Предисловие к учению 10 сфирот.
Человек, который работает над собой и идет вперед, проходит два этапа.
Первый этап – это когда он находится в группе, изучает книги, пытается соединиться с товарищами, чтобы через них научиться, как выходить из себя вовне, и этим привлекает на себя Высший свет во время совместной учебы. При этом свет, воздействующий на него, начинает его постепенно менять. Свет начинает тормошить человека: он ощущает подъемы и падения, всевозможные перепады настроения, отчуждения и привлечения вперед. Он крутится как тряпка в стиральной машине и чувствует, как его бросает из стороны в сторону. Так человек работает над собой.
В таком случае надо просто держаться за коллектив. Надо создать очень серьезную систему обучения, которая бы тебя держала. Никуда не убегать и пытаться создать для себя совершенно четкое условие: я иду вперед, несмотря на то, что делается у меня внутри, – все мои ощущения не имеют никакого значения, я всё равно двигаюсь как поезд по рельсам, и здесь не может быть никаких отклонений.
Первый этап называется подготовительным, ведь человек еще ничего не понимает и не знает, что с ним происходит. Ему очень трудно работать с собой и с окружающими, он ненавидит товарищей или вдруг начинает понимать, что они все равно необходимы и надо как-то идти вперед. Внезапно он ощущает огромные разочарования, и может на некоторое время даже оторваться от учебы, хотя это практически чревато отключением от всего пути.
Когда человек полностью проходит первый путь, и свет постепенно действует на него, изменяет его, накапливает в нем всевозможные впечатления, то вдруг происходит прорыв. Теперь он начинает чувствовать воздействующий на него свет. Он начинает ощущать в себе его изменения: в нем происходят какие-то прояснения, постепенные движения в сторону отдачи и любви. Он неожиданно начинает чувствовать в этом потребность, понимать, что это действительно огромные особые ценности, ради которых стоит жить. Снова падает. Снова поднимается. И так далее. Он все время находится в положительной или отрицательной оценке всех этих духовных свойств.
Второй этап – это уже ощущение, что называется, потустороннего мира. Под "потусторонним" имеется в виду мир "вне нашего эгоизма": вечный, совершенный, устроенный по принципу абсолютной отдачи и доброты, который полностью противоположен нашему миру.
Тогда у человека начинается совершенно иной путь. Изучая каббалистические книги, он видит, понимает, ощущает все, что в них написано, и идет уже вперед как по четкой инструкции, зная каждый свой шаг. У него уже совсем другая жизнь – жизнь, как захватывающее путешествие, полное наслаждений, впечатлений, открытий. Так продолжается до тех пор, пока он не достигает абсолютно Полного исправления. Это и является нашей целью.
Что значит "Полное исправление"? Это состояние, когда вся природа – и нашего мира, и Высшего мира – полностью раскрывается человеку. Он находится в полном подключении к ней, в полном управлении ею, становится равным Высшей силе, которая создала все и управляет всем, и он находится на таком же уровне, в таком же статусе.
Наш духовный путь делится на две части.
Первая часть – довольно сложная, поскольку мы не видим точно, что делаем. Именно это помогает нам отречься от нашего эгоизма. Если бы мы видели, что делаем, то наш эгоизм, участвуя в этом процессе, только бы рос, и мы никогда не смогли бы от него отделиться. А поскольку мы можем идти, только закрыв глаза, т.е. отделившись от нашего эгоизма, постепенно отсекая его от себя, переходя к связи с товарищами, выходя из себя в свойства отдачи, то поэтому нам, конечно, трудно.
Наш путь построен на том, что мы привлекаем Высший свет, который воздействует на нас и исправляет. То есть я сам не могу себя исправить, я не могу приподняться над своим эгоизмом, я ничего не могу с ним сделать, но я могу вызвать на себя Высший свет.
