ГЛАВА 1.
СХЕМА РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ДУХА
1. Наша теория, во многом, основана на диалектике Гегеля. Вместе с тем, в нее внесены существенные изменения.
Полный обзор системы дан Гегелем в его «Энциклопедии философских наук», которая состоит из трех томов: «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа». Соответственно, основная триада выглядит так: Мышление-Природа-Человек.
Форма триады пронизывает всю философию Гегеля. Но соответствует ли она самой себе? Человек, явно, состоит из тела, из природной части, куда необходимо включить, кроме материальной составляющей, еще и формы Растительной эманации и Животной эманации, обладающей сознанием, основанном на инстинктах.
И, кроме такой природной части, Человек обладает самосознанием, специфическим мышлением, не имеющим аналога в Природе.
Самосознание, естественно, соотносится с триадой Мышления, а телесность – с триадой Природы. Настораживает то, что в Человеке сначала отображается вторая триада, а потом первая. Что-то здесь не так. Это явное несоответствие формы триады самой себе.
2. Для дальнейшего анализа формы триады вернемся к началу «Логики» Гегеля. Первые два понятия – Бытие и Ничто. Должно быть третье понятие, объединяющее их. Что-то, вроде, Абстрактного Бытия. Как Гегель и поступает в дальнейшем, объединяя все пройденные понятия, например, Качеством.
Но здесь Гегель ставит третьим понятием Становление. Если в той же главе «Количество» все понятия этой главы являются формами Количества, то тогда Бытие и Ничто должны являться формами Становления. А это не так. Да, таких форм две: Возникновение и Прехождение, но это уже далеко не Бытие и Ничто.
Разумней предположить, что триада Становление является второй триадой после триады Абстрактного бытия.
Далее, понятия Становления, собственно, нет. Есть общее название или род для двух видов Становления: Возникновения и Прехождения.
То есть, вершина триады не всегда есть понятие. А иногда, названием или родом является сама триада. Как, например, с Количеством или Мерой. И это название приходится помещать в центр триады, превращая ее в тетраду. Логичнее, тогда уж, закрепить за названием вершину любой триады. Но тогда схема триад в корне меняется.
Вместо схемы триад (Рис. 1) мы имеем треугольник развития Мирового Духа (Рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
На Рис. 2 понятия не равнозначны. Вершины треугольников являются обобщениями или родами. Будем называть их центрами координации, а понятия основания или нижнего ребра – состояниями (00-01-10-11…). Состояния могут проявляться в реальности, а центры координации – нет. В центрах координации левого ребра (Х-ХХ-ХХХ…) Мировой Дух достигает формы целостности самого себя.
Так как состояния обладают реальностью, то не существует предварительных состояний чистого мышления, как мы это видим у Гегеля. Мы предполагаем, что понятия чистого мышления или Бога тоже являются состояниями Природы, как и Человек. Хотя понятие Материи, в смысле вещества, является достаточно сложным и не может появиться в первых состояниях. В этом смысле, нашу систему можно назвать Диалектическим Материализмом. Но так как остаются еще центры координации, лишенные реальности, то система является единством Идеализма и Материализма. Поэтому нашу систему развития Мирового Духа правильнее назвать Диалектика Субстанции.
Далее мы будем придерживаться схемы треугольника развития Мирового Духа.
3. Сделаем небольшое отступление. Поговорим о первых четырех состояниях.
Логично предположить, что первым идет Возникновение, а потом Прехождение, а не наоборот. Так сказать, чтобы что-то уничтожить, надо сначала его иметь, создать.
Но Возникновение есть переход Ничто в Бытие. Поэтому, Возникновение соответствует Ничто, а Прехождение – Бытию. Поэтому, первым понятием должно быть Ничто, а вторым – Бытие. Сам Гегель допускает такую возможность. Возможно, он выбрал такой порядок из религиозных соображений. Ведь в Христианстве Бытие ассоциируется с Богом, а Ничто – с тьмой, со злом. Поэтому сначала возник Бог, а потом уже темные силы. В отличии, например, от Буддизма, где первым понятием является Ничто.
Возникновение является первым единством Ничто и Бытия, в котором Ничто, возвращаясь из Бытия, включает его в себя. Прехождение является вторым единством Ничто и Бытия, в котором Бытие включает в себя Ничто.
Два противоположных понятия образуют не одно единство, а две формы единства.
4. Мировой Дух в первом своем состоянии Ничто порождает состояние Бытия и, тем самым, раздваивается в себе на противоположность. Далее, в центре координации он вновь обретает свою целостность. Далее идет аналогичный процесс. Мировой Дух отделяет от себя новые понятия, чтобы потом достичь очередной формы целостности.
