Со слов Шри Ауробиндо - фундаментальный принцип древней мудрости состоит в том, что философия не должна быть просто высокоинтеллектуальным времяпровождением или игрой диалектической тонкости или метафизических спекуляций, она должна открывать всеми возможными путями основные истины существования, которые должны стать руководящими истинами нашего собственного существования. Философия Санкхья есть абстрактное и аналитическое понимание истины существования, это одна сторона знания. Йога и Каббала конкретная ее реализация в нашем опыте, внутреннем состоянии, внешней жизни – другая.
Теория трех гун, или выражаясь современным языком - теория процесса познания, философии Санкхья, описана Вьяса в комментарии к йога сутрам Патанжали (см. Йога сутры Патанджали и Вьса Бхашья, гл. 1, перевод Рудого, Островской). Для краткого изложения сути этой теории удобно будет использовать, традиционную для исследования процесса познания, формулу:
Познающий – Процесс познания – Познаваемое
Как отмечает Вьяса - «сознание в силу своей предрасположенности к ясности (сатва), активности (раджас) или инерционности (тамас)– трехмодальное». Рассмотрим подробнее, что означают эти три категории. Прежде всего, необходимо, сказать, что подразумевается в теории трех гун под Познаваемым. Поскольку речь идет о процессе познания, который происходит в сознании то познаваемым всегда выступает нечто находящееся в самом сознании или как говорит Вьяса – «сущность Познающего ( Пуруши) – постижение будхи, то есть ментального опыта». Как возникает в сознании объект познания, одни говорят это отражение материального мира, другие, говорят, что это есть продукт самого сознания, этот вопрос мы оставим без рассмотрения, так как он выходит за рамки обсуждаемой теории.
И так, по определению Вьяса, « различающее постижение есть по своей сути сатва». Познающий (Пуруша), природу которого мы подробно рассмотрим позже, обладает способностью, свойством своего сознания, получившей название различающее виденье. Эта способность управляется направлением внимания и представляет собой осознание того что попало в поле направления нашего внимания. Главная функция различающего постижения, по утверждению Вьяса – «установление специфического в объекте». Например, ребенок увидел корову и этого достаточно, чтобы он знал, что такое корова, и он никогда не спутает ее с собакой. Поэтому такой способ познания, без использования мышления, обозначают еще словом - ясность.
Что такое тамас. У Познающего (Пуруши) есть еще одно свойство сознания – память, по определению Патанджали «память есть сохранение прошлого опыта». Относительно памяти Вьяса говорит следующее - « Вспоминает ли сознание представление об объекте или же сам объект. Представление, окрашенное объектом восприятия, возникает в сознании как имеющее форму объекта, и процесса познания. Оно то дает начало санскаре (подсознательному формирующему фактору) принадлежащей соответствующему классу. Этот формирующий фактор (санскара), порождает память выступающую проявлением как формы объекта так и процесса познания». Таким образом, в памяти сохраняется результирующее знание (санскара), полученное как при помощи различающего виденья объекта, так и при помощи составляющих процесса познания (описанных Вьяса в комментарии к сутрам 1.7 – 1.9). В обыденном опыте, такие подсознательные формирующие факторы (санскары) получили название – мнение. То результирующее знание, что хранится в памяти, относится к прошлому, а изменить прошлое нельзя, поэтому это знание – тамас, называют инерционным принципом процесса познания, оно участвует в последующем процессе познания, но по инерции навязывает этому процессу утвердившееся в прошлом мнение.
Раджас – динамическая часть процесса познания. Эта составляющая процесса познания относится к рассудочному мышлению, в современном представлении выделяется как основная часть процесса познания, что видно из нашей формулы, где Процесс познания отделен от Познающего. В основе деятельности раджаса лежит сравнение вновь увиденного объекта(сатва) с содержанием памяти(тамас). При этом из памяти попеременно извлекаются результаты познания объектов того же класса и сравниваются с познаваемым объектом, и путем различающего виденья, находится общее и различия. Это динамический процесс, где направление внимания, сосредотачивающееся на тех или иных свойствах сравниваемых объектов, находится в постоянном движении и как бы высвечивает нам различные их свойства. Поэтому раджас есть свойство активности сознания.