Поэтому усилия в науке каббала очень интересны и отличаются от усилий в нашем мире, где я воздействую непосредственно на тот предмет, на ту область или на те свойства, которые желаю изменить, – здесь не так. Если я желаю что-то изменить, то должен вызвать свет на этот предмет, на этот объем, на эти свойства, чтобы свет их изменил. Таким образом, я всегда обращаюсь только к свету, чтобы он изменил эти свойства.
А как свет знает, на какие свойства воздействовать?
Очень просто. Если я двигаюсь вперед к свойству любви, взаимной отдачи, свойству связи с товарищами, если я пытаюсь с ними соединиться, то обнаруживаю себя огромнейшим эгоистом, который хочет ими злоупотреблять, желает только собственного выигрыша и которому плевать абсолютно на всех. Когда я это в себе обнаруживаю, и это вызывает во мне огромные страдания, тогда я начинаю просить свет исправить меня. Раскрывая свой внутренний эгоизм, я начинаю обращаться к свету и просить его, чтобы он изменил меня.
То есть я подготовил огромное неисправное желание, раскрыл его в себе, чувствую, насколько оно мне противно, отвратно, насколько я не хочу, чтобы оно существовало во мне, как раковая опухоль, которую я хочу из себя вырезать, – и тогда я обращаюсь к свету, чтобы он произвел надо мной эту операцию.
Таким образом, у нас есть очень четкое движение на нашем пути: я все время двигаюсь к связи с товарищами, к цели творения – к свойству отдачи и любви. Я все время двигаюсь к тому, чтобы вознести эти свойства, эти параметры, эти определения выше себя, сделать их своей высшей ценностью. В итоге я раскрываю, насколько я этому противоположен, насколько я этого не хочу, насколько все это во мне искусственное и т.д. И тогда из этой горечи я взываю к свету.
Поэтому здесь есть большая проблема: люди, которые не в состоянии этого осознать, не в состоянии страдать, этот путь не пройдут. Причем страдания – они качественные. Человек ощущает их при нормальной жизни, при всем том, что у него все хорошо. Это страдания любви, когда я хотел бы соединиться с товарищами, знаю, что это необходимо, но вижу, что не могу. Именно эти страдания имеются в виду – никакие другие!
Не то, что я знаю или не знаю предмет, не то, что я - умник или, допустим, нетерпелив – нет! Единственное, что мне надо выявить – мое отторжение от связи с другими. Только это! Отдача! Когда меня отталкивает от связи с другими, когда я начинаю вдруг презирать, не желать этого, - именно это свойство мне надо ухватить и на него просить исправления. В этом весь секрет каббалы. Ничего другого нет!
Поэтому первая часть нашего пути проходит в постепенно нарастающем в нас раскрытии зла, а затем в один момент оно исправляется. И потому в нашем движении вперед есть два этапа.
Первый этап – это когда мы в течение нескольких лет накапливаем огромные, тяжелые, длительные страдания.
А затем в один момент они исправляются, мы раскрываем глаза и видим вокруг нас совершенно новую картину. Оказывается, все мироздание действует в свойстве отдачи и любви – весь мир так устроен, а мне в моих эгоистических свойствах казалось, что он устроен на свойстве эгоизма, захватничества, насилия, грубости и т.д.
Это похоже на то, как ракета тяжело выходит в безвоздушное пространство, на орбиту, и потом в невесомости, на орбите вдруг наступает покой: всё тихо, двигатели прекращают работать – ты вышел в свободное пространство.
Если человек приходит в науку каббала и все время изучает ее ради себя, а не для того, чтобы достичь высшего свойства, тогда она закрывает ему абсолютно все. Он не понимает ничего, что в нем происходит, если не настраивается на связь с группой, если не стремится к исправлению, к изменению себя с помощью Высшего света, если в нем нет настоятельной необходимости изменить себя.
Причем поначалу он осуществляет все действия абсолютно искусственно, и только постепенно под воздействием Высшего света это становится необходимой потребностью. Но если у него нет правильного направления, и он не хочет в этом участвовать даже искусственно, как ребенок в игре, тогда занятие каббалой вместо "эликсира жизни" становится ядом.
