Человек как цель и итог эволюции
1
Когда мы задаёмся вопросом о смысле жизни человека и о его месте в природе, то основополагающим становится ответ на связанный с ним вопрос о случайности появления человека в мире.
Существует, пожалуй, две основные гипотезы происхождения человека. Одна из них, эволюционная, предполагает случайное происхождение человека, да и мира вообще, в результате мутаций, естественного отбора и борьбы за существование. Другая, креационизм, настаивает на сотворение мира и человека Богом.
Поскольку обе эти гипотезы не отвечают на главные вопросы, касающиеся жизни об-щества и человека, попробуем предположить нечто среднее: человек появился в результате эволюции природы, но не случайно, а есть её целенаправленный итог.
2
Взгляд на человеческое существо как на достигнутую цель эволюции ставит человека на особое место в природе, придаёт ему особое возвышенное значение.
Материалистическая точка зрения, которая исходит из предположения о случайности появления человека в мире, умаляет его достоинство, делает неуместным поиски смысла его существования: если человек мог и не появиться, то особого смысла в его появлении нет – он лишь один из видов животного мира, обладающий повышенной способностью приспособления к среде своего обитания. В этом случае никаких возвышенных смыслов приписать человеку не представляется возможным – не более как борьба за существование, размножение, стремление к материальному благополучию и т. п.
Такой подход, однако, не может устроить, ибо недостаточен для понимания мотивов человеческого поведения. Потребности человека не исчерпываются материальными. Есть ещё социальное и духовное измерения, являющиеся едва ли не более важными в его жизни. Добившись материального благополучия, человек почему-то остаётся неудовлетворённым. Что ему ещё не хватает?
Стремление к познанию мира и сама возможность этого познания, понятие справедливости и роль государства в её установлении, наличие совести как критерия добра и зла, наконец, понятие свободы – материалистическая теория происхождения мира и человека не даёт вразумительных объяснений этим и множеству других важнейших явлений чело-веческой жизни, не помогает в решении основополагающих проблем.
3
Другая крайность, представление о Божественном происхождении мира и человека, так же малоубедительна для современного человека, хотя и отвергает случайность его происхождения и признаёт за ним особое место в мире. Ставя человека в подчинённое положение перед Творцом, религия принижает его земное существование, обесценивает значимость познания природы и социального прогресса.
Человек, пройдя гигантский путь развития, многого добившись, убедившись в могуществе своего разума, отвергает веру в чудеса: хочет знать, а не верить.
«Человек много знает, но мало понимает». Это значит, что он достиг определённых успехов в познании материальных процессов, происходящих в природе, но не постиг ещё самого себя, не понимает своего места в окружающем мире. Есть сферы, в которых он мало чего добился, и это сферы, касающиеся его социальной и духовной жизни.
4
Итак, попробуем предположить, что развитие природы шло целенаправленно к появлению человеческого существа, то есть, что человек – итог эволюции природы.
Если в развитии этого предположения удастся ответить на большинство неразрешимых до сих пор сущностных вопросов, касающихся человека, то не будет ли это означать, что мы на правильном пути? Кроме того, именно это предположение придаёт человеку особое значение, указывает на какие-то высшие, пока ещё скрытые от нас, смыслы его существования и открывает возможности для познания этих смыслов.
Причём, такая точка зрения не противоречит здравому смыслу. Особое место человека в природе несомненно. Человек не осуществляет никакой функции в природе, без выполнения которой была бы нарушена её целостность. Это единственное существо, которое может изменять окружающий мир, преобразовывать его в своих целях.
5
Предположение о том, что человек есть итог развития природы и что это развитие шло целенаправленно, сразу приводит к некоторым немаловажным выводам.
Например, представим нашу планету задолго до появления человека, может быть даже до зарождения биологической жизни. Человека нет, но, согласно нашему предположению, он уже есть! Как цель, управляющая эволюцией. Все процессы, происходящие в природе, подчинены этой цели: появлению человеческого существа. Материально человека ещё нет – он существует лишь идеально.
Наше предположение, если принять его за основу, позволит утверждать, что человек – творец материального мира, его суть, его идея. Материальный мир идеален, и его идеальность вытекает из его изначальной целесообразности, направленности его развития к определённой цели.
Идеализм – признание появления человека не случайным, материализм – признание появления человека случайным.
6
Человек как идея мира по завершении процесса развития природы становится материальным его итогом. Цель эволюции – человеческое существо, обладающее определёнными качествами общими для всех людей.