В общих чертах, разобравшись с тем, что понимает философия Санкхья, под природой трех гун, можно перейти к рассмотрению их смешения. Вьяса говорит что « сатва смешанная с тамасом стремится к неправедности, незнанию», «она же, когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию и силе». Здесь следует учитывать, что Санкхья придерживается теории реинкарнации душ, а под душой понимает Познающего (Пуруша, трансцендентное Я) плюс подсознательная память, которая сохраняется при реинкарнации. В процессе прошлой эволюции у человека преимущественно быстрыми темпами развивался чувственно эмоциональный ум, а интеллект отставал. Поэтому все подсознательные формирующией факторы (санскары) накопленные в памяти тамаса, с одной стороны, носили эмоциональный характер (страсть, гнев, страх …), а с другой, слабо развитый интеллект формировал ошибочные знания. Весь этот прошлый опыт, (науке из этой группы известны только инстинкты), всплывает из глубин подсознательной памяти, и в сознании человека возникают мнения, которые и сводят современный процесс познания к нечистоте. Если мы можем отбросить все прошлые предвзятые мнения и начать познавательный процесс как бы с чистого листа, полагаясь только на достоверные факты, тогда сатва у нас смешивается только с раджасом и не загрязненная тамасом, стремится к знанию и силе. Что нам ярко демонстрирует наука, в своем авангарде ученые при обнаружении новых фактов готовы отказатся от устоявшихся мнений и теорий. Но самые глубоко укоренившиеся санскары, трудно преодолимы. Например, материализм, никто в современной науке не знает, что следует понимать под материей, но вера в ее объективное существование непоколебима.
На первых взгляд, теория процесса познания (теория трех гун), философии Санкхья, ничего нового в понимании истины существования нам не дает. Поэтому рассмотрим, как выглядит, в свете этой теории, учение десяти сфирот, лежащее в основе Лурианской каббалы. Это учение, для иллюстрации теории трех гун, выбрано не случайно, оно подробно объяснено в лекциях М. Лайтмана, которые уже несколько лет публикуются на форуме ФШ и многие с ними знакомы. Несмотря на то, что понимание возникновения пяти сфирот, как утверждает Лайтман, является ключом для понимания их дальнейшего развертывания, механизм их возникновения остается не ясным. Поэтому попытаемся пролить на этот вопрос немного света с помощью теории трех гун, на примере лекции М. Лайтмана «Птиха». Урок 1. От 2003. 09. 16. video:http://youtu.be/E5Zi7DJ324I width:640 height:360
Часть 2.
Описание возникновения Творения, М. Лайтман, начинает из утверждения об изначальном существовании некой Сути, в каббале именуемой Ацмуто. Каббалисты избегают о ней говорить, называя ее непознаваемой. В других духовных школах ее обозначают словами Абсолют, Брахм (целостность), Дух, это высшее существование безотносительно, не подается определению и о нем в древних учениях упоминали как о непостижимом. Для этого было два основания. Во- первых, как мы уже говорили, в древности у человека преобладал чувственно эмоциональный ум, не склонный к постановке логически обоснованных вопросов и такая констатация факта была для него приемлема. Во- вторых, как пишет Шри Ауробиндо, « это высшее состояние, из которого душа, если остается в таком состоянии слишком долго, не может вернутся, ибо выпускает из своих рук ту нить, которая привязывает ее к сознанию жизни, а тело остается покинутым, в том же положении, не умерщвленное процессом разложения». Поэтому такие путешествия были очень опасны и древние мудрецы старались уберечь от них своих учеников.
