Обменная экспансия

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Политэкономия

ОБМЕННАЯ ЭКСПАНСИЯ

(Политэкономия Аритеросизма)

 

1

СОКРАТ. Привет, Платон!

ПЛАТОН. Привет, Сократ!

СОКРАТ. Мы с тобой, Платон, недавно разговаривали об обмене, - как к нему принуждают людей в капиталистическом обществе и при этом пропагандистски фальшиво представляют это очевидное зло под видом блага.

ПЛАТОН. Да, это было совсем недавно, Сократ.

СОКРАТ. А вот послушай, Платон, что упоминают об обмене марксисты, рассуждая о начале капиталистического товарного хозяйства.

ПЛАТОН. Слушаю, тебя, Сократ.

СОКРАТ. Они пишут: "В отличие от натурального хозяйства, при котором продукты труда из сферы производства непосредственно переходят в сферу потребления, товарное хозяйство - это такое хозяйство, в котором продукты производятся для обмена".

ПЛАТОН. Насколько я понимаю, из этого их абзаца видно, что марксисты исторически связывают появление товарного хозяйства именно с обменом. Не будь обмена, не было бы и перехода от натурального хозяйства к капиталистическому, и феодализм закономерно не эволюционировал бы в капитализм, а кое-где даже путём буржуазной революции.

СОКРАТ. Получается, вопрос обмена - это очень серьёзный вопрос, если не только сами капиталисты, но и марксисты так внимательно и даже почтительно к нему относятся.

ПЛАТОН. Пожалуй, в этом что-то есть, Сократ.

 

2

СОКРАТ. Так что же ты об этом думаешь, Платон, - об обмене как фундаментальном начале капитализма?

ПЛАТОН. Как об этом говорят марксисты, революционный и цивилизационный переход от феодального, мелко-продуктного, полунатурального хозяйства к расширенному капиталистическому происходит благодаря - обмену. Ведь товарное хозяйство - это такое хозяйство, в котором продукты производятся не для собственного потребления, а для передачи их другим [людям] с помощью обмена.

СОКРАТ. Вроде так. Во всяком случае, такую концепцию отстаивают марксисты.

ПЛАТОН. Да. Но надо понимать, что "передача товаров другим" происходит с помощью именно неравноценного обмена. Потому что, если бы это было иначе, никакого экономического смысла в обмене не было бы вообще.

СОКРАТ. Похоже на то, Платон. Экономический смысл, как я понимаю, состоит как раз в том, чтоб отдать меньше, а получить больше. Следовательно, всякий обмен с обеих сторон должен быть обязательно неравноценным, т.е. неэквивалентным, однако по-разному, и, вероятно, в разной степени.

ПЛАТОН. Конечно! Однако, кроме экономического, в обмене, как я вижу, есть и идеолого-политико-экспансионистский смысл.

СОКРАТ. Это что-то новое, Платон. Пока не очень понятно, откуда ты это взял, ведь мы разговариваем вроде об экономике, а не о политике, идеологии, войне?!

ПЛАТОН. Вроде да, Сократ. Но я не думаю, что ты будешь всерьёз отрицать огромное влияние этих факторов также и на экономику.

СОКРАТ. Было бы любопытно узнать, как это происходит, Платон?

ПЛАТОН. Я думаю, вот как. До тех пор, пока произведённые продукты не выходят за пределы некой ограниченной общности, например, какой-то отдельной семьи, замкнутой области или страны, и потребляются внутри неё, никакого обмена с другими семьями, общностями, областями, странами не происходит.

СОКРАТ. По-моему, это очевидно.

ПЛАТОН. Тогда возникает вопрос: откуда же в этом случае берётся "потребность" в обмене, т.е. в распространении своего влияния через производимые продукты - товары - на другие, соседние и дальние семьи, общества, области, страны, а в пределе и на весь мир?

СОКРАТ. По-моему, я начинаю что-то понимать в этом так завуалированном вопросе капиталистического обмена. Получается, обмен - это не просто обмен, как нам поверхностно, а значит неверно представляется, и он не появляется просто так.

ПЛАТОН. Конечно, обмен - это не просто обмен, а нечто большее.

СОКРАТ. Да. Обмен, очевидно, возникает при определённых условиях, и, - самое главное, - эти условия обмена вовсе не экономические! Потому что вопрос влияния на других людей, другие семьи, общества, области, страны, весь мир - это вопрос прежде всего идеологический, а потом политический и, в крайнем случае, военный.

ПЛАТОН. Совершенно верно, Сократ! Именно об этом я и говорю.

 

3

СОКРАТ. Получается, Платон, что экономика - это продолжение или даже реализация предшествующей ей идеологии и политики, а если нужно, то и подкреплённая ещё и силовыми, военными мерами.

ПЛАТОН. Да, на самом деле, истинно - именно так. Хотя, я думаю, ты уж точно помнишь те времена, марксисты настойчиво всем вдалбливали ложную концепцию именно обратного влияния экономики на политику.