Почему? Потому что он становится еще большим эгоистом. С помощью каббалы он желает зарабатывать деньги. Он думает, что уже стал большим, великим и больше ему ничего не надо. Такие люди обычно уходят в сторону или открывают свои группы. Но и это хорошо. Пусть всё в итоге постепенно прояснится.
В начале каждого урока, каждого действия с товарищами в группе, человек должен дать себе четкий ответ на вопрос: для чего он изучает каббалу? Желает ли он действительно притянуть на себя Высший свет, который бы изменил его, перевел бы от эгоистического свойства получения "ради себя" к свойству отдачи, к тому, чтобы он смог доставлять наслаждение другим.
От настроя человека на результат обучения зависит и сам результат. Поэтому сказано, что самое главное, как мы начинаем изучать каббалу: перед занятиями обязательно должно быть намерение.
Я должен заранее очень серьезно подготовиться к утреннему уроку или к любому другому действию. Даже когда я иду к товарищам на трапезу, я должен четко настроить себя: что я делаю во время трапезы. У Рабаша было запрещено разговаривать во время трапез, чтобы не мешать намерению, чтобы человек сосредоточился на том, о чем он должен думать, чтобы он был в большом внутреннем напряжении: для чего я все это делаю.
Сейчас я произвожу с товарищами какое-то действие: это может быть трапеза или любое иное мероприятие, занятие или семинар – неважно что. Любая наша общая работа, сопровождающаяся намерением, имеет огромную эффективность в личном и общем продвижении.
Поэтому прежде, чем приступить к занятиям, человек обязан вооружиться намерением – для чего он это делает, и ни в коем случае не забывать об этом во время занятий. Потому что именно групповые занятия являются самым эффективным способом приближения, притяжения высшего исправляющего света, и нет другого более эффективного момента в нашей жизни, чем групповые занятия.
Мы должны обязательно помнить об этом. Каждый день хотя бы за 15 минут до занятий нужно максимально сконцентрироваться на намерении. Возьмите бумажку и напишите на ней свои мысли: для чего я занимаюсь; чего я хочу от занятий; почему мне нужна группа; какие должны быть у меня намерения; что именно исправляет меня; что дает мне Высший свет, какие свойства; к чему я должен прийти, что я должен при этом ощутить; для чего и для кого я это делаю и так далее.
То есть все эти вопросы должны быть хотя бы немного выяснены перед занятиями и тогда в мере вашей внутренней концентрации, желательно даже внутренней боли, на вас будет нисходить Высший свет.
Но, опять-таки, самая хорошая подготовка – это когда вы несколько минут перед занятиями устремляетесь вместе с товарищами к взаимной связи, взаимной отдаче, взаимной любви друг к другу. И если вам очень повезет, то вы почувствуете, насколько вы взаимно отталкиваетесь друг от друга, ничего не желаете и начинаете ощущать между собой беспричинную ненависть. Вот тогда Высший свет будет действовать на вас самым наилучшим, эффективным, оптимальным образом, потому что беспричинная ненависть, которую вы ощутите, – это и есть наш настоящий, истинный эгоизм.
Вопрос: Разве наша мировая группа еще не пробила железную стену, которая отделяет нас и весь мир от каббалы?
Дело в том, что пробить железную стену – значит обрести свойство полной отдачи. Спросите себя, находитесь ли вы уже в этом.
Среди нас есть люди, которые уже действительно пробивают эту стену, есть – которые пробили, есть – кто находятся на пути к ней: ближе и дальше.
Каждый из нас должен чувствовать себя так, как будто ему осталось одно усилие, чтобы пробить железную стену. За ней существует множество других ступеней, и каждый раз человек будет чувствовать, будто он опять пробивает ее. Но все последующие ступени идут внутри этой духовной лестницы, внутри Высшего мира уже в свойстве отдачи – от маленькой отдачи к большей и большей, и в соответствии с этим раскрываются все больший объем и все более внутренние связи всего мира и себя вместе с ним. Человек ощущает себя вмещающим весь мир.
