Письма/20191127

Аватар пользователя Andrei Khanov
Систематизация и связи
Основания философии

Диме 2019 11 27

 
 

Письма/20191127

Привет Дима!

Настояло время рассказать тебе о классификаторе типов мышления, исключительно с целью согласования терминов, раз разговор зашёл о философах и психологах. Возможно, найдётся и другая цель.

Надеюсь, ты рассыпешь и соберёшь весь этот словесный бисер и напишешь прекрасный докторский дисер, например о концептуальных представлениях о психике человека, как само-диагнозе его болезни и само-излечения от неё. То есть, подразумевается, что болезнь существует в разуме человека изначально, а сам его разум - и есть метод его само-излечения. Или что-то вроде этого.

Создашь методику лечения формулировками чувств, концепций и рисунками таких концепций. Или что-то вроде этого. Тебе виднее. Не напишешь ничего - тоже хорошо. Ведь главная цель - просто согласовать термины. Второстепенными можно пожертвовать ради взаимопонимания в диалоге. Что такое мышление философа и чем оно отличается от других?

 

Приступим.

1-й класс.

Представь циферблат часов. Три часа - невыразимая идея. Шесть часов - чувство этой идеи смутной, то есть невыразимой, трансцендентной, находящейся вне способности понять её. Потому и происходит подмена идеи - её чувством. Замещение. Иначе она ускользает.

Девять часов - концепция имени чувства идеи смутной. Это тоже замещение, отражение, подмена чувства - его именем, словом. И подмена имени его концепцией, теоремой, как теорема Пифагора, точное словесное определение имени чувства идеи взаимосвязи сторон треугольников (частей души или психики) - смутной.

Двенадцать часов - понимание такой концепции имени чувства идеи смутной из её (концепции) рисунка. Пример - рисунок или чертёж теоремы Пифагора, стоит посмотреть на этот чертёж и сразу в теореме все понятно. Она доказана, очевидна, принята. Это тоже замещение, подмена, отражение концепции имени чувства идеи смутной - интуитивным пониманием её рисунка.

Возможна некоторая сложность с пониманием различий имени чувства и его концепции. Суть одна - это слова, но уровни разные. Правильнее конечно пересмотреть деление метафоры циферблата, не на четыре части, но на пять. Тогда - элементы мышления, психики, сна или речи можно представить вершинами пентаграммы Пифагора-Конфуция. Что уже рисунок этой концепции идеи структуры мышления человека.

Просто, в качестве примера, в начале рассказа я предложил деление речи на четыре стадии из ранней теории Платона, в поздней версии его теории, через несколько абзацев его "Седьмого письма" - стадий речи уже пять.

Можно пойти далее, как и сделал Платон, и представить (гипотетически), что сама невыразимая идея, как объект чувств - является отражением, подменой, замещением интуитивного понимания рисунка концепции имени чувства этой идеи смутной. В таком случае - все описанное в этом письме - множество уровней отражений, замещений или подмены идеи - возвращается или приравнивается к самой изначальной идее. Что мета-рекурсия, дурная бесконечность, как исходный объект самой себя. Мета-рекурсия. Платон называл это состояние ума - созерцанием.

Зададим ему вопрос: созерцанием чего именно?

Безусловно трансцендентальной идеи, так как - то, что мы - в этом случае - видим невозможно постичь, но при этом можно почувствовать, это один его аспект, одно отражение. Можно это своё чувство идеи назвать именем, другой аспект, можно отразить это имя концепцией, третий аспект и можно интуитивно понять эту концепцию из её рисунка. Четвёртый аспект. Можно приравнять своё понимание всей цепочки отражений и увидеть трансцендентальное - зазеркальем нашего мышления, сна, речи и наоборот, увидеть мышление - зазеркальем трансцендентного. Пятый аспект или элемент. Аристотелева достоверность.

И Платон и Аристотель, как и Пифагор и Конфуций, пусть и разными словами, говорили об одной фундаментальной проблеме человека - как разделении на того, кто способен, своим мышлением, достичь пятой стадии речи (мета-рекурсии) и того, кто на это не способен. Безусловно, созерцание можно связать с духовным открытием. Конфуций говорил - в общем - о пропасти непонимания людьми друг друга или - в частности - о непонимании человеком самого себя.

Эта пропасть - бездна - находится между желанием человека поделиться с остальными своим духовным открытием (пятым элементом, аристотелевского эфиром, из которого образована сфера неподвижных звёзд). Не переходим черту метафор. И - его же собственным неделанием выслушивать подобные откровения, как других людей, так и себя самого. Первое - стихия земли, в неопрагматическом постмодернизме Ричарда Рорти - это названо творческой иронией, желанием переписать все словари, подвергнуть деструкции, то есть реконструировать или деконструкции все прежние знания человечества.

Второе - обычай, самоирония по поводу неспособности самого человека понять это, стихия огня культуры, сжигающего все духовные открытия, сводя их к поверхностным признакам, то есть - замещая, отражая, подделывая, выдавая за свои. Это у Рорти общечеловеческая солидарность.

