Александр Владимирович Кирлан. Личность, познание, идеалы и смысл жизни в метафизической концепции информации

Информация
Год написания: 
2015
Систематизация и связи
Онтология
Гносеология
Эволюционизм
Этика
Философия религии
Социальная философия
Философия науки и техники
Трансреальная философия
Эстетика

Метафизическая концепция информации подразумевает, что наша личность – это наше знание. В русском языке есть слова, которые идеально подходят под научные термины – сознание, самосознание, знание. Назовем сознанием состояние «я есть», которое вполне может обойтись и без всякого понимания. Тогда самосознанием будет называться наше представление о себе, а знанием – весь объем информации, который нами воспринят и является нашей личностью.

Священники, доказывая сверхъестественность человека, почему-то спорят о его теле. Хотя человеческое тело само по себе не является человеком в том смысле, в котором человек – не животное. Генетическая близость Homo Sapiens с высшими приматами, включая вымершие побочные ветви, сегодня настолько очевидна, что лишь самые толерантные генетики позволяют священникам дискутировать на эту тему. Между тем, существуют многочисленные свидетельства о том, сколь бесполезны наши тела, оказавшись в неподходящих условиях для развития.

Детей, воспитанных животными, в честь знаменитого героя рассказа Киплинга, называют «маугли». Более научное обозначение – одичавшие или феральные дети (от латинского fera – дикий). Наибольшее число одичавших детей дала миру Индия, где деревни и города окружают джунгли. Были обнаружены дети-пантеры, дети-леопарды, дети-обезьяны. Помимо Индии одичавших детей находили по всей Земле, не исключая крупные города. Исследования феральных детей позволили выявить общие закономерности.

Реальные «маугли» сильно отличались от одноименного литературного персонажа. [1,2,3] Для детей, не получивших человеческого воспитания в первые три-четыре года жизни, реабилитация была невозможна. Их не удавалось научить говорить, они крайне неохотно приучались ходить и с трудом переваривали человеческую пищу. Продолжительность жизни детей-волков соответствовала жизни обычных волков, умирающих в десять-пятнадцать лет. Дети-обезьяны оказались намного способней к реабилитации, как и следовало ожидать.

Сравнивая обычных детей с феральными, нетрудно заметить, что личность человека не отождествляется с генетическим происхождением его тела. Феральный человек оказался человекоподобным зверем, часто более бестолковым, чем гориллы и шимпанзе. Человеческое тело - лишь потенциал для возникновения человеческой личности, а не сама ее уникальная суть, которую верующие называют образом и подобием Бога.

С другой стороны, ни одного шимпанзе, с детства воспитанного среди людей, не удалось превратить в человека. Это подтверждает, что наш организм наиболее приспособлен для восприятия человеческой личности.

Так каково же реальное происхождение человека? Что отличает феральных людей от обыкновенных? Ответ очевиден – воспитание в человеческом обществе. Именно общество порождает личность, способную решать запутанные проблемы, изобретать сложные механизмы, строить огромные здания, делать научные открытия, рисовать, лепить, сочинять музыку, прозу, стихи, верить в Бога и задумываться над смыслом жизни.

Человек порождается коллективным знанием своей цивилизации. Человек – это информация, осознавшая себя живой. Организм человека отличается от организма шимпанзе лишь способностью усваивать информацию. Аналогично – только современному компьютеру доступна  оперативная система Windows, которую невозможно загрузить в компьютеры первых поколений.

Отождествление личности с информацией, воспринятой телом, не является открытием автора данной статьи. В религиозной философии есть аналогичные понятия – душа и дух. Дух (знание) – есть нечто, воспринимаемое душой (сознанием) и входящее в душу извне, хотя, будучи воспринятым, дух делается сутью души (самосознанием). Можно заметить аналогию с экраном компьютера и программой, оживляющей экран. Но древние мистики не имели компьютеров и ничего не знали о программах, управляющих ими, поэтому называли информацию, превращающую человеческое тело в личность, иначе – логосом, духом, словом, Дао. Не случайно все священные тексты – это информация, которую человек должен воспринять, если хочет наполниться избранным духом.

Теперь задумаемся – как возникает коллективное знание нашей цивилизации? Коллективное знание любой цивилизации зарождается и растет в процессе познания людьми законов природы, то есть Абсолюта. Благодаря изобретению речи и письменности, это постоянно растущее знание передается от поколения к поколению, создавая уникальную программу превращения человекоподобного примата в личность.

