1. Абсолютизм
морально-волевая установка, утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной (см. Релятивизм). Абсолютизмом предлагается единая «субстанция нравственности».
2. Альтруизм
нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей; самоотверженность (противоположность – эгоизм).
Как жизненный принцип альтруизм выражается в максиме:
«Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу», но при этом учитывается, что правило «Не навреди» превалирует над правилом «Помогай ближним».
3. Аморализм
житейская позиция, намеренно отвергающая моральные нормы.
4. Аналитическая этика
- (в широком смысле) ряд школ и направлений современной (гл. о. англоязычной) этики, единственным объединяющим признаком которой является аналитический стиль мышления, тщательное определение ключевых понятий, стремление к логической прозрачности этических построений и т. п.
- (в более узком смысле) область исследований, специальной задачей которых является анализ языка этики с применением методов и подходов, разработанных в аналитической философии (то же, что метаэтика)
5. Апатия
термин античной этики: «бесстрастие» как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему. Особое значение термин приобрел в этике стоицизма, где оно понималось как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), как позитивная способность преодолевать аффекты (прежде всего: печаль, страх, вожделение, наслаждение).
6. Аскетизм
термин философов стоической школы, обозначающий «упражнения в добродетели» и воздержание от неразумных побуждений (страстей): страха, скорби, гнева, наслаждения, достижение праведности и благочестия. Католицизм рассматривает аскетизм как этику монашества, протестантизм рассматривает принцип аскетизма как следование утилитарно-этическим нормам (бережливости, воздержанности, трудолюбии и др. ). Православие считает аскетизм общехристианской нравственной обязанностью, осуществляемой в различных формах (в т. ч. и в форме монашества), и понимает аскетизм как сознательное приобретение христианских добродетелей и достижение религиозно-нравственного совершенства.
7. Беспристрастность
характеристика решений и действий, принимаемых и совершаемых исключительно на основе принципов, «по правде», «не взирая на лица», независимо от предпочтений и интересов, которые удовлетворяются или ущемляются. Наиболее простым нормативным инструментом беспристрастности является золотое правило этики.
8. Благодарность
чувства обязанности, одобрения, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние.
9. Благодеяние
действие, направленное на благо другого, других, группы людей.
10. Благоразумие(рассудительность)
качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).
11. Благотвори-тельность
(филантропия) деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, содействия решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Носит (в отличие от милостыни) организованный, по преимуществу безличный характер, направлена на общественно значимые цели.
12. Бусидо
(в пер. с яп. яз. – путь воина) моральный кодекс японских самураев.
13. Вежливость
форма взаимоотношений между людьми, суть которых – доброжелательность, желание добра другому человеку (оттенки вежливости: корректность, любезность, деликатность).
14. Вера
религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком трансцендентного, определенной системы ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни.
В христианской традиции вера (наряду с надеждой и любовью) рассматривается как одна из богословских добродетелей.
15. Воспитание
- целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве челове-ческого общения;
- любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.
16. Всеобщность(универсальность)
характеристика (признак) некоторых императивных и ценностных, в т. ч. моральных суждений.
17. Выбор моральный
духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.
18. Гедонизм
- тип этических учений, в которых все моральные определения (содержание понятий добра и зла, мотивов и поступков) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В ученияхкиренаиков гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями. , которые ограничивают его свободу, подавляют его самобытность;
- система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло – страдание.
19. Гнев
непосредственное возмущение, являющееся реакцией на зло (оскорбление, несправедливость и др. ), причиненное человеку, его близким или направленное против того, что он считает для себя особо ценным, святым. Традиционно трактуется как один из пороков.
20. Гордость
чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств. Может трактоваться и как добродетель и как порок.
21. Грех
религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла.
22. Добро моральное
- особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий или явлений; характеризует действия, совершенные свободно, ради них самих;
- поступки, сознательно соотнесенные с высшими ценностями, идеалом.
Добро заключается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, моральногоравенства, и гуманности в отношениях между ними (см. золотое правило, категорический императив, милосердие). Добро характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенствования.
23. Добродетель
идеальная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве.
фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру;
24. Добропорядоч-ность
характеристика личности свидетельствующая о ее соответствии обязанностям, вменяемым ей ее статусом в сообществе (наряду с сословнойчестью). .
25. Долг
нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственная необходимость, фиксированная в качестве субъективного принципа поведения. Долг выражает императивность морали. Долг мотивирует действия человека (см. обязанность).
26. Долженство-вание
необходимость совершения какого-либо действия.
27. Должное и сущее
категории, в которых отражается существенная для морали противоположность между фактическим положением дел (поступком, психологическим состоянием, общественным явлением) и нравственно ценным, положительным, идеальным.
28. Достоинство
характеристика человека с т. з. внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.
29. Дружба
разновидность (наряду с товариществом, любовью) избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой.