 

Конфуций предложил простое решение этой проблемы. Найти точку равновесия между стихиями огня и земли, точку золотого сечения, именно так и появился этот термин. Для этого необходимо рассмотреть (определить термины) всех пяти стихий человеческого мышления, нарисовать между ними пентаграмму. Луч между огнём обычая и землёй (фундаментом) созерцания - в пентаграмме, отмечу, что теория Пифагора идентична - так вот этот луч будет рассечен в двух местах другими лучами, между другими стихиями мышления. Эти точки пересечения лучей пентаграммы и есть золотые сечения.

Отмечу, что точное расположение стихий на вершинах пентаграммы не определено, возможен любой порядок означения вершин стихиями, поэтому возможны 120, но если сократить повторы (повороты на угол в 1/5 круга) - вариантов останется только 12. Это двенадцать апостолов или двенадцать знаков зодиака, двенадцать основных богов Олимпа, метафорически определяющих судьбу человека.

Можно предложить пациентам нарисовать все эти двенадцать пятиугольников, пометив вершины пятиугольников с нарисованными внутри них пятиконечными звёздами - разными цветами. Стихия земли - чёрный, стихия огня - белый (цвет бумаги), остальные три стихии: дерева или грома - малиновый, воды - зелено-голубой (у Конфуция - бирюзовый, цвет морской волны, но можно использовать ярко-синий, циан) и стихия металла (она же чаша для воды, водоём) - жёлтый.

Теперь - фокус. Возьмём все 12 пятигранников и соединим вершины одного цвета - получится платоновский додекаэдр. Метафора многообразия человеческого мышления. Станет очевидно, что точек пересечения стихий (гармоний или золотых сечений) - 60, по пять на каждой из двенадцати граней.

Но, вернёмся к Платону.

Первая стадия речи, идея - у него белая, чёрная или серая - возможны три варианта приравнивания мышления об идеи и самой идеи - три варианта её замещения или отражения - белое это символическое приравнивание, чёрное - буквальное, реальное, иконическое и серое - концептуальное, нечто среднее между символическим и реальным, указатель на идею, её пример, прагма. От этого пошёл прагматизм и нео-прагматизм - он же постмодернизм. От прагмы. Различие неопрагматизма и постмодернизма - традиционное различие островных и континентальных терминов.

Чувство - голубое.

Имя чувства и концепция этого имени - жёлтое.

Понимание концепции из её рисунка, интуитивное понимание - реальное - красное.

Сам собой напрашивается вопрос, а есть ли вообще что-либо не отражаемое, не замещаемое, не подменяемое? На этот вопрос - ответ одновременно есть и одновременно его нет. Этот зацикленные мир отражений и есть наша реальность, и одновременно можно сказать, что любой такой реальности просто не существует, в том числе и этой. Все - отражаемо.

На циферблате часов ты видишь 12 отметок, а я рассказал только о четырёх. Конечно, это - все лишь метафора и такое деление мышления, речи, сна, психики на области - условно. Это модель.

На мой взгляд, модель мышления Аристотеля более продуктивна, но она не требует деконструкции, первая постмодернистская (прагматическая) деконструкция привела к теории семиотического знака мышления. Чарльз Пирс. Введение в логику прагматизма, 1883-й или 1886-й год. Уже не помню точно.

Применение этой теории в математике - теория симметрий Софуса Ли. В физике - теория относительности Эйнштейна, в изобразительном искусстве - беспредметная абстракция Василия Кандинского, в политике - итальянский фашизм, в экономике - маркетинг. В финансовой сфере - криптовалюты. В психологии - психоанализ. В лингвистике - семиология. В философии - прагматизм и постмодернизм.

Но континентальный постмодернизм пошёл дальше американо-Британского прагматизма.

 

Часть вторая.

Айпэд сел и отключился. Когда ставил его на зарядку заметил, что выпал снег. Продолжаю письмо на айфоне, у него аккумулятор новее, надеюсь даст завершить текст. Но у айфона свой прикол. Он замкнёт слова. Вот это оно и есть - произвольно заменяет слова, как ему самому заблагорассудится. Если встретишь непонятные термины, возможно это его вмешательств твой - вмешательство.

Я пробовал дать ему свободу и выслушать - что он сам хочет сказать, ничего не исправляя, ты знаешь, он способен поддерживать диалог часами. Но его отражение моих слов - совсем не то, что я сам хочу сказать. Не все его правки удаётся отследить и исправить, а проверять каждое слово - потерять мысль. Прийдется смириться с третьи участником беседы - назовём его искусственным интеллектом.

В первой ча им письма. Ну вот, опять.., в первой части письма я привёл основание терминов. Конечно это только фрагмент теории, краткое свммари, абстракт. Все, перестаю исправлять исправления айфона.

Переходим во в орлы класс. Во в орлы. Во второй класс. Бляд аиф. Блядский аппарат настойчив:)

Но мы то, чем лучше, разве наша он б. Разве наша речь устроена иначе?

 

Если американский прагматизм - реконструкция теории мышления Аристотеля. То Континентал рвы - то континентальный постмодернизм есть реконструкция теории Платона.

Четыре платоновские стадии речи в нем названы иначе:

Интуитивное понимание концепции из Ее рисунка - 12 часов - север - названо пониманием причин. Отсюда великая северная птица Чжуан Цзы. Реальное, ура ней