Излагается представление о происхождении мира форм из бесформенной информации. Человеческая личность отождествляется с воспринятой информацией.
Самая загадочная «субстанция» во вселенной – информация, поскольку существует реально, но при этом ее даже субстанцией назвать нельзя. Простейший пример – этот текст. С точки зрения передачи электромагнитной энергии, отраженной от букв в сетчатку глаз, текст книги не отличается от любого бессмысленного набора букв. Однако, конкретный текст передает конкретную информацию, не теряя ее в себе, что невозможно при передаче энергии, причем, информация передается лишь когда акцептор способен ее воспринять.
До сих пор не существует единого определения информации, подходящего для каждого случая. Мы легко говорим про генетическую информацию, информацию из личного опыта, информацию, полученную от других людей, про внушение и гипноз, про математику и программирование, не имея точного представления – что такое информация по существу и откуда она взялась.
Сверхъестественность информации можно объяснить на примере компьютерной программы и экрана компьютера, на котором она что-то изображает.
Какую конкретную форму имеет компьютерная программа? Когда программу придумывают, она не имеет формы. Когда программу пишут на бумаге или вводят в компьютер, операторы тоже не являются формой программы, поскольку текст можно набрать на разных языках, но суть программы не изменится. И даже двоичный магнитный код на жестком диске компьютера не является конкретной формой программы, поскольку перестает ею быть, если воспринимающее устройство не способно его расшифровать.
Все способы отображения компьютерной программы, от первого до последнего, были условными, не являясь формой программы по существу, а только способом передачи информации. Но в итоге этих иллюзорных форм мы все-таки получаем конкретное изображение на экране компьютера.
Материалистическая теория считает информацию ментальной картой реальности. Что такое карта? Образ чего-нибудь внешнего. «Но карта – не территория», - любят повторять психологи вслед за философом и семантиком Альфредом Коржибски, не задумываясь, откуда взялась сама территория – та реальность, что возникает в наших органах чувств.
В дальнейшем попробуем доказать на примере текста из каббалы, что древнейшие мистические традиции исходили из представления, совершенно непривычного для материалистического ума, но сформулированного даже в общеизвестном Евангелии от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог».
***
Слово каббала происходит от ивритского корня «кабал», что означает – получать, воспринимать. Для обозначения иудейской мистики термин впервые использовал в XI веке Соломон ибн Гебироль из Испании. [1] Первые тексты каббалы сегодня датируются VI веком д.н.э. Каббала тесно связанна с иудаизмом, поэтому своей главной книгой каббалисты тоже считают Тору. В христианской Библии Тора соответствует «Пятикнижию Моисееву» - первым пяти частям Ветхого Завета.
Письменность на древнем иврите имела особенность – гласные звуки не обозначались так же, как в древнеегипетской фонетической письменности. Возможно, это соответствовало специфике семитских языков, до сих пор допускающих разнообразие гласных звуков между согласными, как в современном арабском. Но в древнейших из дошедших до нас свитках Торы, датированных около VI века д.н.э., переписчики к тому же плохо выделяли пробелы между словами. Поэтому текст, состоящий из одних согласных букв, можно было истолковать разными способами, подбирая другие слова. Это породило основную традицию каббалы – открытие и толкование «скрытых смыслов» Торы самыми искушенными мудрецами, то есть каббалистами.
Непрерывная последовательность согласных букв Торы считалась изначальным источником любого смысла, а не отображением его на свитке. Не случайно современные каббалисты сравнивают Тору с «информационно-генетическим кодом» вселенной. [2] Любопытно, что в генетическом коде человека действительно 23 пары хромосом, а в иврите 23 буквы, если считать син. Ивритская буква син от шин отличается только точкой, как в русском алфавите «е» от «ё», хотя в современной еврейской письменности различие тоже почти утрачено.
Важно помнить, что каббалисты, как и простые иудеи, рано оказались в оппозиции к иноверцам. Это произошло еще до рассеяния евреев из Палестины. Поэтому главную суть своей концепции каббалисты скрывали от непосвященных. Хотя с другой стороны, именно по причине замкнутости и религиозного фанатизма они успешно законсервировали свою традицию, сохранив до наших дней.
