О свободе воли и учении о Гармонии Мира

Аватар пользователя Igor Petrov
Систематизация и связи
Философское творчество

Прочел статью Ивакина "Раздумья о свободе ...". Решил, что не имеет смысла формулировать свою позицию в комментариях к данной статье, поскольку в них должно иметь место обсуждение авторской позиции, а не того, кто комментирует.

Потому публикую эту запись. Она содержит цитату из моей книги "Гармония Мира. Учение"

 

"§ 6. О Разуме и свободе воли. 

 

6.1. О творческом характере  существования Разума.

Разум творит свое исполнение. Хотя этот процесс и подчиняется гармоническому замыслу, само фактическое исполнение связано с творческими усилиями и вне этого состояться не может. 

Вся конструкция учения о Гармонии мира построена на обоснованности неизбежности определенного пути - а именно исполнения единого замысла. В этом контексте Разум, с феноменом которого связывается понятие свободы воли, становится тем пунктом, который ставит под сомнение обоснованность всей концепции учения о Гармонии мира.

Но на самом деле, идея свобода воли разумного существа ни в коей мере не разрушает основу учения, более того - становится его краеугольным камнем.

Дело в том, что учение утверждает, что единый замысел Мира осуществляется через сотворение,  под которым понимается избрание одного из вариантов неопределенности существующей в момент совершения события. 

Вариант неопределенности в рамках гармонического замысла представляет собой русло вероятных событий, обусловленных действием гармонических законов. В каждом конкретном случае в каждый конкретный момент времени формирующееся событие   является следствием случайного набора условий,  само сочетание которых не может иметь строгую детерминацию. При этом важно отметить, что в случае функционирования разумной формы Сущего избрание конечного варианта всегда есть волевой выбор субъекта. Это значит, что в отношении собственного существования разумный организм самостоятелен, он сам творит собственное бытие в границах своего смысла. 

Речь идет об особой относительной детерминации и относительной свободе (детерминация в широких рамках единого замысла и свободы в реализации конкретного сотворения Гармонии), в единстве образующих условия для гармонического сотворения. Абсолютная детерминация и абсолютная свобода - бессмыслены, алогичны.

 

6.2. Свобода Разумной воли.

Разумная воля проявляет себя только в условиях выбора из некоторого объема вариантов решения. Эта сфера выбора составляет сферу свободы, свободы разумной воли. 

Феномен свободы разумной воли берет начало из вариативной неопределенности господствующей в Мире как одного из центральных условий существования Мира. Он отражает творческую суть мировых процессов, поскольку именно в вариативная неопределенность обуславливает все многообразие  конкретных форм Сущего. 

Особенность свободы Разумной воли в том, что она носит ментальный характер и реализуется только как ментальный процесс. Свобода Разумной воли  требует определенного по форме и содержанию потенциал интеллекта. В противном случае свобода отсутствует и имеет место сложный биологический детермизм. Иными словами, свобода выбора возможно только в условиях предельной осмысленности сферы выбора. Чем меньше в выборе интеллекта, тем меньше в ней свободы, тем больше в нем естественного детермизма, который однако подчиняется правилам вариативной неопределенности ( случайности). 

Одним из проявлений свободы воли является самоактуализация Разума. Разум может детерминировать себя: свою форму , свое содержание и характер своего проявления. В этом уникальный творческий и преобразующий потенциал Разума. Особенность разумной воли в том, что она себя организует. Она себя самообеспечивает и самоконцентрирует, ощищая по мере развития от животных факторов, переходя от инструментальности к самотворчеству."