Добрый день, дорогие друзья. Я очень рад нашей встрече на очередном виртуальном уроке, вижу вас на экранах: группы Нью-Йорка, Москвы, Киева, других городов. Большой вам привет!
Нами пройдено на сегодняшний день много материала. Казалось бы, незаметно, по часу в неделю, мы изучили основные статьи из книги «Шамати», «Введение в науку каббала», основные статьи Бааль Сулама и РАБАШа, то есть, в общем, охватили многие аспекты науки каббала. Постичь весь ее объем в рамках нашей учебы, конечно, невозможно. Двигаться вглубь можно дальше и дальше. Но довольно много материала пройдено, и повторять его сейчас не имеет смысла.
Мы сейчас в нашей внутренней - израильской и общей - мировой группах, члены которых изучают по 3 часа в день на наших систематических утренних уроках науку каббала, постепенно приходим к раскрытию для себя книги «Зоар». И поэтому, я думаю, что наш следующий этап – это также изучение книги «Зоар».
Откровенно говоря, не знаю, как пойдет. Это эксперимент, которому не было до нашего с вами сегодняшнего урока аналога в истории – преподавание «Зоар» на русском языке, виртуально, людям, которые вообще очень далеки от духа этой книги. Наверное, нелегко будет нам в это войти, но очень стоит!
Потому что книга «Зоар», когда ее начинаешь изучать, переделывает под себя человека. Она заставляет его по-другому мыслить, воспринимать ощущаемый мир, иначе принимать решения. Она как бы лепит человека изнутри соответственно тому миру, куда он должен войти. Как ключ обязан подходить всеми своими бороздками к замочной скважине, иначе он в нее не войдет и не откроет замок, так и мы, чтобы войти в Высший мир всеми своими свойствами, параметрами и их сочетаниями между собой, должны принять форму, подобную первой ступеньке этого мира, и лишь тогда начнем ее ощущать.
Мы и сейчас находимся в этом Высшем мире, просто его не ощущаем. У нас нет в данный момент к этому миру, к этой области, к этому уровню соответствующего ощущения, восприятия, нет чувствительности. Как отсутствует в нас возможность ощутить, например, радиоволны, различные космические излучения – так и духовный мир мы ощутить не в состоянии. В принципе, это просто иная природа, и нам надо внутри себя создать соответствующие, подходящие ей сенсоры, органы восприятия.
«Зоар» не затрагивает наш земной мир. Мы будем относиться к нему, как и раньше, но эта книга начнет постепенно в нас создавать, ваять дополнительный орган духовного ощущения. Мы будем это чувствовать по мере продвижения.
Все зависит от того, насколько вы будете поддаваться этой лепке. Ведь человек может слушать и не ощущать. Он может ощущать, но не желать, чтобы это в нем произошло. Может желать этих перемен, но как-то критиковать, как бы со стороны наблюдая за тем, что же с ним происходит.
Желательно участвовать в собственном изменении, я бы сказал, в создании себя нового, духовного, одновременно с силой света, силой книги «Зоар». Она поэтому и называется «Зоар» - «Сияние». Потому что это свет, который нас под себя создает. И мы начнем постепенно ощущать это «сияние», которое заполняет все вокруг нас. Внутри же этого «сияния» существуют все миры, в том числе и наш мир, и мы с вами, какими мы себя ощущаем. Все это существует здесь. Нам лишь надо с помощью этой книги настроиться на ощущение всего этого объема.
И мы увидим миры, все, что в них происходит, и наш мир – самый маленький, серый, самый низший, наихудший из миров. А с другой стороны, когда мы в нем находимся, у нас есть огромная возможность влиять на самые высшие миры, если только сможем понять, как это делать, и менять, таким образом, и нашу судьбу, и судьбу всего мира, двигая все это к добру, к тому, чтобы «сияние» наполнило всех нас.
Если мы откроем мою книгу «Зоар» на русском языке, то увидим, что непосредственно ее текст начинается с 210-ой страницы, потому что мне потребовалось более 200 страниц, чтобы предварительно рассказать, какая это особая книга…
Дело в том, что сама книга - она необычная. Все книги в истории человечества: каббалистические, научные, исторические, фантастика, мистика, любовные ли романы описывают либо наш мир, или фантазии человечества о Высшем мире, либо Высший мир (как, например, серьезные каббалистические труды, допустим, книга «Древо жизни» АРИ). Но книга «Зоар» отличается от всех других. Не зря она пользуется особым отношением со стороны всего человечества. Практически любой человек скажет: «Каббала – это, конечно же, книга «Зоар».
