О создании бытия и Само-Субъекте (3)

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Онтология

О СОЗДАНИИ БЫТИЯ И САМО-СУБЪЕКТЕ (3)

 

3

СОКРАТ. То, что всякое бытие появляется путём его создания, и никакое существующее бытие не есть несозданное, не есть вечно существующее, - это понятно.

А что же дальше происходит с созданным и невечным бытием, Платон?

ПЛАТОН. А дальше вот что, Сократ. (3) Всё, что есть, создано из ничего [, ибо до того ничего не было].

СОКРАТ. Поясни, Платон, как можно что-то создать из ничего, это не очень понятно?

ПЛАТОН. Смотри, Сократ, сначала мы согласились о том, что (1) всё, что есть, того раньше не было, потом - о том, что (2) всё, что есть, создано. Верно?

СОКРАТ. Да, это так.

ПЛАТОН. Раз это так, что (2) всё создано, и (1) ничего раньше не было, то из чего бы вновь созданному (3) быть созданному, как не из ничего?

СОКРАТ. Да, Платон, это совершенно понятно - вновь созданное бытие создано из ничего. Но непонятно, как из ничего оно создано?

ПЛАТОН. Хорошо, Сократ. Давай рассмотрим вот что. Как появляется то, чего не было, нечто совершенно новое?

СОКРАТ. Вероятно, оно появляется как вновь созданное бытие, вновь утверждённое существование.

ПЛАТОН. Именно. Оно появляется как вновь созданное бытие путём его мысленного установления как существующего. И для этого совершенно ничего дополнительного не требуется, кроме самой мысли и желания установления чего-то как вновь созданного для его бытия, существования.

СОКРАТ. Становится яснее. Мысли не требуется ничего, кроме самой же мысли, для установления вновь созданного бытия.

ПЛАТОН. Конечно, Сократ. А в самой мысли ничего нет без мысли и до мысли.

СОКРАТ. Согласен.

ПЛАТОН. Следовательно, всё вновь созданное бытие в мысли создаётся мыслью же из ничего путём мысленного его установления. И после этого это впервые установленное бытие создаётся, появляется и начинает существовать с помощью мысли же и желания поддерживать его существование и дальше.

Правда, Сократ, можно возразить, что всякое бытие создаётся не из ничего, а из мысли. Но это неверно.

СОКРАТ. Я бы тоже так возразил. Почему, Платон, это неверно?

ПЛАТОН. Это неверно, Сократ, потому что бытие создаётся мыслью, а не из мысли. Кроме того, имеется в виду, что "из ничего" означает "не из другого бытия". Никакого другого бытия в процессе установления первого или нового бытия нет. Сама же мысль не есть бытие, нечто. Наоборот, мысль сама устанавливает нечто как новое бытие, которого ещё не было.

СОКРАТ. Теперь понятно и это. Всякое бытие существует как мысленное вновь установленное и созданное. А поскольку ничего нет и не требуется для установления бытия мыслью, то мысль устанавливает и создаёт бытие, существование, не пользуясь ничем, никаким иным бытием, существующим до того, т. е. из ничего.

Так что нигде и никогда не может такого быть, чтобы какое-либо бытие устанавливалось из чего-то уже существующего, предшествующего, из какого-то другого бытия.

ПЛАТОН. Отлично.

СОКРАТ. Да. А что мы скажем тем, кто считает по-другому, Платон, - что ничто не происходит из ничего, а всё происходит из чего-то ещё, что уже было до этого, из некоего предшествующего материала, бытия?

Вот что, например, говорит об этом некий древний философ, однако в довольно редкой и непривычной для философии поэтической форме:

 

"Из ничего не творится ничто по божественной воле.

 

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,

И полагают, что всё это божьим веленьем творится.

 

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим

Наших заданий предмет: и откуда являются вещи,

И каким образом всё происходит без помощи свыше..

 

И возникают на свет и родятся все вещи оттуда,

Где и материя есть и тела изначальные каждой,

То потому и нельзя, чтобы всё из всего нарождалось,

Ибо отдельным вещам особые силы присущи..

 

Из ничего, словом, должно признать, ничто не родится,

Ибо все вещи должны иметь семена, из которых

Выйти могли бы они и пробиться на воздух прозрачный..

 

Надо добавить ещё: на тела основные природа

Всё разлагает опять и в ничто ничего не приводит.

Ибо, коль вещи во всех частях своих были бы смертны,

То и внезапно из глаз исчезали б они, погибая..

 

Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая,

Так как природа всегда порождает одно из другого

И ничему не даёт без смерти другого родиться.."