Качества, отличающие людей друг от друга, несущественны для эволюции. То есть, человек как цель развития есть то общее в каждом конкретном человеке, которое определяет его как человека – человек как цель развития есть идеальность самого человеческого существа. Итог развития природы – не конкретный человек, обладающий многими случайными чертами, а идеальное существо, воплощённое в каждом конкретном человеке.
Назовём идеальное существо, являющееся итогом развития природы, духовной сущностью человека, или, просто, Духом. Наличие Духа определяет человека как высшее существо адекватное идее мира, обособляет его от других существ, ставит его над всем сущим в природе.
В нашей терминологии дух материален, он есть совершенное существо, нашедшее по завершении эволюции своё адекватное воплощение в конкретном человеке, но равнодушное к особенностям своего носителя. Дух есть идеальность конкретного человека, его суть.
Реальный человек смертен как любое живое существо – Дух бессмертен, он один и тот же в каждом человеке и рождается с каждым человеком. Дух всегда был и всегда будет пока существует человечество. Реальный человек обладает полом – Дух беспол. Все особенности конкретного чело-веческого существа, его внешний вид, черты его характера, в общем, всё, отличающее лю-дей друг от друга – несущественны для характеристики Духа.
7
В мире человек соотносится с самим собой, с одной стороны, как духовное существо, а, с другой, как идея мира в её развитии. Мир человечен, ибо всё в нём имеет отношение к человеку. В совершенстве мира он узнаёт своё совершенство. Красота природы дана только духовному существу и является духовным откликом от узнавания самого себя в мире.
В этом смысле можно говорить о свободе человека как духовного существа, ибо в мире ничего нет, кроме него самого. Но это лишь потенциальная свобода, проявляющаяся в материальной зависимости исключительно от самого себя. Человек изначально разделён с самим собой в своём природном инобытии и, потому, несвободен. Первым признаком потенциально свободного существа является именно ощущение своей зависимости, нереализованной свободы.
Свобода есть преодоление материальной зависимости от самого себя, снятие разделения с самим собой.
8
Человек – живое существо, и его связь с миром первоначально проявляется как материальная зависимость от мира. Его свобода ещё не выявлена и дана лишь как обращённость к внешнему миру, неравнодушие к нему. Человек духовно активен в ощущении своей потенциальной свободы.
Для того, чтобы стать действительно свободным, человек должен раскрыть своё внутреннее родство с миром, преодолеть внешнюю кажущуюся отстранённость от него, сделать его своим. И человек способен на это, поскольку имеет дело лишь с самим собой, а не с чем-то чуждым ему.
Способность понять мир, то есть познать его внутреннюю связь с собой – врождённое свойство человека, обусловленное его духовностью. Это свойство есть разум. Творческая сила идеи не исчезает с появлением человеческого существа и завершением эволюции природы, а преобразуется в творческую силу человека – человеческий разум. Разум – концентрированная идеальность мира, свидетельствующая об адекватности человеческого Духа противостоящей ему природе.
Мир может быть познан, и поэтому разумен.
9
Человек, познавая природу, познаёт себя, расширяя границы своего тела и раскрывая своё внутреннее родство с миром.
Человек как живое существо появился с врождёнными потребностями и инстинктами, обеспечивающими его существование. От природы ему даются и способы удовлетворения минимальных потребностей. Всё это определяет изначальную связь человека с окружающим миром, изначальное родство его тела с природой как источником материальных благ. Эта связь ограничена, минимальна, ставит порой человека на грань выживания. Человек зависим от природы и, чем скуднее их реализованное родство, тем эта зависимость больше.
Но внутреннее родство человека с миром бесконечно, и с пробуждением разума появилась возможность проникнуть в сокровенную тайну природы, которой является её человечность. На пути к свободе человек раздвигает границы своего тела, обнаруживает новые материальные потребности и использует природу для их удовлетворения. В этой материализации родства человека с миром и заключается развитие человека, познание им самого себя истиной мира, абсолютной его отрицательностью. Развитие природы закончилось, и началась история развития человека.
Процесс познания бесконечен. Овеществляя свою идеальную связь с природой, человек не должен останавливаться на достигнутом: удовлетворение материальных потребностей не является самоцелью – это лишь последовательные ступени к духовной свободе, к снятию материальной зависимости от внешнего мира.