Современный человек оказался наиболее совершенным отражением законов природы в сознании существа, поэтому в религиозных текстах нашу личность именуют образом Творца, хотя верующие обычно убеждены, будто под образом следует понимать не ментальность, а тело. Но в переводе с санскрита слово брахман означает – растущий ум (ман – отражать, мыслить, разум), Будда (Buddha) – интеллект, а бодхи друма, под которым Будда достиг просветления, дословно - древо познания (осознания).  

Почему одинаковые законы природы порождают настолько непохожие личности? Потому что отдельные души подобны разным зеркалам, отражающим один предмет. Зеркалом, преображающим единую матрицу законов природы в субъективное ментальное отражение, является нейронная сеть головного мозга. Образно выражаясь, зеркала наших умов имеют разный размер, они по-разному искривлены и загрязнены эмоциями. Поэтому все отражения в зеркалах не совпадают с Абсолютом, воспринимая лишь отдельные его части и подчас искажая Абсолют до неузнаваемости, хотя оригинал остается неизменным.

У информации есть свойство, объясняющее то, что в мистике называют просветлением, пробуждением, всезнанием, святостью. Невозможно знать две разных таблицы умножения - всем известна одна и та же таблица умножения, лучше или хуже. Аналогично, не бывает двух вариантов всезнания. Когда знание живой личности совпадет с первоисточником всякого знания, тогда любая личность превращается в один и тот же Абсолют.

Религии основаны на мнении, будто для некоторых людей возможен сверхъестественный прорыв к высшему знанию, недоступному современникам. Причем, все просветленные постигали одно и то же, лишь передавая это разными аллегориями на разных языках. И главная проблема религиозных культов заключается в способности современников к адекватному пониманию того, что сообщалось им. Другая проблема религиозных культов происходит от убеждения, будто заповеди, полезные для древнего общества, должны оставаться неизменными в двадцать первом веке.

Наши подсознательные предубеждения о пути к благу мешают адекватному восприятию даже общепризнанных религиозных текстов, не говоря о возражениях обычных людей. Назовем эти предубеждения идеалами и попробуем объяснить – почему они так сильны.  

***

Метафизическая концепция информации утверждает, что все наши идеалы являются результатом воспитания, обучения, опыта. Только крайне незначительное число идеальных представлений можно считать врожденными.

В психологии идеалы называются идеальными образами и отождествляются с конкретным набором нейронов головного мозга. В когнитивной теории ведущего российского нейробиолога Константина Анохина такие наборы нейронов (фракталы нейронов) называются когами. Недавно их существование было доказано экспериментально, поскольку искусственное возбуждение когов, ранее связанных с представлением о движении по кругу, заставляло подопытную крысу двигаться по кругу. [4,5]

Приглядевшись вокруг, нетрудно заметить, что только образы нас и обучают. Во-первых, это образы материального мира, которые называют первой сигнальной системой. Во-вторых, это – образы второй сигнальной системы, передающей информацию между людьми. Слова, нарисованные символы, буквы – тоже образы, акустические и зрительные, но с условным смыслом, который сначала нужно усвоить. Их называют знаками.

Образы возникают, когда множество разных признаков воспринимается одновременно. Даже визуальный образ – лишь комбинация ощущений нейронов, связанных с глазами. Аналогично возникают слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные образы.

Однако, простое созерцание образов – это не обучение. Обучение – это когнитивная обработка впечатлений. Нейронная сеть головного мозга обучается автоматически.

Например, периодически слушая специфическую музыку или наблюдая лица людей одной национальности, по степени возбуждения нейронов, анализирующих разные признаки воспринимаемого, у человека дополнительно складываются идеальные образы конкретного музыкального стиля или национальной внешности.

Идеальный образ является среднестатистическим «отпечатком» в ментальности какого-то качества, процесса, объекта. В дальнейшем любая новая информация мгновенно оценивается по степени приближения к сложившимся идеалам, позволяя делать интуитивные выводы. Поэтому интуиция – вовсе не противоположность интеллекта, как иногда считают, а его неотъемлемая часть. Отождествлением нового впечатления с уже сложившемся идеальным образом, скорее всего, объясняются феномены «дежа вю» и любви с первого взгляда.

Если каждый палец руки сравнить с одним из нейронов, то запоминание   положения пяти пальцев создает идеальный образ, позволяющий распознать знакомый предмет при ощупывании. Нейронная сеть головного мозга аналогична руке с миллиардами пальцев, состояние каждого из которых ощущается одновременно с другими. Наш мозг, подобно руке, ощупывает все явления и предметы вокруг.