С развитием интеллектуального ума ситуация изменилась, возник закономерный вопрос, если это не познаваемое, то какие есть основания о нем говорить и утверждать что оно существует. Поэтому, в более поздних школах, появилось представление об трансцендентном, ментально не познаваемом, но несмотря на непознаваемость для интеллектуального ума, как утверждают учителя, мы можем подойти к реализации нашего высшего Я и через реализацию Я мы можем подойти к реализации это полного Абсолюта – Ацмуто. И тогда мы можем сказать, что он Един, что он Бесконечен, что это Невыразимое Блаженство, Сознание, Существование. Существование, которым мы в действительности являемся, вечное «Я Есть», которое никогда и нигде не бывает бессознательным. То, что мы называем бессознательностью, есть просто другое сознание, подсознательное или ощущение других уровней существования. С уровня Ацмуто (Абсолюта), Сознание выступает, со слов Шри Ауробиндо, как сознательная материя существования, когда мы его узнаем, мы так же обнаруживаем, что его суть есть Восторг Самосуществования.
Следующая категория, о которой говорит М. Лайтман, это Борэ или Творец. Бо-рэ переводится, как прейди и увидь, это уже познаваемое состояние с уровня нашего сознания, которое нам необходимо познать. В йоге его обозначают словом Параатман, возможность составить интеллектуальное представление о нем дал нам наш современник - Махариши Махеш Йоги, определив Абсолют (на санскрите Брахм-Целостность) как изначальное, бесконечное поле памяти. Когда все поле памяти помнит себя как «Я Есть», это Ацмуто или как говорит Махариши, одна сторона Абсолюта. Если поле памяти не помнит ничего, это другая сторона Абсолюта. Возможно третье состояние поля памяти, когда часть поля памяти помнит «Я Есть», а часть не помнит. Для наглядности представим состояние, когда все поле памяти помнит « Я Есть», как белый лист бумаги, а поле памяти, которое не помнит, как черный лист. Теперь прорежем в черном листе отверстие и наложим его на белый лист, получим белый круг на черном фоне, эта часть помнящей памяти есть индивидуальное высшее Я (на санскрите - Атма), которое может иметь в своем распоряжении чистую, незаполненную память, для накопления опыта познания, в этом случае его называют Душой. Но мы можем проделать в черном листе бумаги множество отверстий, которые образуют множество Душ, которые по своей сути едины и представляют собой лишь способ виденья нашего изначального белого листа бумаги, моделирующего Ацмуто. Вот это множество Душ, осознающих свое сущностное единство «Я Есть» и получило название Борэ – Творец (подробнее о нем можно прочесть в статье «Метафизическая теория всего», глава «модель расширенного сознания», библиотека ФШ). Несмотря, что в состоянии Борэ, душа осознает единство всех душ, она продолжает оставаться индивидуальной душой и кроме единства сохраняет осознание своей отделенности и ограниченности по отношению к бесконечному состоянию Ацмуто.
Третью категорию М. Лайтман обозначает словом « Свет», что это такое. У Сознания есть инструмент познания – направление внимания (на санскрите - Дик). Все что попадает в поле нашего внимания, как бы освещается светом, и становится доступным для различающего виденья той части триединства Я, которую мы ранее обозначили словом – Познающий ( на санскрите – Пуруша). То, что остается за пределами нашего внимания, как бы не освещено, и Познающим не осознается. Вот это направление внимания, как свойство Сознания, получило название – Бхина Шорэш, она определяет начало процесса познания трансцендентным Я( Борэ) самого себя, что и положило начало творению. Слово Бхина переводится как стадия анализа, анализ значит разделение. Из целостности трансцендентного Я в состоянии Борэ, мы выделили отдельное качество – направление внимания, что это. Это результат процесса познания – знание. Сам вектор направления внимания, как и сам луч света, мы не видим, мы видим только Познаваемое, находящееся в поле нашего внимания, подобно тому, как мы видим объект освещенный светом. Вывод о том, что направление внимания существует мы получаем в процессе познания.