Каббалист двадцатого века Бааль Сулам в предисловии к «Талмуду Десяти Сефирот» пишет так: «И еще необходимо знать, что есть две части в истинной мудрости. Первую часть, называемую «тайны Торы», запрещено раскрывать иначе как намеком из уст мудреца-каббалиста тому, кто понимает сам, своим разумом. И «Маасэ-Меркаба» («Практика Колесницы»), и «Маасэ-Брейшит» («Практика Сотворения») также относятся к этой части. И мудрецы Зоара называют эту часть именем «три первые сефиры» - «кетер, хохма, бина». И именуется также «головой парцуфа». Вторую часть, называемую «вкусы Торы», можно раскрывать, и более того, ее раскрытие является великой заповедью. И именуется в Зоаре «семь нижних сефирот парцуфа». И называется также «телом парцуфа». [3]
Учитывая, что именно за сокрытие тайны главы парцуфа, по мнению Бааль Сулама, обещана наивысшая награда в духовном, даже сегодня бессмысленно ожидать от каббалистов, признающих авторитет Бааль Сулама, подлинных ключей к пониманию каббалы. Непосвященным предлагается лишь полуправда, не раскрывающая сути вещей.
Парцуфим (дословно – лики, личности) - это ипостаси Творца, поскольку каждому состоянию бытия на Древе Сефирот соответствуют существа от бактерий, растений и насекомых до людей. Без существ Творец не проявлен. А «кетер-хокма-бина» - три первых состояния Древа Сефирот, «корона-мудрость-понимание». Само же Древо Сефирот представляет собой взаимосвязь сфер сознания от небытия до интеллекта. Его мы подробно опишем в других главах.
По моему мнению, тайна главы парцуфа – это концепция, что причиной возникновения любой реальности в наших органах восприятия, включая все материальные и воображаемые формы, идеалы, эмоции, наслаждение и страдание, всегда является некая информация, воспринимаемая сознанием. Попробуем это доказать на примере книги Зоар (сияние), самого знаменитого текста каббалы, опубликованного в XIII веке.
***
Но прежде несколько слов по поводу качества интерпретации смысла текста Зоар, сделанной на основе нескольких переводов с арамейского. [4,5,6,7]
Мистические традиции, свободные от религиозного культа, интересней для изучения, как более точное отражение «коллективного бессознательного» этноса или традиции. Не отдавая предпочтения одной из традиций, легче заметить общее. Но тогда возникает проблема перевода. Перевести старинные тексты с санскрита, иврита, пехлевийского, древнегреческого, древнеегипетского способен только профессионал, редко обладающий познаниями в других языках и культурах. Поэтому к людям, сличающим разные культуры, знатоки отдельных традиций неизбежно предъявляют претензии по поводу точности их понимания.
Профессионалы действуют нелогично – сначала переводят, а потом утверждают, будто их перевод не воспринимается адекватно без учета тонкостей древнего языка. Но тогда зачем его вообще делали? И разве невозможно воспринять смысл законов Ньютона без знания тонкостей английского языка XVIII столетия? Ведь все развитие мировой семантики как раз и сводится к возрастанию точности передачи информации между людьми.
Тем более странно слышать подобные утверждения о мистических и религиозных текстах. Чтобы правильно их перевести мало знания нюансов мертвого языка, которые сегодня не смогут подтвердить или опровергнуть живые носители. Нужно еще обладать духовным опытом, близким к опыту автора текста, что еще более субъективно.
С другой стороны, утверждение, будто религию невозможно понять, находясь вне религии, тем более спорно. Ведь психиатр не обязан сойти с ума, чтобы понять больного. Наоборот – сумасшедший психиатр больного точно не поймет, а лишь разделит его безумие. Современный научный ум создает такие абстракции в математике и физике, что вряд ли бессилен постичь идеи, доступные древним земледельцам и пастухам. Поэтому под духовным опытом скорее следует понимать уровень развития интеллекта.
Нейронная сеть головного мозга способна самообучаться, автоматически выявляя закономерности, восприняв достаточно много разных образцов одного явления. По этой причине сравнительный анализ многих традиций дает гораздо больше для их понимания, чем углубленное изучение лишь одной из них, вместе со всеми искажениями и суевериями, накопленными за века.
