Ле Гофф в «Рождении Европы» прав, современная Европа (Запад) родилась и выросла из Средневековья, и само Средневековье вполне самодостаточно, если рассматривать его самостоятельно или сравнивать только с его современностью: античность не трогать. Тогда 12-13 век есть расцвет, 15 – творческий олимп, за которым Осень Средневековья так и не перешедшая в Зиму, но разрешившаяся этой самой современной Европой. Все так… все так и не так, поскольку Возрождение есть Средневековье на фоне античности. Это не мы его придумали, не историки, а они сами. Они сами поставили свою жизнь на фоне Античности, посмотрелись в ее зеркало и ужаснулись, ужаснулись и решили воскресить то самое. То самое, которое прекрасное, потому что нынешнее на фоне ее слишком безобразно, даже омерзительно. Фу! Какое гадкое! Каролингское возрождение придумали нынешние историки, и возрождение 13 века тоже. К примеру, тот же Ле Гофф. Сами современники 13 века так вовсе не думали, в отличие потом от Бокаччо и Петрарки, Пико и Фичино, Николо и Альберти, для которых Античность – это свое другое. Средневековье на фоне Античности было отрефлексировано самими средневековыми людьми, благодаря чему сами они стали ренессансными. Стали, отвергнув Средневековье ради оживления, воссоздания Античности. Средневековье приняло вызов и ответило на него реформацией и контрреформацией. Ответ оказался слабоват, несоразмерен вызову эстетически, в первую очередь эстетически: пыжащаяся мораль никак не скрывала телесного уродства – нам об этом Брейгель с Босхом наглядно рассказали. Ответ слабоват, и вместо нового расцвета неуклонное сползание во все более позднюю и безысходную Осень, в конец Средневековья.
У нас Возрождения не было. Никому не приходило в голову ставить Москву на фоне Константинополя: она сама по себе Третий Рим «и четвертому не быти». Москва самодостаточна в качестве наследника, но никакое не возрождение Византии. Константинополь никак не свое другое, даже в фантастических видениях Данилевского. Про обреченный византизм Москвы – это последующие историки. Она всегда смотрелась в соседей-современников и там искала образы собственного преображения: сперва в византийцев, затем в монголов, потом в турок, наконец, в ту самую современную Европу – это если хазар не считать. Всегда в чужое, но не в свое другое, чем должно быть по сути Возрождение. Даже спор славянофилов и западников – это не о своем, но о чужом образце для преображения. Кто нам ближе и лучше: турки или Европа, Восток или Запад?
Теперь есть почва для Возрождения, поскольку в прошлом есть перерыв в постепенности собственной истории, разрыв, потому как коммунистическая Россия становилась как принципиальное отвержение России прошлой, тысячелетней. Подобно тому, как Средневековье явилось отвержением языческой, «поганской» Античности, вдохновенным стремлением к установлению божьего мира Добра на месте безбожного царства Красоты. Ренессанс стал попыткой возвращения в мир Красоты, в мир, так и не ставший миром Добра. В споре неудавшегося Добра и недостижимой Красоты восторжествовала Истина, вознесшаяся знаменем нового мира – современного западного мира.
Нынешняя Россия есть отвержение России коммунистической, но ради какой другой? Проскочив через попытку стать Западом, наскоро абортированную, мы занялись возрождением российского государства, того самого, которое было всегда: от Рюрика и до Путина, за исключением смутных времен. Только государство это какой России? Той тысячелетней имперской, от которой коммунисты норовили отгородиться бездонной пропастью отсюда и навсегда и которая нынче только в музеях и благостных мечтаниях начальников? Или государством замысленного, но неизведанного Русского мира, неизведанного и так многих манящего? Неизведанного, потому неизбежно рождающегося в перестрелках, в перестрелках с нерусскими и неправильными русскими, на фоне которых нынешние украинские перестрелки – просто дворовые разборки. И еще столь же неизбежно стремящегося к мировому господству: у немцев не вышло, но мы больше, у нас бомба, и вообще мы круче. Мы всех круче! Мы c-o-o-o-o-l!
Если либеральной европейской России, то такое государство ей вовсе не нужно, его тогда неизбежно убавить раз в пять, эдак, или десять. Не понадобится оно и, если вдруг, новому изданию коммунистической России, которую именно это государство раздавило своим циклопическим телом и развратило всеохватной заботой, поскольку лишь оно одно знало, каким должно быть Благо для всех его подданных. Телом раздавило, заботой развратило. Заботой о том самом Благе, какое есть самодеятельность всех, кто хочет и может, а не какого-то там Сталина, Мао или Пол Пота. Как это?.. Как это?.. Как это?.. Кабы кто знал, да не научит никто, ибо мир тот не в книжках – там вначале не Слово, а Дело.
Время нашему Возрождению пришло, но оно пока не случилось. Оно случается, прямо теперь случается.