30. Жадность
собирательное название для ряда пороков, связанных с болезненным пристрастием к имуществу (скупость, алчность, корыстолюбие и пр. ). . В христианской традиции жадность пятый грех среди семи смертных.
31. Забота
непрерывная активность, направленная на содействие чьему-либо благу; проявление отношения человека к другим людям (противоположность враждебности, манипуляции в корыстных целях, эгоизму) и к самому себе.
32. Зависть
чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или имуществом, которые отсутствуют у завистника, сопровождающееся желанием того, чтобы соперник их лишился.
В католицизме – один из семи смертных грехов.
33. Заповедь любви
принцип, провозглашенный Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем … Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
34. Зло
противоположность добра, основополагающая универсалия этики; деятельность противоречащая принятым в данной культуре нормам морали (в конечном счете – идеалу), деятельность которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего объекта: причиняет материальный или духовный ущерб, вызывает страдания и сходные негативные чувства, ведет к деградации личности. Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремиться устранить и исправить: чувства, взгляды, намерения, поступки, качества, характеры. Избавления от зла физического (страданий, смерти) и морального (греха) возведено в конечную цель человека во многих религиях (буддизм, христианство).
35. Золотое правило
моральный принцип: «(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Первые упоминания о з. п. относятся к 1 тысячелетию до н. э. Встречается в индийских трактатах, в изречениях Будды, в ответах Конфуция, в античных философских текстах.
36. Идеал
в теоретическом плане: наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом, о должном); в нормативном: совершенство в отношениях между людьми или (в форме общественного идеала) такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство; высший образец нравственной личности.
Как форма нравственного сознания, идеал является одновременноценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного.
37. Индивидуализм
- понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным или институциональным интересом, а также приоритет блага, свободы и личностного развития индивида в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения;
- жизненная позиция и мировоззрение.
38. Информирован-ное согласие
принцип медицинской этики и медицинского права, согласно которому любое медицинское вмешательство, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную или исследовательскую цель, допустимо после получения медицинскими работниками осознанного, добровольного согласия пациента или испытуемого (в отличие от этики Гиппократа: врачам предписывалось принимать профессиональные решения по своему разумению, скрывать из гуманных соображений многое от своих пациентов).
Современная концепция информированного согласия предполагает: признание суверенности пациента как личности в принятии решений, касающихся его блага; уважение к его автономии; обеспечение свободы (в частности, путем предоставления максимально полной информации) пациента выбирать между различными медицинскими вмешательствами, включая альтернативу нелечения; вовлечение пациента в терапевтическое сотрудничество с медицинскими работниками.
39. Императив
безусловное требование, повеление.
40. Императив
категорический
(в этике И. Канта синоним морального императива) обозначение нравственной нормы как формально независимой в своих основаниях от каких бы то ни было фактических условий человеческого волнения, которая безусловно-обязательна к исполнению при любом наборе наших фактических целей.
41. Императивный
требующий безусловного подчинения, исполнения.
42. Категории этики
основополагающие понятия, которые выступают одновременно и отображением общих свойств действительности, и актуальными формами деятельности сознания, которое имеет дело с определенным аспектом действительности.
43. Конфиденциаль-ность
норма медицинской этики и медицинского права, запрещающая медицинским работникам разглашать информацию о заболевании пациента, интимной и семейной сторонах жизни как самого пациента так и его близких. В биоэтике норма конфиденциальности возводится,, во-первых, к принципу непричинения вреда, во-вторых – к принципу автономии, уважения человеческого достоинства, законных прав пациента.
В современной международной врачебной клятве, принятой Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА, 1948, 1968, 1994) говорится: «Я буду уважать доверенные мне секреты даже после смерти больного».
44. Корпоративизм
система норм и ценностей, соответствующих им механизмов управления и организации, а также нравы, действующие в корпорации как добровольном и социально закрытом объединении, созванном для ведения специализированной деятельности, имеющем, как правило, в этом качестве юридический статус.
45. Лень
порок, характеризующийся уклонением человека от напряженных усилий (духовных или телесных), необходимых для достижения целей. Ленивый человек полностью отдается тем видам препровождения времени, которые не требуют активизации воли.
Желанным его состоянием является праздность. Лень вносит в социальную жизнь элементы паразитизма, разрушает нравственность самого ее носителя, поскольку парализует его волю.
46. Любезность
одно из положительных качеств человека как субъекта повседневного общения, минимальное проявление доброжелательности и альтруизма, распространяющееся на максимально широкий круг людей. Подобно моральным добродетелям, любезность носит «срединный характер», недостаток которого приводит к неотесанности, избыток – к шутовству.
47. Любовь
в самом общем смысле – отношение к кому- или к чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается какблаго. В более узком смысле любовь (если не принимать во внимание эмоциональные состояния, связанные со страстью к различным вещам, состояниям: сладострастие, сребролюбие, властолюбие и т. д. ) – это отношение к другой личности, которая воспринимается как сомоценность.