 

ПЛАТОН. Да, Сократ, это, конечно, красивая поэзия и даже в чём-то правдоподобная. Но к настоящей философии она имеет, всё же, отдалённое отношение.

СОКРАТ. Поясни, Платон.

ПЛАТОН. Вообще-то это - чистый абсурд. Я имею в виду тот якобы философский смысл, который в этой поэзии вроде бы заключён.

Этот горе-поэт от философии утверждает буквально следующее: чтобы что-то появилось, надо, чтобы оно уже было.

СОКРАТ. Действительно, это - абсурд. Ибо как что-то может появиться, если оно уже есть?!

Но мне показалось, Платон, этот философ-поэт хочет сказать, что есть вообще некий первоначальный подручный материал, некий хаотический набор веществ, из которого некая "природа" каким-то образом всё создаёт и во что в результате каким-то образом всё завершает, превращая это всё опять в тот же материал, в тот же набор веществ.

ПЛАТОН. Предположим, Сократ, что есть некий имеющийся материал и беспорядочный набор веществ. Но, опять же, откуда, где и когда он взялся, произошёл этот материал, набор веществ?

Второй вопрос. Те вещи, которые создаются из этого материала, набора веществ, они же тоже вновь создаются, впервые, их же раньше не было?

Третий вопрос. Когда эти вещи прекращают своё существование, они же снова исчезают, и их потом нет?

СОКРАТ. Да, но, Платон, когда вещи создаются вновь, они вроде бы создаются не из ничего, а из чего-то - из некоего предшествующего материала, набора веществ?

ПЛАТОН. Допустим. Но самих-то вещей, которые не являются ни материалом, ни набором веществ, не было же?

СОКРАТ. Да, этих конкретных вещей до этого не было.

ПЛАТОН. А то, что, предположим, до этого было, - это же не эти конкретные вещи?

СОКРАТ. Да, то, что было, - это не эти вещи.

ПЛАТОН. А для этих вещей как таковых не было же ничего, им предшествовавшего?

СОКРАТ. Да, самим этим вещам как таковым, которых не было до этого, ничто не предшествовало.

ПЛАТОН. Они же появляются как бы из ниоткуда и вновь? Даже если они и из чего-то составляются, но до этого такого состава, который был бы этой конкретной вещью, раньше же не было, и он тоже появляется как бы из ниоткуда и вновь?

СОКРАТ. Да, это верно, Платон. Получается, что набор веществ, материал, из которого составляются вещи, их состав и пропорция в конкретных вещах - тоже появляются из ниоткуда, как и само бытие вещи в целом, вещи как таковой.

Кроме того, по большому счёту, состав, набор веществ и материал, даже если он и существует при этом, не имеет никакого отношения к вновь создаваемой из него конкретной вещи, вновь создаваемого бытия вещи. Именно это бытие конкретной вещи, как бы без её состава, появляется из ниоткуда и вновь, создаётся из ничего.

А как это всё создаётся из ничего, мы с тобой, Платон, уже сказали - мыслью и из мысли.

ПЛАТОН. Конечно.

СОКРАТ. Получается, Платон, с какой стороны не подойти, нельзя сказать о том, что высказывания этого философа-поэта хоть как-то согласуются с истиной. По всему видно, что это - абсурд.

ПЛАТОН. Да, Сократ.

СОКРАТ. Но тогда я недоумеваю, Платон, зачем этот философ-поэт и ему подобные представляют этот абсурд как некие истинные убеждения?

ПЛАТОН. Это, конечно, очень странно, Сократ. Но я думаю, по-видимому, у таких писателей и деятелей цели - чрезвычайно далёкие от философии и истины. Например, такая их неблаговидная цель - чтоб никто или абсолютное большинство людей не могло создавать ничего нового.

СОКРАТ. Это очень нехорошая цель.

ПЛАТОН. Согласен. Но ведь мы знаем с тобой, Сократ, что истина, о которой узнают многие, если не все, а не только избранные, очень опасна для избранных, привыкших постоянно обманывать всех остальных, пользуясь тем преимуществом, что истина у них одних, и никому больше не доступна.

СОКРАТ. Да, это так, Платон.

ПЛАТОН. А мы с тобой, Сократ, делаем всё, чтобы истина стала доступной всем, а не только избранным, потому что это есть благо, а остальное - зло.

СОКРАТ. Да, именно это мы и делаем.

Ладно. Мне остаётся только ещё раз утвердиться в правильности сказанного тобой, Платон, - всё, что есть, создано из ничего.

ПЛАТОН. Конечно, Сократ.

--

© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==