессах, которые протекали внутри физического тела в течение времени его жизни» [Регельсон Л., Хварцкия И. Развенчание человека // http://www.mesoeurasia.org/archives/16398]. 
Правда, со временем, как и физическое тело, так и психическое распадается на структурные компоненты, т.е. происходит смерть обеих составляющих.  
Но по мере восхождения / движения физического мира по эволюционной лестнице / спирали увеличивается и посмертная устойчивость психического мира, а сама совокупность психических тел образует своего рода общий и единый психический организм («ноосфера» П. Тейяра де Шардена; «психосфера» П. Флоренского). 
Однако только с появлением человечества («Адама») создается принципиально новый уровень организации индивидуального существа, при котором оно впервые обретает неразрушимое после смерти психическое ядро («душа»). Это объясняет то, почему в процессе эволюции у всего живого, имеющего мозг, произошло возникновение нематериальной формы движения (психики/сознания/мышления, т.е. разум в целом), которая кажется необязательной для эффективного функционирования организма, т.е. для материального движения (тела).

***

Само психическое ядро («душа») по своему «радиоактивно» – излучает в мир мысли и чувства всего живого (в том числе и человека), как плодотворные, так и вредоносные, подпитывая этим общую ноосферу / психосферу.
Однако существует и обратный процесс – во время сновидений или особых психических состояний, когда индивидуальная активность ослабевает, человек подвергается особенно интенсивному воздействию («суггестии» – «внушению») со стороны этой общей психосферы (в этом качестве ноосфера / психосфера выступает как «коллективное подсознательное», по К.-Г. Юнгу). 
До появления человека этот единый психический организм планеты все более и более насыщался страданиями, превращаясь в «инферно»: «… «Пресловутый естественный отбор природы предстал как самое яркое выражение инфернальности, метод добиваться улучшения вслепую, как в игре, бросая кости несчётное число раз. Но за каждым броском стоят миллионы жизней, погибавших в страдании и безысходности. Жестокий отбор формировал и направлял эволюцию по пути совершенствования организма только в одном, главном, направлении – наибольшей свободы, независимости от внешней среды. Но это неизбежно требовало повышения остроты чувств – даже просто нервной деятельности – и вело за собой обязательное увеличение суммы страданий на жизненном пути», – излагается в «Часе Быка» (Ивана Ефремова) суть теории инферно. «Многотысячные скопища крокодилообразных земноводных, копошившихся в липком иле в болотах и лагунах; озерки, переполненные саламандрами, змеевидными и ящеровидными тварями, погибавшими миллионами в бессмысленной борьбе за существование. Черепахи, исполинские динозавры, морские чудовища, корчившиеся в отравленных разложением бухтах, издыхавшие на истощённых бескормицей берегах», – всё это не досужие домыслы, родившиеся в тиши кабинета, а реальность, понятая и прочувствованная во время палеонтологических раскопок. И далее: «Выше по земным слоям и геологическому времени появились миллионы птиц, затем гигантские стада зверей. Неизбежно росло развитие мозга и чувств, всё сильнее становился страх смерти, забота о потомстве, всё ощутительнее страдания пожираемых травоядных, в тёмном мироощущении которых огромные хищники должны были представлять подобие демонов и дьяволов, созданных впоследствии воображением человека. И царственная мощь, великолепные зубы и когти, восхищавшие своей первобытной красотой, имели лишь одно назначение – рвать, терзать живую плоть, дробить кости…» [Константинов А. Светозарный мост // http://noogen.narod.ru/Efremov.htm].
И, соответственно, обратное воздействие инферно на человечество во многократной степени увеличивало его мощь, но только именно в направлении свершения зла и, через порождаемые им чувства, – снова к увеличению самого инферно. Происходило это не только в самой природе (биосфере), но и в новом месте обитания человечества – социосфере: «… Человек оказался не только в биологическом, но и в социальном инферно: «А человек, с его сильными чувствами, памятью, умением понимать будущее, вскоре осознал, что, как и все земные твари, он приговорен от рождения к смерти .... Вопрос лишь в сроке исполнения и том количестве страдания, какое выпадет на долю именно этого индивида. И чем выше, чище, благороднее человек, тем большая мера страдания будет ему отпущена «щедрой» природой и общественным бытием – до тех пор, пока мудрость людей, объединившихся в титанических усилиях, не оборвёт этой игры слепых стихийных сил, продолжающейся уже миллиарды лет в гигантском общем инферно планеты...» («Час Быка»)…» [Константинов А. Светозарный мост // http://noogen.narod.ru/Efremov.htm].
Палеонтолог и социомыслитель И. Ефремов видел и спасительный выход из «круговорота инферно в природе» (как биологической, так и социальной) – и  реализовать его, как он считал, и призвано человечество: «… Восходящее развитие жизни привело человека к способности скорректировать сами законы этого развития. Человек становится не только объектом, но и фактором эволюции, и если он только сможет стать действительно разумным, то эволюция из слепой и жестокой превратится в осмысленную, инферно для человека будет преодолено. Такое превращение соответствует известной формуле Маркса о «прыжке из царства необходимости в царство свободы». В свою очередь, преодолевая «естественность», нельзя удаляться от природы – будучи диалектиком, Ефремов это прекрасно понимает. «Пока природа держит нас в безвыходности инферно, в то же время поднимая из него эволюцией, она идёт сатанинским путем безжалостной жестокости. И когда мы призываем к возвращению в природу, ко всем её чудесным приманкам красоты и лживой свободы, мы забываем, что под каждым, слышите, под каждым цветком скрывается змея. И мы становимся служителями Сатаны, если пользоваться этим древним образом. Но бросаясь в другую крайность, мы забываем, что человек – часть природы. Он должен иметь её вокруг себя и не нарушать своей природной структуры, иначе потеряет всё, став безымянным механизмом, способным на любое сатанинское действие. К истине можно пройти по острию между двумя ложными путями», – говорит один из героев «Часа Быка» (Вир Норин) тормансианским учёным» [Константинов А. Светозарный мост // http://noogen.narod.ru/Efremov.htm].