Из всех доступных на русском языке переводов книги Зоар предпочтение было отдано переводу Анри Гиршевича Волохонского, выполненному с учетом специфики научного перевода, в котором при возможном разночтении в скобках даются исходные термины арамейского и альтернативные варианты перевода. [7] Переводы других авторов лишены подобной возможности, хотя тоже учитывались. [4,5,6]
***
Читая книгу Зоар, нетрудно убедиться, что в большинстве случаев цитаты, на которые ссылаются персонажи книги Зоар, произвольно вырваны из разных частей Торы без всякой связи с контекстом. Персонажи книги Зоар не объясняют Тору, а будто оправдываются ею, прикрывая авторитетом Торы собственное мнение, которое силятся с Торой соединить. По моему мнению, цитаты из Торы используются как «волшебные кирпичики» для магической перестройки реальности.
Современные читатели не понимают, как странно мыслили древние. В отличие от нас, древние не разучились удивляться чуду, когда слово, обозначающее некий предмет, почему-то вызывает в сознании образ этого предмета. В древнеегипетском языке «слово» и «образ» одинаково назывались - «ка». Таинственный процесс, посредством которого определенный набор звуков, а тем более нарисованных знаков, вызывал в сознании человека нужный предмет, казался древним аналогичным процессу возникновения реальных предметов перед человеческим взором. Таким образом, книги, написанные людьми, заставляют видеть то, чего еще нет. А сверх книга, написанная Творцом, заставляет видеть то, что уже есть - материальную реальность вокруг. Причем, человек и Творец используют одинаковые слова и буквы. Поэтому даже отдельные буквы, из которых состояли слова, древние люди обожествляли.
В Египте это привело к расцвету многобожия - наглядные изображения слов и букв приняли за портреты. Иудеи, упростившие демотические иероглифы до алфавита, наподобие финикийского, избежали подобной участи.
В Каббале представление о божественной сверх книге наиболее ярко выражено в книге творения «Сефер Йецира» (книга творения). [8] Традиция связывать энергии с буквами алфавита в древности была широко распространена. До наших дней сохранилось обожествление букв санскрита в индуизме, букв иврита в каббале, а прежде к мистическим алфавитам относился еще футарк - рунические знаки северных народов Европы. В христианстве обожествление букв заметно в Евангелии Египтян, апокрифе начала христианской эры из Наг-Хаммади. Но там почему-то обожествлялись только гласные буквы, словно в качестве компенсации за прошлое пренебрежение к ним.
Дополнительно следует помнить, что древние слабо различали образ и оригинал. Образ казался им неотъемлемой частью оригинала, поскольку оба в равной степени происходили от единой первопричины, возникшей до мира природы. В каббале исходная программа, проявленная в виде разных явлений на материальном уровне, называется духовным корнем. Получив доступ к духовному корню через одно из его материальных проявлений, можно было перепрограммировать и другое проявление.
Благодаря таким представлениям возникла симпатическая магия. В магических целях египтяне использовали слова власти (хука), внешнее сходство между объектами, сходное звучание названий разных объектов (египтологи восприняли это как страсть к игре слов) и мистерии. Театрализованные мистерии в масках, произошедшие от колдовских шаманских обрядов, египтяне называли «сешет», то есть «запись». При помощи таких записей они пытались переписать или усилить важнейшие для себя части сверх книги, благодаря которой существовало все вокруг.
У иудеев эту книгу назвали Торой. Точнее, сначала Тора оказалась написанной, а потом ее признали именно тем первоисточником, который каждая человеческая душа незаметно для себя «считывает» в духовных мирах, чтобы на уровне земного существования возникла физическая реальность.
«И всё стоит на Торе, ибо когда сыны Исраэля занимаются Торой, существует мир, и они существуют, и поддержки стоят на месте своём, в существовании целостном.» (с) Зоар, Лех Леха, 4. [7]
Каббалисты считали текст Торы лишь земным облачением Торы небесной. В Зоар Брейшит подробно разъясняется, как первые десять слов Торы сотворили мир. Но если слова Торы являются генетическим кодом текущей реальности сами по себе, независимо от контекста, значит, их можно использовать для создания лучшей реальности.