СКОРАТ. Разумеется, я это помню. Но все в результате увидели, что из этого ничего не вышло. Данная марксистская "теория" оказалась неверной.

ПЛАТОН. Да. Но с тех пор прошло уже немало лет, несколько десятилетий, и всё равно этот вопрос остаётся закрытым, неясным, видимо, как раз из-за его большой важности.

СОКРАТ. Я тоже так думаю, Платон.

ПЛАТОН. Хорошо. Продолжим, Сократ.

СОКРАТ. Давай.

ПЛАТОН. Мы должны признать, что начало товарному хозяйству, т.е. хозяйству, в котором продукты намеренно производятся для обмена,  следует полагать именно в идеолого-политическом экспансионизме первоначальных отдельных автономно-замкнутых семей, обществ, областей, стран, решивших расширить своё влияние за пределы самих себя, идеологически, политически, экономически "захватить" и подчинить себе другие семьи, общества, области, страны, весь мир. О военной стороне данной экспансии мы пока не разговариваем.

СОКРАТ. Несомненно, Платон, теперь я это признаю. Потому что до этого всё в этом вопросе было как-то замазано, завуалировано то ли цензурой, то ли интеллектуальным несовершенством наших "учёных", экономистов, теоретиков, то ли их злой волей и т.д. Что-то с нами происходит, что-то совершается в политике, экономике, все носятся с купи-продай-обменяй и т.д., а что это такое, к чему, почему, зачем оно, - это всё до сих пор не было понятно.

ПЛАТОН. Очень хорошо, Сократ, что теперь тебе это понятно!

 

4

СОКРАТ. Итак, начало экономического обмена, а значит и капитализма - это начало идеолого-политико-военной экспансии, можно сказать, одного общества, области, страны на весь мир. Иными словами, [экономический] обмен - это экспансия.

ПЛАТОН. Именно так, Сократ.

СОКРАТ. И что же дальше, Платон?

ПЛАТОН. Вот что, Сократ. Кроме внешней экспансии, мы также должны рассматривать товар не только как экономическую, но и как ценностно-идеолого-политическую единицу. Без этого вообще остаётся непонятным фундаментальный смысл обмена, также и неэквивалентного, т.е. неравноценного и неравноправного.

СОКРАТ. Это вполне логично, Платон.

ПЛАТОН. Итак. Именно властвующие группировки (по-современному, - "элиты"!) в обществе принимают решение об экспансии его ценностей на другие общества, области, страны, их "захвате" в орбиту своего влияния, их ценностно-идеолого-политико-экономическом подчинении [себе].

СОКРАТ. Это абсолютно очевидно, Платон. Ведь только властвующие группировки - "элиты" - во всех обществах имеют возможность принимать и осуществлять подобные грандиозные, я бы даже сказал, глобальные решения. Простой народ не имеет для этого никаких ресурсов - ни интеллектуальных, ни организационных, ни экономических, ни силовых.

ПЛАТОН. Разумеется, Сократ. Идём дальше.

СОКРАТ. Идём.

ПЛАТОН. Приняв такое внешне-экспансионистское решение, "элиты" сначала проводят внутреннее переформатирование своего общества, преобразовывая его в одну большую производственную единицу, "фабрику" или "завод", а по-современному, - "фирму" или "корпорацию". Разумеется, бенефициарами, т.е. главными получателями будущих выгод всей этой корпоративной общественной переформатировки становятся именно общественные "элиты", задумавшие и затеявшие весь этот грандиозный и масштабный внешне-экспансионистский процесс.

 

5

СОКРАТ. Постой, Платон, кажется, я что-то слышал о подобном переформатировании общества от марксистов.

ПЛАТОН. И что же ты слышал, Сократ?

СОКРАТ. Вот что: "В условиях товарного хозяйства общество состоит из разнородных хозяйственных единиц, каждая из которых специализируется на производстве определённых продуктов. Промышленность отделяется от сельского хозяйства и распадается на различные отрасли - пищевую, текстильную, кожевенную, металлургическую и т.д.

Общественное разделение труда представляет собой необходимое условие существования товарного хозяйства. Однако оно само по себе ещё не порождает последнего. Невозможно товарное хозяйство без общественного разделения труда, но возможно общественное разделение труда без товарного хозяйства".

ПЛАТОН. Прекрасно, Сократ! Всё здесь абсолютно замечательно, но ничего не понятно.

СОКРАТ. Поясни, Платон, свою позицию.

ПЛАТОН. Снова и снова мы видим просто - констатацию факта, некое объективное статичное состояние. Совершенно непонятно, как, откуда оно взялось, произошло, с чем оно связано, как это понимать и т.д.?! Или нам хотят преподать очередной догматически-религиозный "катехизис", что-то типа некоего "экономического символа веры"?!