Наибольшую ясность в суть идеального образа внесли математики. Если число нейронов равно трем, то возникший у них идеал подобен точке в трехмерном пространстве. Координаты этой точки соответствуют степени возбуждения каждого нейрона в процессе формирования усредненного образа внешних впечатлений. Но поскольку в реальных ситуациях задействовано намного больше нейронов, наши идеалы возникают в пространстве гиперкуба, число измерений которого стремится к бесконечности.

Так возникает удивительный эффект понимания – нейронная сеть порождает в сознании многомерное виртуальное пространство для отображения внешней информации, которое никак не может быть наглядно проявлено в материальном мире, но тем не менее, абсолютно реально существует благодаря ему.

Недавно нейробиологами был открыт механизм консолидации долговременной памяти. Оказывается, за сохранение наших впечатлений отвечает синтез в нейронах специфического белка под контролем микро РНК. Если ввести в организм ингибитор синтеза этого белка, подопытное животное теряет способность к запоминанию. Этот механизм и является биохимическим «отпечатком» наших впечатлений в нейронной сети. В 2006 году Эндрю Файер и Крейг Мелло получили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины за эти исследования.

Тогда логично предположить, что формирование в психике идеальных образов осуществляется благодаря другому свойству головного мозга – перезаписи любого  воспоминания при каждом обращении к нему. Например, вначале нейронная сеть сохраняет биохимический отпечаток конкретного яблока. Однако, при обнаружении другого яблока, это воспоминание активируется и перезаписывается с учетом новых впечатлений. В итоге возникает усредненное отображение яблока в нейронной сети, то есть абстрактное представление о нем - идеальный образ яблока вообще. 

Не удивительно, что в бескрайнем пространстве с бесчисленными измерениями, которым оказалась наша ментальность, способна преображаться во множество точек идеальных образов даже самая сложная информация. Вот по какому механизму возникают человеческие идеалы. Например, каждый из нас был обучаемой нейронной сетью, когда учился читать, а теперь мы мгновенно распознаем буквы и слова, даже если их очертания искажены.

Все субъективные понятия - здравый смысл, справедливость, красота, совесть - результат бессознательного обучения с детства. Этика – всего лишь перенос субъективного ощущения красоты в область поступков. Не случайно говорят – красивый поступок, отвратительное поведение.

Даже наши представления о физической красоте зависят от воспитания. В истории известно множество самых противоестественных идеалов красоты. В Бирме женщинам кольцами удлиняли шеи до такой степени, что снятие колец грозило переломом шеи, в Центральной Америке детям уродовали черепа и развивали косоглазие, а в Китае девочкам еще недавно бинтовали ножки, доводя их до инвалидности. Все эти внешние качества считались признаками элиты, поэтому познание превращало их в завидную цель. Когда простолюдины достигали идеала, аристократы пытались его превзойти за пределами биологической нормы. Нечто подобное наблюдается и сейчас у анорексичек, чей смертельно опасный идеал красоты сформировался под влиянием модных журналов, где элиту связали с худыми манекенщицами.

Выводы ума тоже лишь кажутся строго логическими. «За время моего отсутствия со стола исчезла ваза, следовательно, в комнату кто-то входил». Прежде надо уяснить, что вазы не убегают сами по себе, не улетают в окно, не испаряются, не исчезают без причины. Малолетний ребенок в подобной ситуации не сделает четкого вывода.

По той же причине среди взрослых людей представления о «железной логике» сильно разнятся. Ведь ни один математик не объяснит, какой процесс включается в уме после слова «следовательно». Почему из одного утверждения «само собой» вытекает другое, если мы не проверили это хотя бы миллион раз? Потому что активизируется так называемый «здравый смысл», которому мы предварительно обучились. Не найдется ни одной теоремы, сумевшей обойтись без фокуса с подключением здравого смысла в решающий момент.

Томохиро Ишидзу и Семир Зеки из лондонского университетского колледжа исследовали нейроэстетику добровольцев методом фМРТ. [6] Созерцание картин и прослушивание мелодий, которые испытуемым казались красивыми, вызывало возбуждение в орбитофронтальной коре головного мозга, расположенной приблизительно там, где мистики ищут третий глаз. С другой стороны, широко известно, что лобные доли головного мозга отвечает за способность к логическому мышлению. Клинические данные о  поражении орбитофронтальной коры свидетельствуют, что она ответственна и за контроль над желаниями. Люди с поражением орбитофронтальной коры становятся агрессивными, асоциальными и сексуально распущенными. Они аморальны, бестактны, много едят, также у них отсутствует чувства вины, стыда и сопереживания. Спонтанные желания таких людей ничем не сдерживаются. Оказалось, что лишь здоровая орбитофронтальная кора реагирует на совпадение реальности с идеалом, возникшим внутри сознания, а поврежденная нарушает связь идеала с нашим поведением.

