1. Секст adv. math. VII 132.
Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его - ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они свои сны забывают.
2. [92] Секст VII 133.
Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание.
3. [О] Аэций II 21, 4 (D. 351).
(О величине солнца). Шириной в ступню человеческую.
4. Альберт Великий de veget VI 401, р. 545 Meyer.
Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды.
5. U30 126 ] Аристократ Theosophia 68, Ориген с. Cels VII 62.
Но напрасно они, запятнанные кровью, жертвоприношениями хотят очиститься, как если бы кто-либо, вступив в грязь, грязью пожелал бы обмыться. Безумным посчитал бы его человек, заметивший, что он так поступает. И этим статуям они молятся, как если бы кто-либо захотел разговаривать с домами; они не знают, каковы боги и герои.
6. Аристотель meteor. В 2. 355а 13.
Солнце - не только (как говорит Гераклит) новое каждый день, но вечно и непрерывно новое.
7. [37 ] __ de sensu 5.443a 22.
Если бы все существующее превратилось в дым, ноздрями его можно было бы распознать.
8. [46 ] __ eth. Nic. VIII 2 1155 в 4.
Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу.
9. [51] __ __ X 5.1176а 7.
Ослы золоту предпочли бы солому.
10. [59] [Аристотель] de mundo 5.39в 7.
Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего - одно, и из одного - все.
11. [55] __ __ 6 р. 401 а 8.
Всякое животное направляется к корму бичом (необходимости).
12. [41. 42]. Арий Дидам у Евсевия. Р. Е. XV 20 (Д 471,1).
На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды. Психеи же испаряются из влаги.
13. [54] Атеней V р. 178 F.
Быть довольным грязью. Свиньи грязью наслаждаются.
14. [124 125] Климент Protr. 22.
[Кому же пророчествует Гераклит Эфесский?] Ночным бродягам, магам, вакхантам, менадам и мистам. [Им он угрожает наказанием после смерти, им он предрекает огонь]. Ведь не священным образом совершаются посвящения в принятые у людей мистерии.
15. [127 ] __ -:_ 34 р. 26,6.
Если бы не в честь Диониса они совершали шествия и пели фаллический гимн, они бы поступали бесстыднейшим образом. Дионис же, ради которого они неистовствуют в вакханалиях, тождественен Аиду.
16. [27] __ Paedag II 99.
Как мог бы кто укрыться от незаходящего [огня]
17. [5] __. Strom II 8.
Большинство людей не разумеет того, с чем встречается, да и научившись, они не понимают, им же самим кажется, [что понимают].
18. [7[ __ __ II 17.
Если он не ожидает неожиданного, то не найдет сокровенного и трудно находимого.
19. [6] __ __ // 24.
Они не умеют ни выслушивать, ни сказать.
20. [86 ] _ _ ill i4.
Родившись, они стремятся жить и, тем самым, умереть, лучше же сказать - успокоиться, и оставляют детей, порожденных для смерти.
21. [64] __ __ __ 21.
Смерть - все, что мы видим, когда бодрствуем, а все, что мы видим, когда спим, есть сон.
22. [8] __ __ IV 4.
Много земли перерывают золотоискатели и находят немного [золота].
23. [60 ] __ __ __ 10.
Имени Правды они бы не знали, если бы этого не было.
24. [102 ] __ __ __ 16.
Павших на войне боги почитают и люди.
25. [101 ] __ __ __ 50.
Чем больше удел, тем больше и доля достается по жребию.
26. [77] __ __ __ 143.
Человек в ночи себе зажигает свет. Умерев, он жив. Уснув, угаснув очами, он соприкасается с мертвым и с уснувшим соприкасается, бодрствуя.
27. [122 ] __ __ __ 146.
Людей ждет после смерти то, чего они не ожидают и не предполагают.
28. [118] -_- __ V 9.
То, что самый испытанный [мудрец] знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей.
29. [111в __ __ __ 60 (после В 104).
Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу - преходящим вещам; толпа же насыщается подобно скоту.
30 . /20/ - -У 105
Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, - но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
31. 120] __ __ __ __ (после 30).
Превращения огня: сначала - море, море же - наполовину земля и наполовину престер. [Это значит, что огонь посредством всеуправляющего] логоса [и бога через воздух превращается в воду - как бы семя мирообразования, которую он называет] морем; [из воды же происходит земля и небо и все между ними находящееся. Каким же образом он в обратном направлении восстанавливается и возжигается, он разъясняет так]: море мерами разлагается по тому же логосу, какой и прежде был до возникновения земли.