Даже в двадцатом веке большевики переписывали историю государств и биографию своих вождей. Но для большевиков это было обманом и орудием пропаганды. Когда материальная реальность не устраивала средневекового каббалиста, он пытался по-настоящему ее изменить. Вот как этот магический процесс описывается в книге Зоар:
«Раби Шимон открыл (Йешайа, 51): «И помещу слова Мои в уста твои», - насколько нужно человеку стараться в Торе днём и ночью, если Святой, благословен Он, слушает голоса тех, кто занимается Торой, и из каждого слова, которое обновляется в Торе с помощью того, кто старается в Торе, делает небо одно! Учили: в тот час, когда слово Торы обновляется в устах человека, это слово поднимается и предстаёт перед Святым, благословен Он. И Святой, благословен Он, берёт то слово и целует его, и коронует семьюдесятью коронами сформированными и выдолбленными. А слово Мудрости, которое обновлено, поднимается и усаживается на голове Праведника - Жизни Миров, и взлетает оттуда, и проплывает по семидесяти тысячам миров, и поднимается к Ветхому Днями, а все слова Ветхого Днями - это слова Мудрости в тайнах закрытых высших. И то закрытое слово Мудрости, которое обновилось здесь, когда поднимается, то соединяется с теми словами Ветхого Днями, и поднимается, и пребывает вместе с ними, и поднимается в восемнадцать миров спрятанных, которые (Йешайа, 64) «никакой глаз не видел, кроме Б-га», выходят оттуда слова и плывут, и приходят полными и целостными, и предстают перед Ветхим Днями. В тот час обоняет Ветхий Днями то слово, и оно приятно перед Ним более всего, берёт то слово и коронует его тремястами семьюдесятью тысячами корон. То слово взлетает, и поднимается, и опускается, и делается небом одним. И так - всякое слово мудрости делается небесами, существующими существованием целостным перед Ветхим Днями, и Он называет их «небесами новыми», то есть, «небесами обновлёнными», закрытостями тайн Мудрости высшей. А все те остальные слова Торы, которые обновляются, существуют перед Святым, благословен Он, и поднимаются, и делаются «землями жизни», и спускаются, и коронуются около земли одной, и обновляются, и делается все землёй новой - из того слова, которое обновлено в Торе. И об этом написано (Йешайа, 66): «Ибо когда небеса новые и земля новая, которые Я делаю, встают передо Мной и т.д.», - не «сделал Я» (асити) - написано, а «делаю» (осэ), т.е., - что делает постоянно из тех новаций и тайн Торы. И об этом написано (Йешайа, 51): «И помещу слова Мои в уста твои...» (с) Зоар Хакдама 61-65. [7]
Не знаю, насколько это очевидно современникам, но в цитате речь идет о способе регулярного преобразования реальности путем сотворения «новых небес и новой земли».
Изменение реальности - не банальное научное открытие, хотя подчас и связано с ним. Изменение реальности подразумевает не новое суждение о неизменном мире, а глобальное изменение всей материальности, данной нам в ощущениях. Это когда плоская земля превращается в круглую, небесная твердь - в бездонный космос, солнечный диск - в огромное и пылающее небесное тело, а семь тысяч лет от сотворения мира - в миллиарды лет эволюции.
Как это происходило фактически с точки зрения каббалиста? Вероятно, подобно тому, как одна реальность сменяет другую во сне. Мы никогда ничего не замечаем и ничему не удивляемся. И хотя следы предыдущей реальности частично сохраняются в коллективной памяти человечества, они уже воспринимаются как фантастический миф.
«И об этом написано (Йешайа, 66): «Ибо когда небеса новые и земля новая, которые Я делаю, встают передо Мной и т.д.», - не «сделал Я» (асити) - написано, а «делаю» (осэ), т.е., - что делает постоянно из тех новаций и тайн Торы. И об этом написано (Йешайа, 51): «И помещу слова Мои в уста твои и тенью рук Моих покрою тебя, чтобы насаждать небеса и обосновывать землю.» Зоар, Хакдама, 65. [7]
То есть физический мир не сотворен в прошлом раз и навсегда, а продолжает формироваться и расширяться во времени и пространстве, и новые толкования Торы предусмотрены средством для этого. Каббалисты - не бесплодные философы, а самоотверженные сотрудники Творца, уточняющие своими суждениями реальность вокруг.
Но не всякая смена физической реальности соответствует замыслу Творца. Если Тору возьмется толковать выскочка, то магические изменения окажутся противоестественными, а возврат в русло прежнего замысла творения окажется крайне мучительным.