Ну а дальше, используя теорию процесса познания (теорию трех гун), попробуем разобраться, в происхождении, возникновении знания, как результате последующих стадий анализа, первых двух состояний трансцендентного Я. Первоначально оно занимало все поле памяти, это бесконечное Я мы обозначили словом – Ацмуто. Потом оно проявилось как часть поля памяти, которая помнит, это ограниченное Я мы назвали словом - Борэ. Поскольку Борэ, есть втрое состояние Трансцендентного Я, и у него есть память (как мы отмечали в этом случае, его называют душой), эта память хранит в себе знание о своем первоначальном состоянии – Ацмуто. Наличие памяти открывает возможность использования той динамической составляющей процесса познания, которую мы назвали словом – Раджас, для сравнения этих двух состояний. Согласно каббале познание этих состояний состоит из четырех ступеней, или этапов образования Кли. Здесь следует пояснить, что язык каббалы возник четыре тысячи лет назад на основе слов арамейского языка использовавшегося в быту. Современная интеллектуальная терминология использует слова, которые были тогда неизвестны. Слово Кли в быту означало сосуд для хранения чего либо, каббалисты использовали его для обозначения хранилища некого законченного результата процесса познания, теперь обозначаемого словами - знание в форме категории. В дальнейшем, мы будем использовать оба слова и Кли и Знание помня, что они означают одно и то же.
Следующая ступень – Бхина Алеф, называемая так же Хохма. Разберемся, как возникает знание о ней. Как мы отмечали, трансцендентное Я описывают как триединство – Сушествование, Сознание Блаженство. На этой стадии разделения (Бхины) Познающий (как качество Существования –Я Есть) выделяет Блаженство при помощи свойства своего Сознания -направления внимания, и рассматривает его как независимое качество. Далее он сравнивает уровень своего Блаженства в состоянии Борэ с извлекаемым из памяти уровнем блаженства в состоянии Ацмуто. Очевидно, что ограниченное Блаженство Борэ, менее интенсивно, чем бесконечное блаженство Ацмуто. Здесь необходимо сказать несколько слов о структуре сознания. Сознание состоит из двух частей: рассудочной, (в каббале обозначаемой словом Рош, на санскрите словом Будхи), и эмоциональной. В рассудочной части, при сравнении уровней Блаженства, возникает знание – одно больше, другое меньше, а в эмоциональной части сознания, это знание принимает форму желания большего наслаждения Блаженством. Меньшее наслаждение, при этом уже кажется несущественным. Это как в нашем жизненном опыте, десять тысяч рублей, на фоне миллиарда уже не кажутся нам деньгами. При наличии большего, это возникшее желание, проявляется как желание получать, и реализуется путем вспоминания о своем бесконечном блаженстве в прошлом в состоянии Ацмуто, подобно тому, как мы вспоминая вчерашние наслаждения, как бы заново переживаем их. Таким образом, как результат процесса познания, сотворено Кли, или выражаясь современным языком, знание различия и знание возникшего желания. Это знание сохраняется в памяти души для использования в дальнейшем процессе познания.
Следующая ступень процесса познания, Бхина Бет или Бина. Бхина Бет возникает, когда Познающий выделяет в поле зрения своего внимания другую составляющую трансцендентного Я – Существование. Осознание Я Есть, Я Существую присуще трансцендентному Я как в состоянии Ацмуто, так и в состоянии Борэ. При их сравнении они оказываются подобными так, как невозможно существовать в большей или меньшей степени, если нечто существует, то оно существует. Как мы отмечали в теории трех гун, то что «освещено» вниманием и познается путем непосредственного видения, обозначается словом Сатва. То, что хранится в памяти, на санскрите обозначается словом - Тамас, в каббале – Решимо. Решимо есть представление об объекте, окрашенное процессом познания. На стадии бхина Алеф, в результате процесса познания, у Познающего в состоянии Борэ, сотворено представление (решимо) об возникновении желания и наполнении его блаженством из состояния Ацмуто. Это сотворенное знание включается, на стадии Бет в процесс познания и у Познающего (Борэ) возникает новое желание. Если Я подобен состоянию Ацмуто по Существованию, то хочу быть подобным ему по способности дарить наслаждение Блаженством. Это новое сотворенное знание сохраняется в памяти как новый блок знания, называемый в каббале кли Бина. Таким образом, желание, как и знание, возникает как результат процесса познания, их различие обусловлено только той частью сознания, в которой они возникают – эмоциональной или рассудочной.