Почему так? Дело в том, что стиль ее написания особенный. Это многоплановая книга. Она рассказывает человеку нашего мира вроде бы какие-то байки, истории, иногда похожие на сказки, иногда более реальные, но всегда преследует одну и ту же цель. Она написана так, что постепенно тянет человека, увлекая за собой в духовный мир. Прокладывает ему дорогу, идет немного впереди, и человек устремляется за ней и так входит в Высший мир.
Но, конечно, от нас требуется желание, согласие, определенная чувствительность. Нужно пытаться понять дух этой книги, которая написана две тысячи лет назад, пытаться понять людей, которые ее написали. Эти люди - полубоги, они находились на уровне Творца.
Почему эта книга такая необыкновенная? Потому что все десять каббалистов, которые собрались, чтобы ее написать, в особом месте, в особое время, представляли собой, своими внутренними свойствами, десять основных сфирот. Как десять кирпичей мироздания, из которых все создано. Каждый из них представлял одно из десяти краеугольных свойств. И поэтому ими, из них, собранных вместе, и создана такая великая книга.
Причем, несмотря на то, что они находились в полнейшем исправлении, в полном единении с Высшей силой природы – Творцом, у них была возможность, способность опуститься до нашего уровня и рассказать человеку в нашем мире о таких понятиях, о которых, в принципе, он не имеет представления. Они могли увлекать его своими повествованиями, как заигравшегося ребенка. Человек слушает, а в это время на него воздействует Высший свет, постепенно, поступенчато подтягивая его к ощущению Высшего мира.
Это чудесное свойство текста – оно просто поразительно! Люди, которые начинают читать эту книгу, не могут уже от нее оторваться. Ее можно перечитывать по 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году и так всю жизнь, потому что она настолько многослойна, многопланова! Разносторонне описывая всю нашу действительность и вообще все мироздание, она никогда не надоедает, постоянно обновляя в тебе прошлые впечатления.
Работая над оригинальным текстом книги «Зоар» (а она написана на иврите и на арамейском – двух разговорных языках Древнего Вавилона), я ощущаю себя, как наркоман, не могу оторваться от этой книги! Отлучаясь куда-то по делам, а они все связаны у меня с распространением или преподаванием науки каббала, я возвращаюсь к работе над «Зоар», как к эликсиру жизни. Зависимость, как от наркотика. Как курильщик, которому необходимо затянуться сигаретой. Или алкоголик, обязанный перехватить свою рюмочку. Необходим этот глоток воздуха, который ты получаешь от этой книги!
И то же самое я слышу от людей, которые сейчас начинают вместе со мной работать над этой книгой, чтобы подготовить ее к изданию в облегченном виде, удобном для всего человечества, для каждого человека в мире.
Она так и будет называться, «Зоар ле-ам», то есть «Зоар – людям». И мы сразу же, конечно, будем ее переводить и на остальные языки, пока же я обрабатываю ее на языке оригинала. Даже те мои ученики, которым я смог поручить механическую часть обработки, говорят, что не в состоянии уже оторвать себя от этой книги, потому что она начинает так тебя менять, что ты тоскуешь по тем изменениям, которые проходишь вместе с ней.
Будем надеяться, что вы преодолеете первые, не очень простые этапы вхождения в книгу «Зоар». Надо почувствовать ее стиль, способ обращения к вам, некоторую запутанность, обрывочность, которую вам предстоит дополнить. Книга, перескакивая как бы с уровня на уровень, говорит о душе и о деревьях, о животных и об отношениях между людьми. И вдруг – Творец, и тут же могут начаться описания каких-то совершенно обыденных обстоятельств.
И все это для того, чтобы передать нам общее впечатление, ввести нас в общее мироздание, в котором нет различия между миром материальным и духовным, где все четко: это – Творец, а это - мы. Все существует в одном объеме, все находится в области твоих ощущений, постижений, твоего понимания. Все открыто перед тобой.