«И если скажешь, что слово каждого человека, который не знает (что говорит), делает это, - иди, смотри: те, кто непривычны к тайнам Торы, обновляют слова, которые не знают до ясности их, и то слово поднимается, и выходит к тому слову «человек переворотов языка лжи» (Мишлей (Притчи), 16): изнутри женского (нуква) бездны великой и перепрыгивает пятьсот парс (парса - мера расстояния) навстречу тому слову, и берёт его, и идёт с тем словом внутрь женского, и делает из него «небо пустоты», которое называется «тоху». И летит в том небе тот человек переворотов шестьсот тысяч парс одновременно. И поскольку то небо пустоты стоит, выходит сразу (Ошеа, 1) «женщина развратов», и хватается за то небо пустоты, и соединяется с ним, и оттуда выходит и убивает несколько тысяч и десятков тысяч, поскольку, когда она существует в том небе, есть у неё право и возможность облетать весь мир за мгновение одно. И об этом написано: (Йешайа, 5): «Будете вытягивать грех верёвками пустоты».» (с) Зоар, Хакдама, 68-70. [7]
Эмоциональное, женское восприятие (нуква) толкования фальшивого духовного авторитета, не отражающего некую изначально возникшую и вовеки неизменную истину, превращается в пустое небо. Поэтому в древности женщин не обучали каббале, хотя, строго говоря, эмоциональным восприятием грешат и мужчины.
***
Теперь попробуем прокомментировать столь непривычное для нас отношение к реальности. По моему мнению, источником всех видов реальности, включая материальную, для древних мистиков была информация (замысел, провидение, мудрость, программа). Именно ее расшифровывает наше восприятие, лишь после этого начиная существовать в усвоенной информации, как в реальности. Отсюда и происходит название каббала (восприятие).
Исходная информация, породившая мир, в метафизике каббалистического Древа Сефирот так и называется - хокма, мудрость. Другие названия – брейшит (начало), искра, точка. Но сначала она - ацмуто, непостижима, поскольку с одной стороны возникает точка всезнания, то есть абсолютно вся информация, которую только может познать любое существо во вселенной, а с другой стороны – сфера бина вокруг нее, в переводе с иврита - понимание, желающее воспринять исходную информацию из хокмы, но не имеющую такой возможности. А почему не имеющую? Потому что для передачи информации необходимы формы – материальные объекты, события, образы, слова, компьютеры, оптические диски, флешки. Не случайно современное слово информация происходит от латинского словосочетания in formatio, то есть - скрытое в формах.
Возвращаясь к началу нашего рассуждения, можно предположить, что каббалистическая концепция утверждает: всякая территория – тоже карта. Реальность начинается с независимой от нас информации (хокма), а заканчивается ее смутным отображением в нашем уме. Понимание процесса познания, как прояснения смутного ментального образа, известно не только в каббале.
«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.» Апостол Павел [1Кор.13:11—12]
У искушенного читателя может возникнуть подозрение, что я в своих объяснениях нарушаю логический закон тождества. Слово информация у меня используется то в качестве законов природы, порождающих материальную реальность, то в качестве сведений, передаваемых от человека человеку, то в качестве ментального отображения воспринятого в нашем уме. Но я предполагаю, что среди древних мистиков действительно превалировало представление об онтологическом единстве всех перечисленных феноменов, тем более, что свойства информации совпадают с качествами, по мнению древних авторов, присущими только Божеству.
- Информация существует лишь для того, кто способен ее воспринять, для других оставаясь скрытой.
- Информация не имеет конкретной формы, хотя нуждается в разных формах для своей передачи.
- Одинаковая информация передается разными способами, разными людьми, на разных языках.
- Информация не уменьшается после передачи. Прочитав текст, мы не меняем объем информации, скрытой в нем.
- Информация не имеет конкретного местонахождения. Одинаковая информация содержится в разных текстах и разных людях.
- Человек – это воспринятая коллективная информация его цивилизации и личного опыта, осознавшая себя личностью.
- Коллективная информация цивилизации всегда превосходит знание отдельного человека.
- Лишь правдивое знание о вселенной подчиняет человеку энергии, скрытые во вселенной, что доказывает родство их внутренней сути.
- Первоисточник правдивой информации о вселенной, проявленной в неизменных законах природы, независим от любых предварительных представлений о нем.
- Две разные информации, которые абсолютно совпали по содержанию, являются одной информацией.
Десятое свойство информации объясняет то, что в мистике называют просветлением, пробуждением, всезнанием, святостью. Невозможно знать две разных таблицы умножения - всем известна одна и та же, лучше или хуже. Аналогично, не бывает двух вариантов всезнания. Когда знание живой личности совпадет с первоисточником всякого знания, то любая личность превращается в один и тот же первоисточник.
