– так называется статья Бааль Сулама.
Отличие Бааль Сулама от всех предыдущих каббалистов в том, что он был нашим современником.
Наука каббала раскрылась в древнем Вавилоне, и люди, которые ее изучали и развивали, назывались каббалистами.
Авраам, раскрывший ее, был жрецом, идолопоклонником. Он изготовлял и продавал жителям древнего Вавилона, Ура Халдейского фигурки идолов. И был он таким же, как все остальные вавилоняне до тех пор, пока не раскрылся, не вспыхнул в них эгоизм, и они захотели построить «башню до неба», то есть, стать могущественными как силы природы. И тогда Авраам задумался: что же отталкивает людей друг от друга, почему они вдруг перестали понимать друг друга, как было раньше. И эти размышления привели его к раскрытию науки каббала. Ее он, первый из каббалистов, и описал.
А затем и другие каббалисты описывали эту науку. Но они описывали ее, если можно так сказать, индивидуальное, субъективное применение. Древние вавилоняне не захотели воспользоваться открывшимися им возможностями и пошли по эгоистическому пути развития, вместо того, чтобы, с помощью каббалы, постоянно подниматься над своим эгоизмом и быть все время связанными между собой.
Можно объяснить это так: люди жили как одна семья, потом произошел в них эгоистический всплеск, и они начали этот эгоизм использовать для того, чтобы развивать науки, культуру, общественные отношения и так далее. А наука каббала говорила им о том, что они должны вопреки своему эгоизму, поднявшись над ним, стать снова единой семьей, на новой ступени своего развития.
И потом, – говорит каббала, – будет еще ступень нашего развития, и снова мы должны будем над ней подняться, и еще, и еще, – будет пять таких ступеней. Над каждой из них мы должны будем подниматься, для того чтобы достичь последнего совершенного состояния, когда все мы, несмотря на эгоизм, который в нас вырастет до самой последней ступени, все равно будем над ним. Эго последней, пятой ступени как раз сейчас и развивается.
До тех пор пока эгоизм развивался с первой ступени до второй, потом до третьей, до четвертой, с ним не было особых проблем. Люди его использовали, думая, что на следующем этапе им станет лучше. Только в конце предыдущего, четвертого эгоистического периода они начали понимать, что в этом мире происходит неладное, что весь мир крутится, как собака, гоняющаяся за своим хвостом, а в итоге счастья не достигается, и, в общем, это «не лучший из миров», что называется.
Но каббала была еще скрыта от людей. После Вавилонского рассеяния и во времена существования Иерусалимского Храма люди применяли методику каббалы, но это было лишь частичное, индивидуальное, я бы сказал, ее использование. И только Бааль Сулам смог раскрыть нам каббалу в ее чистом виде.
В наше время мы входим в последний эгоистический этап развития, и поэтому каббала раскрывается всем. Сегодня каббала должна показать, что она собой представляет.
И Бааль Сулам был вынужден написать много статей – «Каббала и современные науки», «Каббала и философия», «Наука каббала», «Мир в мире» – где он объясняет взаимоотношения между каббалой и остальными науками, религиями - творчеством человека в нашем мире. Из этих статей нам становится понятно, что же представляет собой эта наука.
Говорит он о ней, конечно, с любовью, как специалист и как человек, понимающий ее ценность, величие цели, которую она преследует, и те возможности, которые она нам дает.
Он говорит: «Истинность критерия ценности любой науки определяется ее предназначением». То есть, мы не можем просто сказать: «Биология хорошо, а, скажем, физика плохо» – все зависит от предназначения, от того, как мы используем эту науку, насколько она может быть нам полезна.
Что значит «наука»? Мы исследуем какие-то явления, их взаимодействия, всевозможные взаимосвязи в мире, которые и без нашего осознания существуют. Ведь все, что мы раскрываем, уже есть в мире. Ученый никогда не раскрывает того, чего не было. Это не было нам известно, но в природе-то эти факты, эти явления существовали. А мы – такие маленькие, прозябающие во тьме, понемножку, то тут, то там выхватываем у природы какие-то отрывки знаний о ней, и из них складываются наши науки.
Так вот, Бааль Сулам говорит, что ценность любой науки – то есть, тех знаний об окружающем мире, которые мы получаем, обнаруживая всякие взаимодействия явлений, копаясь, в атомах, в белках, в генах и так далее, определяется ее предназначением.
То есть, не существует науки, которая не имеет цели. Наука оценивается не по знаниям и их точности, потому что нам от этого может быть и не хуже, и не лучше. Ну, что мне даст знание о том, что в природе существуют какие-то события и явления? Меня интересует, даст ли это что-нибудь нам, и мы судим о ценности науки по тем благам, которые она дает человеку. Если наука помогает нам избавляться от болезней, облегчает нашу жизнь, позволяет использовать какие-то свои данные для улучшения нашего быта, чтобы мы стали счастливее – хотя наука никогда не ставит перед собой такой цели, и с ее помощью человек не становится счастливее, но, в принципе, она может как-то облегчить нашу жизнь – тогда мы эту науку ценим.
И соответственно, при исчезновении пользы, которую наука приносила когда-то, пропадает ее ценность. Были науки, которые приносили когда-то пользу, а сейчас они потеряли свою значимость для нас. Если мы чувствуем, что пользы от какой-то науки нет, то перестаем ее развивать. Сейчас на пороге исчезновения находится, допустим, философия, которая расцвела, примерно, в ХI-ХII веках. Потом она пережила много всевозможных внутренних конфликтов и метаморфоз, а в наше время, последние 20-30 лет начала терять свою значимость в наших глазах, поскольку мы увидели, что все ее выкладки абсолютно оторваны от жизни. Все что выдумывают философы, все, что они нам говорят – не несет решения наших проблем. Наша жизнь от их изысканий не меняется. Вообще-то философия – это не наука, поскольку она не берет факты из природы и не приближает их к нашей жизни, к человеку, она занимается какими-то абстрактными построениями, которые создает сама себе. Но все-таки, это пример того, как пропадает ценность науки.
Истинная наука всегда должна иметь высшую основу, то есть она должна быть связана с какой-то высшей целью, к которой в итоге она нас приблизит.
В природе существуют миллиарды зависимостей, миллионы миллионов законов, которые мы еще не раскрыли и даже не представляем себе, что они есть. Когда-нибудь с помощью науки мы вдруг сможем проскочить в другие измерения, увидеть мир складным, или развернутым совершенно в других плоскостях... Но всегда мы должны ставить вопрос: есть ли какая-то цель в том, чем мы занимаемся?