На самом деле все находится внутри нас. Иногда, когда ты смотришь ночью на звездное небо, у тебя вдруг возникает желание, чтобы все это было в тебе, хочется все это объять. На самом деле это все ты и, в итоге, ты ощущаешь в себе не только звезды, ведь это очень маленькая часть нашего мира, а все мироздание, не говоря уже о Высшем мире.
Вопрос: Что значит: "каббалисты передавали свет людям"? Ведь они просто меняли свое восприятие?
Каббалисты – это люди, которые проходят махсом, включаются в Высшую систему управления, и своими желаниями исправиться привносят в эту систему свою активность.
Мы изучаем это в системе Высших миров, которая находится в пассивном состоянии и работает как бы на холостом ходу – в ней есть только свет хасадим. А когда туда включаются наши исправленные эгоистические свойства, то в ней появляется свет хохма и система начинает работать. Как будто ты даешь газ в машине, и мотор начинает работать не на холостых оборотах, а выше их – то же самое здесь.
Поэтому исправившие себя каббалисты, будучи частями всей системы – и нашей, и Высшей – добавили в эту систему свой свет. На свои исправленные эгоистические желания они добавили свет хохма, и поэтому вся система уже работает на других оборотах. То есть она уже способна, в состоянии принять нас, обработать нас и включить в себя – в этом их заслуга.
Точно так же действуем сегодня и мы. Исправляя себя, мы, в общем, делаем то же самое для следующих поколений, идущих за нами. И так постепенно все-все друг за другом.
Поэтому и происходит исправление мира от легких эгоистических свойств к тяжелым. И люди, которые придут в каббалу, т.е. к исправлению себя, через несколько лет, будут намного эгоистичнее, чем мы, но мы уже подготовим для них почву, притягивая свет в систему миров, которая без нас работала бы только на свет хасадим, то есть была бы в малом состоянии (в состоянии "катнут").
Вопрос: Будут ли на конгрессе в Новосибирске трапезы в тишине – такие, как в свое время проводил Рабаш?
Это зависит только от вас, я готов ко всему. Я должен действовать так, как выбираете вы в тех рамках, в которых мы с вами обычно работаем. Среди вас есть новенькие, есть старенькие и т.д., поэтому выбирайте сами, что вам подходит.
Если мы увидим, что у нас есть особое настроение, особое возбуждение, особая внутренняя связь, если мы увидим, что для этого есть все основания, – стоит провести такую трапезу, и именно в этой внутренней взаимности почувствовать ту тишину, которая находится между нами. В этой тишине мы, может быть, начнем ощущать новые свойства, новые связи, сеть сил между нами.
Я этого очень жду и надеюсь, что так произойдет. И вообще, я всех вас жду на этом конгрессе.
Вопрос: Возникнет ли во всех людях на Земле желание познать Творца?
Само по себе – нет.
Люди, в которых это желание возникает, называются "Исраэль" ("яшар кель"), что в переводе означает движение вперед, самостоятельное устремление к этой цели.
А есть люди, у которых нет этого самостоятельного движения, но кризис, который будет разворачиваться и дальше, вынудит их убегать от него. А куда убегать? – Некуда. И тогда они поневоле примкнут к тем, кто устремляется вперед.
То есть в них возникнет желание убежать от невзгод – давление сзади, а не стремление вперед к цели. Таким путем будут двигаться к исправлению, к цели творения 90% землян.
Вопрос: Человек, занимающийся каббалой, должен держаться за коллектив. Как каждая группа включается в мировую группу? Каким образом это происходит?
Каждая группа должна держаться все-таки за себя и пытаться внутри себя создать коллектив. Коллектив должен быть основан только на одном – на взаимной поддержке. Мы ничего не требуем друг от друга! Прежде всего, мы только поддерживаем друг друга. Требования – потом. Если человек не хочет ни в чем участвовать, но все-таки приходит – дайте ему приходить! Он постепенно почувствует стыд и начнет участвовать во всем.
