Правила логики противоположностей
Рабочее определение противоположностей на основе текстов Аристотеля: Противоположности - пары наиболее различающихся проявлений видового, родового, начального в вещах.
Еще см. в http://philosophystorm.ru/popytka-opredeleniya-protivopolozhnosti-iz-opredelenii-aristotelya
------
Собственно, правила логики противоположностей:
1. Ложно определять Началом то, что имеет противоположное. Истинным Началом может быть то, что не имеет противоположного.
Например, ложно объявление Началом духа (мышления, идеального) или материи (телесного, протяженного), если считать материю и дух, материальное и идеальное противоположностью.
2. Ложно определять сущностью (субстратом, началом) то, что имеет противоположное; ложно определять сущностью одну из сторон противоположности. Истинно определять сущностью (субстратом, началом) то, что не имеет противоположного. Истинно определять свойством, проявлением то, чему есть противоположное.
Например, ложно определять дух или материю как сущность (субстрат, начало), если считать материю и дух, материальное и идеальное противоположностью.
3. Ложно противопоставлять что-либо сущности (субстрату, началу). Истинно противопоставлять свойству, проявлению другое свойство, проявление некоторой [их общей] сущности.
Например, если Бытие считать сущностью (субстратом, началом), то ложно Бытию противопоставлять Ничто, Небытие или что-либо еще.
4. Ложно считать противоположность самосущей, вне ее общего, другого, третьего сущностного - проявлениями, свойствами чего стороны противоположности являются. Истинно для противоположного определять общую для них сущность, проявлениями, свойствами которой стороны противоположности являются.
Например, ложно считать основным вопросом соотношение материи и духа, если считать их противоположностью. Основной вопрос при этом допущении - объединяющая их сущность (субстрат, начало), та сущность, проявлениями, свойствами которой материя и дух являются.
5. Истинно рассматривать противоположное равным в их значимости для сущности (субстрата, начала). Ложно рассматривать одну из сторон противоположности значимой, а другую пренебрежимой. Ложно рассматривать одну из сторон противоположности в любой мере значимее другой или в любой мере менее значимой, чем другая.
Например, если считать абсолютное и ничтожное противоположностью, то ничтожное ложно определять пренебрежимым, незначительным, ложно определять абсолютное значимым.
6. (Нестрогая формулировка). Суждения, утверждающие одну из сторон противоположности, отрицающие вторую сторону противоположности, истинны не больше, чем наполовину, и ложны не меньше, чем наполовину. (Полуправда, полуложь, "и ты прав, и ты прав", "оба неправы"). Могут быть истинными суждения, исходящие из противоположного как проявления их общей сущности.
6*. (Строгая формулировка). Ложны суждения, утверждающие одну из сторон противоположности, отрицающие вторую сторону противоположности. Истинны суждения, исходящие из противоположного как проявления их общей сущности.
Например, ложно (полуправдиво) утверждение о правильности, необходимости общественного (общего) при отрицании полезности, необходимости частного. Или наоборот. Если считать общественное (общее) и частное противоположными.
Например, ложно (полуправдиво) утверждение, что все предопределено, а случайного не бывает. Или наоборот. Если считать определенность и случайность противоположными.