48. Мазохизм
термин, применяющийся для обозначения психосексуального расстройства, в котором половое удовлетворение сопряжено с претерпеванием боли, унижений, психологического дискомфорта. Это психологический парадокс: его внешние проявления противоречат обычному представлению о том, что стремление к наслаждению и бегство от страданий являются основными движущими импульсами человеческого поведения.
49. Максима
(лат. мaxima – основное правило, принцип) – практический принцип, правило действия, которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе личного опыта. Максима является моральной, если согласована с нравственным законом (см. категорический императив) или возможным царством целей как царством природы и определена человеком на основе опознавания им нравственного долга.
Условием согласования максимы с нравственным законом является свобода человека.
50. Мещанство
система ценностей, связанная с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться благодаря методичному, каждодневному труду, следованию намеченному плану, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. Мещанство в качестве антиидеала – это приземленность притязаний, ненависть к всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к тонкому чувству и изящной культуре категоричность суждений о мире, опирающихся на серость собственного существования. Мещанство противостоит аристократизму.
51. Милосердие
сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку (противоположность – равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие).
52. Мистика
1. в широком смысле – загадочное, непонятное, выходящее за рамки индивидуальной способности понимания;
2. В духовном смысле – ощущение и понимание мира как таинства, созерцание таинственного, вырастающего из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Космосом и т. д. ).
53. Мораль
понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляется себя как разумное, самосознательное и свободное существо.
Понятие «мораль» формируется в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначались словами «благо (добро) и зло», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т. д.
Основные различия в философско-этических и моралистических трактовкахморали определяются расхождениями в понимании источника морали и содержания морального идеала.
По пониманию источника морали типологически различаются:
а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ж. О. де Ламетри, эволюционная этика);
б) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации (Ницше, З. Фрейд, которые выделяют как основную функцию морали как социально репрессивную);
в) «антропологические» концепции, выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека (Демокрит, Аристотель, Ж. П. Сартр, Э. Фромм);
г) супранатуралистические концепции, выводящие мораль из некоторого трансцендентного источника, в религиозных учениях мораль представляется как данная в откровении божественная заповедь (Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция).
По интерпретации идеала различаются *:
а) гедонистические учения, согласно которым, высшей ценностью и целью человека является удовольствие и все обязанности человека в конечном счете подчинены его желанию получить удовольствия (киренаики, Д. Де Сад);
б) утилитаристские, или прагматистские учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху (софисты, Милль, Б. Франклин, Ф. Чернышевский, марксизм);
в) перфекционистские учения, согласно которым высшей ценностью является совершенство и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу
(Платон, Августин, Б. Спиноза, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев);
г) гуманистические учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу другого (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Фромм).
* классификация основана на выделении «первичных» ценностей: не включена этика счастья, этика долга, т. е. касаются умозрительных образов морали, указывают на приоритет определенной ценности (удовольствия, пользы, совершенства, милосердия) .
54. Мотив
(от латинского movere - приводить в движение, толкать)
1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
55. Мудрость
понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия, знание осуществляемое через духовно-жизненное вовлечения субъекта знания в процесс искания истины.
56. Мужество
этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью, справедливостью).
В настоящее время понятие «мужество» употребляется как синоним нравственной твердости, такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (материальными, социальными, психологическими) и преимущественно выступает как гражданская позиция.
57. Надежда
ожидание блага, осуществления желаемого.
58. Наказание
вид негативной санкции, применяемой как следствие нарушения принятых установлений (правила, закона) и заключающееся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом. Исключительной юридической мерой наказания является смертная казнь.
59. Насилие
общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация свободной воли. Отличается от патернализма – господства зрелой (взрослой) воли над незрелой (детской); такое господство считается отеческим, оберегает незрелую волю;
правового принуждения, источником которого есть предварительный договор, по которому индивиды сознательно (для целей сообщества) отказываются от части своей свободы и передают право материально гарантированного решения по определенным вопросам определенным институтам и институционализированным лицам.
Насилие же есть действие, на которое не может быть получено согласие тех, против кого оно направлено, ибо не считается с их целями, правами, интересами.
В отличие от природной агрессивности человека как живого существа («воинственные» инстинкты) насилие является сознательным актом.
60. Ненасилие
этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия.
Ненасилие как общий этический принцип выступает в качестве безусловного запрета.
Ненасилие как особая программа практической деятельности является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Ненасилие есть борьба за справедливость более эффективными и последовательными способами, чем насилие.
61. Нигилизм
- в широком смысле – отрицание всего культурного наследия прошлого, а также принятых в обществе норм, идеалов, традиций, ценностей;
- жизненная позиция человека, сознательно отрицающая общепринятые моральные нормы и ценности.
