Философия Анаксагора - это своеобразное сочетание материализма и идеализма, метафизики и диалектики.
Это неудивительно, ибо именно он был достойным представителем ионийской милетской школы. ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, материалистическая, а точнее, гилозоистическая философия, появившаяся в ионийском Милете на малоазийском побережье. Ионийская философия впервые поставила научно значимый вопрос о вечной первоматерии, субстанции, из которой происходят и в которую возвращаются все вещи. Объектом исследования ионийской философии была прежде всего природа.
Анаксагор стал достойным наследником ее основателей — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Согласно завету Фалеса: "Единое отыскивать достойно мудреца", - предшественники Анаксагора предлагали свои варианты первоначала. Отвергнув все конечные материалистические начала, которые уже есть в мире, Анаксимандр первый заговорил о первоначале как таковом (архе). И так как начало не может быть определенным, уже ограниченным, поэтому оно есть апейрон, что с греческого значит – беспредельное, бесконечное. Анаксимен - учитель Анаксагора двинулся еще дальше: первоначало – определенное и неопределенное – единство определенного и неопределенного. Таким образом, природа, по Анаксимену, это неограниченное ограниченное.
Ионийцами были и основатели элейской метафизической щколы Пифагор и Ксенофан.
Пифагор предложил в качестве первоначала не материальные стихии, а числа. Число – это мысленное, не чувственное, определение. Числа по своей природе – ограничивающие и безграничные.
Это то единое, которое искал Фалес, то неопределенное, и бесконечное - апейрон - о котором говорил Анаксимандр, то единство определенного и неопределенного, о котором говорил Анаксимен. И это не стихия, не материя, не чувственное, а умозрительное определение.
Ксенофан Колофонский, иониец по происхождению, вначале продолжал линию ионийской философии, но впоследствии отошел от нее и стал основателем элейской школы. Он был изгнан из Ионии за свое учение о бытии Единого и небытии множественого, возмутительного своей парадоксальностью для невежд. Он стал предтечей еще более парадоксального учения Парменида о разуме, как единственно достоверном способе познания бытия. "Бытие и Разум - это одно, - утверждал Парменид и добавлял - Разум лишь твой пусть рассудит мой многоспорный довод."
Анаксагор как бы суммировал и синтезировал усилия материалистов (гилозоистов), ищущих первоматерию, и метафизиков, признающих единствено бытие Единого. Этот синтез отразился и в его судьбе. Уроженец ионийских Клазомен, он возвысился в Афинах, став ближайшим соратником, другом и во многом учителем Перикла. Именно под управлением Перикла Афины достигли полноты своего расцвета и величия и стали родиной первой в истории человечества философской Академии - Платоновской.
Анаксагор был одним из ближайших к Периклу друзей и деятелей его круга. Он оказал влияние на образ мыслей Перикла. В биографии Перикла Плутарх рассказывает даже, что Анаксагор «больше всего сблизился с Периклом, больше всего придал вес его речам и серьезный характер его выступлениям перед народом». Перикл был человеком ярко выраженного рационального склада мышления. Он не верил в суеверия и пренебрегал приметами, пытаясь объяснить их логически. В то же время Перикл не был атеистом, являясь религиозным человеком. Согласно Плутарху, рационалистом он стал под влиянием Анаксагора.
Анаксагор в Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, астрономией, метеорологией. Круг научных вопросов, которыми его интересовали, был очень широк. Видное место среди них занимали вопросы математики. Об этом свидетельствует крупный математик и философ афинской школы неоплатоников Прокл (V в. н. э.). В комментариях к «Началам Эвклида» он сообщает, что после. Пифагора многими вопросами геометрии занимался Анаксагор Клазоменский [70; 37, т. III, с. 125].
В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. Он смог предсказать падение меторита в Эгоспотамосе Фракийском. За свое учение о небесных светилах Анаксагор был обвинен в непочитании богов и спасен от смертной казни только благодаря серьезным усилиям Перикла.
Целью философской жизни он считал теорию, созерцание. «Анаксагор Клазоменский говорит, что целью познания является теоретическое познание и проистекающая от него свобода» Еще более выразительно свидетельство Аристотеля: в своей «Этике Никомаха» он рассказывает, что «Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрецами, а не практиками». В переводе на сегодняшний язык: "называют философами, а не учеными" или "метафизиками, а не физиками".