СОКРАТ. Да, в приведенном мной тексте этого ничего нет. Похоже, что его авторы, нисколько не сомневаясь, считают ими же написанное истиной в последней инстанции.

ПЛАТОН. То-то и оно. А между тем, нам с тобой, Сократ, следует задаться вопросом, почему именно в условиях товарного хозяйства, очевидно, с внешне-экспансионистским обменом (!), "общество состоит из разнородных хозяйственных единиц, каждая из которых специализируется на производстве определённых продуктов", а также почему "общественное разделение труда - необходимое условие товарного (т.е. внешне-экспансионистски-обменного!) хозяйства"?

СОКРАТ. Наверно, Платон, авторы этого текста совсем не философы, как мы с тобой, и им просто невдомёк, что в любом исследовании любого научного предмета обязательно нужно ставить подобные вопросы, чтобы постигнуть его истину.

ПЛАТОН. К сожалению, Сократ, очень мало в мире таких философов, как мы с тобой, если они вообще есть, кроме нас.

СОКРАТ. Жаль, но это, скорей всего, так и есть. Однако, давай всё-таки постараемся ответить на эти поставленные тобой, Платон, вопросы.

ПЛАТОН. Хорошо, Сократ. Сразу скажу, что общественное разделение труда и производства отнюдь не случайны, и не просто так появляются после феодализма, а знаменуют начало глобального внешне-экспансионистско-обменного капитализма.

СОКРАТ. Поясни свою мысль, Платон.

 

6

ПЛАТОН. Чуть выше мы с тобой, Сократ, говорили, что общественные "элиты", задумавшие и уже осуществляющие внешне-экспансионистскую политику, переформатируют всё "своё" общество, превращая его в одну большую внешне-экспансионистскую корпорацию во главе с самими собой.

СОКРАТ. Да, Платон, мы говорили об этом только что.

ПЛАТОН. В связи с этой внешне-экспансионистской корпоратизацией всего общества, остальная масса людей также этой "элитой" жёстко идеологически и экономически - хозяйственно и организационно - переформатируется.

СОКРАТ. Это выглядит логичным.

ПЛАТОН. Раз теперь общественные ценности в виде товаров для обмена требуются для интенсивной внешней экспансии, то необходимость во всё увеличивающемся их количестве сильно возрастает. Товаров для внешней идеолого-политико-экономической экспансии требуется всё больше и больше.

СОКРАТ. Разумеется.

ПЛАТОН. Именно это внешне-экспансионистское требование - увеличение производства товаров для внешней экспансии, а не только лишь для замкнуто-внутреннего использования, потребления, приводит к дроблению производства, его дифференциации и специализации для концентрации, сосредоточения различных производителей на производстве отдельных видов ценностей-товаров. Прежняя же расконцентрация, распыление производства по многим видам продукции у отдельных производителей не способствовала интенсивному увеличению ценностей-товаров как у этих производителей, так и в целом по всей стране-корпорации, а значит и не соответствовала её внешней идеолого-политико-экономической, да и военной экспансии.

СОКРАТ. Это совершенно очевидно, Платон.

ПЛАТОН. Именно, Сократ. Кроме этого, конечно, в этом обществе, стране-корпорации глобально разделяются и отделяются друг от друга промышленность и сельское хозяйство. Промышленность, в свою очередь, как и сельское хозяйство, разделяется по различным отраслям и т.д.

СОКРАТ. Разумеется, это происходит в связи с общим процессом корпоратизации общества, страны, активным делением всего общественного производства по отраслям и видам производственной деятельности. Но марксисты, вроде, говорят, что разделение труда было и до обменно-внешне-экспансистского капитализма, так же, Платон?

ПЛАТОН. Да. Общественное разделение труда было и до внешне-экспансистских капиталистических отношений. Но это свидетельствует лишь о том, что до глобального процесса организации стран в "единую" капиталистическую внешне-экспансионистскую корпорацию, уже делались попытки ограниченного экспансионизма в меньшем масштабе лишь отдельных областей, обществ, сообществ. Но именно при капитализме внешний экспансионизм достиг предельных размеров, захватив полностью всю страну, если речь идёт об отдельной стране, прежде подчинённую феодальной политической власти, получив также и всю капиталистическую политическую власть во всей стране. Полностью захватив одну страну, её "элиты" приступили к капиталистической экспансии, идеолого-политико-экономическому "захвату" других стран, а также и всего мира. Этот глобально-капиталистический внешне-экспансионистский процесс, охвативший все страны мира 500-600 лет назад, не прекращается и до сих пор.

СОКРАТ. Теперь понятно, Платон, почему и для каких целей устанавливается в обществе повсеместное разделение труда и производства. И ясно, что этот процесс и состояние общества отнюдь не объективные, а организуются вполне субъективными внешне-экспансивно-захватническими настроениями и целями господствующих в обществе, стране, во всех странах "элит".

ПЛАТОН. Совершенно верно, Сократ.

--

© 1988-2023, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==