62. Нравы
устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, стереотипы поведения, складывающиеся стихийно.
63. Нормативная регуляция
регуляция человеческого поведения и жизни, обращенная к сознанию человека
мораль как регулятор жизни общества:
- моральная регуляция внеинституциональная; она существует как исторически сложившаяся форма организации и регулирования общественной жизни;
- нормы морали и правила поведения рождаются спонтанно, в практике человеческих отношений;
- нормы морали не возможно свести к какому-либо ограниченному количеству, они гибки;
- требования морали направлены ко всем людям;
- источник обязательности моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества;
- контроль выполнения моральных норм – частное дело каждой личности и соответствующих обществ, определенную роль играет общественное мнение;
право как регулятор жизни общества:
- правовая регуляция институциональная, т. е. регулируется специально созданным институтом, организацией; она осуществляется властью и авторитетом государства;
- нормы права устанавливаются и издаются от имени государства;
- правовые нормы требуют четкого определения и ограниченного количества, что дает возможность проверить их исполнение;
- требования права имеют конкретного адресата;
- обязательность правовых норм вытекает из силы и авторитета государства;
- контроль выполнения норм права осуществляется с помощью социальных институтов – суда, прокуратуры.
64. Обязанность
- в широком смысле – синоним долга;
- в узком – форма долженствования, требующего от лица (как индивидуального, так и коллективного – общественной организации или государственного органа) определенных действий, гарантирующих (обеспечивающих) права людей.
- поступок, простым несовершением которого другим причиняется несправедливость, т. е. нарушаются их права.
65. Обязательство
форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим в особенные, нередко документально закрепляемые отношения с другими лицами, организациями или учреждениями.
66. Оптимизм
один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему (миру). Противостоит пессимизму.
В современном мире оптимистическая вера в неограниченные возможности науки, техники, в прогресс общества и благотворное влияние на человеческие качества политико-правовых институтов, хотя и существенно подорвана войнами, остается одним из самых влиятельных умонастроений.
67. Ответственность
отношение зависимости человека от чего-либо (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействия ему. Объектом ответственности (иным) могут выступать другие люди, в т. ч. и будущие поколения, общности, окружающая среда, животные, материальные, социальные и духовные ценности и т. д.
68. Оценка моральная
один из видов оценки; акт выявления и обоснования моральной ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений, и пр. ), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение, выражающее моральное «одобрение»или «неодобрение» этих феноменов.
Моральная оценка представляет собой применение некоторого общего морального положения (принципа, нормы, идеала, критерия) к частной ситуации.
69. Пацифизм
доктрина, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия.
Как жизненная позиция пацифизм предполагает отказ (индивидуальный или всеобщий) от какого-либо участия в каких-либо войнах.
70. Пессимизм
один из двух основных видов восприятия мира, выражает негативное, подозрительное отношение к нему; противостоит оптимизму.
В философско-этическом понимании пессимистическое мировоззрение делает акцент на преобладании в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса.
Классическая формулировка принципа пессимизма: «Первое благо – совсем не рождаться, второе – родившись, умереть поскорей» (Софокл).
71. Покаяние
признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них, практическое преодоление греха и дальнейшее совершение добра.
Психологический аспект покаяния состоит из трех моментов: самоосуждения; положительного сознания и чувства уверенности в существовании высшего идеала; стремлении к коренной переработке содержания своей жизни.
72. Польза
ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта (индивидуального или коллективного), т. е. его склонности к различным объектам, освоение которых позволяет ему сохранять и повышать свой статус.
Поскольку интересы выражаются в целях, которые человек преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению цели.
Как жизненный принцип полезность выражается в максиме:
«Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».
73. Порок
противоположность добродетели, негативное (подлежащее нравственному осуждению) качество человеческого характера, проявление морального зла в индивидуальном сознании и поведении (чревоугодие, разврат, зависть и т. д. ).
В современной этике порок понимается как присутствие аффектов и неспособность контролировать их, что приводит к неумеренности в области переживаний и поступков.
74. Постмодернизм
совокупность новых культурных тенденций и практик, характерных для западного общества и его самосознания периода последних десятилетий 20 века.
На разных уровнях постмодернизм осознается как исчерпанность системы либеральных ценностей, всей просветительской традиции, вдохновенной идеей прогресса. Ситуация «конца истории», постиндустриального общества, утрата привычных оппозиционных членений, имевших непосредственное
отношение к устройству мира или порядку вещей (Восток – Запад, мужское – женское, субъект – объект) – симптомы изменившегося состояния. Постмодернизм как сегодняшняя философия начинает с этических размышлений.
75. Права человека
нормативная форма упорядочения взаимоотношений между гражданами, отношение власти к гражданам. Права человека задают основу тех правил и способов жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального функционирования общества и государства в условиях их свободы.
Основа универсальности прав человека – принципы свободы и формального равенства.
Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), удовлетворению которых должны содействовать общество и государство.
