НАТУРАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
(Политэкономия Аритеросизма)
1
СОКРАТ. Привет, Платон!
ПЛАТОН. Привет, Сократ!
СОКРАТ. Вот смотри, Платон, что они пишут о натуральном хозяйстве.
ПЛАТОН. Показывай, Сократ.
СОКРАТ. "Натуральное хозяйство - система организационно-экономических отношений, когда люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей".
ПЛАТОН. Что я могу сказать? Опять и опять мы видим одно и то же в их исполнении - чистая констатация голого факта, без объяснения, почему оно, откуда, что, куда и т.д. В результате, - написано, израсходовано много слов, но именно понять ничего нельзя.
СОКРАТ. Помнится, ещё в школе мне очень не нравилось такое, с позволение сказать, "преподавание", "обучение". Учитель просто силой заставлял детей зазубривать "материал", разумеется, без малейшего его понимания. И оно никак не ложилось в память, вообще не усваивалось, а значит и не осваивалось. В результате такое "обучение" и вроде полезная информация, но без понимания, превращались в никому не нужный мусор.
ПЛАТОН. У меня точно такие же неудовлетворительные "впечатления" и от школы, и от школьных учителей, да и вообще от всей их системы образования.
СОКРАТ. Давай, Платон, хоть мы с тобой сейчас будем стараться исправлять недостатки их неправильного образования, неправильной науки.
ПЛАТОН. По-моему, мы с тобой, Сократ, только этим и заняты.
СОКРАТ. Согласен с тобой, Платон.
2
СОКРАТ. Так что же всё-таки, Платон, в этом их определении "натурального хозяйства" не так?
ПЛАТОН. Из этого определения непонятно, почему люди создают продукты лишь для удовлетворения собственных потребностей, не меняясь ими с другими, почему они замыкаются лишь на самих себе, на своём собственном маленьком, ограниченном хозяйстве, почему используют продукты в натуральном виде и не придают им форму товаров для обмена с другими людьми, хозяйствами и т.д.?!
СОКРАТ. И почему же это происходит, Платон?
ПЛАТОН. Когда мы видим нечто как внешне-реальный факт, мы должны понимать, нет, не то, что это "верхушка айсберга", а именно то, что этот факт - есть внешне-реальный результат каких-то пока неизвестных нам внутренне-мысленных решений, принятых ранее и приведших в результате их реального исполнения к данному видимому нами во внешней реальности факту.
СОКРАТ. Было бы неплохо именно так это всё понимать.
ПЛАТОН. Да. Ещё нам нужно понять, что было раньше, что позже, а также непременную связь между этими ранним и поздним, чтобы то, что было раньше, начинало и определяло то, что получается в результате позже.
СОКРАТ. И это было бы неплохо.
ПЛАТОН. Вот это предшествующее и определяющее и будет искомым нами исходным и определяющим смыслом для понимания получившегося в результате его осуществления внешне-реального факта, который мы и наблюдаем во вне уже воочию. Если же у нас нет подобного исходного понимания смысла и происхождения, то наблюдаемый нами внешне-реальный факт на самом деле так и останется для нас как бы голым, тупым, но самое главное, - бессмысленным.
СОКРАТ. Полностью согласен с такой твоей, Платон, методологической интеллектуально-умной установкой в отношении нами внешне-видимого, но ещё пока не понимаемого.
ПЛАТОН. Хорошо. Поэтому давай с тобой, Сократ, поищем то самое предшествующее, исходное внутренне-мысленное решение людей, в результате осуществления которого мы имеем внешне-реальный факт "натурального хозяйства".
СОКРАТ. Давай, Платон. Я так понимаю, что это исходное и предшествующее внутренне-мысленное решение и будет тем самым исходным и определяющим смыслом, содержащимся в существовании "натурального хозяйства", т.е. как бы его - сущностью?
ПЛАТОН. Верно понимаешь, Сократ.
3
СОКРАТ. Но у меня, правда, ещё один вопрос к тебе, Платон, по поводу сущности.
ПЛАТОН. Какой?
СОКРАТ. Разве они в этом цитированном мной абзаце не указывают, что сущность "натурального хозяйства" - это как раз и есть "создание людьми продуктов исключительно для собственных потребностей"?