32. [65 ] __ __ __ 116.
Единое, единственно мудрое, не желает и желает называться именем Зевса.
33. [110 __ __ __
И воле одного повиновение - закон.
34. [3] __ __ __
Те, кто, слушая, не понимает, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «присутствуя, они отсутствуют».
35. [49] __ __ 141.
Очень много должны знать мужи-философы.
36. [68] __ __ VI 16.
Психеям смерть - стать водою, воде же смерть - стать землею; из земли же вода рождается, а из воды - психея.
37. [53] Колумелла VIII 4.
Свиньи грязи радуются, птицы в пыли или в золе купаются.
38. [23 ] Диоген I 23 1 А 1).
Фалес [по указанию некоторых ] был первым астрономом [об этом свидетельствуют Гераклит и Демокрит].
39. [112 __ / 88.
В Приене жил Биас, сын Тевтама, чье учение было лучше, чем у других.
40. [16]
Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.
41. [19] __ __ (примык. к 40).
Мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем при помощи всего.
42.[119] __
Гомер заслуживает того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и высеченным розгами, так же как и Архилох.
43. [103] __ -- 2.
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
44. [100] -- --
Народ должен сражаться за закон, как за свои стены.
45. [71] -- -- 7-
По какому бы пути ты ни шел, границ психеи ты не найдешь; столь глубок ее логос.
46. [132 ] __ --
[Про самомнение он говорил, что это ] - священная болезнь.
47. [48] __ -- 73.
О значительнейших вещах не будем судить слишком быстро.
48. [66 ] Elym. gen.
Имя луку - жизнь, а дело его - смерть.
49. [113]Гален de diff. puls. VIII 773K.
Один для меня - десять тысяч, если он - наилучший.
49а. [81] Геракл, alleg. 24 после 62).
В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем.
50. [1] Ипполит Ref. IX 9.
[Все - едино: делимое - неделимое, рожденное - нерожденное, смертное - бессмертное, логос - вечность; отец - сын, бог - справедливость]; не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все - едино.
51. [45; срв. 56] __ -- [после В 50].
Они не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся [к себе] гармония, как у лука и лиры.
52. [79 - -
Вечность - ребенок, забавляющийся игрой в шахматы: царство ребенка.
53. [44] __ __
Война - отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим - людьми; одних она сделала рабами, других - свободными.
54. [47] __ __
Скрытая гармония лучше явной.
55. [13] __ __
Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить.
56. [к 47] __ __
В познании явных [вещей] люди совершенно обманываются, подобно Гомеру, который был мудрейшим из всех эллинов; ведь ребята, убивавшие вшей, обманули его, сказав: «То, что мы увидели и поймали, мы выбросили, а чего не увидели и не поймали, то носим».
57. [35] __ IX 10.
Учитель весьма многих [вещей или людей ] - Гезиод, его считают знающим весьма много, - его, который не разумел, что день и ночь - одно.
58. [57, 58] __ __
И добро и зло [одно]. Действительно, врачи, мучающие больных, режущие и жгущие всячески, требуют еще сверх того платы, хотя ее не заслужили, так как они делают то же самое: добро и болезни.
59. [50] __ __
Путь валяльного винта, прямой и кривой, - один и тот же.
60. [69 ] __ __
Путь вверх и вниз - один и тот же.
61. [52] __ __
Морская вода - чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же - для питья непригодна и вредна.
62. [67 ] __ __
Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.
63. [123]
Перед находящимися там они восстают и, бодрствуя, становятся стражами живых и мертвых.
64.
[Он говорит также, что суд над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так как он выражается следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он направляет; перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что огонь разумен и является причиной управления всем].
65.
[Он же называет его] недостатком и изобилием; [недостаток же, по его учению, это - образование космоса, а изобилие - его пожар].
66.
Грядущий огонь все будет отделять и связывать.
67. [36] __ __
[Бог]: день - ночь, зима - лето, война - мир, изобилие - голод [все противоположности. Этот ум] изменяется подобно огню, который, смешиваясь с благовониями, называется различно, как различны удовольствия от каждого из них.
67а. [О] Гиодос схоластик ad Chalcid. Plat. Tim.