Зарождение идеи прав человека произошло в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афины, Рим) с появлением принципа гражданства, но подлинное развитие идеалов свободы и прав человека произошло в США (Декларация независимости, 1776; Билль о правах человека, 1791) и Франции (Декларация прав человека и гражданина, 1789).
Права человека: право на жизнь, свободу, равенство, собственность, достоинство, индивидуальность, неприкосновенность личной жизни и др.
76. Правильное и неправильное
понятия морали, с помощь которых выражаются соответственно позитивные и негативные оценки человеческих мотивов и поступков.
Правильное действие – то, которое согласуется с некоторой нормой (принципом, правилом, максимой), правильное – это то, что отвечает требованиям долга.
77. Прощение
отказ от возмездия за обиду или нанесенный ущерб.
78. Равенство
принцип, предполагающий и требующий одинакового отношения к подобным ситуациям, утверждающий тождество индивидов как нравственных существ. Основанием для всех видов равенства является равенство формальное, которое противостоит произвольности действий, вводя определенные правила поведения и создавая основу для внесения в деятельность индивида некой безусловной последовательности.
Исторически представление о формальном равенстве впервые нашло выражение в правиле талиона: всякий ущерб требует непременного возмездия, и это возмездие должно быть равным для случаев одинакового ущерба (но равной ценностью обладают не сами индивиды, а их реально совершаемые поступки).
Золотое правило и заповедь «не навреди» устанавливают более высокий тип равенства – признание равного достоинства личностей как представителей человеческого рода (фундаментальное этическое равенство).
В легально-политической области существуют: идея равенства полит. гражданских прав, равенство перед законом и др., в социально-экономической области противоположные идеи – идея уравнительного распределения благ, идея полного санкционирования любого вида автоматически сложившегося неравного их распределения, и промежуточные – идея равенства стартовых возможностей, идея контроля над равенством условий соревнования и др.
79. Регулятивы моральные (нравственные)
правила поведения, ориентированного на ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору ( « Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др. ). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.
80. Религия и мораль
важнейшие стороны культуры, формирующие человека и регулирующие его поведение (отношение к миру) на основе специфических чувств, убеждений, санкций и т. п.
- религия (от лат «связывать, соединять») констатирует отношение человека к сверхчеловеческим, сверх- естественным, потусторон- ним силам;
- мораль констатирует отношение человека к другим людям и самому себе.
Основанием для соотнесения этих фономенов выступает их функциональная общность и родство используемых регулятивных средств:
- религия определяет жизне- деятельность через цен- ностное противопоставле-ние священного и греховного
- мораль определяет жизне- деятельность через цен-ностное противопоставле-ние добра и зла.
81. Релятивизм
морально-волевая установка, утверждение принципиальной ограниченности всякого источника нравственной нормативности и, соответственно, условности и относительности (релятивности) любых обусловленных им нравственных норм, значимых только для узкого круга лиц. В нравственной области характерен тем, что своим понятием морали равно объемлет все многообразие форм нравственной жизни, пока не находит в них общее содержание.
82. Садизм
(от имени Д. А. Ф. де Сада) термин введенный в научное употребление для обозначения сексуальной девиации, при которой достижение сексуального удовлетворения наступает в процессе причинения партнеру боли и телесных повреждений, при одновременной подчеркнутой демонстрации его унижения и подчинения. Осмысление проблемы садизма первоначально имело лишь прикладной, сексопатологический характер и происходило в рамках различных психоаналитических школ и направлений.
Позднее интерпретационные модели психиатрии были перенесены на поведение психически «нормальных» индивидов, практикующих различные формы садизма, напрямую не связанные с сексом. Изучение проблемы садизма в этическом контексте позволяет наиболее глубоко проанализировать психические истоки феноменов злодеяния, зложелательности. Садизм предстает как проявление глубинного стремления превратить другого в неодушевленную вещь, лишенную способности к самостоятельным изъявлениям воли.
Насильственное действие (ментальное или физическое) производит максимально возможное влияние на духовный мир жертвы, наполняя его страхом и болью – аффектами, которые чрезвычайно разрушительны для личности. Например, даже небольшой объем власти дает возможность ставить в унизительное положение тех, кто находится в пределах полномочий садиствующего чиновника. Садизм – склонность к причинению другим бесцельных мучений.
83. Санкции моральные
внешние формы морального воздействия с целью обеспечения действенности моральных норм (осуждение, способы поощрения и наказания и др. ). Формальные санкции осуществляются с учетом строгой процессуальности (закон, регламент, дисциплинарная инструкция, организационный устав, кодекс и т. пт). Неформальные санкции – стихийные реакции среды, группы, отдельных людей.
Моральные санкции в профессиональных и корпоративных этических кодексах могут сочетаться с санкциями административно-институциональными.
Формальные санкции по своей сути негативны и репрессивны, неформальные санкции делают ставку на моральную самооценку личности, на побуждение ее нравственного чувства.