ПЛАТОН. Разумеется, это не сущность!
СОКРАТ. А что же это, кроме того, что это просто констатация голого и непонятного факта, о чём мы уже говорили?
ПЛАТОН. Внешне-реальный голый факт, который они только констатируют, это, в понятиях аристотелевой философии, - лишь явление!
СОКРАТ. Правильно ли я понимаю, что эти их недобросовестные авторы подобных текстов лживо, фальшиво выдают явление за сущность, последующий внешне-реальный факт за предшествующий внутренне-мысленный смысл, т.е. фактически постоянно совершают подлог, непрерывно обманывая людей?
ПЛАТОН. Верно, Сократ, именно это они нечестно и делают - выдают явление за сущность, намеренно обманывая людей.
СОКРАТ. Интересно, а зачем они это делают?
ПЛАТОН. Чтоб обмануть народ, пустить подавляющее большинство людей по ложному, бессмысленному пути, а самим и их хозяевам на невежестве масс - наживаться и жить припеваючи.
СОКРАТ. Ясно. Вот скажи, Платон, почему так неправильно, плохо всё устроено в теперешнем нашем обществе, мире, в мышлении и т.д.?
ПЛАТОН. Есть ответ и на этот вопрос, Сократ. Но давай мы к нему вернёмся в другой раз, ладно?
СОКРАТ. Ладно, вернёмся позже.
4
СОКРАТ. Итак, Платон, так какая же сущность или смысл - натурального хозяйства, которые приводят в результате их осуществления, реализации в явлении именно к его замкнутости, самообеспечению и т.д.?
ПЛАТОН. Сущность или смысл натурального хозяйства состоит в его - неэкспансивности. Натуральное хозяйство - это любая неэкспансистская организация экономической жизни некой общности, например, отдельного человека, группы лиц, семьи, либо замкнутого хозяйства многих семей (село), многих сёл (область) и т.д.
СОКРАТ. Понятно. А что такое - "неэкспансивность", Платон?
ПЛАТОН. Неэкспансивность, Сократ, это намеренный отказ, нежелание людей, ведущих хозяйство, расширять его на другие хозяйства, поглощать, подчинять их своему влиянию, захватывать, завоёвывать их, т.е. вести внешне-обменно-экспансионистскую политику.
СОКРАТ. Правильно ли я понимаю, что это связано с миролюбием этих людей, а если иметь в виду целую очень длительную эпоху в истории человечества, когда были широко распространены натуральные хозяйства, то и с существованием целых исторических миролюбивых эпох?
ПЛАТОН. Именно так, Сократ. Миролюбие людей, их неэкспансионизм создаёт само натуральное хозяйство и всю мировую систему благоприятного мирного сосуществования.
СОКРАТ. Если говорить об истории, то, как представляется, благоприятно-миролюбивая, неэкспансионистская эпоха по происхождению была раньше теперешней, обменно-экспансионистской, враждебной эпохи и по длительности намного превышала и сейчас ещё превышает её.
ПЛАТОН. Конечно, это так. И смотри, Сократ, именно эта, враждебно-обменно-экспансионистская эпоха создала для человечества так много проблем, что все уже реально ощущают надвигающуюся мировую катастрофу, если принципиально ничего не менять к лучшему в этом отношении. Очень многие уже начинают понимать, что надо как-то ограничивать этот враждебный обменный экспансионизм или вовсе отменять его в масштабе всей человеческой цивилизации.
СОКРАТ. Было бы неплохо, конечно, Платон, сделать шаг назад, а, может, и не один от казалось бы неизбежной катастрофы. Однако, разве правильно будет снова возвращаться в прошлое, в прошедшую историю и снова повсеместно организовывать одни лишь натуральные, экономически замкнутые хозяйства?
ПЛАТОН. Я думаю, Сократ, что нет, это было бы неправильно. Но надо налаживать такие отношения между хозяйствами, экономиками, людьми, странами и т.д., чтобы не было и прошлой замкнутости, ограниченности, и теперешней вражды и экспансии.
СОКРАТ. Это было бы лучше всего, Платон.
ПЛАТОН. Конечно, Сократ.
--
© 1988-2023, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==