Просто «все знать» человеку сегодня уже не хочется. Даже физика, которая 50-70 лет назад была так популярна, сегодня потеряла ценность в наших глазах. Говорят, ХХI век будет веком биологии и генетики. Но это не надолго. Ведь стоит нам только понять, что эта наука тоже не принесет нам счастья, наполнения, облегчения нашей участи, как человечество потеряет к ней интерес.
За последние 40 лет раскрылись 80 новых болезней, а все эти современные науки не могут довести уровень здоровья человечества даже до уровня сорокалетней давности. Так что, если мы определим в течение ближайших лет, что эти развивающиеся науки – генетика, биология, тоже не дают нам счастья, сразу же упадет интерес к ним, и мы будем расценивать их как какое-то необязательное увлечение каких-то ученых людей. Ну, занимаются они там чем-то, иногда это приносит какую-то пользу. Пусть занимаются. Будут выделяться на поддержание их любознательности какие-то незначительные средства. И все.
А теперь посмотрим на науку каббала – что же она раскрывает человеку.
Наука каббала, – говорит Бааль Сулам, – опирается на Высшую силу, которая имеет для человека непреходящую, неизменную ценность. Занимаясь каббалой, человек познаёт эту Высшую силу, управляющую всем мирозданием. Поскольку эта сила вечна, то занятия каббалой вечны. И в этом мире, пока человек находится в своем материальном теле, и после того, как он оставляет его и начинает заниматься постижением Творца, сближением с Творцом (с Высшей силой природы), исходя из своей души, эта наука продолжает быть наукой. Она одна во всех мирах – не то, что наши земные науки.
Если мы выйдем, например, в космос, может быть, наши представления обо всем, что мы сегодня знаем, изменятся, все наши формулы придется переписывать заново. Кто знает, в какие пространства мы попадем? А каббала – наука абсолютно неизменная, никакие коэффициенты, никакие формулы не меняются при переходе из нашего мира в иной.
И поэтому наука каббала вечна, поскольку вечно существование Высшей природы, вечно нахождение в ней человека. И сегодня мы с вами находимся в том же вечном состоянии, только понимание этого для нас затушевывается нашим телом. Нейтрализовать наше тело, то есть, наш эгоизм, а не это материальное мясное тело, эгоизм, который заслоняет от нас Высший мир – это одна из задач науки каббала. И тогда она раскроет для нас высший, вечный мир (наш мир, в котором мы существуем) и введет нас в него так, что мы осознаем, что наше тело – это просто животное, а я – человек. Это два разных уровня, и я себя с телом уже не буду отождествлять. Так ощущает себя каббалист, для которого раскрылся Высший мир.
И ценность науки каббала в том, что она дает человеку вечность, ощущение счастья, ощущение себя выше этого мира, выше этой жизни, ощущение себя на уровне Творца. Человек не просто раскрывает это для себя, а, соединяясь с Высшей силой, получает возможность управлять самим собой, своей судьбой, он как бы смотрит на себя со стороны, корректирует себя и начинает сам собою управлять, то есть, становится как бы творцом самого себя. И поэтому выше этой науки – ее универсальности, вечности, совершенства – нет ничего. Это наука о природе всей природы – о природе Творца.
Мы видим, в каком кризисе находятся сегодня все остальные науки, как все они показывают свою несостоятельность, временность, ущербность даже в этом мире. Все эти земные науки, конечно, не могут цениться нами, как нечто возвышенное, поскольку мы их применяем-то ради своих эгоистических целей, для того чтобы добиться власти, известности, возможности силового управления и так далее. Ученые продают свои научные достижения политикам, продают себя, по заказу работая над изобретением орудий истребления.
Мы видим, каков результат всей их деятельности, видим, что достижения науки, то есть, пытливого человеческого ума, желающего раскрыть мир, захвачены самыми низкими структурами, которые заставляют ученых работать на себя. И поэтому мы не можем ценить ни науку, которая нам раскрывается таким образом, ни ее цели, ни тех, кто ею занимается.
А в каббале, все происходит по-другому, потому что невозможно заниматься этой наукой, не достигнув определенного духовного уровня. Ты должен быть внутри абсолютно чист, с экраном против всех своих эгоистических желаний. И ты не можешь передать свои каббалистические знания кому-то, кто не находится на таком же уровне. Эгоист не может владеть духовными силами. Невозможно пробраться в духовный мир и оттуда злодейски управлять нашим миром. Наука каббала защищена самой своей природой – природой отдачи, альтруистической природой она защищена тем, что ею не может воспользоваться никто. И поэтому для нее все двери открыты. До нашего времени она была скрыта, не потому что боялась эгоистов. Она скрывалась от маленьких эгоистов. Нужно было, чтобы человечество дозрело в своем пути, чтобы люди дозрели, чтобы их эгоизм поднялся до самого последнего уровня.
А пока эгоизм не созрел полностью. Это как плод, который должен созреть на дереве. Он должен сформироваться полностью на всех стадиях своего развития. И вот когда он закончил развитие уже на последней своей стадии, тогда можно говорить о его правильном использовании.
А пока человек не разочаровался в своем эгоизме, нельзя говорить, что есть для него другое применение. Он поглощен тем, чтобы эгоистически получать все удовольствия этой жизни: богатство, славу, знания, власть и так далее, а ты ему говоришь: «Не надо тебе этого, есть что-то другое», – ему это неинтересно.
Вот дождались, когда человечество во всем разочаровалось, и сегодня показываем ему, что разочарование – у вас, а настоящая цель и настоящие ценности – у нас. Так раскрывается наука каббала.
Поэтому ее ценность, конечно, превыше ценности всех остальных земных наук. Но она включает в себя эти земные науки, потому что когда мы изучаем науку каббала, мы изучаем природу Высшего мира.
Поскольку с Высшего мира нисходят сигналы управления в наш мир – ничего нет в нашем мире, что не имело бы корней в Высшем мира, – наука каббала, рассказывающая о Высшем мире, по сути дела, иносказательно рассказывает нам и о нашем мире, о том, что в нем происходит. И таким образом мы можем представить себе – что находится в нашем мире, из чего он состоит, как он управляется.
В основном, мы изучаем управление свыше нашим миром. Причем управление это не такое, как в нашем мире – с использованием обратной связи.
