УДК 159.99
Данная работа основана на концепциях гештальт-терапии и является своего рода гипотезой, заключающаяся в том, что цикл контакта со средой может быть нарушен в связи с такими личностными свойствами как: уровень интеллектуальной рефлексии, уровня тревожности, уровня эмоциональности, уровня пессимизма. Из-за них внутри человека разрастается ком незавершённых гештальтов. Основное значение в данных личностных свойствах отводится «уровню» как некоей градации, исходя из которого можно точно определить нарушение контакта со средой. Однако, в рамках данных тезисов, мы лишь опишем каждое личностное свойство, особо не в даваясь в подробности их уровней. Каждое рассмотренное ниже личностное свойство так или иначе, исходя из гипотезы, является причинной областью нарушения цикла контакта психики со средой.
Для определения невроза используется гештальт-подход, рассматривающий невроз как следствие нарушения цикла контакта организма/психики с той средой где он находится. Нарушенный цикл контакта со средой формирует незавершённый гештальт. Незавершённый гештальт, будучи уже энергетически-заряженным, стремится к завершению. В связи с этим у человека возникает внутренний конфликт между незавершённым гештальтом прошлого и формирующимся гештальтом настоящего [1]. Повторим, что первичным здесь является незавершённый цикл контакта.
Отметим, что личность – это многомерная система психологических характеристик, обеспечивающие индивидуальность поведения человека. В личности имеются личностные свойства, являющиеся более или менее устойчивыми качествами индивидуальности человека [2].
Личностные свойства, будучи заряженными психической энергией, «выводят на поверхность» эмпирический эквивалент собственной динамики. Личностные свойства распространяют своё влияние от широких мировозренческих позиций до непосредственности формирования цикла контакта со средой.
Уровень интеллектуальной рефлексии охватывает всю поступающую информацию касательно Я-концепции человека, а так же и продуктов его взаимодействия с природным и общественным окружением. В этом плане интеллектуальная рефлексия является общей мыслительной формой, общее свойство которой составляет постоянное решение задач [3, с. 39]. В акте решения рефлексия ассимилирует полученный материал путём его прорабатывания. С возрастанием уровня, рефлексия всё больше отрывается от реальности в угоду субъективизма. Субъективизм рефлексии построен на невротическом состоянии, основу которого составляет тревожность.
Уровень рефлексии, в своём первоначальном качестве, выявляет базовую гомеостатическую тенденцию, основанную на переработке материала, поступающий как из внешней среды так и из внутренней. Это означает, что цикл контакта со средой невозможен без интеллектуальной рефлексии, как области проработки средовой информации.
Следует учитывать одно обстоятельство, о котором говорил Ф. Перлз. Информация, поступающая из вне может быть усвоена полностью, то есть став частью багажа личности. В этом смысле имеет место «полное пережёвывание» - ассимиляция информации. Напротив, неполное «пережёвывание» есть некритическое восприятие информации, что зачастую говорит о неразборчивости в выборе среди того что лучше усвоить – индивид поглощает всё, без критики принимая на веру любую «пищу» [4]. Иными словами, «ассимиляция», о которой говорил Ф. Перлз, влияет на более эффективное взаимодействие со средой, откуда и поступает информация. Если же ассимиляции не наступает, то информация остаётся в голове у человека в виде непроработанного остатка.
Переработка материала затрагивает различные периоды времени, в зависимости от качества поступившей информации. С другой стороны для её усвоения не редко присутствует комплексность рефлексии, выражающейся не только в мыслительном акте, но и в телодвижениях, мимике, вегетативной реакцией, потребностью в доработке материала путём коммуникации. Вовлечение эмоциональной сферы в контекст рефлексии говорит о том, что гомеостатическая тенденция мыслительного процесса, направленного во внутрь, всегда затрагивает Я-концепцию, в которой покоятся как объективные тенденции способностей человека, так и субъективные, выработанные образцы идеала. Последние в различном соотношении «давят» на рефлексию, заставляя её использовать метод анализа и синтеза в том благоприятном для них направлении, где «касание» продуктов внутренней мыслительной деятельности не будет болезненным, т.е. например не предрекая слома идеальных образцов для поведения.