Важно отметить, что прекрасные изображения и звуки вызывали также реакцию в находящемся около центра мозга хвостатом ядре, которое, согласно другим исследованиям, связано с ощущением романтической любви. Таким образом, любовь и чувство прекрасного соединяет нейрологическая связь. Люди буквально влюблены в свои представления о совершенстве, поэтому стремятся найти их в жизни или воплотить в жизнь.

Субъективность личных идеалов не делает их неважными. Все идеалы как-то отражают воспринятую информацию - грубее или точнее. Они не абстрактные категории, а живые люди. Пренебрежение нашими идеалами мы воспринимаем в качестве попытки уничтожить нас. Однако, без ясного понимания – как возникают идеалы, теряется объективный фундамент для их оценки и возможного компромисса между ними. Вместо единого мира, который лишь по-разному познан, остаются абсолютно несовместимые антимиры, где противник считается недочеловеком и должен уничтожаться.

***

Когда-то люди не могли поверить, что кроме материального вещества есть энергия - вибрация мельчайших частиц вещества, повышающая его температуру. Поэтому физики восемнадцатого столетия выдумали теплород - абсолютно горячее вещество, как бы распыленное среди частиц нагретых предметов. В конце девятнадцатого века, профессор Бутлеров еще утверждал, что «допущение делимости атома равносильно превращению материи в пустоту и было бы смертным приговором материализму». А современные люди не способны понять, что кроме атомов и энергии есть третье, намного более фундаментальное качество бытия - информация. Поэтому даже верующие всё сводят к энергии, пусть  особенной, сверхъестественно тонкой.

При наличии понимания, что любая материя и энергия являются только средством для передачи информации, материальная жизнь представляется вселенским процессом познания. С одной стороны процесса – единый и неизменный источник информации, а с другой – эволюция существ, порождающая все более совершенные организмы для восприятия информации.

Связь состояния «я есть» с процессом познания доказать легко. Достаточно поместить человека в пустую комнату, в которой ничего не меняется, чтобы спустя всего несколько часов без сна, он начал испытывать в ней дискомфорт, потом – мучительное страдание. А еще позднее возможны два состояния – прострация, то есть снижение ясности сознания вплоть до потери состояния «я есть», или галлюцинация, позволяющая сознанию хоть что-нибудь познавать.

Таким образом, ясность сознания напрямую связана с воспринимаемым потоком информации и теряется без него. Причем единственным источником нашего познания, во всяком случае - наяву, является материальный уровень существования.

Поэтому отвращение к материальному миру означает отказ от обучения. Мы мечтаем об альтернативном мире, который соответствует нашим идеалам. Но можно ли обучаться у галлюцинации, отражающей состояние индивидуального ума? Нет, поскольку обучение прекращается – галлюцинация отражает не Абсолют, а убогое представление отдельной личности о реальности. И сколь бы приятной не оказалась такая галлюцинация, она бессмысленна, раз подобна запуганному учителю из сказки про двенадцать месяцев: «Сколько будет семью семь? Сорок семь. Совершенно верно, ваше величество»

Обучает лишь то, что не является частью ученика, и значит – непредсказуемо. Иногда это огорчает и лишает людей покоя, однако, только независимый учитель углубляет наше понимание истины.

Не признавая познание смыслом жизни, человек не в состоянии объяснить причину страдания. Мир, в котором есть страдание, воспринимается нелепой ошибкой, хотя наслаждение и страдание подобны хорошим и плохим оценкам в дневнике. Хочешь чаще наслаждаться – лучше учись. Вместо этого люди выдумывают вредного антибога, мешающего доброму богу нас баловать, а некоторые даже изловчились «подделывать оценки в дневнике», добиваясь ощущения наслаждения самообманом, самовнушением, наркотиками.