Обратная связь осуществляется только через человека. То есть если мы говорим об управлении неживой, растительной и животной природой, то они все управляются в одну сторону – без обратной связи. Если мы же говорим о человеке, то на него идет управление сверху, и если человек правильно реагирует, то он влияет на тот узел управления, который им управляет. Управление личностью идет с замкнутой обратной связью.
Наука каббала в нашем мире включает в себя все остальные науки, изучающие неживую, растительную и животную природу. В нашем мире мы знаем и изучаем их в мере, достаточной для применения. Но вот о человеке в нашем мире мы ничего не можем знать, потому что человек – это наша внутренняя суть, это не животное тело, которое мы принимаем за человека. Когда врачи лечат нас, они лечат животное тело, не человека. Человек – это «Я» - то, что отличает человека от животного тела. Ведь есть тела у собаки, и у кошки, и у птички, или у слона. Чем же мое тело отличается от них? Ничем. Тем обстоятельством, что это тело принадлежит к чему-то высшему, которое называется человек, личность – этим земные науки не занимаются.
Психология, психиатрия, которые пытаются изучать личность – это не науки. Это просто собрание накопленных человечеством практических данных – отчасти философских, отчасти опытных, которыми мы пользуемся. А по-настоящему о себе, о личности, мы ничего не знаем. То, что касается человека в нашем мире, – это вообще абсолютно закрытая область. Поэты, психологи, психиатры немножко о чем-то догадываются, но, в общем, это область неизвестного.
В том-то и заключается особенность науки каббала, что она занимается именно человеком – она показывает, как управляется свыше человек, который во мне. А знание этого становится мне все более и более необходимо, потому что даже сегодняшние попытки раскрыть причины болезней, упираются в наше непонимание, что такое человек.
Вот, как физики дошли до какого-то предела, и увидели, что дальше все куда-то исчезает. Так и в области изучения человека – есть гены, есть ДНК, есть всевозможные пиксели, в которых измеряются расстояние между разными мутациями и так далее – конечно, это целая огромная наука, собравшая колоссальное количество информации, – но, оказывается, что надо знать о какой-то внутренне сути человека, для того чтобы понять связи между этими генами и прочим. Мы должны знать Человека. И снова медики, как и физики, натыкаются на что-то, что просачивается у них между пальцами. И кончается вся наука.
Именно каббала и приходит здесь на помощь. Она раскрывает нам Человека. Не наше животное тело, а того, который во мне сейчас находится, но я его из-за своего животного тела не ощущаю и не могу отличить от животного тела. Вот его-то я должен выделить, потому что он вечен, он совершенен. Я и он – это одно и то же. Я должен себя с ним отождествить и начать наше вечное существование. Представляете, насколько же наука каббала превосходит все науки, включая их в себя как маленькую составляющую, и что она в итоге дает человеку?
Мы, занимающиеся каббалой, уже на своем опыте знаем, что это не просто. Бааль Сулам пишет так: «Для того чтобы стать ученым-каббалистом, человеку необходимы фундаментальные знания, но их невозможно приобрести обычным изучением материала как в остальных науках».
То есть, ученый-каббалист должен знать каббалу. Что значит «знать каббалу»? Если я поступаю в университет, заканчиваю его по определенной программе, то выдают мне книжечку-диплом, нагрудный значок. И с этого времени я считаюсь специалистом. А что же такое в науке каббала «специалист»?
Бааль Суллам говорит, что в каббале специалистом становятся не так, как в других науках. Прежде всего, начинающему необходимо освоить альтруистический язык.
Мы понимаем наш мир, окружающее нас, общаемся между собой, воспринимаем все в эгоистическом ключе: то, что для меня хорошо, я улавливаю; то, что мне угрожает, я улавливаю; а то, что не представляет интереса, как плохое или хорошее, положительное или отрицательное для моего эгоизма, мной не улавливается.
То есть, я представляю собой эгоистический локатор. Если на экране этого локатора появляются альтруистические объекты, они для меня абсолютно незаметны. Вокруг меня может существовать огромная альтруистическая вселенная – я ее не ощущаю, она сквозная для меня, я прохожу сквозь нее. Все мои органы чувств, весь я устроен так, чтобы ощущать то, что мой эгоизм желает. Поэтому начинающему в первую очередь необходимо освоить альтруистический язык Высшего мира, на котором написана вся наука каббала.
Каббалисты – это те люди, которые освоили альтруистический язык, постигли своими альтруистическими зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусовым ощущением (которые теперь называются «кетэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут» – пять сфирот вместо наших пяти органов чувств) альтруистический мир. Они его нам описывают – описывают законы, существующие в нем, и то, каким образом из того мира с теми законами, можно альтруистически управлять нашим миром.
Эгоистически управлять им из того мира нельзя. Давайте поймаем каббалиста, заставим его работать на нас, на эгоистов. Не получится! Не получится, потому что вы хотите, чтобы он использовал ваши эгоистические желания, вставляя их в свой альтруистический механизм. Это невозможно! Поэтому наука каббала только для тех, кто освоил альтруистический язык.
«Начиная заниматься каббалой, многие стремятся сразу охватить всю науку целиком, выносят о Высшем управлении слишком поспешные суждения и, поэтому, оставляют занятия каббалой».
Я сказал бы еще по-другому – человек приходит заниматься каббалой, его что-то толкает к ней, он думает, что здесь он найдет все, что хочет, а в итоге вдруг начинает осознавать: «Эта наука говорит о том, что я должен меняться…»
Я думал, что изучу ее и смогу крутить весь мир, как брелок от ключей вокруг пальца. Я думал, что буду знать настоящее, прошлое и будущее, управлять действительностью. Все будет хорошо и спокойно. А тут, оказывается, надо работать над собой, поднимать себя, самому входить в этот Высший мир, когда изменишь себя так, чтобы в него можно было войти…, потому что нельзя в него войти телом, в него можно войти только созданным тобою альтруистическим аппаратом. Когда человек это начинает осознавать, он притормаживает, задумываясь: «Стоит ли, нужно ли мне это?»
И поэтому специально устроена целая система введения в каббалу: у человека поднимаются эгоистические желания, он проходит всевозможные очень неприятные периоды сомнения, непонимания, запутанности.