10
Таким образом, мы приходим к пониманию смысла жизни конкретного человека – стать истинным представителем своей идеальной сущности, проникнуть в её бездонную глубину, и, тем самым, одухотворить своё существование. А это значит поставить целью жизни преодоление своей материальной ограниченности, своей зависимости от природы, то есть утвердить Дух Истиной мира, что является единственным его стремлением. В этом суть развития человечества к своей духовной свободе, подразумевающей, таким образом, свободу материальную.
Природа существует ради человека, оправдана появлением человека, взывает к человеку. Всё смертно, поскольку в основе всего лежит бессмертный Дух, пребывающий в смертном человеческом теле. Как духовное существо человек властвует над миром, и эта идеальная власть должна быть материализована: материальное освоение природы, приспособление её для физических нужд человека – путь к утверждению своего центрального места в мире, к преодолению материальной зависимости от него. Для того, чтобы стать свободным, человеку надлежит доказать свою абсолютную истинность для окружающего мира – доказать полезность всего сущего для него.
Движение к свободе, таким образом, заключается в открытии всё новых возможностей ассимиляции природы: открытие новых потребностей и способов их удовлетворения. Тайны природы – это всего лишь тайны её приобщённости человеку.
11
Свобода – это духовная цель для человека, то есть цель, общая для всего человечества. Это единственная цель, которая способна объединить всех: именно ограниченность любой другой цели приводит к разобщённости.
Стремление к свободе – врождённый инстинкт человека как духовного существа, проявляющийся в чувстве несвободы, чувстве материальной зависимости от внешнего мира. Преодоление этой несвободы – общее дело всех людей. Насколько цели конкретного человека соответствуют этой общей великой цели, настолько его жизнь оправдана и осмыслена.
12
Познавая природу, реализуя своё стремление к свободе, человек создаёт свой мир, который предназначен для него, и в котором он является активным деятельным началом. В этой деятельности он многообразен и, потому, социален, предполагает единство многих – общество объединённых совместной деятельностью индивидуумов. Материальные границы человека оказались социальными, общими для всех. Стало быть, общим оказался и уровень осознания своего родства с миром, уровень зависимости от внешнего мира – свобода человека оказалась социальной свободой, предполагающей свободу многих.
Однако понятие социальной свободы приобретает иной смысл, нежели понятие свободы как преодоления субстанционального разделения человека, с одной стороны, как абсолютной идеи мира в её природном инобытии и, с другой стороны, как абсолютной истины мира в лице абсолютного Духа, осознавшего свою материальную ограниченность. Общество, как и природа, имеет под собой идеальную основу, придающую смысл происходящим в нём процессам. Но для общества этой основой является не абсолютная идея, придающая смысл природным метаморфозам, а ограниченная социальная идея, соответствующая достигнутому уровню познания человеком самого себя. Именно из-за ограниченности познания человеком природы, ограниченности овеществления своего бесконечного потенциального родства с миром происходит социальное разделение субъекта познания на материально отчуждённых друг от друга и зависящих друг от друга индивидуумов. Поскольку свобода есть преодолённое разделение с самим собой, постольку социальная свобода есть преодоление этой материальной зависимости индивидуумов друг от друга в совместной деятельности созидания материальных благ.
13
Таким образом, общество следует рассматривать как целостность, в основе которой лежит социальная идея. Аналогично идее, утверждающей себя в эволюции природы, социальная идея утверждает себя в развитии культуры общества, во взаимодействии индивидуумов, преследующих свои частные интересы, но подчиняющихся общим.
Свобода общества – в его единстве. Деятельность каждого члена общества обусловлена деятельностью других и имеет смысл лишь постольку, поскольку нужна другим, имеет социальную ценность. Материальное единство общества назовём справедливостью. Справедливость проявляет себя как совокупность общих интересов, обеспечивающих единство общества. Таким образом, социальная свобода возможна только в справедливом обществе.
Справедливость – воля разделённой социальной идеи к единству, которая воздействует на все социальные процессы, направляя развитие общества в сторону увеличения общности обособленных друг от друга в своей функциональной ограниченности индивидуумов. Справедливость требует, чтобы материальное благополучие индивидуумов соответствовало их вкладу в общее материальное благосостояние, чтобы их потребление было эквивалентно той пользе, которую они приносят обществу.
14
Справедливость – внутреннее требование социальной идеи, которое внешним образом обеспечивается государством. Государство – носитель общих интересов, сила, объединяющая индивидуумов в единый социальный организм. Государство обеспечивает выполнение своими гражданами необходимых обществу функций и пресекает попытки разрушить единство общества во имя частных интересов.
