Прогресс и регресс в природе и обществе. Дискуссия
Гуртовцев А.Л.
Прогресс и Регресс в природе и обществе.
Дискуссия
Фрагменты дискуссии на философско-экономическом сайте Альтернативы.ру между Гуртовцевым А.Л. и двумя оппонентами в апреле-мае 2025 года
Краткое введение
Слово и понятие “прогресс” происходят от лат. progressus [pro вперед + gradi ступеньки, шаг] – поступательное движение, продвижение вперед, шаг за шагом. Со временем оно приобрело значение успеха, улучшения чего-либо (это слова синонимы прогресса). Антонимы – регресс (возврат назад), деградация (разрушение). Гиперонимы – изменение, развитие. Гипонимы – отставание, застой.
Понятия прогресса и регресса получили широкое распространение в общественной жизни, культуре, науке (в частности, в биологии) и философии за последние 200 лет, т.е. с начала проникновения в науку идеи развития природы, общества и человека (Бюффон, Ламарк, Дарвин, Уоллес). Постепенно эти понятия превратились в общие догмы и клише, подобные всеобщим понятиям зла и добра, которыми идеологи разных мастей стали клеймить в собственных или групповых интересах те или иные процессы, происходящие в природе и обществе. Выставленные ими оценки - “это прогресс”, а “это регресс” - навязывались общественному и индивидуальному сознанию людей как абсолютные истины. Между тем, как нет созидания без разрушения (например, чтобы построить деревянный дом следует вначале срубить дерево, а чтобы съесть баранину надо сперва умертвить и разделать овцу), так нет прогресса без сопутствующего ему регресса (так,безмерное потребление человечеством природных ресурсов приводит к загрязнению и разрушению окружающей среды).
Диалектика противоположных понятий заключается в невозможности их правильного применения в разрыве и обособлении их друг от друга и того реального процесса, который они обозначают и объясняют. Осмысленное, разумное, правильное применение общих и всеобщих противоположностей всегда требует учета конкретных условий, в которых они действуют. С древнейших времен мифология и религия абсолютизировали добро и зло, рассматривая их как отдельные, обособленные, принципиально несовместимые, враждебные и противоположные друг другу сущности (их олицетворяли в язычестве боги и демоны, а в монотеизме – Бог и Дьявол). Но если снять повязку с глаз и разума человека, то окажется, что на самом деле эти сущности тесно связаны друг с другом, зависят друг от друга и могут даже превращаться друг в друга. Так, например, война двух соседних народов друг с другом рассматривается с каждой стороны как борьба добра со злом. Только каждый народ понимает добро и зло по-разному: зло всегда отождествляется с врагом. Этот характерный пример демонстрирует принципиальную невозможность существования абсолютного зла или добра. Всегда при оценках надо учитывать конкретные реальные условия и обстоятельства.
Что является прогрессом или регрессом в области живой и неживой природы, человеческого общества, каждого конкретного человека? Для ответа на эти вопросы следует учитывать диалектику этих понятий и контекст их употребления. О спорных моментах процесса познания мира в терминах прогресса-регресса и ведется спор в рассматриваемой ниже дискуссии.
Полный текст работы в формате PDF бесплатно доступен на международном философском свйте РР по ссылке