Аристотель не только сообщает, что Анаксагора, Фалеса и подобных им называют мудрецами, а не практиками, но также объясняет, почему их так называют:«Ибо видят, что они не нанимают собственной выгоды; про их знание говорят, что оно «чрезычайно» и «удивительно», «тяжело» и «демонично», но бесполезно, так как они не доискиваются того, что составляет благо людей. Анаксагор и такие как он
- не практичные, не заботящиеся о славе, богатстве, успехе, почете; одержимые жаждой познания Истины - истины не земной (прилагательной), а Небесной (непреложной).
Уходят мудрые от дома
Как лебеди, покинув пруд.
Им наша жажда не знакома
увидеть завершенным труд.
Им ничего не жаль на свете:
ни босых ног своих, ни лет.
Их путь непостижим и светел,
как в небе журавлинный след. (Дхаммапада)
Предмет его созерцательного постижения — космос, мировой строй, природа, человек как существо природы. Он уподоблял строение мира построению человеческого тела из пищи. "Как в пище находятся частицы — производители крови, мускулов, костей и всего прочего, но эти частицы могут быть в ней усмотрены только разумом, так и не следует все доверять ощущению, которое нам показывает, что хлеб и вода производят все это, но должно знать, что в них находятся разумом созерцаемые частицы. И вот эти части, заключающиеся в пище, подобные производимым ими вещам, он назвал их гомеомериями (подобочастными) и признал их началами сущего." [Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1919 г., т. III, с. 136] Гомеомерии - не физические атомы, а только лишь умозрительные "семена", которые соединяясь с себе подобными, создают "формы", "ткани" и предметы из этих тканей (материалов, материй).
Сам Анаксагор называл свои частицы не «подобочастными» и не «корнями всех вещей», как Эмпедокл, а «семенами». Семя (в физиологии) - это скопление информации и стволовых клеток, обладающих мощной потенциальной энергией. "Семена" Анаксагора - это тоже умозрительные идеи тканей и их форм, обладающие колоссальным комбинаторным потенциалом соединения друг с другом, обеспечивающим не просто движение, а самоорганизацию материи под воздействием Ума.
Материальные начала, по словам Анаксагора, бесконечны [по числу], и малость их тоже бесконечна. Эта бесконечная бесконечность, безграничная безграничность организуется Умом таким образом, что Он не борется с тем, что происходит случайно, и строит не то, что может и произойти и не произойти, но он строит с необходимостью то, что должно быть и то, что не может не быть. И это его отличие от логоса Гераклита который и строит, и разрушает. "Путь вверх и вниз - един путь", - для Гераклитова Логоса.
Для Ума есть только то, что должно быть, то что разумно, упорядочено, совершенно. Он стремится привести все многообразие хаотически движущихся гомеомерий в состояние идеального порядка, полной разумности. И эта борьба между Умом уже построившим нечто и смешением гомеомерий, находящихся в "необработанном" состоянии - и составляет единство и борьбу противоположностей, в которых проявляется диалектика видимого мира. За то, что Анаксагор поставил над всем миром Ум (Ноос, Нус), Аристотель уподобил его учение первому трезвому голосу на фоне пустословия предшественников. 1)
Двумя началами всего Анаксагор считал Ум и материю. Ум - движущее начало. Материя движимое, пассивное. 2) Первоначально материя, согласно Анаксагору, представляла собой равномерное смешение гомеомерий, которые бесконечны по числу и качествам. Они находились в состоянии полного покоя и хаотического смешения. Ум приводит движение все смешение бесконечных гомеомерий, и в этом вихре из сочетания подобных с подобными образуются стихии, вещества и вещи. Но все это разнообразное множество соединено в одно Единое целое, во-первых Умом, который строит не случайно, а разумно, целесообразно и необходимо, и, во-вторых, единством гомеомерий в каждой из которых есть потенциально все остальные.3)
Анаксагор стоит на почве введенного элейцами положения, согласно которому истинное бытие не может ни возникать, ни погибать. По Анаксагору, возникновение и гибель — только иллюзия. В действительности то, что люди называют возникновением и гибелью, — только соединение и разделение невозникающих и непогибающих частиц вещества. Поэтому ни Ум, не гомеомерии не возникают и не исчезают, просто их разьединение ведет к тому, что гомеомерии скатываются к распаду, хаосу и покою, а ум, соединяясь с материей, приводит ее в движение и упорядочивает, рождает мир, вещи, жизнь и разумного человека.