Все религии основаны на мнении, что для некоторых людей возможен сверхъестественный прорыв к высшему знанию, недоступному современникам. В разных традициях и в зависимости от степени восприятия абсолюта таких людей называли – ясновидящими, пророками, святыми, богами. Причем, все они постигали одно и то же, лишь передавая это разными аллегориями на разных языках. И главная проблема религиозных культов заключается в способности современников к адекватному пониманию того, что сообщалось им. Другая проблема религиозных культов происходит от убеждения, будто священные заповеди, изложенные для древнего или средневекового общества, должны оставаться полезными в двадцать первом веке.
Без учета моего комментария, все девять свойств информации очевидны и не вызывают возражений. Но существует еще одно свойство информации, которое признают не все.
11. Первоисточник информации является ничем иным, кроме первоисточника. Восприятие информации является ничем иным, кроме восприятия. Ничто в мире природы, со всеми его ощущениями, образами, формами и символами, не может идентифицироваться в качестве сущности первоисточника или сущности восприятия, являясь лишь средством передачи информации от первоисточника - восприятию.
Материальный мир нельзя отождествлять с законами природы, создающими его, а сознание – с телом, воспринимающим материальный мир. Вселенная и тело – только ключ и замок, открывающие процесс познания, который начинается и завершается вне мира природы. Оживает ли все, что мы узнаем, в такой же степени, в которой живы мы сами? Конечно оживает, раз становится живой личностью.
Уже воспринятая нами информация представлена той же сущностью, которая проявлена как наше сознание. А до момента понимания, информация пребывает в латентном, «нерожденном» состоянии законов природы. В ведической философии эта нерожденность называлась - Аджа.
Основной вопрос философии предлагает определить взаимозависимость сознания и материи. Учитывая, что материя может рассматриваться как информация, порождающая материальную реальность в наших органах чувств, основной вопрос философии лучше сформулировать иначе: существует ли во вселенной правда (от слова правь – управление), независимая от любых предварительных представлений о ней и неподвластная никаким изменениям?
Мистики, наподобие Бхактиведанты, Кастанеды, Гурджиева, Лайтмана убеждены, что единой правды не существует, и галлюцинация имеет такое же право на существование, как привычный мир. Поэтому обман и самообман приобретают для них свойство Творца, способного сотворить любую альтернативу, если достаточно сильно или массово в нее поверить. Аналогично рассуждают все организаторы психокультов и сект, которых нетрудно отличить по презрению к материальному миру, поскольку он для них – лишь невыгодный вариант галлюцинации.
Далее следует характерный отрывок из философских рассуждений бывшего флотского политрука Валерия Минцева, организовавшего религиозную секту в стиле псевдо индуизма.
«Следствие 1. Это означает, что создав обоснованную логическую систему и наделив ее силой, возможно влиять на прошлое, которое становится многовариантным и неоднозначным. Следствие 2. Выбрав другой вариант прошлых событий, в одно мгновение можно изменить настоящее... 18. На этом этапе теряют смысл понятия «ложь», «фантазия», «нереальное» и их логическое обоснование, поскольку «нереального», «фантазии», «лжи» - не существует, т.к. «ложь», «фантазия» и т. д. - это равноценная логическая система, стоящая на том же уровне, что и «реальность», «правда» и «истина», и может быть актуализирована и проявлена объективно в случае приложения достаточной энергии сознания. 19. На этом основании любой «вымысел», «мечта», «ложь», «фантазия», «теория», «абсурд» - то, что противоречит физическим законам Вселенной, полностью логически допустимы, имеют под собой логическую базу, равную с «правдой», «реальностью», «законами мироздания» и т.д., с той лишь разницей, что первые не актуализированы и находятся в латентном состоянии, поскольку к ним не прилагалась аффирмация индивидуумом, нераздельным с творящим сознанием Источника.» [9]
Валерий Минцев для сектантов - Сатгуру Свами Вишну Дэв. Не все современные псевдо гуру оправдывают обман так открыто, но думают так о нем практически все. Их убеждения основаны на факте, что материальный мир возникает только в органах чувств, которые при внушении способны создавать и другую реальность. По этой причине органы чувств объявляются единственным творцом материального мира, что так же нелепо, как объявить лист бумаги, который сейчас перед вами, единственным творцом данного текста.