***

Основатель дианетики и сайентологии Рон Хаббард даже определил место, где происходит накопление инферно:  в человеческом организме присутствует некий «Механизм» («Реактивный Ум»), отличный от Сознания. Когда срабатывает этот «Механизм», мы получаем искажение работы сознания и все психосоматические заболевания.  Этот «Механизм» достался нам в наследство от наших животных предков. Именно он и работает у всех ныне живущих животных, записывая все события, связанные с болью и выживанием организма. Причем писать начинает с зиготы.  Эти события «Механизм» собирает в цепочки событий, если они похожи друг на друга. Например, содержат какое-то записанное слово, как звук. Все эти цепочки событий собираются в дерево событий и опираются на самое «Первое событие с болью», которое пишет еще зигота. Какой-нибудь толчек, или мама выпила что-то, что повлияло на внутреннее состояние ее организма, вот зигота уже и может записать это событие как «событие боли». Роды, какие-то детские болезни до трех лет, все эти события «пишутся» в организм ребенка как болезненные инциденты, пишутся в его мозг. Вся эта информация недоступна сознанию, но доступна «Механизму». Когда уровень сознания снижается, человек устал, заболел, получил травму, стресс и мозг фиксирует угрозу жизни организму, тогда сознание, из за того, что уже не может справиться со своей задачей, подключает работу «Механизма», который ищет похожее событие в своей памяти, чтобы извлечь оттуда информацию о грозящей опасности и какие действия тогда смогли отвести эту угрозу от организма.  Казалось бы, что все хорошо. Но критики указывают, что это не так. «Механизм» работает «механически» – ищет просто похожее событие, например, по звуку записанного слова, так же он извлекает модель поведения, которое было адекватно в тех условиях, когда организм был еще беспомощным ребенком, а не взрослым и самостоятельным, может даже уже и с высшим образованием. И что мы имеем в результате? Проявление неадекватных эмоций и действий. А если эти эмоции и действия подавлять, то мы получаем психосоматическое заболевание. Как же бороться с этим «Механизмом»? Надо «записи», доступные лишь «Механизму», сделать доступными сознанию. А все «записи», которые доступны сознанию, автоматически становятся недоступными «Механизму», потому что они не содержат заряда боли. Сила сознания в процессе работы растет, а возможности Механизма мешать работе вашего сознания будут уменьшаться. Применение самых современных средств в изучении и совершенствовании этого метода приведет к прорыву в лечении психосоматики и к усилению осознанности у человека [Лотов А. Конец саентологии. Наука работает над совершенным способом одитинга // http://www.entheta.ru/forum/viewtopic.php?id=10778]. 
По существу, теории и методы сайентологов исходят к концепциям и методам лечения психических расстройств, предложенных школой психоанализа З. Фрейда и его последователей. Согласно этой школе, помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства и даже пренатального периода, которые вытеснены из сознательного восприятия реальности в бессознательное (например, неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов). Само бессознательное – часть психики, процессы в которой неосознанны и где действуют особые законы, управляющие психической активностью, – такие как отсутствие времени, неразличение фантазии и реальности, отсутствие принципа противоречия и т. д. Также его описывают как Id («Оно») – область господства влечений к жизни («Эрос») и к смерти («Танатос»), с которым вступают во взаимодействие Эго («Я») как инстанция, управляющая поведением и сознательным мышлением, а также отвечающая за действие защитных механизмов, и Суперэго («Сверх-Я») как часть Эго, выполняющая функцию самонаблюдения и моральной оценки и образуется в результате интроекции образов родителей и их системы ценностей. Конфликты между этими уровнями бессознательного и осознанного приводят к психо-эмоциональным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее. Соответственно, освобождение от влияния бессознательного материала (неосознаваемых форм высшей нервной деятельности) может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке врача-психоаналитика). Классический психоанализ З. Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации («говорить всё, что приходит в голову»), фантазии и сны. Согласно З. Фрейду, свободные ассоциации на самом деле не «свободные», а направляются неосознанным процессом. Сознание «пропускает» этот неосознанный материал, поскольку он идёт в символической форме. В расслабленном состоянии у клиента вытесненный материал с помощью свободных ассоциаций постепенно всплывает на поверхность сознания, при этом освобождается психическая энергия и лучше понимаются неосознанные конфликты личности, что в целом ведёт к повышению адаптивности личности. В процессе психоаналитик пытается сделать заключение о скрытых механизмах, создающих конфликты в психике, т.е. бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. 
Правда, психоанализ уводит пациентов от нужды работать над собой, дает им оправдание бездействия, поощряет зависимость пациента от терапевта и часто пациентам предлагается принять на веру интерпретации терапевта, даже если они далеки от фактов. 
Но именно сайентология и другие направления психотерапии хотя бы претендуют быть практикой активности со стороны самого анализанта. 

 ***

Но если практически только с ХХ в. произошла возможность научно приступить к очищению психической составляющей человека от инферно, то до этого времени  с момента возникновения самого человечества современного типа (около 120 тысяч лет назад) и, сответственно, возникновения впервые в истории эволюции реальности неразрушимого после смерти психического ядра, инферно все больше и больше овладевало  психическим началом человека, собственно и превращая в «ад» бытие психического тела после разделения с физическим телом. 
Более того, из-за взаимного влияния друг на друга обеих тел сам процесс разделения оказывается также сферой господства инферно – он происходит крайне болезненно, особенно у тех, кто не успеет до необходимого уровня максимально развить («трансформировать», «трансмутировать») индивидуализацию психического тела и, тем самым, разорвать максимально допустимое число «связей» с физическим телом, теперь не нужных, но ранее необходимых как для выживания, так и для формирования самого неразрушимого психического ядра. Как правило, «цепляние за ненужные связи» вызваны тем, что они, на самом деле, даже полностью так и не реализовались – и тогда необходимо даже достичь их полного «слияния». Разрывая все эти связи в «ускоренном темпе», «неестественно», причиняется страдание как физическому, так и психическому телу. Также, когда в процессе индивидуализации («трансформации») побеждает желание как можно больше сохранить связей, обреченных на разрыв, возникают состояния («болезни»), определяемые как «хронические», так и «неизлечимые».
На протяжении своего существования человечество кое-как научилось минимизировать сами страдания с помощью шаманских, религиозных, медицинских, сексуальных или философских практик (даже соединяя их, например, в буддизме).
Сам процесс трансформации, трансмутации, «перенастройки» психического ядра («души») человека на иной уровень внутренних «вибраций» («индивидуализации») осуществляется в соответствии с определенными «камертонами» – архетипами человеческой культуры (т.н. «Высокого Классического Искусства»).