Для удобства введем нумерацию понятий. Все развитие понятий основано на борьбе и единстве противоположностей. Поэтому логично использовать двоичную систему исчисления. Первые четыре состояния будут обозначаться как 0-1-10-11, или 00-01-10-11. Для удобства, слева можно добавлять любое количество нулей.
Первый центр координации обозначим Х или 0Х, как некий переменный параметр, могущий принимать значения 0 и 1. Второй центр координации обозначим 1Х. 0Х и 1Х сами образуют некую противоположность второго уровня. И должны образовать две формы своего единства – 10Х и 11Х. Родом, или центром координации 0Х и 1Х является ХХ или 0ХХ.
Рис. 3
Понятие 01 сначала находится вне целостности Мирового Духа. Потом Мировой Дух вновь обретает свою целостность в 0Х. Затем возникают понятия 10, 11 и 1Х, изначально отделенные от целостности Мирового Духа, а затем включенные в целостность в понятии ХХ.
Будем называть отделенные блоки понятий Эманациями Мирового Духа. 01 – первая Эманация, 10-11-1Х – вторая Эманация и так далее. Каждая последующая Эманация содержит в два раза больше состояний, чем предыдущая: 1-2-4-8-16 и так далее.
5. Вернемся к гегелевской триаде Мышление-Природа-Человек. Теперь Человек оказывается не вершиной, а всего лишь последней известной нам Эманацией. Природа, например, состоит из трех Эманаций: Материальной, Растительной и Животной. А Мышление – из нескольких до-материальных Эманаций, природу которых мы выясним в дальнейшем.
Понятно, что растения находятся в материальном мире. Отсюда мы можем сделать вывод, что каждая последующая Эманация находится в рамках предыдущей и, следовательно, всех предыдущих Эманаций, а также в рамках первого состояния 00.
6. Первые два понятия не обязательно называть Ничто и Бытие. Можно дать названия, содержащие больше информации. Например, Непосредственное (бытие) и Опосредованное (бытие). Или В-себе-бытие и Бытие-для-другого. Остановимся на последнем варианте.
В-себе порождает Для-другого и возвращается в себя, образуя понятие В-себе-и-для-себя-бытия, оно же Возникновение. Но и Для-другого порождается и возвращается в основание своего бытия, совершая другую форму рефлексии. Первую форму рефлексии можно назвать Полагающей рефлексией, а вторую – Определяющей рефлексией. В результате Определяющей рефлексии возникает понятие Для-другого-и-для-себя-бытия. Тем самым, первые два понятия образуют две формы единства, которые являются следующей парой понятий.
7. Этого механизма достаточно для создания четырех понятий, но для дальнейшего движения необходимы дополнительные силы.
Центр координации третьего и четвертого понятий, В-себе-и-для-себя-бытия и Для-другого-и-для-себя-бытия естественно назвать Для-себя-бытием, за счет того общего, что присуще обоим понятиям.
А понятием, противоположным Для-себя-бытию, согласно Гегелю и здравому смыслу, является Наличное бытие. Поэтому Центр координации первого и второго понятий назовем Наличным бытием.
Наличное бытие и Для-себя-бытие образуют противоположность второго уровня. Можно предположить, что существуют противоположности третьего и других уровней.
Далее, как любая противоположность, Наличное бытие (0Х) и Для-себя-бытие (1Х) совершают взаимную рефлексию и образуют две формы единства, третий (10Х) и четвертый (11Х) Центры координации второго уровня.
8. Можно сказать, что первая противоположность первого уровня (00-01) повторяет себя во второй противоположности (10-11), но под знаком Для-себя-бытия (1Х).
Далее, первые четыре понятия (000-001-010-011) повторяют себя в следующей Эманации под знаком 1ХХ (100-101-110-111).
Также поступает первая противоположность любого уровня. В результате возникает иное представление треугольника развития Мирового Духа в виде гармоник.
Рис. 4
Первую гармонику обозначим 0-1, вторую – 0Х-1Х и т.д. Первые два понятия находятся под первой фазой второй гармоники, поэтому их так же можно обозначать как 00-01.
9. Формы В-себе, Для-другого и Для-себя являются ключевыми для развития системы понятий. Особенно важна форма Для-себя, так как любое понятие соотносится с самим собой. Поэтому эти формы должны быть положены как понятия в самом начале. Но Для-себя не может быть первым понятием, так как слишком сложно для этого. Необходимо, чтобы сначала появились понятия В-себе и Для-другого и только затем понятия Для-себя.
10.Мировой Дух есть саморазвивающаяся система, имеющая начало, но не имеющая конца. Каждое понятие соотносится с самим собой, находит внутреннее противоречие и выносит его вовне как следующее понятие.
Мировой Дух включает в себя все существующее и не нуждается в ином для своего бытия.