Пусть все формы вокруг иллюзорны и условны, от материальных предметов до слов из книг, но смысл их существования - в передаче информации от источника. Поэтому бессмысленно спорить о формах, как любят агностики. Можно прожить без слуха, без зрения, или в очках, искажающих внешний вид предметов, но все равно узнать о свойствах природы намного больше, чем обычные люди. Важнее понять - от какого источника информации наши органы чувств породили формы реальности, в которой мы оказались. И если этот источник – политик или гипнотизер, сумевший навязать окружающим свою волю, то этот «добрый человек» и является источником чьей-то субъективной реальности.
А первоисточник материального мира независим от любого из нас. Ученые регулярно открывают законы природы, противоречащие всем предварительным представлениям о них. Поэтому Творец, создающий материальный мир на экране наших органов чувств, до сих пор непостижим и всесилен. Ученые называют Его природой, верующие – Богом, мистики – Логосом, Замыслом, Провидением, Правдой, Дао.
Каббалист, сочинивший книгу Зоар, не сомневался в независимости Творца вселенной от наших представлений о нем, иначе бы не возникла в Зоар картина благословения Творцом новых толкований, без которого они превращаются в «небо пустоты». Используя обман, или самообман, человек способен создать любую иллюзию, даже более убедительную и яркую, чем материальный мир, но ненадолго. Скрывая часть правды, которая нам известна, мы фактически предпочитаем иллюзию той упрямой реальности, которая однажды неизбежно разрушит иллюзию вместе с нами. «И хитрили они, и хитрил Аллах, но Аллах – хитрее всех хитрецов» [Коран. 3:47]
***
Представление о материальной реальности, как о промежуточном результате, возникающем между источником и восприятием информации в процессе ее передачи, можно заметить во всех духовных традициях. В индуизме и буддизме материальные формы называют иллюзией (майя). Сегодня слово «иллюзия» приобрела отрицательный смысл в качестве явления, от которого надо избавиться. Хотя любая книга - иллюзия звучания слов, которые тоже – иллюзия, лишь после раскодирования в уме связанная с материальными объектами. Незнакомый иностранный язык звучит как бессмысленный набор звуков – никакой объективности. Тем не менее, человеческая цивилизация возникла благодаря речи, позволившей лучше обмениваться информацией и накапливать ее. Все новые этапы человеческой эволюции обусловлены усовершенствованием в информационной сфере – изобретением письменности, изобретением научной терминологии, изобретением книгопечатания, изобретением газет, телеграфа, радио, телефона, телевидения, интернета.
Интернет – самая очевидная из иллюзий, созданных человеком. Ни одно из виртуальных устройств или пространств интернета не существует в материальной реальности. Однако, сегодня они позволяют обрабатывать огромные массивы информации, управляя реальными вещами. Поэтому не всякая иллюзия бесполезна, а только бессмысленная.
Представление о материальной реальности, как о способе передачи информации, породило две главные категории мистики – дух и душу. В современной религиозной культуре эти слова звучат как синонимы, хотя душа – то, что воспринимает, а дух – то, что воспринимается. Они аналогичны экрану компьютера и программе, оживляющей экран. Не получив программы извне, экран ничего не отображает. Чтобы изображение возникло, оно должно воспринять внешний программный код.
В Библии еврей Иаков, получивший духовное имя Израиль, отождествляется со всеми своими потомками так, словно лично продолжает существовать в каждом из них. Это напоминает веру в реинкарнацию, однако, реинкарнация не подразумевает, будто личность способна воскреснуть во множестве тел. Хотя определенно существует нечто, способное перейти от одного человека в неограниченное число других людей - его знание. Как уже было сказано, все современные люди знают одну таблицу умножения – лучше или хуже. Аналогично, все иудеи познали то, что открыл Иаков. Это косвенно подтверждает, что дух и знание для древних мистиков действительно были синонимами.
Сегодня уже мало кто из поклонников Вед вспоминает, что в переводе с санскрита Брахман – растущий ум, Бодха – мудрость, понимание, и лишь от него происходит Бодхи – пробуждение, просветление. Бодхи Друма, под которым, согласно преданию, принц Шакьямуни медитировал семь лет, дословно переводится – древо познания. А загадочное состояние, именуемое Будда, точнее Buddha, которое в результате медитации обрел принц Шакьямуни, в переводе с санскрита дословно означает - интеллект.
