Часто приходится сталкиваться с проблемой трактовки слова “процесс”. Очевидно, что связано это с довольно разнообразным и вольным использованием его в быту и в профессиональных сферах. Для нас одинаково привычны как фразы “процесс сборки устройства”, “процесс набора текста”, так и фразы “процесс нагревания воды в чайнике”, “процесс падения давления” и т.п.
Формально проблему можно поставить так: необходимо ли при онтологическом моделировании предметных областей различать два понятия: “изменение” и “процесс”?
С пониманием изменения вроде все ясно: есть некий объект, у него есть атрибут, и в разные моменты времени фиксируются разные значения этого атрибута. Вода нагревается, давление газа в колбе падает, скорость полета пули уменьшается, да и сам полет описывается как изменение координат. И все перечисленное однозначно подпадает под понятие “изменение”.
Что характерно для изменения? Во-первых, всегда есть некий конкретный объект, который изменяется, вернее, у которого есть атрибут меняющий свое значение. Во-вторых, и что существенно, изменение фиксируется локально во времени - не точечно, не мгновенно, но все же в пределах малого промежутка времени. При математическом описании изменения (с помощью дифференциального исчисления) мы признаем наличие скорости изменения, а значит и самого изменения, в каждый момент времени. Попросту можно сказать: все, что описывается уравнениями, следует относить к изменению. Всякие падения, охлаждения, движения - это все изменения. В-третьих, в результате изменения мы имеем то, что и имели до него: изменяемый объект остается тем же объектом только с другим значением атрибута. Ничего сверх изменения не наблюдается. Это фиксируется и чисто лингвистически: общее изменение температуры воды называется также словами “нагревание воды” как и элементарный акт этого изменения.
Теперь рассмотрим, к примеру, набор текста на клавиатуре. Можно ли его свести к изменению, описать как изменение? Прежде всего, изменению чего? В данном случае у нас нет какого-то одного объекта, у которого меняется значение атрибута, есть много клавиш и много пальцев, которые в некие моменты времени меняют свои атрибуты (положение в пространстве, нажатость/отжатость). К тому же, набор текста на клавиатуре принципиально нелокален во времени: нажатие одной клавиши мы никогда не назовем набором текста, это единичный акт, единичное изменение положения пальца и состояния клавиши, одно событие, но не набор текста. Аналогично и сборка устройства, обучение, рассмотрение дела в суде, управление чем-то (то есть все, что мы называем процессами) обязательно имеют протяженность во времени, не фиксируются как таковые на малом отрезке времени. И эта нелокальность набора, сборки, обучения связана с принципиальной множественностью, как участвующих объектов, так и фиксируемых изменений этих объектов. Ну и самое главное, набор текста, сборка устройства, обучение как протяженные во времени целые не состоят из элементарных “наборов”, “сборок”, “обучений” (как это было с нагреванием воды). Нажатие клавиши, вкручивание винта, получение оценки следует описывать, как элементы систем “набор”, “сборка”, “обучение”.
Итак, мы выделили два понятия: (1) одно связано с изменением значения атрибута объекта во времени, (2) второе с фиксацией множества последовательных во времени изменений, которые в совокупности порождают нечто новое, не присущее каждому локальному изменению. И терминологическое решение тут напрашивается само собой: первое понятие так и следует называть изменением, а второе - процессом.
Дать определение изменению в сфере онтологического моделирования невозможно, поскольку оно вместе с понятиями “время” и “пространство” является базовым, исходным. Можно только отметить, что термином “изменение” следует называть элементарное изменение значения одного атрибута некоторого объекта (то есть изменение, не состоящее из других различимых изменений других атрибутов).
Понятие “процесс” определяется вполне однозначно: процесс (в самом общем случае) - это множество последовательных во времени изменений, образующих системное целое (то есть несводимое к элементарным изменениям).
Если использовать событийный подход к моделированию сложных систем, то изменение описывается как единичное событие фиксации значения атрибута объекта, отличное от предыдущего события фиксации этого же атрибута. Процесс же определяется как система последовательных событий (это не совсем точно, но объем текста не позволяет сделать пояснения).
В завершение следует отметить, что понятия “изменение” и “процесс” релятивны, то есть не фиксируются однозначно и зависят от предметной области и уровня рассмотрения. К примеру, доставка товара с позиции продавца - это процесс, то есть система множества фиксируемых изменений. А вот с позиции получателя доставка - это элементарное изменение положения товара: был на складе, а сейчас в квартире. Вся процессуальность схлопывается в одно событие.