Именно для достижения нами такого раскрытия книга «Зоар» действует подобным образом. Причем построено это раскрытие так, что оно постепенно, как ребенка, вводит человека внутрь. Показывает ему то одно, то другое, и, конечно, общую взаимосвязь. И так постепенно человек раскрывает цельную картину мира, открывающуюся ему все глубже и постигающуюся все более взаимосвязанной.
Необходимо понимать группу людей, которые написали книгу «Зоар». Это были последователи тех особых личностей, которые ушли из Древнего Вавилона, пожелав развиваться в исправлении своей души. Все остальные древние вавилоняне разбрелись по всему миру и представляют собой сегодня все человечество. А та группа, которую создал Авраам, называлась «Исраэль» – от слов «прямо к Творцу». «Яшар» и «Эль». Их общность называлась собранием Израиля.
Нам надо понимать, что книга написана для того, кто желает присоединиться к этой группе. Мы все представляем собой тех же древних вавилонян. Группа, созданная Авраамом, и сейчас существует. И сейчас находится здесь, вместе с нами. Это великие души, которые передали нам свой посыл в том виде, в котором мы можем воспринять его в нашем состоянии. Таким образом они желают раскрыть нас для себя и себя для нас.
Книга представляет собой как бы адаптер, коммутатор между ними и нами. А через них мы уже пройдем во все остальное. Так что нам надо понимать, кто к нам обращается. Это собрание великих душ, которые представляют собой, внутри себя, практически все основные свойства творения, разделенные на 10 частей или на эти 10 душ, потому они смогли создать такую книгу. И поэтому, обращаясь к нам, они, если мы доверяем и идем за ними, просто втягивают нас в Высший мир.
Мы и дальше будем говорить и напоминать об этом. А сейчас начнем читать. Я буду зачитывать только оригинальный текст книги «Зоар». Мы не станем с вами разбирать мои комментарии, потому что на каждом пункте того, что написано в книге «Зоар», мы можем останавливаться огромное количество раз, проводить множество занятий… Но у вас есть этот текст, и вы сможете его сами читать. Напоминаю, что такая же книга издана нами и на английском языке. Это перевод с русского на английский, который сделан моими учениками, вы можете им пользоваться.
Итак, в книге «Зоар» идет речь о духовном мире и только. Она повествует с самой высшей ступени, от самого Творца и до ступени самой низшей - до нас. Книга «Зоар» обращается к читателю от имени каждого из этих 10 великих каббалистов. Рабби Шимон бар Йохай – РАШБИ - был их учителем. Он самый большой из них, на уровне кетэр, то есть, самая высшая сфира. Все остальные ученики представляют собой низшие 9 сфирот: хохма, бина, хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут. Один из них - рабби Хизкия - и начинает…
Рабби Хизкия открыл…
«Открыл» – то есть, он раскрывает какую-то часть мироздания и начинает объяснять ее через свою душу, обращаясь к нам. Другой каббалист объясняет через свою душу, третий – через свою, каждый – исходя из себя. Но в итоге они как бы формируют нас так, что мы получаем общее впечатление и правильное формирование нашей души. Потому что для того, чтобы придать чему-либо форму, необходимы противоположные силы, которые на тебя давят и растягивают, и в итоге формируют тебя. Но именно их правильное взаимодействие и дает этот результат.
Рабби Хизкия открыл, – то есть, открыл путь свету, который воздействует на нас и говорит: «Сказано, как роза среди шипов». Что значит роза? Роза это – Собрание Израиля, т. е. малхут.
«Собрание» – это собрание душ, устремленных к Творцу, называемых «Исраэль». Вместе они представляют собой малхут – низшую сфиру из всех 10-ти, и это собрание называется розой. Почему? Использована аллегория – как в нашем мире устроен цветок роза, так и души, которые собираются подняться к Творцу, образуют собою подобное строение.
Потому что есть роза и есть роза. Что значит «есть роза и есть роза»? Очевидно, что есть два вида роз, два качества. Как роза среди шипов, есть в ней красное и белое – два свойства, и именно среди шипов, – так и собрание Израиля, – то есть, тех которые желают подняться к Творцу, – малхут, есть в нем, в этом собрании, закон (ограничение) и милосердие, – два противоположных свойства.
Как роза имеет 13 лепестков, – в основании своем, – так и собрание Израиля состоит из 13 видов милосердия, окружающих его со всех сторон.
