Об отчуждении и воронке продаж в человеческих отношениях

Аватар пользователя Азамат
Систематизация и связи
Социальная философия

Увы, мы живем в крайне циничном капиталистическом мире, а значит все его законы остаются в силе – обман, манипуляции желаниями и потребностями людей, в конечном итоге, их сознанием поставлены на высочайший уровень.

И от того, что они стали более красиво и привлекательно «упакованы» сути своей они не изменили. Возможно ли зарабатывать достаточное количество (а это сколько?) денег и при этом не втягиваться в воронки продаж хотя бы на уровне межличностных отношений?

Для того, чтобы вести разговор, что называется, «по-взрослому» его придется предварить обширной цитатой двух гениальных знатоков законов развития человечества. Речь о Карле Марксе и Эрихе Фромме. Людях 19 и 20 века, провидчески предсказавших суть и нашего 21 века.

Итак, Эрих Фромм

МАРКСОВА КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:

«Маркс понял, что происходит с человеческими потребностями в мире отчуждения, и он с удивительной прозорливостью предсказал финал этого процесса, который стал очевиден лишь сегодня. В то время как в социалистических идеях главное значение должно иметь богатство человеческих потребностей и отсюда – новый способ производства и новые предметы производства являются новым подтверждением человеческой силы и новым обогащением человека как такового, в капиталистическом мире потребности не являются выражением скрытых человеческих потенций, это не человеческие потребности; при капитализме все обстоит совсем по-другому.

Маркс -

"Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению. Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности.

Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и взаимного ограбления. Вместе с тем человек становится все беднее как человек, он все в большей мере нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью, и сила его денег падает как раз в обратной пропорции к массе продукции, т. е. его нуждаемость возрастает по мере возрастания власти денег.

Таким образом, потребность в деньгах есть подлинная потребность, порождаемая политической экономией, и единственная потребность, которую она порождает. Количество денег становится все в большей и большей мере их единственным могущественным свойством; подобно тому как они сводят всякую сущность к ее абстракции, так они сводят и самих себя в своем собственном движении к количественной сущности. Безмерность и неумеренность становятся их истинной мерой.

Даже с субъективной стороны это выражается отчасти в том, что расширение круга продуктов и потребностей становится изобретательным и всегда расчетливым рабом нечеловечных, рафинированных, неестественных и надуманных вожделений.

Частная собственность не умеет превращать грубую потребность в человеческую потребность. Ее идеализм сводится к фантазиям, прихотям, причудам, и ни один евнух не льстит более низким образом своему повелителю и не старается возбудить более гнусными средствами его притупившуюся способность к наслаждениям, чтобы снискать себе его милость, чем это делает евнух промышленности, производитель, старающийся хитростью выудить для себя гроши, выманить золотую птицу из кармана своего христиански возлюбленного ближнего (каждый продукт является приманкой, при помощи которой хотят выманить у другого человека его сущность – его деньги;

каждая действительная или возможная потребность оказывается слабостью, которая притянет муху к смазанной клеем палочке; всеобщая эксплуатация общественной человеческой сущности, подобно тому как каждое несовершенство человека есть некоторая связь с небом – тот пункт, откуда сердце его доступно священнику;

каждая нужда есть повод подойти с любезнейшим видом к своему ближнему и сказать ему: милый друг, я дам тебе то, что тебе нужно, но ты знаешь conditio sine qua non [40], ты знаешь, какими чернилами тебе придется подписать со мной договор; я надуваю тебя, доставляя тебе наслаждение), – для этой цели промышленный евнух приспосабливается к извращеннейшим фантазиям потребителя, берет на себя роль сводника между ним и его потребностью, возбуждает в нем нездоровые вожделения, подстерегает каждую его слабость, чтобы затем потребовать себе мзду за эту любезность" [41].

 

Фромм -

Чем беднее человек становится как человек, тем выше его потребность в деньгах, чтобы справиться с враждебными ему существами; а власть его денег находится в обратно пропорциональной зависимости к массе предметов производства; это называется так: его потребности растут по мере того, как прибывает сила денег. Потребность в деньгах, таким образом, есть единственная действительная потребность, как результат экономических законов, и эта единственная потребность все больше становится их главным и единственным мерилом.

Маркс -

Человек, подчиненный своим отчужденным потребностям, – это уже не человек ни в духовном, ни в телесном смысле... это всего лишь самодеятельный и сознающий себя товар [42]. Этот человек-товар знает только один способ отношений с внешним миром: обладание и потребление. Чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становятся смыслом его жизни.

"Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество, тем больше твоя отчужденная жизнь..." [43]

"И подобно тому как промышленность спекулирует на утонченности потребностей, она в такой же мере спекулирует и на их грубости, притом на искусственно вызванной грубости их. Поэтому истинным наслаждением для этой грубости является самоодурманивание, это кажущееся удовлетворение потребности, эта цивилизация среди грубого варварства потребностей" [44].

