Натуральное производство

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Политэкономия

НАТУРАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

(Политэкономия Аритеросизма)

 

1

СОКРАТ. Привет, Платон!

ПЛАТОН. Привет, Сократ!

СОКРАТ. Вот смотри, Платон, что они пишут о натуральном хозяйстве.

ПЛАТОН. Показывай, Сократ.

СОКРАТ. "Натуральное хозяйство - система организационно-экономических отношений, когда люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей".

ПЛАТОН. Что я могу сказать? Опять и опять мы видим одно и то же в их исполнении - чистая констатация голого факта, без объяснения, почему оно, откуда, что, куда и т.д. В результате, - написано, израсходовано много слов, но именно понять ничего нельзя.

СОКРАТ. Помнится, ещё в школе мне очень не нравилось такое, с позволение сказать, "преподавание", "обучение". Учитель просто силой заставлял детей зазубривать "материал", разумеется, без малейшего его понимания. И оно никак не ложилось в память, вообще не усваивалось, а значит и не осваивалось. В результате такое "обучение" и вроде полезная информация, но без понимания, превращались в никому не нужный мусор.

ПЛАТОН. У меня точно такие же неудовлетворительные "впечатления" и от школы, и от школьных учителей, да и вообще от всей их системы образования.

СОКРАТ. Давай, Платон, хоть мы с тобой сейчас будем стараться исправлять недостатки их неправильного образования, неправильной науки.

ПЛАТОН. По-моему, мы с тобой, Сократ, только этим и заняты.

СОКРАТ. Согласен с тобой, Платон.

 

2

СОКРАТ. Так что же всё-таки, Платон, в этом их определении "натурального хозяйства" не так?

ПЛАТОН. Из этого определения непонятно, почему люди создают продукты лишь для удовлетворения собственных потребностей, не меняясь ими с другими, почему они замыкаются лишь на самих себе, на своём собственном маленьком, ограниченном хозяйстве, почему используют продукты в натуральном виде и не придают им форму товаров для обмена с другими людьми, хозяйствами и т.д.?!

СОКРАТ. И почему же это происходит, Платон?

ПЛАТОН. Когда мы видим нечто как внешне-реальный факт, мы должны понимать, нет, не то, что это "верхушка айсберга", а именно то, что этот факт - есть внешне-реальный результат каких-то пока неизвестных нам внутренне-мысленных решений, принятых ранее и приведших в результате их реального исполнения к данному видимому нами во внешней реальности факту.

СОКРАТ. Было бы неплохо именно так это всё понимать.

ПЛАТОН. Да. Ещё нам нужно понять, что было раньше, что позже, а также непременную связь между этими ранним и поздним, чтобы то, что было раньше, начинало и определяло то, что получается в результате позже.

СОКРАТ. И это было бы неплохо.

ПЛАТОН. Вот это предшествующее и определяющее и будет искомым нами исходным и определяющим смыслом для понимания получившегося в результате его осуществления внешне-реального факта, который мы и наблюдаем во вне уже воочию. Если же у нас нет подобного исходного понимания смысла и происхождения, то наблюдаемый нами внешне-реальный факт на самом деле так и останется для нас как бы голым, тупым, но самое главное, - бессмысленным.

СОКРАТ. Полностью согласен с такой твоей, Платон, методологической интеллектуально-умной установкой в отношении нами внешне-видимого, но ещё пока не понимаемого.

ПЛАТОН. Хорошо. Поэтому давай с тобой, Сократ, поищем то самое предшествующее, исходное внутренне-мысленное решение людей, в результате осуществления которого мы имеем внешне-реальный факт "натурального хозяйства".

СОКРАТ. Давай, Платон. Я так понимаю, что это исходное и предшествующее внутренне-мысленное решение и будет тем самым исходным и определяющим смыслом, содержащимся в существовании "натурального хозяйства", т.е. как бы его - сущностью?

ПЛАТОН. Верно понимаешь, Сократ.

 

3

СОКРАТ. Но у меня, правда, ещё один вопрос к тебе, Платон, по поводу сущности.

ПЛАТОН. Какой?

СОКРАТ. Разве они в этом цитированном мной абзаце не указывают, что сущность "натурального хозяйства" - это как раз и есть "создание людьми продуктов исключительно для собственных потребностей"?