Но, прежде чем объединить государство разъединяет, ставит каждого индивидуума на определённое место в обществе, на котором он приобретает социальную значимость. Права и обязанности индивидуумов, устанавливаемые законами государства, определяют такое поведение и такую мотивацию членов общества, которые соответствуют общим интересам.
Государство принуждает к справедливости, заставляет своих граждан подчиняться общим интересам, добиваясь материального единства общества. Однако это внешнее принуждение к участию в полноценной реализации социальной идеи в жизни общества может ассоциироваться для отдельного индивидуума с социальной свободой только тогда, когда индивидуум является истинным представителем социальной идеи, её единичным воплощением. Такой индивидуум, который справедливость воспринимает как свою социальную свободу, есть моральный индивидуум, носитель социального духа или морали общества.
Аналогично тому, как абсолютная идея находит свой человеческий облик в совершенном существе – абсолютном Духе, так и ограниченная социальная идея находит свой облик в духе общества, определяющем моральные качества своих представителей, через которых и для которых социальная идея творит свой мир. Социальный дух множественен в своих проявлениях, и социальная свобода возможна лишь как преодоление этой разделённости посредством социально значимых отношений индивидуумов между собой.
Социальная свобода всегда ограничена, обусловлена историческим развитием общества, критерием которого являются уровень единства общества, степень взаимозависимости его членов, многообразие трудовой деятельности и совокупность создаваемых ею материальных благ. Свободным в обществе может быть только тот, кто общие интересы ставит выше частных, для кого частное потребление является не самоцелью, а критерием признания его заслуг перед обществом.
15
Реализуя своё духовное родство с природой, человек находится в состоянии постоянного развития в рамках развивающейся социальной идеи, в рамках расширяющегося самосознания. Вместе с развитием общества углубляется и его единство, оставаясь при этом относительным и неполным. Справедливость всегда соседствует с несправедливостью, и, стало быть, социальная свобода всегда ограничена.
Таким образом, в стремлении преодолеть свою субстанциональную разобщённость с природой Дух неизбежно приходит к своей социальной разобщённости, непреодолимой на социальном уровне. Его зависимость от природы переходит в зависимость индивидуумов друг от друга. Материальное единство индивидуумов не может исчерпать их духовного истинно человеческого единства. Социальные отношения неудовлетворительны для Духа, стремящегося преодолеть всяческое разделение в самом себе.
Внутренняя духовность придаёт жизни индивидуума новое измерение, позволяющее ему преодолеть социальную обособленность и пробуждающее в нём нравственные чувства, подчиняющие его уже не ограниченной социальной идее, а абсолютному Духу, всегда в нём присутствующему. В нравственных отношениях между людьми проявляется их духовное родство и истинно человеческие качества, вечные и не зависящие от уровня развития общества.
Как нравственный человек обращён внутрь себя, к своей идеальной сущности. Истина – в каждом из нас. И это живая Истина, живой Дух, чувствующий и страдающий из-за нашего несовершенства и нашей ограниченности. Совесть, сострадание, любовь – это его чувства: внутренний голос, направляющий нас к обретению истинной свободы, к единству с природой и друг с другом. Становится понятным представление об изначальной раздвоенности человека: конкретный смертный человек есть лишь воплощение бессмертного Духа, дарящего ему высшие духовные переживания и которому он подотчётен. Становится понятным и интуитивное представление человека об этой своей совершенной сущности, преобразующееся в религиозное чувство – веру в высшие силы, правящие миром и указывающие людям путь к единению в Духе, путь к праведной жизни.
P.S. Всё, сказанное выше, – краткое изложение того, к чему мы пришли, выдвинув предположение о неслучайном происхождении человека. Для того, чтобы окончательно утвердиться в правильности этого исходного предположения, необходимо вывести из него важнейшие понятия, охватывающие всё многообразие жизни человека и общества. Причём желательно, чтобы эти понятия составляли систему, в которой все они связаны между собой, вытекают друг из друга, и, тем самым, достигается ясность и убедительность всего изложения.
Данный текст является ознакомительным по отношению к более широкому исследованию, которое носит системный характер и последовательно даёт определения основным философским понятиям, начиная с постулируемого утверждения о месте человека в мире, а именно с утверждения о том, что развитие природы шло целенаправленно, и завершилось с появлением человеческого существа. Уже приведённые выше подходы к пониманию различных сторон жизни человека и общества дают представление о плодотворности предлагаемой парадигмы в качестве философской основы для решения как личностных, так и социальных проблем, стоящих перед человечеством.