И люди, у которых нет четкого настроя на постижение Высшего мира, во что бы то ни стало, потому что только там есть вечное, совершенное существование, и самое главное – истина, уходят. А если человек решает: «Не могу я жить в фальшивом мире, который ничего не стоит, который кончается, на который жалко употребить толику земного времени. Я хочу быть в вечном и совершенном, в правде». Если у людей остается сила внутреннего убеждения и понимание цели, то они работают над собой, чтобы ввести себя в этот высший альтруистический мир. И эти люди становятся открывателями каббалы. Они начинают сами видеть законы, явления, силы, управляющие всем. Для них проясняется все, вся картина Высшего управления, всеобъемлющая и захватывающая цель. И тогда они становятся учеными-каббалистами.
А поскольку этот путь вхождения в Высший мир сложный, длительный, то до сегодняшнего момента было мало каббалистов. В последние только два десятка лет люди начинают серьезно возбуждаться к этой науке. И сегодня уже несколько миллионов людей интересуются и занимаются каббалой, и несколько сотен тысяч людей серьезно осваивают эту науку.
Я надеюсь, что она и дальше будет все больше и больше притягивать людей. Развитие человечества обязательно должно быть таким: нужно дойти до такого состояния, когда все люди освоят высший мир, каждый поднимется до своей высшей управляющей силы – до своего, так называемого, «ангела», и не будет ни одного человека, который бы жил только в объеме нашего мира.
Это избавление от эгоистического мира, и переход в мир вечный, совершенный должны свершиться в наше время. Все зависит только от того, насколько мы с вами пожелаем стать открывателями, завоевателями этого Высшего мира и поможем прийти к нему остальным.
На этом мы закончим первую часть нашего урока. Сейчас попробуем ответить на вопросы.
Ведущий [1]: Друзья, к нам поступило много вопросов из Франции, Бельгии, Соединенных Штатов Америки, России, Украины. Вопрос Шанталь из Албена, Франция: «Каббала приводит нас к равновесному состоянию. Что это – свойство Бины? И равновесие – это путь к будущему, к которому ведет нас каббала?».
М. Лайтман: Конечно! Равновесие – это общий закон мироздания. И поэтому достичь равновесия на любом уровне: неживом, растительном, животном, человеческом, духовном – значит достичь совершенства. Достичь равновесия – значит познать всю природу, потому что познание – это тоже равновесие, обладание, ощущение, восприятие, взаимодействие со всей природой.
Человек создан так, что он находится напротив Творца. Творцом называется общая сила природы. Творец в переводе с иврита – это «природа». «Элоким» – имя Творца. И численное значение «Элоким» – так называемая, гематрия, равна гематрии слова «тэва». А «тэва» – это «природа». То есть, говорить о природе или говорить о Творце, это одно и то же.
Человек – венец природы. Что это значит? Он включает в себя абсолютно всю природу! Абсолютно всю! И он должен быть по своему развитию, уровню, высоте, охвату всего, равным этой природе, равным Творцу. Таким он и создан. Поэтому называется Адамом, что в переводе значит «подобный Творцу». К этому он должен прийти. Достичь равновесия с Творцом – это и есть задача каббалы. И наша задача.
Ведущий: Патрик из Сант-Круа, Франция, спрашивает: «Каббала была скрыта от человечества намеренно или просто человечество не готово было к ее восприятию?»
М. Лайтман: Это одно и то же! Каббалисты намеренно скрывали каббалу, потому что некому было ее объяснять и, они ждали, когда человечество созреет. Человечество не могло ее воспринять. Была предложена каббала в древнем Вавилоне. Что значит «предложена»? Это сказано аллегорически. Ведь никто не мог тогда ее воспринять!
Представьте себе, что в вас возгорается какое-то огромное эгоистическое желание. И вам кажется, что вы его реализуете, получаете огромное наслаждение, удовольствие. Вдруг к вам приходят, говорят: «Зачем тебе это надо? Не надо тебе этих наслаждений». Вы послушаетесь разве? Нет. Потому что эгоистические желания сулят вам наполнение, они сулят вам ощущение жизни. А каббала говорит, что тебе этого не надо, потому что, вроде бы, есть что-то другое. Пока человек не разочаровался в эгоистическом наполнении, нечего к нему подходить с каббалой.
Каббалисты знали, когда произойдет подъем интереса к каббале. Бааль Сулам и прочие каббалисты писали о том, что с 1995 года каббала начнет раскрываться всему миру, потому что мир в это время войдет во всеобщий кризис, то есть во всеобщее разочарование в своем развитии. Период от Вавилона до наших дней благополучно заканчивается. И сейчас только вопрос о том, каким образом с этого времени и далее мы пойдем к Высшему миру: или добрым путем с помощью изучения каббалы, рассказывающей о том, как быстро и в радости подняться на этот уровень, или путем огромнейших страданий. Дальше мы должны развиваться не в нашем эгоизме. Нас будут бить, чтобы мы поднялись в Высший мир. Это совсем другие удары, чем были прежде.
Всю нашу историю мы развивались от маленького эгоизма к большему, к большему, к большему, и нас это толкало к развитию технологии, науки, культуры, общественных отношений и так далее. Сейчас мы стоим на месте, как осел, которого просто бьют и бьют, и бьют. Дальше некуда развиваться. Конец развития человечества! Признаки этого: общая разочарованность, депрессия, охватывающая человечество, кризис воспитания – и всего, всего прочего. Сейчас нас бьют не за то, что мы дальше по горизонтали не развиваемся, а за то, что вверх не поднимаемся, из нашего мира в Высший мир. И эти удары намного страшнее тех, что были раньше.
Поэтому быстрое распространение каббалы, реклама ее везде, где только возможно, приведет, может быть, нас к тому, что мы сможем подняться добрым и быстрым путем.
Ведущий: Как раз об этом спрашивает Сельвана из Бельгии: «А возможно ли все же прийти к связи с Высшей силой только с помощью страданий, без каббалы?»
М. Лайтман: Нет, без каббалы нельзя. Страдания же вынудят человека прийти к каббале. А мы можем того же добиться, просто распространяя каббалу, добиваясь, чтобы человек услышал нас.
У меня вот не было особых страданий, была любознательность, пытливость, желание узнать, как и для чего устроен мир и я в нем, в чем смысл жизни и так далее. Конечно, это было все-таки страдание: какое-то недовольство жизнью, депрессивное состояние, возникающее, когда человек желает чего-то и не наполнен. Но это все-таки не те страдания, которые, нам, не дай Бог, предстоят в ближайшем будущем, если мы не поймем, в чем смысл страданий, которые в нас вызывает Высшая сила.