ПЛАТОН. Разумеется, это не сущность!

СОКРАТ. А что же это, кроме того, что это просто констатация голого и непонятного факта, о чём мы уже говорили?

ПЛАТОН. Внешне-реальный голый факт, который они только констатируют, это, в понятиях аристотелевой философии, - лишь явление!

СОКРАТ. Правильно ли я понимаю, что эти их недобросовестные авторы подобных текстов лживо, фальшиво выдают явление за сущность, последующий внешне-реальный факт за предшествующий внутренне-мысленный смысл, т.е. фактически постоянно совершают подлог, непрерывно обманывая людей?

ПЛАТОН. Верно, Сократ, именно это они нечестно и делают - выдают явление за сущность, намеренно обманывая людей.

СОКРАТ. Интересно, а зачем они это делают?

ПЛАТОН. Чтоб обмануть народ, пустить подавляющее большинство людей по ложному, бессмысленному пути, а самим и их хозяевам на невежестве масс - наживаться и жить припеваючи.

СОКРАТ. Ясно. Вот скажи, Платон, почему так неправильно, плохо всё устроено в теперешнем нашем обществе, мире, в мышлении и т.д.?

ПЛАТОН. Есть ответ и на этот вопрос, Сократ. Но давай мы к нему вернёмся в другой раз, ладно?

СОКРАТ. Ладно, вернёмся позже.

 

4

СОКРАТ. Итак, Платон, так какая же сущность или смысл - натурального хозяйства, которые приводят в результате их осуществления, реализации в явлении именно к его замкнутости, самообеспечению и т.д.?

ПЛАТОН. Сущность или смысл натурального хозяйства состоит в его - неэкспансивности. Натуральное хозяйство - это любая неэкспансистская организация экономической жизни некой общности, например, отдельного человека, группы лиц, семьи, либо замкнутого хозяйства многих семей (село), многих сёл (область) и т.д.

СОКРАТ. Понятно. А что такое - "неэкспансивность", Платон?

ПЛАТОН. Неэкспансивность, Сократ, это намеренный отказ, нежелание людей, ведущих хозяйство, расширять его на другие хозяйства, поглощать, подчинять их своему влиянию, захватывать, завоёвывать их, т.е. вести внешне-обменно-экспансионистскую политику.

СОКРАТ. Правильно ли я понимаю, что это связано с миролюбием этих людей, а если иметь в виду целую очень длительную эпоху в истории человечества, когда были широко распространены натуральные хозяйства, то и с существованием целых исторических миролюбивых эпох?

ПЛАТОН. Именно так, Сократ. Миролюбие людей, их неэкспансионизм создаёт само натуральное хозяйство и всю мировую систему благоприятного мирного сосуществования.

СОКРАТ. Если говорить об истории, то, как представляется, благоприятно-миролюбивая, неэкспансионистская эпоха по происхождению была раньше теперешней, обменно-экспансионистской, враждебной эпохи и по длительности намного превышала и сейчас ещё превышает её.

ПЛАТОН. Конечно, это так. И смотри, Сократ, именно эта, враждебно-обменно-экспансионистская эпоха создала для человечества так много проблем, что все уже реально ощущают надвигающуюся мировую катастрофу, если принципиально ничего не менять к лучшему в этом отношении. Очень многие уже начинают понимать, что надо как-то ограничивать этот враждебный обменный экспансионизм или вовсе отменять его в масштабе всей человеческой цивилизации.

СОКРАТ. Было бы неплохо, конечно, Платон, сделать шаг назад, а, может, и не один от казалось бы неизбежной катастрофы. Однако, разве правильно будет снова возвращаться в прошлое, в прошедшую историю и снова повсеместно организовывать одни лишь натуральные, экономически замкнутые хозяйства?

ПЛАТОН. Я думаю, Сократ, что нет, это было бы неправильно. Но надо налаживать такие отношения между хозяйствами, экономиками, людьми, странами и т.д., чтобы не было и прошлой замкнутости, ограниченности, и теперешней вражды и экспансии.  

СОКРАТ. Это было бы лучше всего, Платон.

ПЛАТОН. Конечно, Сократ.

--

© 1988-2023, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==