[Так жизненное тепло, исходящее от солнца, обеспечивает жизнь всему, что живет. Принимая это положение, Гераклит делает прекраснейшее сравнение психеи с пауком, а тела - с паутиной. Подобно тому, как паук, - говорит он, - находясь посреди паутины, чувствует, лишь только муха повреждает какую-либо его нить, и быстро туда бежит, как бы заботясь об исправлении нити, - так и человеческая психея, если какая-либо часть тела повреждена, поспешно туда устремляется, как бы не перенося повреждения тела, с которым соединена крепко и соразмерно].
68. [129] Ямвлих de myst. I 11.
[Поэтому справедливо Гераклит называл эти «средства»] лекарствами [так как они исцеляют психеи от ужасного и предохраняют их от жизненных несчастий].
69. [128] __ __ V 15.
[Следует различать два вида жертв: одни [жертвы] приносятся людьми совершенно чистыми, как это изредка может иметь место у какого-либо одного человека, по словам Гераклита, или же немногими мужами, которых легко перечесть. Другие [жертвы] - материальные и т. д.].
70. [к 79] __ de anima.
Детские игры [говорил он про человеческие мысли].
71. [к 73 Марк Антонин IV 46 [после 76].
[Следует помнить также о том], кто забывает, куда ведет путь.
72. [93 __ __
С тем, с чем они имеют наиболее непрерывную связь, - со [всеуправляющим] логосом они враждуют, и то, с чем они встречаются ежедневно, кажется им чуждым.
73. [94] __ __
Не следует действовать и говорить подобно спящим [ибо и во сне кажется, что мы действуем и говорим].
74. [к 97] __ __
[Не следует действовать, как [дети родителей], т. е., говоря попросту, - как мы переняли].
75. [90 __ VI 42.
[Спящих, предполагаю я, Гераклит называет] работниками и сотрудниками того, что происходит в космосе.
76. [25] Максим Тирский XII 4 р. 489 после В 60. 62.
Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля - воды [смертью]. Огня смерть - воздуха рожденье и воздуха смерть - воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, [из смерти] воздуха - огонь, и наоборот.
77. [72] Нумений fr. 35 (у Порфирия).
Для психеи - услада или смерть: [смерть - стать влагою, услада же для них - вступление в жизнь. В другом же месте он говорит:] Мы живем их смертью, и они живут нашей смертью.
78. [96] Ориген с Сels VI 12 р. 82, 23 [как 79 и 80 из Целъса].
Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный же обладает.
79. [97] __ __ [после 78].
Младенцем слывет муж для божества, как мальчик - для мужа.
80. [62]- - У1 42
Следует знать, что война всеобща и правда - борьба и что все происходит через борьбу и по необходимости.
81. [срв. 138] Филодем Rhet. 1 с. 57. 62 [из стоика Диогена.
[Ораторское обвинение устремляет к этому пункту все свои тезисы и, по Гераклиту, оно] ведет к тому, чтобы зарезать.
82. [99] Платон Hipp, maior. 289 А.
Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом.
83. [98] __ __ В.
Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего
84. [83. 82] Плотин Enn. IV 8, 1.
В изменении покоится. Тяжелый труд: у одних и тех же работать и быть под началом.
85. [105 Плутарх Coriol. 22.
С сердцем бороться трудно: всякое желание покупается ценою психеи.
86. [116 __ __ 38.
[Большинство божественных дел] ускользает от понимания благодаря неверию.
87. [117] __ de and. 7 р. 41 А:
Неразумный человек способен увлечься любым учением.
88. [78] __ consad Apoll. 10 р. 106 Е.
Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.
89. [96] __ de superst. 3 р. 166 с.
Для бодрствующих существует единый и всеобщий космос [из спящих же каждый отвращается в свой собственный].
90. [22 __ de Е 8 р. 388 Е.
На огонь обменивается все, и огонь - на все, как на золото - товары и на товары - золото.
91. [41. 40] __ __ 18 р. 392 В.
В одну и ту же реку нельзя войти дважды [по Гераклиту, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена] рассеивает и снова собирает ее, [а лучше сказать не снова и не после, но одновременно] она [образуется и погибает] приближается и удаляется.
92. [12] __ de Pyth. or. 6 p.,397 А.
Сивилла неистовыми устами произносит угрюмое, неприкрашенное и неподмазанное, и речь ее звучит сквозь тысячелетия, ибо она побуждаема божеством.