Чего требует от нас Творец – вот что мы должны узнать. И это первое, что говорит нам каббала: «Творец требует от тебя достичь Его».
Ведущий: Спрашивает Алексей из Москвы: «Как лучше изучать каббалу: сначала учить просто наизусть и ждать, когда придет понимание, или пытаться получить понимание путем многократного изучения одного и того же материала?»
М. Лайтман: Каббалу учат и не так, и не так. Мы с вами не раз читали – но сейчас среди нас много новеньких, которые, может быть, не слышали об этом – что каббалу учат для того, чтобы вызвать на себя во время изучения ее высший свет.
Дело в том, что когда изучаешь каббалу, изучаешь устройство Высшего мира, откуда нисходят в наш мир силы, управляющие нашим миром. Когда я занимаюсь каббалой, я изучаю ее потому, что хочу, чтобы эти силы мной управляли, я желаю узнать их, я желаю познать Высший мир, то, как он устроен. Если я этого действительно хочу, я вызываю на себя особое излучение этой силы.
Она не просто мною управляет, она начинает меня к себе подтягивать, она начинает мне, как бы объяснять, как она это делает. В мере моих желаний, она становится моим наставником, моим учителем. Она мне объясняет: «Я тобой управляю так-то, с такой-то целью». И я вдруг начинаю понимать ее, устройство управления, себя, и сам становлюсь разумной частью этой системы. Она нисходит на меня, и я воздействую на нее. И вот между нами возникает связь.
Как только эта связь возникает, я начинаю ощущать Высший мир, я начинаю в него входить. Я становлюсь каббалистом. И тогда я начинаю читать каббалистические книги уже не для того, чтобы просто вызвать на себя эту силу, а для того чтобы ее познать, расширить мою связь с ней.
Ведущий: Даша из Санкт-Петербурга спрашивает: «Эгоист не владеет духовными силами, но есть школы магии, где изучают ритуалы, через которые достигается контакт с духовными силами. Можно ли такое учение считать эволюционным или все же в итоге это приведет к деградации личности и углублению эгоизма?»
М. Лайтман: Человек посещает всевозможные школы магии для того, чтобы лучше себя чувствовать, надеясь научиться узнавать будущее, управлять своей жизнью или управлять другими, то есть, не для того чтобы приподняться над нашим миром, а для того, чтобы еще больше в него углубиться. И, конечно, это приводит его к деградации. Не говоря уже о том, что никакой магии, в принципе, не существует. Никаких нечистых сил в нашем мире нет. Есть в нашем мире одна единственная сила, которая всем управляет – Творец.
И даже отрицательные силы, так называемые «нечистые», – это тот же Творец, который, как бы, с обратной своей стороны производит на нас такие, вроде бы, отрицательные действия. Подобно родителям, которые наказывают ребенка, любя его. Отрицательное, вроде бы, действие, но исходит из их любви, из их желания сделать над ним определенные действия, которые приведут его к положительному результату. Так и Творец – из Него исходит любовь. Она в соответствии с нашими состояниями проявляется или положительно, или отрицательно на нас для того, чтобы привести нас только к положительному состоянию – к состоянию слияния с Ним.
Поэтому никакие школы магии не раскрывают истинных сил природы. Они просто дают человеку психологическое успокоение.
На этом мы с вами закончим первую часть нашего урока и перейдем ко второй.
Вторая часть нашего урока – по книге «Наука каббала», статья «Введение в науку каббала». Я буду читать и объяснять, а вы – задавать вопросы. Так же можете присылать свои вопросы после урока, мы будем отвечать на них на следующих занятиях.
Всем вам известна книга «Зоар» – основная книга каббалы, сложная, написанная особым языком. Чтобы мы могли понять книгу «Зоар», Бааль Сулам написал к ней три предисловия. Одно из них – «Комментарий «Сулам» («сулам» в переводе с иврита – «лестница»). Комментарий подобен лестнице для человека, который желает подняться в Высший мир. От названия комментария Йегуда Ашлаг и получил имя Бааль Сулам - «хозяин лестницы», лестницы постижения.
На наших занятиях мы будем изучать комментарий «Сулам», но прежде, чтобы понять его, нам предстоит изучить «Введение к комментарию «Сулам».
Еще одно из предисловий Бааль Сулама к книге «Зоар» – статья «Введение в науку каббала», или «Птиха леХохмат аКаббала». Мы называем её одним словом на иврите – «Птиха». «Птиха» означает «введение». Запомните это слово. Вы будете часто слышать его в разговоре занимающихся каббалой: учим «Птиху», «Птиха». По этой статье - «Введение в науку каббала» – мною была написана книга «Наука каббала. Том I».
Статья «Введение в науку каббала» - очень серьезная, занимает порядка 600 страниц, включая графики и таблицы.
Сегодня мы начнем изучать «Вступление к статье «Введение в науку каббала». Это небольшая статья. Начнем по порядку.
Сказано в книге «Зоар», что все миры, как высшие, так и низшие находятся в человеке. Все, что создано в мире, создано ради человека, и все живет и развивается благодаря человеку.
Необходимо понять, неужели недостаточно человеку этого мира и всего находящегося в нем, существующего для того, чтобы его обслуживать и развивать, а необходимы ему еще и высшие миры?
«Зоар» говорит, что все мироздание создано ради человека, для человека, живет и развивается благодаря человеку. Зачем? Человек не чувствует, чтобы ему это было нужно.
Нам нужно определенное количество растительной и животной пищи, а также неживой – под «неживой» имеется в виду вода, соль, различные минералы – все это нам необходимо, чтобы жить. А какие-то там духовные миры – об этом и говорить нечего, они нам совершенно не нужны. Да и весь наш мир, весь Земной шар, кажется нам таким большим, необжитым, страшным, а тут еще какие-то другие непонятные миры… Зачем человеку все это?
Тем не менее в «Зоар» сказано, что все создано ради человека – ради меня. Для чего? Неужели ради устрашения моего, чтобы я боялся, что все направлено на меня? И я боюсь, не знаю, куда от этого деться. Или наоборот, это сделано для того, чтобы я это постиг, овладел, управлял бы этим? Но опять же – зачем?
Живет маленький человечек – на маленьком шарике в маленькой Солнечной системе, на краю одной из многочисленных галактик – он настолько мал в сравнении с этим огромным миром, что не знает, куда деваться от осознания ничтожности своей жизни. И вдруг ему говорят, что все это для него! Как это понимать? Как сопоставить столь разительные масштабы?!