Многие воображают, что Бодхи Друма - реальное дерево, но ни одно реальное дерево не растет корнем вверх, как и каббалистическое Древо Сефирот или индийская Ашваттха, описанная в Бхгагавад-Гите.
«С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны — его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) – (их) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом. Ни такого его вида здесь не постигнуть, ни конца, ни начала, ни также опоры; этого ашваттхи очень разросшиеся корни крепким мечом непривязанности срезав, нужно стремиться к тому Пути, вступив на который, больше не возвращаются; я привожу к тому Безначальному Духу, от которого произошло древнее (миро)-проявление.» [10]
Перестав воспринимать понятие дух (в каббале – руах) в качестве интеллектуальной информации, современные религиозные культы утратили ключ к наследию, полученному от древних. Хотя любая современная религия – тоже интеллектуальная информация, воспринятая из книг или от священников. И разница только в том, что верующие привязывают себя к религиозной информации, мистики – к экстремальному опыту, а учёные – к научным фактам.
Религиозное познание, отвернувшись от естественных и неизменных законов природы, углубилось в изучение избранных ритуалов и текстов, между которыми обнаружилось много внешних отличий. Утратив объективную основу для сравнения разных культов, религии оказались в состоянии когнитивного антагонизма между собой, и тем более по отношению к науке, отчего перестали отождествляться с познанием и сделались средством самовнушения для достижения эйфории. Поэтому интеллект, выявляющий недостатки религиозных культов, перестал считаться достоинством человека, превратившись для верующих в недостаток.
Тем не менее, ни одно изобретение из тех, что сегодня так изменили нашу жизнь, не обошлось без использования интеллекта. Более того – ни одно из них не обязано своим возникновением какой-то религиозной доктрине, даже если изобретатель был верующим. Законы природы не делятся на буддийские, исламские или христианские – они универсальны.
Верующие склонны замечать в научно-техническом прогрессе лишь недостатки, считая единственным достоинством человека душевную гармонию, якобы общедоступную в старину. На самом деле в обозримом историческом прошлом более счастливых людей, чем современное поколение, не обнаружено, и отрицание этого факта имеет характер внушения для невежд.
Смысл познания в обретении контроля над энергиями, превращающем их в продолжение нас самих. Появление дополнительной способности к управлению чем-то внешним является единственным доказательством того, что внешнее постигнуто правильно. Знание есть истинная адвайта, недвойственность. Все альтернативные попытки оценить духовное развитие на уровне наслаждения или внутренней правоты - субъективны и легко меняются под воздействием наркотиков и гипноза. Ни одно животное не управляет энергией, превосходящей силу мускулов его тела, а человеческой цивилизации сегодня доступна даже термоядерная энергия.
Список литературы:
- Бессерман Перли. Каббала и еврейский мистицизм / пер. с англ. А. Блеез. М.: ФАИР-ПРЕСС,2002. 208 с.
- Иегуда Берг. Сила каббалы / пер. с англ. В. и Л. Сакс. М.: ООО «Издательский дом «София», 2006. 319 с.
- Бааль Сулам. Талмуд эсер сфирот / Учение десяти сефирот / пер. с ивр. Лайтман М.С. М.: Институт Перспективных Исследований, 2009. 416 с.
- Лайтман М.С. Зоар (Каббала. Тайное учение). М.: НПФ «Древо жизни», Издательская группа «Kabbala.org.ru», 2002. 688 с.
- Зогар / в трех томах пер. с арам. И коммент Я. Ратушного, П. Шаповалова. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 1120 с.
- Зогар / пер. и комм. Д. Мэтта / пер. с англ. М.: Издательский дом «София», 2003. 208 с.
- А. Волохонский. Собрание произведений в 3-х т. Т. 3 Переводы и комментарии / Составление, предисловие и примечания Ильи Кукуя. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 616 с.
- Нечипуренко В.Н. Еврейская философия и каббала: Сефер Йеци-ра; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского). Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2007. с. 416-441.
- Минцев Валерий (Сатгуру Свами Вишну Дэв). Трактат по запредельной интуитивной логике мистического постижения (Парасаттарка логика). М.: Дивья Лока, 2008. 63 с.
- Махабхарата / выпуск II / Бхагавадгита (Книга VI, гл 25-42). Ашхабад: Издательство АН ТССР, 1960. 403 с.