То есть, души, которые собираются между собой, для того чтобы подняться к Творцу, образуют собрание (для этого и соединяются вместе). Мы говорили много о группе, которая должна и может таким образом подняться. Как только такие люди собираются вместе, обнаруживаются вокруг них: во-первых, шипы, которые, с одной стороны, защищают их от посторонних, с другой стороны – для того чтобы пробраться через все препятствия и соединиться вместе, они должны также преодолеть эти шипы.
То есть, шипы устроены двояко. Так человеку нужно пробраться сквозь них, обязательно приложив большие усилия вопреки проблемам, которые шипы ему создают. А с другой стороны, когда он уже проникает и соединяется со всеми, то попадает под защиту этих же шипов. Это как стражники из известного примера, которые, с одной стороны, не пускают тебя в з амок Творца, а когда ты уже проходишь туда, защищают тебя от тех, кто вне замка.
Так же и 13 листков, лепестков розы. Как только эти души собираются вместе, для того чтобы достичь Творца, то ощущают, что существуют в них, окружают их 13 свойств милосердия, то есть поддерживают их, начинают помогать, объединять и подготавливать к подъему.
«Окружающих их со всех сторон» – то есть, со стороны всех их свойств: хороших, плохих, которые только есть, – со всех сторон они ощущают поддержку милосердием.
Ведь Элоким… Элоким – это свойство Творца, которое относится к душам с точки зрения закона, ограничения.
Сказал так: «Вначале создал Элоким»… … вначале - изначально, когда подумал, – то есть была Его мысль, план творения, и создал 13 слов.
Эти 13 лепестков, 13 свойств окружают людей, желающих подняться к Творцу и попадающих под охрану Творца. Свойства, которые их окружают, заданы в первых словах Торы. Сказано: «Вначале создал Творец небо и землю. Земля была пустынна и хаотична и тьма над поверхностью бездны и дух».
Эти 13 слов включают в себя 13 свойств, которые, с одной стороны, охраняют место, где могут собраться души, для того чтобы подняться к Творцу. Это как бы особое место, туда не каждого пускают, а лишь того, кто может преодолеть эту преграду. С другой стороны, когда они попадают туда, сопротивление, с помощью которого их туда не пускали, превращается в поддержку. И сразу же вместо ограничения, вместо строгости ты получаешь милосердие.
Это то, что сказал в первой части Раби Хизкия – один из 10 авторов книги «Зоар».
Ведущий [1]: Есть вопрос: что это за 13 свойств?
М. Лайтман: Это мы еще будем проходить. Что значит «проходить»? Мы должны начать это чувствовать в себе. Вы должны раскрыть свои чувства. Ничего здесь нет, что можно понять головой. И не надо абсолютно ничего запоминать.
Если вы выходите после занятия и чувствуете, что с вами что-то произошло в течение этого урока, а после ничего не осталось, это - нормальное впечатление. Главное, пропустить через себя впечатление, а не текст, знания или понимание... В тот момент, когда вы слушаете, вы должны пытаться себе что-то вообразить, впечатлиться, не столько разумом, сколько в чувствах.
Голова нужна для того, чтобы воспринять и сопоставить между собой то, что «Зоар» говорит, почувствовать чуть-чуть: «Что же это может быть?». Создать в себе какой-то образ, какую-то картину. Допустим: стоят стражники - шипы, они не пускают, – то есть, определенные ограничения, я хочу сквозь них пройти, для того чтобы пробраться в какое-то место, из которого есть подъем к Творцу. Вот эти 13 ограничений там и находятся. А после того, как я туда прохожу, становятся эти 13 ограничений 13-ю лепестками, они меня уже начинают защищать, начинают мне помогать собраться вместе с остальными в такое единое устремление к Творцу, которое начинает мне Его раскрывать.
В этом состоянии мы находимся как бы в основе розы, а она сама еще выше. В основании розы находятся 13 зеленых маленьких лепестков с шипами. К этому самому месту - к сердцевине - нам и надо подойти. А потом, из нее мы уже сможем раскрыть саму розу.
Такое впечатление должно в вас остаться. Таким образом мы развиваем орган ощущения Высшего мира. Возникает вопрос, чем мы вообще здесь занимаемся?