Надо попытаться как можно больше притягивать людей и давать им возможность хоть немного вызвать на себя Высший свет – он так сегодня всем необходим! А затем уже соединяться группами.
Я даже не знаю, как об этом сказать, но из тех людей, которые сидят передо мной, только 20-30% я знаю по именам. Потому что для меня не существует имени человека, я чувствую его внутренний образ, словно какое-то облако. Я не помню лиц людей, не знаю их имен – все это для меня совершенно спутано. Я чувствую их внутреннюю конструкцию.
Я думаю, что у нас впереди прекрасное будущее. Я прошу вас, до самого последнего момента пытайтесь выжать из каждого мероприятия по нашему объединению самые лучшие усилия, все соки, чтобы свет максимально воздействовал на вас.
В "Предисловии к Учению Десяти Сфирот" Бааль Сулам пишет, что для того чтобы заниматься наукой каббала, не требуется никаких особых земных свойств, особого ума, особых способностей – ничего. Если у тебя есть только зачаток желания, который в тебе горит, зовет к цели, тянет вперед, устремляет к себе – этого достаточно, чтобы ты уже смог из группы, вместе с ней, начинать свой путь.
И если ты займешься собой, то достигнешь этого. Но для этого надо выполнить изначально заданное природой сложное условие: приподняться над своей животной природой.
Можно, конечно, полностью ограничить себя во всем излишнем, буквально спать на земле, жить впроголодь, ходить в рубище и одновременно заниматься работой над собой, изнуряя себя и свой эгоизм. У тебя появляется возможность выбраться из своего эгоизма таким прямым образом, когда ты будешь его бить, и выйдешь наверх.
Но дело в том, что такой путь нам совершенно неприемлем, потому что чересчур тяжел для нас. Мы – не те каббалисты, которые жили несколько тысяч лет назад, и приняли этот закон, это условие выхода из эгоизма, как закон природы.
Две тысячи лет назад произошло неожиданное событие: каббалисты того поколения совершили очень серьезный вклад в развитие духовной системы.
Что значит "духовная система"? Все уровни природы – неживой, растительный, животный и человеческий – связаны между собой. Когда мы говорим о нашем мире, то имеем в виду только неживую, растительную и животную природу, ведь мы – люди, в общем-то, относимся к животному миру.
А "человек в нас" – это не тот, кто в нашем мире ходит на двух ногах и владеет компьютерами и различными технологиями. "Человек в нас" – "Адам" от слова "домэ" – подобный Высшей силе, то есть Высшему миру, следующему состоянию, следующему измерению, следующей ступени.
Эта абсолютно альтруистическая ступень построена на отдаче и любви, вне себя. Если я нахожусь внутри себя, я называюсь животным, если я выхожу из себя и начинаю действовать на благо других, тогда я называюсь "Человек" – "Адам".
Что сделали великие каббалисты 2000 лет назад? Они впустили в эту общую систему немного света и сделали огромное исправление в том слое системы, которая называется "Адам" – "Человек". То есть они исправили, приподняли выше всю эту систему, в результате чего получился огромный выигрыш для нас и для всего человечества – для тех, кто занимается каббалой, и кто ею не занимается.
Являясь частью общей системы (неживой, растительной, животной, человеческой), частью всего общего творения, они в процессе занятий каббалой притягивали на себя Высший свет, свойство Высшей силы, и это свойство отдачи и любви постепенно растворилось, проникло, продиффундировало во все слои общего желания.
Этим они облегчили всем нам работу. Нам не надо спать на земле, жить впроголодь и ходить в рубище. Нам достаточно выполнять только два условия: заниматься наукой каббала и работать в группе. Если мы будем их выполнять, то быстро, качественно и очень легко пройдем в следующее измерение, выйдем из себя, и начнем ощущать Высший мир.