***

Вопрос о том, «где продолжает существовать бессмертное психическое ядро», имеет следующие ответы.
Первое – это пребывание в «иной реальности», отличимой от этой реальности («материи»), от «сущностного Мира», образуемого из слияния-единства физического и психического. В традиционных культурах он описывается как «духовный мир», «мир богов».
Во многих человеческих традициях существует феномен существ, оказывающих помощь на пути трансформации психического ядра («души») к индивидуализации. Они определяются как «сыны божьи», «ангелы», «святые», «бодхисаттвы» или «концентраторы». Они действуют и на этапе жизни человека как процессе трансформации, и в самой смерти как процессе разделения физического и психического тел. На втором этапе, как описывается в оккультной традиции, осуществляется «переправка» психической сущности человека в «Город Света» («Рай, Paradeisos), входы в который представляют собой вид или буквальной переправы через текучее состояние бытия, описываемые во многих мифо-религиозных традициях, или тонелей (порталов), часто описываемых людьми, находившимися в состоянии «клинической смерти». «Концентраторы» выполняют роль кураторов («психопомпов» – «сопроводителей души») для процесса окончательной трансформации психического ядра («души») и установленияновых  связей с иной формой (или даже нескольких форм) тела (традиционно описывемых как «световое тело»), предлагаемого в этой «иной реальности». 
Для большинства новоприбывших необходим период адаптации в «иной реальности» – «карантин» (традиционно описывемое как «чистилище», purgenium, «мытарства», teloneia, «притвор», majaz). Если принимать во внимание тот факт, что человечество не так уже давно существует (120 тыс. лет назад), сформированный его душами «иной мир» также должен был бы быть молод. Но, в действительности, «молод» только «притвор», где и проходится «карантин-адаптация». 
«Иная реальность» формируется не только выходцами из Земли, или нашей Вселенной, или даже всеми вселенными всеобщего Универсума…Иная Реальность – это радикально отличительное Иное (санскр. Anyatha), но становящееся доступным для психического ядра («души»), прошедшего трансформацию для получения способности войти в это Иное. 

***

Однако, не все «живые души» достигают этой Иной Реальности. 
Нечеловеческие «души» (психические тела) после распада их физического тела также через некоторое время  «аннигилируют» от столкновения с материальной реальностью. Самую большую «продолжительность жизни» имеют психические тела существ, у которых 200 миллионов лет назад появилась новая особенность – неокортекс («новая кора»), толщиной несколько миллиметров и отвечающая за высшие нервные функции (сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и, у людей, речь). Соответственно уровню развития неокортекса и соответсвует иерархия «продолжительности жизни души», на вершине которого находятся приматы, способные себя самосознавать, т.е. иметь представления о себе как индивиде, своих действиях и состоянии (шимпанзе и орангутаны способны узнавать себя в зеркале, в то время как большинство животных реагируют на своё изображение в зеркале как на другую особь).
Также есть критическая норма «связанности» между психическим и физическим телами для существ, у которых психическое ядро неразрушимо после смерти, но которые так и не приступили к его транформации в направлении индивидуализации. Это и убитые абортом и умершие во младенчестве, это и умершие в детском и подростковом возрасте, так и не приступившие к традиционным практикам трансформации психического ядра, это и люди, жизнь которых была как насильственно оборвана, так и не продвинулась дальше первых шагов в процессе трансформации, когда они еще не достигли той «точки невозврата», когда процесс индивидуализации может даже быть завершен после смерти… 
Бессмертные психические тела этих существ, не избавивших от максимального числа связей с телесным телом и не продвинувшиеся в процессе индивидуализации, остаются в нашей реальности, занимая определенную сферу, описываемую, например, в традиционной культуре как «мир предков», «мир духов», «поднебесье» (en tois epouraniois), «мироправление» (kosmokratia) (Ефес. 6:12), собственно «инферно» (inferno «преисподняя»), а его жители – как «демоны», «духи злобы», «жалкие души».

© Copyright: Олег Гуцуляк, 2016

http://www.proza.ru/2016/08/03/40
Свидетельство о публикации №216080300040