Начав задумываться над смыслом бытия, человек спрашивает: «Для чего эти звезды? Для чего Вселенная? Для чего я здесь, во всем этом творении? Зачем мне все это, или зачем я нужен всему этому?». Наука каббала в первую очередь отвечает на подобные вопросы. Каббала объясняет, что вся Вселенная, все мироздание, все миры, которые мы открываем с помощью телескопов, микроскопов, радиолокаторов, опираясь на свои внутренние представления, фантазии, в том числе о духовном мире, – все это на самом деле существует только внутри нас, только внутри человека. Ни о чем, что существует вне человека, каббала не говорит! Ничего «вне нас» мы постичь не можем.
Я постигаю только то, что ощущаю в своих пяти органах чувств. Поэтому вся Вселенная есть то, что находится во мне, в моих ощущениях. Весь наш мир, все будущие миры, которые мне предстоит раскрыть, – только лишь мое ощущение внутри себя, а не ощущение чего-то внешнего.
Вне себя ощущать ничего нельзя. Все мои пять органов чувств – это я, у меня нет органа, существующего отдельно от меня. Поэтому все миры, высшие и низшие, все, что их наполняет, все мироздание – все, о чем бы я ни сказал – все находится внутри человека.
И говорит Бааль Сулам:
Для того чтобы объяснить это, нужно было бы изложить здесь всю науку каббала, но в таком общем и сжатом виде, что все те вещи, которые раскроют нам далее, стали бы понятны.
Здесь он начинает нам объяснять по порядку, как же мы все это можем себе представить.
Суть в том, что намерение Создателя в творении состоит в наслаждении творений, – то есть Творец (Высшая сила) изначально, ещё до нашего возникновения, существует с намерением насладить нас.
Откуда мы это знаем, если не постигаем ничего вне себя? Это постигли каббалисты, которые раскрыли Творца внутри себя и достигли наивысшего состояния, которое якобы существовало до их зарождения, до их ощущений, до их восприятий, если можно это себе представить. Они говорят, что всем нашим ощущениям, всему тому, что произошло в нас, предшествует мысль – мысль о том, чтобы сотворить нас для наслаждения. Эту первородную мысль, любовь к нам, называют Творцом, потому что именно эта мысль, это желание, это намерение, эта сила любви, она нас и сотворила.
И как только появилась у Творца эта мысль – создать творения (или души – это одно и то же) и насладить их, тут же появились они перед Творцом в своем совершенстве и величии, наполненные бесконечным наслаждением, как и задумано было Творцом насладить их.
То есть всему предшествовал замысел Творца создать творения для того, чтобы насладить их, и этот замысел в то же мгновение создал это состояние. Потому что у Творца только и существует, что эта мысль, или желание, сила – неважно как назвать. Только она и действует, и завершает все Творение, и нет необходимости в каком-либо физическом действии, как у нас, творений. У нас возникает мысль, и лишь затем ее реализация в действии. И возможно такое, что мысль – одна, а действие совершенно иное. У нас эти два состояния – в мысли и в действии – совершенно оторваны друг от друга. В то время как у Творца нет состояния «в действии», у Него мысль и действие – это одно и то же.
Когда мы поднимемся в духовный мир, наши мысли также будут представлять собой духовные действия. Мы будем действовать не своим телом, физически, а своими желаниями, мыслью. Духовный парцуф, духовная составляющая человека, состоит из мысли и действия, но мысль – это намерение, а действие – сила, которая выполняет это намерение, не телесная сила, абсолютно не имеющая никакого отношения к телу. То есть всегда существует последовательность – сначала мысль, потом действие, но не в нашем материалистическом понимании.
У человека даже в духовном действии сначала есть некое развитие – как то мысль, решение о чем-то, план, и лишь затем претворение этого плана внутри себя, в желании, то есть сначала так называемая головная часть, а потом тело. Хотя в духовном понятия «голова» и «тело» не имеют никакого отношение к нашим физическим голове и телу. Это также, как если бы мы говорили о машине: «Это голова, а это тело машины». Так и здесь.
Так вот, если в духовном у нас есть эти «голова» и «тело» – мысль и желание, две составляющие, которые, бывает, могут и не совпадать, то у Творца нет такого. У Него мысль и действие – одно целое. У Творца нет промежутка между ними, нет периода принятия решения, построения плана действий. У Него мысль и действие реализуются одновременно. Поэтому, как только в Творце появилось намерение создать творения, чтобы насладить их, немедленно это творение и образовалось, в абсолютно совершенном состоянии (мы рисуем творение в виде окружности). Творение совершенно и наполнено совершенством.
Вот что было сделано сразу же одним, единым намерением со стороны Творца.
Вообразим Творца находящимся вне творения – так нам будет проще. Хотя на самом деле нет такого состояния – Творец вне творения, существует извне, а творение внутри.
В связи с этим напрашивается вопрос: зачем же Творец создал миры после такого совершенного состояния?
Мы изучаем все, что возникло после этого совершенного состояния, которое называется «мир Бесконечности».
После мира Бесконечности есть много миров: мир Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия и этот мир, называемый «наш мир». Для чего Он создал все эти миры? Причем, все они созданы сокращением, то есть нисходят сверху вниз от своего совершенства, от мира Бесконечности. А «наш мир» - в самом низу – «самый несовершенный из миров», как сказали бы поэты. Так и получается.
Зачем же все эти миры, эти градации? Для чего Творцу было нужно это постепенное сокрытие совершенства, в результате которого образовалось абсолютное несовершенство, полная противоположность Ему, творящему добро, и для чего нужно было помещать в это несовершенное состояние – в «наш мир» – нас, творения, которые он желает насладить? Ведь все это исходит из Совершенства, из Его любви к нам. Как же можно такое себе представить?!
Неужели, если я кого-то люблю, желаю ему добра, совершенного состояния, если я совершенен сам и неспособен причинить ему никаких страданий, неужели я позволю себе опустить его на самое «дно болота», в самое ужасное место, туда, где существуют подлость, насилие, продажность, убийства, все самые гадкие проявления эгоизма, которые только можно себе представить? Как может быть, что все это исходит от Творца, из Его совершенства, управляется и поддерживается Им?! Ведь если бы не поддерживалось, не имело бы возможности существовать. Разве есть какая-то связь между страшными, уродливыми явлениями в нашем мире – истреблениями, зверствами, несправедливостями – и Им самим?!