А мы, на самом деле, занимаемся тем, чем занимается маленький ребенок, когда постигает наш мир. Он не знает, что с ним происходит, что ему показывают, что говорят. Он просто получает впечатления. И из них складываются какие-то внутренние модели. Затем он их сопоставляет, запоминает, сравнивает с тем, что запомнил раньше – и вот так начинается постижение, вход в новый мир.
По этому же – абсолютно природному - принципу постижения, развития человека, мы начинаем развивать себя духовно.
Ведущий: Константин из Канады, из города Эдмонтон, спрашивает: «Зоар – сияние. А что, собственно, сияет: свет хохма или свет хасадим?»
М. Лайтман: Сияет свет хохма. Но мы во время изучения этой книги узнаем, каким образом можем вызвать его сияние, ведь оно возможно только в свете хасадим.
Мы сейчас находимся в объеме всего мироздания. Расстояний нет. Духовный мир не находится за пределами нашего мира, где-то там, за краем Вселенной. Дело в том, что мы просто не можем его ощутить. Весь этот объем существует здесь, а мы его ощутить не можем, потому что нет у нас света, который бы его раскрыл. Мы должны из себя излучать свет бины – свет хасадим. И тогда, в этом свете, мы начнем видеть свет хохма – проявление духовных качеств, свойств, объектов и так далее.
Итак, вся наша работа над собой заключается в том, чтобы мы стали генераторами, излучающими свет хасадим. И в той мере, в которой у меня будет этот свет хасадим, это будет значить появление у меня духовного кли. И в нем я смогу обнаружить все духовные объекты, которые представляют собой свет хохма. Потому эта книга называется «Зоар» - «Сияние». Это сияние, которое вы обнаруживаете в себе, становясь источником света хасадим, источником свойства отдачи.
Ведущий: Вопрос нашего испаноговорящего слушателя: «Шипы – это клипот, кожура?»
М. Лайтман: Верно, шипы – это клипот, кожура. Это все наши недуховные свойства, антидуховные мысли, всевозможные привычки, взгляды, прошлые представления о ком-то или о чем-то, отделяющие нас от духовного. Все то, что разделяет нас, потому что духовное постигается лишь в объединении, в соединении между душами.
Шипы, клипот, нечистые силы – это не праздные мысли о том, как, скажем, мне провести время с удовольствием или что-то в этом роде. Это лишь те желания, которые направлены против других. Это та ненависть, отторжение, которое мы ощущаем относительно друг друга, это то, против чего воевал Авраам в древнем Вавилоне, призывая к объединению. А то отчуждение, непонимание друг друга, в результате которого появилось множество языков и люди перестали друг друга понимать – это ведь произошло именно для того, чтобы над этим соединиться и в результате подняться на уровень выше этой Вавилонской башни до небес – до Творца.
Ведущий: Марко из Италии спрашивает: «Как можно сделать так, чтобы изучать «Зоар» ощущениями сердца, не используя разум?»
М. Лайтман: Разум необходим. Ведь без разума мы не будем чувствовать, что ощущаем. Разум он помогает нам в ощущениях. Это неотъемлемая часть наших свойств. Рядом с каждым желанием, рядом с каждым свойством, ощущением, должен существовать разум, чтобы понять, что мы ощущаем, сравнить, развить ощущаемое, или, наоборот, отдалиться от него.
То есть, разум необходим, но он должен быть одновременно с ощущением направлен в нужную сторону. Так что каббала нисколько не пренебрегает разумом, она просто говорит нам, что он должен быть правильно направлен, не эгоистически, чтобы мы употребили его на достижение высшей цели.
Ведущий: Очень много учеников спрашивают: «Что делать, когда во время урока по книге «Зоар» очень хочется спать или отвлекают посторонние мысли?»
М. Лайтман: А вы спите. Между нами говоря, вы можете спокойно спать. Вы этим никому не мешаете, и в принципе, дремота может быть полезна в процессе изучения книги «Зоар». По поводу посторонних мыслей… Это и есть те самые шипы, которые вас не пускают подобраться к розе. А роза представляет собой соединение души с Творцом. Так что пытайтесь каким-то образом сквозь них пробраться.
2. А далее упоминается имя Элоким, – как мы говорили, имя Элоким – это одно из имен Творца, которое обозначает строгость, строгое отношение к творению.