Рефлексия, при высоком уровне, имеет активную операциональность за счёт охвата сразу нескольких аспектов реальности. Данные аспекты суммируют методы операции за счёт специфической модальности материала, присущего именно этому аспекту реальности [5, с.27]. «Охват» производится за счёт интегративной функции Я, которое, за счёт рефлексии, имеет дело с решением задач различной сложности и сферы, по завершению которых они забываются, чтобы перейти к решению новой. Уровень рефлексии так же связан с такой чертой личности, как подозрительность. Подозрительность – это «холостая» работа рефлексии, активизирующейся мнимым страхом потерять установленное когнитивное равновесие поддержанное идеальной моделью реальности.
Высокий уровень рефлексии тоже имеет тенденцию нарушения цикла контакта со средой, так как она склоняет додумывать возникающие события, диалоги с людьми, склоняет размышлять о своих словах по принципу «А если бы» или «А что будет если». Критичность и недоверие рождает вопросы к обычным вещам повседневности [6]. В силу рефлексии возникшие проблемы преувеличиваются, из-за чего к ней добавляются дополнительные, надуманные элементы – цикл контакта усложняется.
Общее психическое состояние – уровень тревожности. Тревога, и тут мы видимо её связь с уровнем рефлексивности, является следствием низкой проработки поступающего информационного материала. И это неспроста, так как окружающий мир наполнен огромным объёмом информации различной модальности, требующая от субъекта познания определённой её переработки [6]. «Переработка» служит человеку ориентиром для следующего информационного наполнения – формирование гештальта. Присвоение информации даёт возможность контролировать жизненные события, интегрируя тем самым ранее полученный опыт – контроль жизненных событий, исключающий тревогу. Напротив, если же объём будущих событий стирает определённость в отношении их контроля или предотвращения, то мы имеем формирование чувства тревоги не имеющего чёткого предмета своей направленности.
Если же человек находится в постоянной тревоге, пологая что в будущем с ним или близкими случиться что-то плохое, то тут мы имеем дело с генерализацией тревоги. В рамках данного обсуждения, генерализация тревоги есть слабость когнитивной переработки поступающей информации, или иными словами «слабость рассудительности» вмещающей в голову человеку абсолютно всё [4]. Тут имеет место отсутствие разложения всего по полочкам. С другой стороны «слабость» переработки в некотором смысле присуща всем нам. Почему? Потому мы при получении информации сразу же присваиваем её себе, без обращения внимания на наше к ней умственного или же эмоционального отношения.
Непроработанное информационное давление может и вовсе не осознаваться человеком, от чего он страдает ещё больше. Давление, и недостаточная мыслительная сила переработки информационного объёма в некоторых случаях вызывает прокрастинацию.
Уровень эмоциональности. В данной работе берётся именно «эмоциональность» а не «эмоция» потому как эмоциональность есть постоянный элемент устойчивого психического состояния сформированного посредством невыраженных эмоций [6]. Это означает что уровень эмоциональности равен силе вытеснения эмоций. В добавок к этому человек как субъект деятельности запоминает положительные, либо отрицательные результаты своих действий, а так же условия породившие их, создавая тем самым общий спектр эмоционального реагирования на аналогичные условия. «Аналогичные условия» есть неосознанная ассоциация между тем что происходит в настоящем и тем незавершённым гештальтом, что некоторым образом похож на него.
Высокие показатели эмоциональности отражают чувствительность к средовым воздействиям а так же неустойчивость эмоционального состояния, могущее усугубляться до истероидных проявлений с учётом фактора вытеснения неудовлетворённых потребностей. Аффективная насыщенность застрявших переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям [6]. При накоплении невыраженных эмоций внешне блеклую эмоциональную реакцию (на людях) заменяет реактивный внутренний аффект, нарушая цикл контакта со средой. С предыдущим личностным свойством «эмоциональность» роднит то, что тревожные люди имеют тенденцию к сильному контролю своих эмоций.