Моральные санкции могут быть как положительными, которые проявляются в моральном признании (одобрение, похвала, выражение уважения, почета, славы), так и отрицательными, которые преследуют нарушение нравственных требований и
проявляются в знаках неодобрения, осуждения, в предостережениях, замечаниях, в критике и недоброжелательной молве, в бойкоте, требовании публичного признания вины и покаяния.
84. Свобода
одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной. Т. е. действия индивида непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, внутренними
или родовыми факторами. Культурно-историческое понимание меры независимости зависит от конкретного соцаиально-политического опыта народа, страны, времени.
85. Свобода воли
понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении способности индивида к моральному самоопределению. В более узком понимании – свобода выбора, решения.
86. Скромность
умение не переоценивать себя, свою значительность, не афишировать свои достоинства и заслуги, умение сдерживать себя.
87. Смертная казнь
лишение жизни человека по приговору суда, высшая мера наказания, предусмотренная законом. Существует два основных взгляда на смертную казнь.
Согласно одному, смертная казнь – это прежде всего средство предупреждения тяжких преступлений как со стороны самого преступника путем его физического устранения, так и со
стороны потенциальных преступников путем устрашения реальной угрозой смерти.
Согласно другому, смертная казнь – это прежде всего возмездие за совершенное преступление, которое должно последовать независимо от каких-либо соображений целесообразности, это акт торжества справедливости.
В настоящее время применительно к мирной ситуации смертная казнь исключена из уголовных кодексов большинства развитых стран. В некоторых она формально присутствует, но фактически не применяется.
88. Смерть
прекращение жизни, завершающий момент человеческой жизни.
Отношение к смерти во многом определяют формы религиозных культов. Для древних египтян земное существование человека выступает как подготовка к загробному бытию, отсюда – культ мертвых, построение и украшение гробниц, искусство бальзамирования и др. На Востоке понимание факта смерти выражается в культе предков. Например, древние японцы верили в то, что человек после смерти продолжает существовать через своих потомков и только при отсутствии их умирает окончательно.
По мере ослабления родственных и общинных связей смерть все больше переживается как неотвратимая собственная смерть.
Трагическое отношение к смерти характерно для новых религий – буддизма в Индии, иудаизма, даосизма в Китае, религиозно-философского движения в Греции 7-4 вв. до н. э. и др. Это свидетельствует об обострении чувства личного бытия.
По Платону смерть – это отделение души от тела, освобождение ее из «темницы», где она пребывает в своей земной жизни. Душа и тело принадлежит двум разным мирам: душа происходит из вечного и неизменного мира идей (куда она и возвращается), тело превращается в прах и тлен (к которому оно и принадлежало). Стремясь освободить человека от страха смерти, стоики и эпикурейцы указывают на ее всеобщность и
естественность: все вещи в мире имеют конец, это так естественно, что неразумно бояться смерти. Эпикур говорил о том, что пока человек жив – смерти для него нет, после смерти же человека, его самого нет, поэтому и смерти нет.
В иудаизме и христианстве человек воспринимается как сверхприродное существо, ведущее диалог с Богом, и смерть – это кара постигшая человека вследствие грехопадения. В центре оказывается тема спасения человека – преодоления смерти, спасения души.
Далее происходит смещение центра тяжести с веры на разум. По словам Спинозы, «человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».
20 век рассматривает смерть как важнейший момент человеческого сознания и человеческой жизни вообще.
Самое человеческое в человеке – это обдумывание и обговаривание вопроса вопросов: как свою конечную, ограниченную датой рождения и датой смерти, жизнь приобщить к вечности, представить миг пребывающим вечно – в свершении времен и пространств. Это и есть смысл жизни в культуре. Гете говорил: «Нужно умереть, чтобы иметь много жизней», - вторую жизнь дает другой человек (читатель), - умереть в артефактах цивилизаций и ожить в культуре.
89. Смирение
нравственное качество, противоположное гордости и самомнению, одна из христианских добродетелей, характеризующих внутренне состояние человека, при котором он не считает себя способным к самостоятельным добрым поступкам, а во всем уповает на Бога; христианское смирение связано с глубоким ощущением и сознанием того, что человек сам по себе беспомощен и слаб, а если достигает чего-либо, то исключительно благодаря милости Божией.
90. Смысл жизни
понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, ее нравственную оправданность.
Тема смысла жизни всегда присутствовала в моральных рассуждениях: как разумное содержание «искусства жить» - у Сократа, идея высшего блага - у Платона, божественное совершенство – у Иисуса Христа.