Отношение Творца, грубо говоря, состоит из двух направлений к нам: правая и левая линия – милосердие и строгость, а затем они разделяются на множество проявлений. И в нашем мире мы чувствуем со всех сторон, не зная только от чего и как, следствие этих двух воздействий на нас.
2. А далее упоминается имя Элоким второй раз, сказано: «Элоким витает», «и дух Творца витал над бездной» и так далее.
Зачем употребляется в таком смысле? (название Творца, что Он витает). Это для того, чтобы появились 5 твердых листьев, окружающих розу, называемых «спасением».
То есть, кроме созданного устройства, называемого розой, о которой мы говорили: 13 лепестков, шипы, – еще возникает 5 особых лепестков, называемых спасением или даже вратами спасения, то есть теми свойствами, через которые мы можем войти внутрь, если мы эти свойства как-то адаптируем к себе, обретем их. Если они проявятся в нас, то они и будут тем условием, с помощью которого мы окажемся внутри духовного единения Израиля, то есть душ, устремляющихся к Творцу, желающих быть вместе с Ним.
И об этой тайне, – этих 5 твердых листьев, 5 ворот спасения (они могут быть закрыты, но могут и открыться), – об этой тайне сказано…
Почему «тайне»? Потому что надо понять, каким образом они воздействуют на меня, как я могу их открыть. Если я принимаю на себя их свойства, ворота открываются. Если я противоположен им, они закрыты. Кому мы открываем дверь своего дома? Кто вхож в дом? Находиться внутри него может гость с согласия хозяина, с которым у него есть что-то более или менее общее, то есть подобный ему. Так и здесь: если я принимаю на себя 5 этих условий, 5, так называемых, ворот, то они для меня становятся вратами спасения. Обладая их свойствами, я прохожу сквозь них, в место единения души с Творцом.
И об этих 5-ти воротах сказано: «Кубок спасения» подниму.
Смотрите, как «Зоар» перескакивает с одного на другое. Были какие-то шипы, листики, 13 лепестков. Сейчас появилось еще 5 лепестков. Теперь вместо 5 лепестков он говорит, есть рука, которая состоит тоже из 5 пальцев, держащая кубок.
Нам может прийти в голову, для чего они нужны, все эти аллегории? Лишь потом мы узнаем, что стоит за всеми этими конкретными образами. Почему из нашего мира взяты именно они? Потому что, связывая эти образы между собой, нас самым оптимальным способом вводят в ощущение Высшего мира.
Вы увидите, насколько глубоко, понимая природу всего, авторы прописали нам каждое слово, которое словно внутривенное вливание капля за каплей приводит нас в ощущение духовного.
И об этих 5 вратах, вратах спасения, сказано: «Кубок спасения» подниму… – это кубок благословения. Человек благословляет Творца за то, что Он создал для него эту систему связи между ними. Кубок должен находиться на 5 пальцах, как роза на 5 твердых листьях, соответствующих 5 пальцам. И эта роза и есть кубок благословения от второго слова Элоким до третьего слова Элоким.
Потому что слово «Элоким» – это имя Творца. Оно повторяется в Торе определенное количество раз. И сказал Бог: Да будет так. И сделал Бог так и так далее. То есть, название «Элоким» повторяется много раз. В других случаях, попеременно с ним, употребляются другие названия Творца, то есть другие Его проявления относительно нас.
Таким образом, мы постепенно начнем понимать, как написана Тора. Она рассказывает об отношении Творца к нам, и как мы можем в соответствии с Его отношением к нам начать реагировать, знакомиться, общаться с Ним. Это и есть раскрытие. Мы начнем понимать Его язык общения с нами.
Словно маленький ребенок: мать разговаривает с ним, улыбается ему, он же поначалу, в первые дни после рождения, вообще не реагирует. Потом начинает реагировать, улыбаться, двигаться, потом "гулить", далее начинает как-то понимать мать, требовать и так далее – то есть, каждый раз все более и более осознанно входить в связь. Так и мы.
Так вот, этот кубок должен находиться на 5 пальцах, как роза… на 5 твердых листьях, соответствующих 5 пальцам. И эта роза – есть кубок благословения…
«Благословления» – когда человек начинает благословлять Творца, он начинает понимать, для чего создан сам, что вся эта система связи между ним и Творцом создана ради Него, исходит из милосердия Творца, из желания Высшего сделать человека равным себе.