Ум, управляющий миром и каждым человеком - это один и тот же ум, согласно Анаксагору. Он качественно (или современным языком, онтологически) отличается от всех остальных вещей. Все остальные вещи подобны друг другу, смешаны друг с другом, и в каждой есть частицы всего остального. Ум же не смешивается ни с чем, хотя управляет и движением материи во всей вселенной, и каждой живой душой. Он есть Бог всего мира и ум каждой души. 4)
Чувственное познание Анаксагор обьяснял взаимодействием противоположностей и учил, что в основе ощущения лежит страдание. Но наши чувства не передают всей бесконечной сложности и тонкости качественного разнообразия окружающего мира. Совершенным знанием обо всем обладает лишь Ум, и отдельный индивид приобщается к истине через участие в этом Уме.
Жизнь по убеждению Анаксагора, есть постоянная возможность несчастий, цепь страданий, в которой есть лишь одно утешение и поддержка - познание. Когда ему сообщили, что афиняне вынесли ему смертный приговор, он сказал: "Природа давно приговорила к смерти и меня и их". Последние годы своей жизни Анаксагор провел в Лампсаке, где он основал философскую школу и пользовался большим уважением сограждан. Когда правители города спросили его о последнем желании, он попросил ежегодно отпускать детей на каникулы в месяц его кончины. Жители Лампсака похоронили его с почестями и на могиле был поставлен жертвенник Уму и Истине и сделана следующая надпись:
"Здесь лежит Анаксагор, проникший до крайнего предела Истины"
--------------
Примечания:
1) Аристотель говорит: «...тот, кто сказал, что разум находится, подобно тому как в живых существах, так же и в природе, и что это он — виновник благоустройства мира и всего мирового порядка, этот человек представился словно трезвым по сравнению с пустословием тех, кто выступал раньше. Явным образом, как мы знаем, взялся за такие объяснения Анаксагор» [Met., I, 3, 984 в 15; 7, с. 25].
2) После него [Анаксимена] был Анаксагор Клазоменец. Он считал началом всего ум и материю: ум — как производящее начало, а материю — как страдательное. Все вещи были вперемешку, а ум пришел и упорядочил. Материальные начала, по его словам, бесконечны [по числу], и малость их тоже бесконечна. Все вещи были приведены в движение умом, и подобное сошлось с подобным. Небесный порядок устроен круговым движением.
42. ИППОЛИТ. I, 8, 1 сл., Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1919 г., т. III, с. 133
3) Анаксагор говорит, что из единой смеси выделяются бесконечные по числу гомеомерии, причем все заключается во всем.
Симплиций 155, 23, Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1919 г., т. III. стр. 153
4) Анаксагор считал богом ум, сотворивший космос. "Ибо наш ум есть бог в каждом из нас".
48. Аэций, III т. стр. 138
«Остальные [вещи], — говорит Анаксагор, — имеют в себе часть всего, ум же — бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо, если бы он не существовал сам по себе, но был бы смешан с чем-нибудь другим, то он участвовал бы во всех вещах, если бы был смешан [хотя бы] с какой-либо [одной вещью]. Эта примесь мешала бы ему, так что он не мог бы ни одной вещью править столь [хорошо], как [теперь, когда] он существует отдельно сам по себе.
И действительно, он — тончайшая и чистейшая из всех вещей; он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует ум. И над всеобщим вращением господствует ум, от которого это круговое движение и получило начало... И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал ум. Как должно было быть в будущем, как [раньше] было, [чего ныне уже нет], и как в настоящее время есть, порядок всего этого определил ум. Он [установил] также это круговое движение, которое совершают ныне звезды, Солнце, Луна и отделяющиеся воздух и эфир. Само это вращение производит отделение [их]. Отделяется от редкого плотное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое... Вполне же ничто, кроме ума, ни отделяется, ни выделяется из другого. Ум же всякий — как больший, так и меньший, одинаков» [Phys., 164, 24; 37, т. Ill, с. 156].
Центральное положение Анаксагора в эволюции греческой мысли.
Вложение | Размер |
---|---|
greek_philosophy.jpg | 123.27 КБ |