Это самый распространенный вопрос: если Творец существует и Он такой добрый, почему же весь мир такой плохой? Как у Него вообще могло зародиться представление о том, что может быть ещё что-то, кроме совершенства, если Он сам совершенен? Разве такое возможно? Кроме того, подчеркивается, что все, абсолютно все, что происходит в «нашем мире» исходит из Него, только из Него, из Совершенного. Так в чем же справедливость, вечность, совершенство Творца?
Это несоответствие между понятиями вечности, совершенства и тем, что люди наблюдают в «нашем мире», породило религии, всевозможные верования. Во-первых, представления о множестве Богов – вспомните язычество, Древнюю Грецию и т.п. Так же возникли и основные религии мира, утверждающие, что все плохое в твоей жизни – наказание за твои грехи, что, мол, ты терпи, а потом, в будущей жизни, получишь вознаграждение. Что же это за совершенный Творец, который создает человека ничтожным, слабым и наказывает его, чтобы потом вознаградить?! Разве это совершенные приемы?! Здесь религии показывают свою абсолютную несостоятельность.
Если Он совершенен, значит, не должно быть, не может быть ни одного несовершенного состояния! Так почему же мы все-таки эти состояния ощущаем? Это вопрос, который ставит перед собой каббала, и этот вопрос задает Бааль Сулам.
В связи с этим напрашивается вопрос: зачем Он создал миры – сокращение после сокращения – то есть все миры, сокращая их, понижая их в своем величии и совершенстве, – вплоть до нашего серого, ничтожного мира, и поместил души-творения в ничтожные тела этого мира?
Для чего же Он это сделал?! Ни одному врагу не пожелаешь того, что Он натворил в этом мире.
Каждый из нас задает себе этот вопрос много раз в течение жизни и не находит ответа – либо продолжает оставаться неверующим, либо погружается в иллюзию верующего. В итоге ни тот, ни другой рационально существовать не могут, не могут ощущать себя в равновесии, в гармонии с окружающим миром, жизнью, в разумной связи с Творцом.
Или ты идешь в религию и становишься фанатиком, то есть тебя эти вопросы не интересуют, ты принимаешь на веру: Творец существует, Он такой-то, и все, я выполняю все Его указания, приказания – те, о которых мне рассказывают мои религиозные учителя.
Или наоборот, я – неверующий, ни во что такое не верю, ко мне это не имеет никакого отношения – оставьте меня в покое с вашим Высшим управлением. Исходя из того, что я вижу в жизни, Высшего управления нет.
Вот между двумя этими концепциями человечество и колеблется.
Как же отвечает на этот вопрос каббала? Ответ не простой, понимание будет происходить постепенно. Но когда это произойдет, мы увидим, что так оно и есть, что в этом ответе нет каких-то притянутых за уши домыслов, а все исходит из абсолютного, четкого понимания, видения, исследования, явного постижения природы и Творца.
Ответ находится в книге АРИ «Эц Хаим» (Древо Жизни). В ней говорится так:
Все создано Творцом таким образом, чтобы проявить совершенство своих действий, – то есть не самого себя проявить, а проявить совершенство своих действий.
И все-таки необходимо понять: как же это возможно, что от совершенного Творца, исходят действия столь несовершенные? Вплоть до того, что творения должны сами себя дополнить, исправить, поднять духовно посредством работы в этом мире, в нашем состоянии.
На что тут намекает АРИ? Он говорит, что все мы и все мироздание – создано Творцом таким образом, чтобы раскрыть Его совершенство. То есть мы изначально, по замыслу Творца, созданы раскрывающими Его совершенство: не совершенными, сами по себе, а раскрывающими Его совершенство.
То есть недостаточно создать человека и создать его совершенным – нет! Это будет просто красивая кукла. Надо создать это творение таким образом, чтобы оно само раскрывало совершенство Творца, совершенство природы, и в этом бы заключалась его великая миссия – наполнение, наслаждение, раскрытие совершенства.
Поэтому процесс раскрытия совершенства находится в замысле Творца. В замысле Творца – человек, сам раскрывающий Его совершенство.
Как это возможно? Мы знаем, что основной, я бы сказал, единственный базисный закон природы – это закон подобия: то есть в той мере, в которой человек сам себя исправляет, приближая к совершенному состоянию, одновременно постигая свое собственное несовершенство и совершенство Творца, в той мере он понимает суть Творца, проникает внутрь Него. Никак иначе этот процесс понимания не происходит.
То есть человек заранее должен осознавать, что он создан несовершенным, что на протяжении всего пути своего развития, роста, своего исправления, он должен пройти абсолютно все несовершенные состояния, противоположные Творцу, даже самые ужасные. И всегда он будет раскрывать несовершенство, на этом несовершенстве строить и исправлять себя в стремлении к совершенному состоянию, и из разницы – из дельты между этими двумя состояниями, постигать внутреннюю природу самого Творца.
Не просто так наслаждаться этим совершенством – поверхностно, как мы наслаждаемся внешним видом чего-то, например, красотой картины. Совсем иначе я воспринимаю эту картину, если мне известно, каким образом она создавалась, из чего, из какого противоположного состояния появилось такое совершенство – тогда, осознавая это, я как бы проникаю вглубь картины, в суть всей ее природы. Таким же образом я постигаю Творца, Его суть, становлюсь равным Ему. В этом и заключается весь замысел Творца. Человек специально создан таким несовершенным, чтобы через себя, самому, создать совершенство мира.
Есть вопросы?
Ведущий: Да, есть вопросы. Аска из Финляндии, город Хельсинки, спрашивает: «Почему я чувствую окружающий мир так же, как и другие люди, хотя Вы утверждаете, что весь мир только внутри меня?».
М. Лайтман: Мы с вами уже говорили об этом на разных занятиях, но я повторю.
Дело в том, что у всех у нас существует общность ощущений. У всех нас одни и те же физические свойства: глаза – видят, уши – слышат, нос – обоняет, язык различает вкус, кожа – осязает. То есть все мы ощущаем в одном и том же диапазоне воздействия на нас различных волн на наши нервные окончания (в принципе, это нервные окончания, наша сенсорика). Мы все в этом плане одинаковые. Так мы устроены.
У животных другие ощущения – в другом диапазоне. Они ощущают то, что мы не ощущаем.
Так что, по сути, нет такого вопроса: «Почему мы все ощущаем одно и то же в нашем мире?». Потому что мы созданы подобными друг другу.