Эволюцию живых существ можно интерпретировать как процесс мирового познания по механизму естественного отбора. Первые существа еще не могли менять повадки при изменении внешних условий, поэтому вымирали, уступая место существам с более универсальной генетикой. Конкуренция между существами стимулировала выживание тех, чья нейронная сеть адекватнее реагировала на различные ситуации. Постепенно это привело от инстинктов к условным рефлексам и возникновению интеллектуальной нейронной сети.

Интеллект означает способность модифицировать свое поведение благодаря обучению. Поэтому зачатки интеллекта есть у всех существ, которые в детстве играют. Подражание – первый признак способности к обучению. Сначала мы подражаем родителям, потом – друзьям, учителям и начальству. Во взрослом состоянии мы начинаем подражать непосредственно природе, то есть таким ситуациям материальной жизни, которые имели благоприятный исход. В жизни современного человека это подчас приводит к суевериям, но в жизни древних людей привело к первым технологиям.

Когда развитие вторичной сигнальной системы обусловило возникновение речи, существа получили новую возможность накопления, обмена и сохранения информации. Для антропологов уже не секрет, что в доисторические времена одновременно существовало много видов людей. Но эректусы, неандертальцы, денисовцы и другие гоминиды постепенно были вытеснены сапиенсами, обладающими повышенными когнитивными качествами.

Эволюция живых организмов привела к современному человеческому телу, обладающему наилучшей нейронной сетью. И хотя нам недоступны многие уникальные органы восприятия, которые есть у животных, наше понимание Абсолюта превосходит возможности любого животного. Ни одно животное не обладает энергией, превосходящей силу мускулов его тела, а человеческой цивилизации сегодня доступна даже термоядерная энергия. Степень подчинения нашему сознанию внешних энергий, объектов и событий – единственный критерий истины. Ведь внешний мир управляется законами природы, поэтому только их адекватное отражение в уме означает для нас то же самое. 

В древности коллективы людей складывались стихийно и независимо друг от друга – род, племя, этнос. Под влиянием условий существования, каждая группа вырабатывала собственные представления о правилах поведения в материальном мире. Эти правила обожествлялись, поскольку, не обучившись им предварительно, человек мало отличался от животного. Русское слово Бог восходит к санскритскому корню бхага, то есть – благо. Аналогично, от корня good - добро, происходят английские и немецкие слова God и Gott. Благо – это процветание в материальном мире, невозможное без понимания его законов. Не случайно ведические арии проходили обряд посвящения в двиджа – дваждырожденного, подразумевающий превращение животного в личность. До изобретения письменности сохранение коллективной информации рода являлось главной обязанностью варны брахманов, заучивающих огромные тексты наизусть.

Сначала разные варианты коллективного знания, которые в древности называли богами, а сегодня цивилизациями, конкурировали между собой по закону естественного отбора. После жестокой войны или мирной ассимиляции менее развитая цивилизация уступала место более развитой. Но постепенно, благодаря развитию способов обмена информацией между людьми (письменность, книгопечатание, газета, телеграф, радио, телевидение, интернет), цивилизации разных народов объединились в общечеловеческое, научное знание.

Это объединение произошло совсем недавно, поэтому еще не воспринято, как состоявшийся факт. Ему до сих пор противопоставляют то особую идеологию, то унаследованную религию, то национальный патриотизм. Однако, законы природы не делятся на русские и американские, исламские и христианские, буржуазные и рабоче-крестьянские. Любые духовные ценности на самом деле – интеллектуальные ценности, а не разгул слепых эмоций, выдаваемых за духовность. Снижение интеллекта нации неизбежно ведет к отставанию и ассимиляции нации. И когда под предлогом возрождения духовности решение важнейших проблем доверяется самым примитивным и одиозным представителям нации со средневековыми идеалами и антинаучным мировоззрением, то это как минимум – непатриотично, а в перспективе – гарантия нашего исчезновения.

 

Список литературы:

1. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens Джек Палмер, Линда Палмер.

2. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1978. — 224 с.

3. Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчек Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: АВИЦЕНУМ, 1984.

4. Клещенко Е. Библиотека мозга // «Химия и жизнь», №12, 2012. URL: http://elementy.ru/lib/431901

5. Доклад члена-корреспондента РАН и РАМН Константина Владимировича Анохина на Пятой Международной конференции по когнитивной науке: Калининград, июнь 2012 года.

6. Tomohiro Ishizu, Semir Zeki. Toward a brain-based theory of beauty. // PloS ONE: scientific journal. 2011. URL: http://science.compulenta.ru/620832, http://www.plosone.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pone.0021852

 

Кирлан Александр Владимирович ©

kirlan.alexander@mail.ru