И это действие происходит, описано в Торе, от второго слова Элоким, повторяющегося с начала Торы, и до третьего слова Элоким. Всего есть 5 слов между этими двумя словами Элоким. Парил, над, поверхностью, вод, сказал, – вот эти 5 слов. Если вы возьмете Тору (Библию), то увидите: «И дух Элоким парил над поверхностью вод и сказал Элоким». Так вот, Элоким – в начале, Элоким – в конце, посреди – 5 слов. Эти 5 слов олицетворяют 5 этих листиков или 5 пальцев, на которых держится роза.
И далее, сказано там же, в Торе после третьего слова Элоким: «Да будет Свет», – это уже интересно, – это свет, созданный Творцом, но скрытый и включенный в союз, – между Ним и душой, человеком, который достигает этого состояния. Когда человек проникает сквозь эту систему и проходит эти 5 следующих свойств, 5 своих пальцев, то рука человека (его желание) становится основой для кубка благословения Творца, тогда вследствие этого благословения ему раскрывается свет. Человек произносит: «Да будет свет», – он раскрывает это.
… это свет созданный, но скрытый, – человек понимает это после благословения, потому что «Да будет свет» означает, что он пришел к этому, – и включенный в союз, вошел в розу и дал ей семя. Свет, который раскрывается в розе, что-то в ней начинает создавать.
И он называется «Древо плодоносное, в котором семя по роду его». Так сказано: и породил Творец древо плодоносное, в котором семя по роду его. И семя это находится в знаке союза, – в связи между душой и Творцом.
Что-то произошло, мы что-то почувствовали, создали внутри себя какую-то связь. Это начало непонятного нам мира, в котором каким-то образом соединяются между собой некие объекты, слова. А все это постепенно начнет потом проясняться, проявляться в образах, чувствах, а дальше и во взаимных реакциях, когда мы начнем ощущать, что это все живет в нас, имеет какое-то воздействие на нас, и мы, соответственно, можем влиять на это. И таким образом «Зоар» вовлекает нас в тот мир.
3. Как союз оплодотворяется, – мы говорим о том, что внутри этой розы возникает семя. Как союз между человеком и Творцом оплодотворяется в 42 зивугим, то есть, в 42 соединениях, сочетаниях между собой, слияниях от того семени, так тайное имя… «Тайное имя» – имеется в виду раскрывающийся смысл творения и Творца человеку.…осеменяется всеми 42 буквами начального деяния творения. Если мы раскроем оригинальный текст, то увидим, что слова, на самом деле состоят из 42 букв.
Откуда происходят эти 42 буквы мы с вами потом узнаем. Это, так называемое, «шем мэм бет» – особое устройство, находящееся в Бине, которая действует на нас и, таким образом, двигает нас вперед.
Когда человек достигает входа через 5 ворот и благословляет Творца за то, что Он дал ему возможность связи с Собой, то озаряется светом. Этот свет приносит себя, как семя, зарождающееся в душе человека, и производит работу, которая называется работой 42 особых букв или 42 особых вида соединения, слияния, контакта междудушой и Творцом.
Мы прошли с вами какие-то определенные этапы развития человека, его входа в контакт с Творцом через как бы аллегорическую картину. На самом деле она не аллегорическая. И то, что мы видим в нашем мире, это те же силы. Та же роза в нашем мире это не роза, это силы, которые рисуют мне на моем экране такое впечатление. Так те силы нарисуют мне на моем экране впечатление от Высшего мира. И это одни и те же силы: и эти 5 пальцев, и этот кубок, и благословение, и шипы, и лепестки – все это, практически, одни и те же силы, потому что все миры параллельны.
И поэтому, возбуждая в себе такую картину, которая, вроде бы, из нашего мира, мы при этом постепенно, незаметно для себя, вдруг приходим к отношениям с силами, к ощущениям, к реакциям между нами и Творцом через эти образы.
М. Лайтман: Мы прошли первую статью из книги «Зоар», которая называется «Роза», со страницы 210 до страницы 230. В следующий раз мы начнем со страницы 231, статья «Ростки цветов». Из таких статей и состоит вся книга «Зоар».
