Леонид Александрович Горобец. Эпистемологический цербер

Информация
Год написания: 
2020
Л.А. Горобец, Эпистемологический цербер // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.26759, 31.10.2020
Систематизация и связи
Эпистемология
Ссылка на персону, которой посвящена статья: 
Грегори Бейтсон

Грегори Бейтсону и всем гераклитам
прошлого, настоящего и будущего...

            Волнующее прикосновение к тайне, подаренное удивительным путешествием Грегори в запретную область нашего бытия, нуждается в особом выразительном языке. Языке вербализованой метафоры, непротиворечиво сочетающей чувство и интеллект, до- логическое мышление «в модусе травы» и формальную логику «модуса Barbara», глубокою веру и здоровый религиозный скептицизм. С этой целью мы обратились к образам античности, любимой автором «страшашихся ангелов». Первичная рекогносцировка позволила обнаружить ряд соответствий между тканью, искусно сотканной древнегреческим мифом, и повествованием Грегори. В дальнейшем мы убедились в их комплементарности, имеющей не только иллюстративную, но и концептуальную значимость.
            Ключевая для эпистемологии проблема соотношения субстанционального и идеального бытия, пребывания в теснине платоновской пещеры или на просторе просвещения, выражена Бейтсоном в юнгеанских терминах Плеромы и Креатива. Первый, в сакральной географии античности, определяется нами как Ойкумена, постоянно растущее вширь  место пребывания человека, его родной дом и прочные узы одновременно. Второй — Креатив — устремленный в небесную высь Олимп, качественный антипод ойкумены, — мир бесплотных идей и идеалов. В фокусе внимания исследователя оказывается связующий их паттерн, некий интерфейс Плеромы и Креатива - тёмная область, окутанная покрывалом вечной тайны развоплощения. Это область Аида, в которой субстанциональная основа человеческого бытия отчуждается от идеального образа. В силу этого, взаимоотношение жизни и смерти представляется экзистенциальным аспектом все той же фундаментальной проблемы эпистемологии, лично пережитой и верно отраженной Грегори.

            Вход в царство мрачного Аида надежно охраняет его верный страж — трехглавый Цербер. Каждая из его глав символизирует в нашем ментальном приключении один из механизмов сбережения тайны «связующего паттерна». Наипервейший из них — забвение, даруемое чудесными водами Леты, сестры Гипноса и Таната.  Когнитивную роль забвения трудно переоценить. Она не ограничивается количественными характеристиками, потребностью к освобождению от определенной информации, как в известной дзенской притче, в которой монах советует вопрошающему «опорожнить пиалу», устранив тесноту от переполненности его сознания. Забвение обеспечивает необходимый разрыв, позволяющий структурировать знание. Полагаясь в свою противоположность, оно обращается второй главой эпистемологического цербера — привязанностью, напоминая нам об амбивалентности границы, не только изолирующей, но и связующей нечто. Пространство границы характеризуется экотонным напряжением, порождающим эмержентный эффект взаимодействия. Попытки разрубить гордиев узел привязанности приводят к ломке организма, сопровождающей патологическую зависимость, о которой размышлял Грегори.  

            Герой, способный во плоти проникнуть в Аид, решив проблему привязанности — Эней. Мотив его истории имеет коммуникативное содержание, он обусловлен потребностью совета с умершим отцом в целях основания будущего вечного града. Это указывает на временной аспект эпистемологической проблемы и его духовную составляющую — Надежду, сообщающей личности целеустремленность. Инструментом обуздания стража преисподней выступает медовая лепешка со снадобьем, способным усыпить цербера и спасти героя от неизбежной боли разрыва. Сон выступает невольным союзником Энея. Известно, что в Древней Греции медовая лепешка вкладывалась в руку умершему — свидетельство эгалитарности данного метода.  Другой, не менее легендарный образ — Орфей.  Его ведет  сердечная привязанность — Любовь, сообщающая взаимности необходимую спонтанность. Всеохватность эмпатии сообщает эпистемологии пространственное измерение.  Орфей решает задачу проникновения в Аид иным, чем Эней, образом. Он обвораживает цербера своим искусством – инструмент, свидетельствующий об элитарности данного метода. Драма Орфея и Эвридики, подобно библейскому Лоту и его жене, обнажает противоречие памяти, напоминая нам о первой главе ужасного чудовища — забвении, оберегом от  которого стала лира Аполлона.

            Третьим героем, олицетворяющим путь прижизненного проникновения в пространство «связующего патерна» - Аида, является Геракл. Он выступает в паре с неосознанностью — третьей главой эпистемологического цербера. Предпоследний  - одиннадцатый подвиг Геракла повествует о том, как чудовище было выведено на свет — отрефлексировано и возвращено на свое место, став осознанной необходимостью. Этому аспекту Грегори уделил особое внимание. Для иллюстрации роли неосознанности в эпистемологии он приводит пример с Альбатросом из «Баллады о старом Моряке» С. Кольриджа. Как осознанная необходимость - юродство, только в коммуникативном аспекте, она проиллюстрирована балийской историей об Аджи Дама с его финальным «Бе-е-е!». Волевым мотивом подвигов Геракла стал долг, тесно связанный с внутренней природой феномена Веры, а инструментом — собственная сила. В когнитивном контексте это сила Разума, которому присущ детерминизм, ментальная континуальность и симфоничный состав. Завершается цикл подвигов Геракла обретением золотых яблок гесперид, дарующих вечную молодость и бессмертие — антитезы библейскому яблоку древа познания.  Примечательно, что добытые с помощью титанического усилия Атланта они, как и цербер, возвращаются на свое место согласно воле Афины/Софии.

            «Сказка ложь, да в ней намек!» - писал Александр Сергеевич Пушкин. Текст, ставший метафорической игрой, содержит в себе эпистемологический ключ — специфическую структуру чередующихся поворотных моментов/положений единого потока, благодаря которому человек приобщается той сферы, которая долгое время была для него запретной. По существу, это новая формулировка древнего вопроса Сфинкса, неизбежно влекущая за собой  новые ответы...

ВложениеРазмер
gorobec_ec.pdf254.06 КБ