Осмысление основополагающих норм и законов поведения (как золотое правило нравственности) также было связано с ответом на вопрос о том, какая жизнь является наилучшей. По Канту смысл жизни заключался в стремлении «быть достойным счастья», как результат безусловного уважения нравственного закона. Для Л. Фейербаха смыслом жизни выступает деятельная сущность человека, стремящегося к счастью и устанавливающего реальную межчеловеческую гармонию. Основанием такой гармонии является «сердце», любовь, которая соединяет Я и Ты. В 19 веке было поставлено под сомнение само существование смысла жизни (напр. у А. Шопенгауэра, который называл существующий мир «наихудшим из возможных»). Уделом человека оказывается вечная неудовлетворенность, поскольку страдание неотвратимо, а счастье иллюзорно.
В смысле жизни отражается образ не реально случившейся и осуществляющейся жизни, но должной жизни, достойной жизни, отвечающей высшим (духовным) ценностям. 20 век позволил раскрыть социально-психологические механизмы формирования у индивида представления о смысле жизни, как выражения особого рода ориентировочной потребности.
Эта потребность формируется под влиянием: а) тех условий, в которых происходит изначальная активность ребенка: егодействия должны соответствовать не только конкретным практическим целям, но и тем требованиям, кот. предъявляют взрослые;
б) ожиданий самого индивида в отношении результатов конкретных видов своей деятельности, обобщаемых со временем на основе практического опыта в представлении о желаемом успехе; в) требований и ожиданий окружения, группы; г) договоренностей с конкретными людьми; д) личного стремления быть полезным другим ради них самих; е) требования личности к самой себе: быть совершенной в соответствии с высшим стандартом.
Такой подход дает возможность раскрыть внутреннюю ценностную динамику, показать, что помимо оппозиции осмысленности и бессмысленности (абсурдности) жизни, продуктивным оказывается и анализ процесса осмысления жизни с точки зрения ее нравственного совершенствования и духовного возвышения.
91. Совершенство
понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий;
совершенствование рассматривается как процесс достижения идеала, но (по Канту) не совершенствование само по себе, а совершенное исполнение долга является главной жизненной задачей человека.
92. Совесть
способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство. Является нравственным регулятивом.
Выражение «спокойная совесть» или «чистая совесть» обозначает осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.
Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения (в более узком смысле – означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа).
93. Сострадание
одно из основных нравственных переживаний человека – участие в страданиях другого существа (животного, человека), рождение желания помочь.
94. Спасение
категория христианской этики, идея окончательного избавления от зла и окончательного осуществления человеческих представлений о должном и наилучшем путем качественного
изменения человеческой природы через преодоления несовершенства и обретение совершенства в перспективе вечной жизни.
95. Справедливость
понятие, обозначающее то, что создает и сохраняет благо (счастье) общества (Аристотель), основная добродетель общественных институтов (Дж. Ролз).
Общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей, или нравственно приемлемая мера конфликтности человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы и до международных отношений).
96. Страх
негативная эмоция, обусловленная внешней или внутренней угрозой положению человека, его здоровью и жизни; ожидание возможного будущего зла, боязнь непредвиденного. По Платону, обладание собственностью порождает страх. По Аристотелу, страх – это один из аффектов, который имеет две крайности (порока): трусость и безудержную отвагу. Добродетель же здесь определяется средней мерой страсти, которая достигается с помощью разума и называется мужеством.
97. Стыд
чувство, выражающее осознание человеком своего, а также близких ему людей, несоответствия нормам, принятым в данной среде, или предполагаемым ожиданиям. Исторически стыд – наиболее ранняя форма нравственной самооценки.
Категория стыда в этике выражает одну из универсальных психологических эмоций: эмоциональное неодобрение (санкция) при нарушении нравственной нормы (обязанности) на поведенческом уровне.
98. Счастье
понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.
Можно выделить основные понятия значения счастья:
а) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; б) состояние интенсивной радости; в) обладание наивысшими благами, общий положительный баланс жизни; г) чувство удовлетворения жизнью.
Этический анализ счастья начинается с разграничения двух аспектов, различных по происхождению: а) того, что зависит от самого субъекта, что определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, что зависит от внешних условий.
То, что в счастье зависит от человека, получило название добродетели (именно в ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет его к счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных добродетелей).
Счастливой обычно называется удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, обладание наилучшими и наибольшими благами. Устойчивое состояние эмоционального подъема, радости.
Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь.
99. Толерантность
качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п. ), сознательный отказ от применения силы и давления. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с Другим, признание и уважение его права на отличие, признается его право на сохранение своей особенности и самобытности.
Толерантность как важный элемент культуры общения признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений.
Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества.
Однако толерантность не должна оборачиваться попустительством злу, в частности терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека.
100. Точность
умение ценить свое слово, выполнять обещанное.
101. Традиция
способ воспроизводства, хранения и трансляции элементов социального и культурного наследия. В содержательном, ценностном плане традиции представляют собой некую систему норм поведения, обычаев, верований и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть общественного («классического») наследия данного социума, культурной общности или мыслительного направления. В функциональном плане – механизм хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности укорененных в данной культуре.
