Человеческая психика не способна сразу принять реальный мир. Сначала детям предлагают игрушечный вариант мира – забавные лисички и мишки вместо диких зверей, куклы вместо настоящих людей, добрые сказки вместо подлинных ситуаций.
Родители щадят детей. Растущий человек входит в жизнь как в ледяную воду – осторожно, постепенно. Но однажды человек все же обязан принять реальность такой, какова есть, перестав прятаться за игрушечными подделками. Лишь тогда он перестает бояться реальности, начинает ее понимать и обретает способность сотворения личной сферы гармонии в безграничном океане реальности.
Звук, вкус, цвет, запах, форма – необъективные качества. Даже по мнению материалиста, есть только волны энергий. Но душа окрашивает их в красоту субъективного мира пяти чувств и личного варианта понимания. Каждый человек подобен художнику, творящему сферу своего бытия. Эта сфера должна стать искрой в созвездии сверкающих сфер других существ. Эта сфера и является личностью.
Никто не знает наверняка, какая из сфер совершеннее. Мы лишь предлагаем Творцу свои миры, как дети показывают картинки учителю рисования. Это вечный, священный процесс сотворения бесконечного множества уникальных миров. Его нельзя оскорблять насмешкой и грубым окриком.
Сущность жизни в познании. Но каждый человек непременно использует опыт своих предшественников. Знание всегда коллективно. И сколько бы ум ни стремился ввысь, нужна еще горизонталь отношений. Каждый обязан окружить себя людьми любящими и любимыми, иначе вертикаль его духа однажды рухнет и окажется никому не нужной.
Смысл жизни находишь, когда теряешь. Поэтому искать его позволено лишь монахам, которым нечего терять. Остальным лучше верить монахам на слово. И если сейчас спросить - чего я желаю больше всего на свете, то я бы ответил: вернуться в далекое прошлое, когда нашим детям было по два-три года, и прожить с ними заново обычную жизнь, наслаждаясь каждым прожитым днем.