В духовном мире то же самое. Смотрите, человек начинает подниматься из «нашего мира» в духовный. В духовном мире существует четкая градация: Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон – пять миров. В каждом из миров существует пять парцуфим. В каждом парцуфе – пять сфирот. Например, я поднялся из точки «нашего мира» в точку духовного мира и нахожусь в ней. Аска также поднялась в ту же точку. Тогда мы с ней ощущаем одно и то же, как если бы мы с ней находились в одной и той же точке «нашего мира». Вот сидим мы с ней вместе в театре, смотрим какое-то представление, оперу, к примеру, слушаем, видим, наслаждаемся одним и тем же. Она – немножко по-своему, я – по-своему, в зависимости от вкусов, но, в принципе, мы наблюдаем одно и то же явление.
Так же и в духовном мире. Когда мы находимся с ней в одной точке духовного мира, то ощущаем одно и то же – каждый внутри своей души, немного по-своему, но это подобные ощущения.
Каббалисты в своих книгах описали весь путь восхождения в духовный мир: какие ощущения соответствуют каждой точке этого пути, что мы чувствуем в каждой конкретной точке. Читая эти книги, человек развивается, каббалистические тексты словно ведут его из точки в точку, поднимая в духовный мир. Все каббалистические книги устроены таким образом, все они рассказывают о том, что происходит в Высших мирах.
Но они не просто рассказывают нам об этом: «Вот дошел ты, дорогой господин, например, до уровня бина мира Брия, и вот что ты там чувствуешь, вот что ты там видишь», – не только это они нам объясняют. Они объясняют, почему ты так чувствуешь, почему ты так видишь, что на тебя воздействует, то есть объясняют всю систему твоих чувств: внешнюю, внутреннюю, вместе с Творцом, вместе со всем. Чтобы в духовном мире ты разбирался так же, как в нашем мире: знал бы себя досконально, понимал каково строение твоего организма, какие процессы происходят внутри него. Вот что происходит, когда мы читаем каббалистическую книгу.
Постижение в каббале называется «асага». Асага – это глубинное постижение всего процесса мироздания до той ступени, до которой я поднялся, доразвился. То есть достигнув определенной духовной ступени, пройдя через все-все ступеньки каждого из миров, я абсолютно четко и полно понимаю все, что происходит на пройденном мною отрезке пути – от нашего мира до ступени, до которой я поднялся. Так происходит с каждым – и со мной, и с Аской, с каждым из вас, и с Бааль Суламом, и с другими каббалистами. Поэтому давайте поднимемся в духовный мир и убедимся, что это так. Я приглашаю всех совершить этот путь.
Ведущий: Алекс – город Лиман, Франция – спрашивает: «Для чего в мире так много наук и религий, если есть каббала – лучший путь для развития человека?»
М. Лайтман: Каббала была скрыта много тысяч лет! Поэтому чтобы как-то ответить себе на вопросы: «Зачем я существую?», «Какая цель моей жизни?», «Что меня ждет после этой жизни?», «Что и как мной управляет?» – человек выдумал религии, верования, всевозможные науки и тому подобное. Вы можете почитать об этом в статье Бааль Сулама "Суть религии и ее цель".
Ведущий: Даша из Санкт-Петербурга спрашивает: «Каббала показывает, что строение всех миров в точности повторяет друг друга. Расскажите, пожалуйста, как измеряется время во всех мирах».
М. Лайтман: Дашенька, времени нет в Высшем мире, время есть только в нашем мире.
Время, пространство, передвижение – это понятия, которые свойственны только нашему миру, потому что только здесь, в нашем мире существуют «клипот» – так называемые «нечистые», эгоистические силы, которые растягивают время из точки в то, что мы называем временем. Время существует только относительно нас.
Следующее понятие – пространство. На самом деле пространства нет – оно тоже, как несуществующая, математическая точка, а наш эгоизм её растягивает. И с перемещением то же самое. Все эти три параметра: время, пространство, перемещение – существуют только в нашем эгоистическом восприятии.
Как только мы избавляемся от эгоистического восприятия, телесного, и переходим в духовное, в альтруистическое, мы видим, что всех этих трех параметров не существует, их нет в свойстве отдачи. Мы начинаем воспринимать мироздание в совершенно ином ключе: без времени, без перемещения и без пространства – как в душе. Душа этих параметров не имеет.
Мы об этом говорили. Вы можете прочесть об этом в статье «Введение в науку Каббала» – «Маво ле хохмат а-каббала». Это тоже одно из вступлений к книге «Зоар». А также в статье «Внутреннее созерцание», из первой части «Талмуда Эсер аСфирот» - о таких параметрах, как время, пространство, перемещение.
Ведущий: Вопрос Сергея из Киева: «Я учу Каббалу, чтобы раскрыть Творца. А как Творец раскрывает меня?».
М. Лайтман: Дело в том, что мы созданы под экранами, а не Творец скрыт от нас экранами, то есть мы от Творца, практически, ничем не скрыты, Творцу не надо нас раскрывать. Мы относительно Творца находимся в состоянии абсолютного совершенства в нашем конечном состоянии. Мы ещё будем об этом говорить. Как раз в следующем пункте «Введения» этого «Вступления к «Введению в науку Каббала» об этом и рассказывается.
На этом мы сегодня заканчиваем урок. Присылайте нам свои вопросы. Я очень рад, что сегодня было много вопросов из Франции, Бельгии, из Западной Европы. Что же дремлет Россия, Украина, Сибирь? Давайте, и вы тоже. Не вижу вопросов из Испании, из Латинской Америки.
Ведущий: Очень много приветов. Салюты из Мексики, Уругвая, Боливии и ещё из очень многих стран.
М. Лайтман: Я очень рад. Мне потом дают списки, и я смотрю, кто присутствовал на этих уроках. И в прошлый раз у нас было огромное количество учеников, занимающихся.
Кроме того, пишите все замечания: если вам плохо слышно, или плохо видно, или, может быть, я слишком быстро говорю, или медленно, скучно – критикуйте! Чтобы мы добились состояния, когда урок был бы притягательным, был бы приятным для нас – и для вас и для меня. Так что делайте все для того, чтобы наша встреча раз в неделю была настоящим праздником.
Будьте здоровы! Я еще раз благодарю всех вас и приветствую! Жду вас у нас на конгрессе, который состоится, как вы знаете, с 3 по 6 февраля. Вы все желанны и любимы! До следующего урока, в следующее воскресенье, в то же время. До свидания.