93. [11] __ __ 18 р. 404 Д.
Государь, чей оракул находится в Дельфах, не говорит и не скрывает, но знаками указывает.
94. [29] __ __ de exil. 11 р. 604 А.
Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Правды.
95. [108] Плутарх Sympos III pr. 1 р. 644 F.
Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при распущенности и за чашею вина.
96. [85] __ __ IV 4, 3 р. 669 А.
Трупы следует выбрасывать скорее, чем навоз.
97. [115] __ an seni resp. 7 p. 787 С.
Собаки лают на тех, кого они не знают.
98. [38] __ /ас. lun. 28 р. 943 Е
Психеи обоняют в Аиде.
99. [31] __ aqu, et ign. 3 p. 98 С.
Если бы солнце не существовало, - несмотря на остальные светила, была бы ночь.
100. [34] __ __ Qu. Plat. 8, 4 р. 1007 Д. ...Периоды.
Солнце, их управитель и наблюдатель, устанавливает, руководит, назначает и обнаруживает переходы и времена года, которые все приносят [по Гераклиту].
101. [80] __ adv. Colot. 20. 1118 С.
Я исследовал самого себя.
101 а. [15] Полибий XII 27.
Глаза - более точные свидетели, чем уши.
102. [61] Порфирий к Д 4.
У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое - справедливым.
103. [70] __ к Е 200.
Общи начало и конец у периферии круга.
104. [Ilia] Лрокл in Ale. 1 р. 525, 21.
Каков у них ум, или разумение? Народным певцам они верят, и учитель для них - толпа, ибо не знают они, что "многие - плохи, немногие же - хороши".
105. [к 119] Схолии Нот А. Г. к XXIII 251.
[Из этого места - "Илиада" 18, 251: "Ночью они родились" - заключает Гераклит, что Гомер был] астрологом, [а также из следующего - 0, 478: «Никто из смертных, думаю я, не избежал своей судьбы»].
106. [120] Сенека ер. 12,7.
Один день равен всякому другому.
107. [4] Секст Эмпирик VII 126.
Плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи.
108. [18] Стобей flor. I 174.
Никто из тех, чьи учения я слышал, не дошел до признания, что мудрое от всего отлично.
109. [108] __ __ 175.
Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично.
110. [104а] __ -- 176.
Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают.
111. [104b] __ __ 177.
Болезнь приятным делает здоровье, зло - добро, голод - насыщение, усталость - отдых.
112. [107] __ __ 178.
Мышление - великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.
113. [91] __ __ 179.
Мышление обще всем.
114. [91b] __ __ 179.
Тем, кто желает говорить умно, должно укрепить себя этим для всех общим, как город, законом и много крепче. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх.
115. [О] __ __ 180а.
Психее присущ самовозрастающий логос.
116. [106] __ __ V 6.
Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить.
117. [73] __ __ 7.
Невозмужалый отрок ведет опьяневшего мужа, который шатается и не замечает, куда идет, ибо психея его влажна.
118. [74-76] __ __ 8.
Сухое сияние - психея мудрейшая и наилучшая.
119. [121] __ __ IV 40, 23.
Образ мыслей человека - его божество.
120. [30] Страбон I в р. 3.
Востока и запада пределы: Медведица и против Медведицы - гора сверкающего Зевса.
121. [114] __ XIV 25 р. 642 Диоген IX 2.
Правильно поступили бы эфесцы, если бы все они, сколько ни есть возмужалых, повесили друг друга и оставили город для несовершеннолетних, - они, изгнавшие Гермодора, мужа наилучшего среди них, со словами: "да не будет среди нас никто наилучшим, если же таковой окажется, то пусть он живет в другом месте и среди других".
122. [9] Сеида. . .Приближение...
123. [10] Фемистий or. 5 р. 69.
Природа любит скрываться.
124. [к 46] Феофраст Metaphys. 15 р. 7 а 10 Usen.
Прекраснейший космос [был бы] как бы куча copу, насыпанная как попало.
125. [84] Феофраст de vert. 9.
И кикеон разлагается, если его оставить без движения.
125а. [О] Цец ad Aristoph. Plat. 88.
Да не покинет вас богатство, эфесцы, чтобы вы срамились своей подлостью.
126. [39] __ schol. ad. exeg. II p. 126 Herm.
Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.