Субъект деятельности впитывает в себя положительные, либо отрицательные результаты своих действий, создавая тем самым общий спектр эмоционального реагирования, коррелятом которых выступают отдельно взятые, аккумулированные объекты этих самых результатов [7]. Соответственно, если субъект не выходит за рамки своего обыденного существования, то велика вероятность закрепления эмоциональной реакции как общего знаменателя. В эмпирическом характере это выражается в определённом поведении. Оно, это поведение, интегрировано во времени и пространстве за счёт устоявшегося эмоционального знаменателя в привычных условиях жизни.
Общее мироощущение – уровень пессимизма как мыслительная направленность и выделение именно того аспекта реальности, или же непосредственного окружения на котором она фиксируется [8, с. 201]. Фиксация даёт благоприятную почву для того чтобы в дальнейшем экстраполировать полученный опыт, заключающийся в подтверждении пессимистических ожиданий, на всё новые области жизни. Радикализм пессимизма отражает состояние дистимии или же депрессию у человека.
Пессимизм – это направленность мыслительного синтеза, характеризующееся определённым однобоким или же утрированным содержанием, из-за чего «синтез» имеет уровни от общей негативной настроенности на мир в целом, до общей установки на частную жизнедеятельность отдельно взятого индивида [9]. Собственно с частностей, ориентированных на единичные события, и начинается пессимизм. Последний реализуется в виде компенсаторной реакции на осознание как «бренности» и «бессмысленности» всего существующего, так и на собственную слабость.
Пессимист закрыт от таких дополнительных возможностей реализовать себя, какие он намеренно вытеснил за границу своей жизни, довольствуясь выработанным шаблоном мышления, применяемого в качестве общего знаменателя везде и всюду. Если мы проанализируем этот «шаблон мышления», то увидим, что он состоит из: неуверенности в собственных силах; выученной беспомощности; страхом перед миром; нигилизмом и обесцениванием; постоянной нацеленностью на будущее как предвидения результатов; тревогой. Пессимизм как мыслительный синтез, формирует базовую мировозренческую тенденцию в виде каркаса мыслительного реагирования. Особо стоит подчеркнуть такую черту шаблонного мышления пессимиста, как преобладание анализа над синтезом в частностях, из-за чего «разложенное» явление так и остаётся «разложенным», заставляя пессимиста оставаться в той же шаблонности, в котором он и был.
Добавим, что невротическая симптоматика реализуется за счёт рефлексии подпитываемой тревожностью и психическим зарядом эмоций. Пессимизм же в свою очередь закрепляет за собой данную устоявшуюся структуру.
Приведённые личностные свойства формируют общий невротический фон, относительно которого происходит жизнедеятельность индивида. «Жизнедеятельность» реализуется в таких аспектах как циклы контакта со средой и формирование гештальтов. Итак. В общей сложности, представленные выше личностные свойства, будучи заряженными психической энергией, «выводят на поверхность» эмпирический эквивалент собственной динамики. Личностные свойства распространяют своё влияние от широких мировозренческих позиций до узкого восприятия непосредственного объекта. Более того, каждый представленный выше элемент является количественным конгломератом, единой интеграцией которых является целостность человеческой личности.
Список литературы
1.Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии /Пер. с англ. М. Папуш. М.: Изд. Института Психотерапии, 2013. – 207 с.
2.Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: Инфра-М, 2018. - 251 c.
3.Карпов А.В. О понятии метакогнитивных способностей личности // Психология интеллекта и творчества / под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной и др. – М., 2010. – С. 35–46.
4. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. - М.: Смысл, 2000. - 358 с.
5. Шадриков В.Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. – 2014. – № 1. – С. 17–32.
6. Глуханюк Н.С. Психодиагностика: Учебник / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2018. – 178 с.
7. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. – 326 с.
8. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приёмы саморегуляции [Текст] / Л. П. Гримак. – Москва; URSS, Либроком 2018. С. 193 - 206.
9. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.