Конечно, при этом наш мир не пропадает. Наши земные неживые, растительные и животные свойства остаются, но при этом мы приобретаем еще дополнительные ощущения, дополнительную часть, которая находится вне земной жизни.
Поэтому, когда наше тело, включающее в себя неживую, растительную и животную материю, умирает, мы все равно остаемся существовать в той части, которую раскрыли и в которой уже существуем.
Те же, кто не раскрыл еще следующее измерение, существуют там в виде зачатка, так называемого корня души, который вновь возвращается в наш мир, облачается в тело и дает человеку возможность охватить, вобрать, взойти на тот высший уровень, на котором мы достигаем вечного существования.
Наука каббала должна раскрыться человеку только тогда, когда он захочет понять, в чем смысл жизни. А если у него еще нет этого желания, т.е. он полностью погружен в жизнь нашего мира, интересуется только, как обустроить себя на годы своего существования, то тогда ему незачем раскрывать эту науку, она – не для него, наоборот, может его только запутать. Пусть продолжает развиваться эгоистически, а науку каббала пока не трогает.
Поэтому каббалисты во все века скрывали эту науку, пока человечество не развилось до такого состояния, когда сегодня уже спрашивает о смысле жизни. Мы видим это по огромным проблемам, которые есть в мире, по всеобъемлющему общему кризису, который пронизывает абсолютно все виды деятельности человека.
Это видно и по количеству самоубийств, и по депрессивному состоянию человечества, и по тому, что мир сползает непонятно куда, и ничего не может с собой поделать.
Все катятся вниз: и элита, и простые люди. Постепенно исчезает средний класс, замирает промышленность – у нас пропадает интерес к жизни. Мы не знаем, что делать. Мы понимаем, что впереди может быть третья мировая война, но смотрим на это спокойно, как на рок, который нас куда-то тянет, потому что осознаём, что у нас нет никаких сил, знаний и даже желаний противостоять ему. В мире царит бессилие и отчужденность.
Именно в таком поколении и надо раскрывать людям науку каббала, потому что из нее они смогут не только понять, как выйти из текущего состояния, из которого они уже отчаялись выйти, но и узнать, что ждет их впереди: вечное, совершенное, цельное, высшее состояние, которое в миллиарды раз больше того, что мы когда-либо могли ощутить в нашем мире.
"Предисловие к Учению Десяти Сфирот" – самое главное из всех предисловий Бааль Сулама, поскольку рассказывает о смысле и необходимости изучения науки каббала.
Известно, что если мы пытаемся предложить кому-то науку каббала, то возникает очень много проблем. Люди не знают, что это такое, пугаются, думают, что это мистика, различные наговоры, и от этого им может быть хорошо или плохо – в общем, говорят всё, что угодно, только не то, что она на самом деле собой представляет.
Надо сказать, что в формировании такого мнения о каббале преуспели каббалисты прошлого, которые специально накрутили вокруг нее различные небылицы и возвели такие стены, что к ней уже не подберешься. И поэтому сегодня, когда мы должны раскрыть каббалу массам, мы видим, насколько это сложно.
До сегодняшнего дня идет процесс постепенного приближения науки каббала ко всему человечеству, и он пока все еще не завершен. Дело в том, что нам тяжело объяснять все это людям. Каждый раз у нас возникают проблемы, и мы точно не знаем, как подойти к человеку. Мы говорим ему, что это, допустим, взаимное поручительство, или какая-то другая новая система знаний, психология – в общем, все время пытаемся как-то вывернуться. И только после того как становится ясно, что человек сможет свыкнуться с этим, мы объясняем ему, что это, на самом деле, каббала.
Поэтому Бааль Сулам, который понимал важность раскрытия науки каббала для спасения мира, для исправления страшного кризиса, в котором мы сейчас находимся, начинает свое предисловие словами, что "прежде всего, я хочу разрушитьту железную стену,которая есть между всем человечеством и наукой каббала". Ведь эта наука – самая важная и нужная, поскольку отвечает на вопрос о смысле жизни и как его достичь.