Ведущий: Мы получили впервые за историю наших виртуальных уроков с 2003 года вопрос из Китая, он на китайском языке. Очень красивые иероглифы. Вопрос задал Авэй из города Гуанчжоу. « Зоар» описывает духовный мир. Как мне связать это с моим теперешним состоянием?»
М. Лайтман: Это свяжется! Ну, во-первых, я рад, что этот вопрос из Китая, что у наших китайских товарищей есть возможность учиться и быть на связи с нами. У нас существует большой сайт на китайском языке, где выставлено много материалов.
И, во-вторых, не надо беспокоиться о том, как это все произойдет с вами. Если вы можете, прослушайте еще и еще раз пройденное нами сегодня. Ничего не запоминайте! Абсолютно! То есть, если останется пустая голова – это хорошо.
Не пытайтесь забывать, но не пытайтесь и запоминать. Потому что самое главное – в нас должны произойти чувственные изменения. Мы должны создать в себе возможность ощущать. Когда мы начнем ощущать, тогда начнем и сопоставлять наши ощущения, и тогда появится разум.
Но случится это лишь после того, как наберется в нас какое-то определенное количество ощущений, и нам будет необходимо в них разобраться, вот тогда начнет развиваться разум. Разум развивается вслед за чувствами и только лишь в том объеме и по мере той глубины, которая необходима для того, чтобы эти чувства обработать и понять, что я ощущаю, как и для чего. Поэтому наша учеба заключается в том, чтобы создать 5 духовных органов чувств. Надеемся, мы сможем это сделать.
Ведущий: У меня к Вам просьба ответить на вопрос, который нам задали студенты и преподаватели, на этой неделе начинающие новый курс обучения сразу из нескольких студий: Санкт Петербурга, Москвы и Израиля. Это системный курс по всей науке Каббала, разработанный по программе совместно с АРИ он-лайн нашими преподавателями, который мы проводим для студентов, приходящих в наши учебные центры. Затем уроки этого курса транслируются он-лайн. И сейчас мы приглашаем всех наших студентов, разбросанных по всему миру, присоединиться к этим урокам.
Вопрос о том, какие возможности дает виртуальное обучение, где есть интерактивная форма работы с преподавателем? Как относиться ко всем формам обучения и включаться в эту учебу, а после этой учебы – как лучше продолжать изучение каббалы, как объединяться? Ваш совет.
М. Лайтман: Я бы очень советовал присоединяться к утренним урокам. Потому что там мы идем по какой-то определенной программе, хотя она не для новичков.
Наши виртуальные уроки, на которых мы сейчас будем проходить книгу «Зоар», все равно не дают вам базовых знаний, а они необходимы. Поэтому я бы очень советовал участвовать в систематических занятиях в наших кампусах, отделениях Международной академии каббалы по всему миру – очно ли, заочно, виртуально, неважно как. Таким образом, вы получите базовые знания.
Кроме чувств необходимы основные знания по устройству мироздания, знакомство с каббалистическими источниками, статьями Бааль Сулама и РАБАШа – это все необходимо пройти, знать, обязательно с этим работать.
«Зоар» – это чувственное введение в Высший мир, которое совершенно не заменяет всей остальной учебы. Оно должно идти параллельно или до нее. Сейчас мы впервые начинаем изучать книгу «Зоар» в нашем центре. А здесь есть люди, которые занимаются у меня 15 лет, есть и такие, кто пришел ко мне в девяностом, девяносто первом году, – и только сейчас они приступают к изучению книги «Зоар». Только сейчас пришло этому время!
Но эта учеба ни в коем случае не заменяет того, что они прошли за эти годы. Вам предлагается наука каббала в сжатом, четком, специально подготовленном для вас виде, на тех курсах, о которых говорит наш ведущий, Александр Козлов. И я вам очень советую. Без этого вы не сможете потом и в книге «Зоар» разобраться, потому что далее она оперирует понятиями парцуфим, сфирот, миры, в общем, со всеми частями мироздания, которые технически описываются или во «Введении в науку Каббала» или в «Учении о Десяти Сфирот» и так далее. Так что это вам надо будет знать.
На этом мы заканчиваем наш первый виртуальный урок по книге «Зоар». Будьте здоровы! До следующего раза.