На этом первая лекция Лайтмана по теме «Птиха» заканчивается. В эмоциональной части сознания, процесс познания происходит специфично и его трудно подвергнуть анализу интеллектуальным умом. Но для идущих путем каббалы, это не имеет большого значения. Технология каббалы основана на развитии высших состояний эмоциональной части сознания и исправлении, при их помощи, низших, для этого интеллектуальное понимание не обязательно. Но для тех, кто идет путем знания, через рассудочную часть сознания, понимание сути каббалы будет полезным. Так как, используя для духовного развития рассудочную часть сознания, они часто упускают их поля зрения эмоциональную, без исправления которой, духовный подъем становится затруднительным. Теперь если мы еще раз послушаем, вышеуказанную, лекцию М. Лайтмана начиная с 44 минуты, то надеюсь, многое прояснится.
P.S. Как показало обсуждение статьи многих исследователей смущает тот факт, что в различных литературных источниках авторы определяют гуны по разному. Например, Шри Ауробиндо в работе "йога и ее цели" говорит о гунах следующее:
"Раджас связывает желанием и стремлением к занятиям и деятельности, он всегда стремится к действию и к плодам действия; Тамас связывает слабостью и стремлением к праздности, бездействию; он всегда погружает в лень, депрессию, смятение ума, страх, разочарование, уныние и отчаяние; Саттва связывает знанием и удовольствием; она всегда привязывает к какой-нибудь несовершенной реализации, к представлению о собственной добродетели, правильности собственных взглядов и принципов или, в высшем своем проявлении, это какое-нибудь личное представление об альтруизме, справедливости или добродетели"
Очевидно что эта точка зрения не совпадает с тем что говорит о гунах Патанджали. Как и различаются определения гун у других авторов, это объясняется следующим обстоятельством. Согласно каббале в соответствии со ступенями образования, творение классифицируют на миры А"К, Ацилут, Брия, Ецира, Асия и наш материальный мир. Подобная классификация есть и в Ведической традиции. Описание гун У Патанджали относится к началу творения или по каббале к миру А"К, в процессе прохождения ступеней творения гуны претерпевают развитие и изменение и в нашем мире проявляются уже так как их описывает Шри Ауробиндо. Очевидно что и в других мирах проявление гун будет различным, но внутренняя суть природы трех гун описанная Патанджали остается и присутствует за всеми возможными способами их проявления.
Возникает еще один вопрос, если понимание природы трех гун, открывает нам ключи к интеллектуальному толкованию каббалы, то почему о них ничего не говорится в каббалистических текстах. В действительности это не так, вот что пишет о них Бен Иш Хай:
"Во всех Качествах и Влияниях ТВОРЦА есть тройственность: Лев справа, Бык слева, Орел посредине. Они как меркава (колесница) для человека. Лицо их - лицо человека. Они командуют со стороны Женщины. Поэтому написано: «Святость в тебе Я устрою». Тройственность лиц животных соответствует трем комбинациям букв Имени Йюд-Кей-Вав-Кей"
Как видим язык символов здесь настолько туманный что проникнуть за его покров интеллектуальному уму практически невозможно, поэтому ответ приходится искать в других эзотерических школах.
25. 04. 2019.