102. Удовольст-вие (наслаждение)
чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной точки зрения удовольствия существуют различные по характеру и смыслу опыты: а) преодоление недостатка в чем-либо; б) освобождение от давления (репрессии); в) личностно значимое самоосуществление; г) самоутверджение.
103. Умеренность
добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений и страстей как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. (умение выбирать адекватные средства для достижения личного благополучия).
104. Уныние
состояние глубокой безнадежности, вызванное неудачами, страданиями, общими разочарованиями, в цели и смысле жизни. Уныние - своеобразный паралич духовной силы индивида, связано с «обесцениванием» всех жизненных ценностей, в том числе и моральных.
105. Фанатизм
состояние сознания, при котором беззаветная приверженность некой идее (учению, мировоззрению) соединена с игнорированием любых иных идей и пренебрежением ко всем тем реальным формам жизни, которые этой идее не соответствуют. Фанатик утрачивает свободу совести и способность к независимым и адекватным нравственным оценкам.
противоположностью фанатизма в отношении к идеалу является свобода духа и преданность истине, в отношении к людям - толерантность и милосердие, в отношении к себе – постоянное стремление к совершенству.
106. Хоспис
медико-социальное учреждение, в котором врачи и сестры, зная, что дни больного сочтены, озабочены устранением его физических и душевных страданий, таким образом пациенты в терминальных состояниях могут провести последние месяцы и дни жизни в домашней, или приближенной к домашней, обстановке и при этом быть максимально свободными от боли и страха перед страданиями, сопутствующими смерти.
Концепция оказания помощи смертельно больным людям.
107. Ценности
одна из основных понятийных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые составляющие наиболее глубинного слоя структуры личности – в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания-обладания (аспкт настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего). ценности конструируют внутренний мир личности как «уникально-субъективное бытие».
Нравственные ценности это то, что древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Определенные сложившиеся, обобщенные представления о том, чему отдают предпочтение, о благе, т. е. то, что отвечает тем или иным потребностям, интересам, намерениям, целям, планам, человека или общности людей.
108. Честь
понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также (в выражениях типа «честь имею» или «для меня это большая честь») принятие или утверждение человеком этого признания.
В чести человека отражено, с объективной точки зрения, мнение других о его достоинстве, а с субъективной – его зависимость от этого мнения, страх перед ним.
109. Чревоугодие
порок, неумеренное потребление пищи или чрезмерное пристрастие к ней. Оодна из форм порока сластолюбия, который охватывает противостоящие добродетели злоупотребление всеми пятью видами чувств, а не только вкусом.
И. Кант говорил, что обжорство и пьянство погружает человека в животное чувственное удовольствие, лишает его ряда человеческих свойств и достоинств.
110. Щедрость
человеческое качество, обозначающее нравственно-совершенную меру в обращении с личным имуществом, имеющим ценность для индивида и представляющим одновременно ценность для других; в широком смысле – открытость индивида другим , готовность делиться с ними как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.
111. Эгоизм
жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и, соответственно, каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже игнорируя и нарушая интересы других людей или общий интерес.
Эгоизм проявляется в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека.
Дж. Рольз выделил три вида эгоизма: а) диктаторский («все должны служить моим интересам»), б) эгоизм собственной исключительности («Все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если мне это не выгодно»), в) анархичный, или общий («всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится»).
Первые две формулы представляют собой крайний эгоизм – эгоцентризм, здесь нарушаются фундаментальные нравственные
требования (золотое правило и заповедь любви), нарушены принципы равенства и взаимности. Третья формула может быть признанной в качестве моральной достоверной, но при определенной модификации ее второй части (продолжить «…если они не нарушают интересы других»).
112. Этические комитеты (комиссии)
разнообразные по поставу и статусу аналитически-консультативные, а в отдельных случаях и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, а также давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Этические комитеты включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности. Структура и функции этических комитетов варьируются в зависимости от специфики решаемых задач, местных условий и традиций. Наибольшее распространение получили исследовательские ЭК , действующие в сфере проведения научных экспериментов и клинических испытаний на человеке.
113. Этика
практическая философия; наука о морали (нравственности)
Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах.
Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее откорня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).
Важнейшей особенностью морали является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.
114. Этикет
особая форма общения, которая дает возможность поддерживать суверенитет отдельной личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения, формировать ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально функционировать и развиваться личность.
115. Ятрогения
болезнь, вызванная нежелательными или неблагоприятными последствиями медицинских вмешательств (делом или словом) и приводящих к различным нарушениям функций организма, ограничениям привычной деятельности, к инвалидности, психической травме, смерти.
Допустимый риск медицинских вмешательств определяется с помощью «двойного эффекта»: ожидаемое благо от вмешательства должно превышать связанный с ними риск, нежелательный эффект должен быть всего лишь тем, с чем приходится мириться.