 

Фромм -

История внесла лишь одну-единственную поправку в Марксову концепцию отчуждения: Маркс думал, что рабочий класс – это самый отчужденный класс и потому освобождение от отчуждения должно обязательно начаться с освобождения рабочего класса. Маркс не мог предвидеть масштабов массового отчуждения, которое охватило большую часть человечества; тем более он не мог предвидеть, что настанет день, когда огромная (и все возрастающая) часть населения попадет в зависимость не от машин, а станет объектом манипулирования со стороны других людей и их символов.

Например, служащий, посредник, представитель фирмы, менеджер сегодня – это же люди еще более отчужденные, чем профессиональный рабочий. Деятельность рабочего еще в какой-то мере является выражением его личных способностей (ловкости, надежности и т. д.), и у него нет необходимости продавать свою личность: свою улыбку, свое мнение и т.д.

Людей, манипулируемых символами, только за то и берут на работу, что они "привлекательны внешне", податливы, коммуникабельны и удобны для манипулирования. Они в прямом смысле могут быть названы словом "человек-система, организованный человек", их идеалом является их предприятие. Что же касается потребления, то здесь нет разницы между чернорабочим и представителем бюрократии.

Они все одержимы одной страстью: новых вещей, страстью понукать, приобретать и потреблять. Они все – пассивные потребители, обессиленные и повязанные теми самыми вещами, которые служат удовлетворению их неестественных потребностей. Они не состоят в творческих отношениях с миром; они поклоняются вещам и машинам, которые производят эти вещи, – и в этом отчужденном мире они чувствуют себя заброшенными и чужими.

И хотя Маркс несколько недооценивал роль бюрократии, в целом его общая характеристика этого слоя абсолютно верна.

 

Маркс -

"Производство производит человека не только в качестве товара, не только человека-товар, человека с определением товара, оно производит его, сообразно этому определению, как существо и духовно и физически обесчеловеченное" [45].

 

Фромм -

Маркс едва ли мог предвидеть, до какой степени становимся мы рабами вещей и обстоятельств, созданных своими руками; однако его пророчество сбылось сегодня полностью, неоспоримым доказательством чего является тот факт, что все человечество сегодня попало в плен ядерного оружия, которое также явилось когда-то продуктом рук и мыслей человеческих.

 

Человек является также пленником политических институтов, которые сам же он создал. И сегодня запуганное человечество со страхом ждет, удастся ли ему спастись или оно все равно попадет под иго созданных им вещей, либо окажется жертвой слепых и бездумных бюрократов, которых сами же люди поставили над собой».

(конец цитирования из указанной работы)

 

Но мы не о бюрократах и страхе ядерной войны, мы поговорим, с учетом выше сказанного, о том, что касается наших человеческих отношений и нашем самочувствии в них…

Продолжая раскрывать заявленную тему, на всякий случай, напомним, что такое «воронка продаж» простыми словами из сети: «Воронка продаж — это путь клиента от вашего предложения до покупки». Понятно? Надеюсь, что да.

Однако, следом логично возникает вопрос – «А причем здесь личные отношения?».  В том-то и дело, что в условиях господства рынка законы товарно-денежных отношений захватывают все сферы жизни людей, в том числе и межличностные отношения.

В вопросе о том, что касается обретения денег следует иметь в виду, что сам этот процесс обладает коварством, о котором упоминалось в первой части – есть угроза невольного превращения в товар самого человека, самосведения себя до уровня определённой востребованной на рынке функции.

В этом случае сама суть межличностных отношений - в том числе дружеских и даже интимных, основанных, например, на ИСКРЕННИМ желании найти «свою половину», создать семью - ставятся под угрозу.

Где гарантия того, что другой человек поступает бескорыстно, не втягивает тебя в «воронку продаж» или не занимается тем, что преследует цель произвести максимально выгодный для себя обмен имеющихся у него ресурсов на те, какими обладаете вы, а то и просто выманить ваши?

Вопрос сложный, а для кого-то вообще непонятный – разве по-другому бывает? Ведь в конечном итоге любой контакт — это обмен необходимыми ресурсами, это основа основ любой жизнеспособной открытой системы. Всё верно. Но этот утвердительный ответ относится к биологическому миру.

Он будет верен и относительно человека, если мы примем как данность, что человек это, по сути своей, всего лишь высокоразвитый примат, живущий по трём базовым законам-потребностям в виде пищи, возможности размножения и доминирования (это возвращает нас к ранее уже обсуждавшийся теме - "Человек - примат?").

Здесь же в заключение остается только напомнить – окружающий нас мир, его законы как были, так и остаются тестом, испытанием для выявления людей с живой ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ душой, обретения ею – душой - качеств, превосходящих мир природы, для которого бездушные люди чужды и даже опасны.

/ссылки в тексте -
40. Непременное условие (лат.).
41. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 128-129.
42. Ср.: "Продукт этого производства есть товар, обладающий сознанием и самостоятельной деятельностью... человек-товар..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 101).
43. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 131.
44. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 42. С. 134.
45. Там же. С. 101.