Мне доводилось встречать людей, называющих себя философами, хотя в ответ на вопрос: «почему при взгляде на предмет возникает ощущение красоты?», - они отвечают: «потому что предмет красив». Таким людям, совсем как во времена Сократа, подобное объяснение всерьез кажется исчерпывающим.
Поэтому когда кому-то другому покажется безобразным то, что они считают красивым, другой признается извращенцем. Та же опасная тенденция распространяется на их представления о справедливости, здравом смысле, политике.
Философы отличаются от философствующих глубиной понимания. К сожалению, данная проблема объективна, хотя ее трудно четко сформулировать. В качестве аллегории можно сказать, что философствующие не подозревают о своих внутренних органах, воображая, будто человеческое тело делится на совершенно очевидные вещи - руки, ноги, туловище и голову.
Утверждать, будто Ваше мнение о чем угодно является неотъемлемым аспектом Вашей личности, все равно, что доказывать, будто ваза всегда стояла в гостиной, на том основании, что Вы не заметили – когда ее туда принесли.
Другим следствием недостатка глубины понимания является попытка философствующих что-то анализировать. При этом они выделяют такие части объекта изучения, которые не облегчают, а затрудняют понимание его сущности.
Например, механическую кофемолку можно разделить на рукоятку, жернова, емкость для кофейных зерен и емкость для перемолотого кофе. Или можно заметить в кофемолке части, окрашенные в одинаковые цвета, и после такого анализа пытаться синтезировать гипотезу о принципе работы кофемолки.
Конечно, все мы в какой-то степени одновременно являемся философами и философствующими. Однако, чем чаще Вы об этом вспоминаете, тем более Вы философ.