МЫШЛЕНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Мышление – это избирательный, активный ПРОЦЕСС реагирования органов управления живой системы на самое себя, возникающее под воздействием явлений природы и определяющее место, время и способ реагирования на внешнее и внутреннее воздействие. Мышление представляется первым и основным признаком живой системы.
Мировоззрение – устоявшееся представление о бытие, в основе которого лежит определенный тип мышления.
Чтобы понять возникновение данного процесса мышления у живой системы, рассмотрим бозон Хиггса и его свойства, как их представляют физики. Из полученных результатов представляется, что бозон «пожирает» вокруг себя все, и прежде всего, начинает «поедание» с того, что ближе лежит, то есть по наикратчайшей прямой. Другая система отношений, например, валентность, проявляется во взаимоотношениях элементов по принципу наилегчайшей доступности свойств одного элемента к способным реагировать на взаимодействие с этими свойствами свойств другого элемента.
У третьей системы возникает выбор, как реагировать в случае возникновения нескольких способов взаимодействия: по наикратчайшей, по наилегчайшей или по наидоступнейшей связи. С возникновением выбора такого реагирования, возникают условия образования живой системы. Природе достаточно лишь одного такого устоявшегося условия и жизнь зародится, так как у одной из систем возникнет орган, способный делать выбор движения, а в силу закона системности Бытия, возникает такое явление как эволюция организмов. Чем больше получения организмом (системой) информации об окружающей среде, тем больше возникает в организме различных свойств системы, ведущих к ее развитию. Это особенно примечательно, когда одни и те же животные развивались в сообществе с другими животными и те же, кто развивался обособленно. Например, на удаленных от материков островах.
Чтобы понять механизм возникновения общества, развивающегося вследствие организации масс людей на какой-то территории, развивающегося непременно вместе с развитием мышления конкретного человека, рассмотрим человека, как наиболее удобного для познания живой системы. В первую очередь рассмотрим человека как систему, состоящего из элементов, главными из которых, по мнению автора, являются клетки человека, организованные в некое сообщество. Человек не просто состоит из клеток, являющихся такими же системами как любая другая система, а из клеток, живущих в нашем теле, как автономной жизнью, так и сообществом клеток в отдельных органах тела. При этом в свою очередь являются единым механизмом, отвечающим за жизнь всего тела. Можно с уверенностью предположить, исходя из логики жизнедеятельности клетки, что именно автономность клеток нашего организма, позволила развиться такому явлению как дуальное мышление клетки: направленное на непосредственную жизнедеятельность органов клетки и направленное на реагирование от внешних воздействий, включая воздействие самого содружества клеток, как отдельных органов, так и всего организма. То есть, клетка реагирует с помощью мышления, как на внешние, так и на внутренние раздражители.
Этому явлению, как представляется автору, предшествовало и послужило отправной точкой взаимодействие природных, стихийно возникающих белков с другими элементами природы. Именно это явление, когда надо было выбирать между разными типами движения, послужило возникновению жизни на Земле или других планетах, других космических объектов, попавших затем различными способами на Землю. Своим мышлением клетки поддерживают сложнейшие способы своего взаимодействия с другими клетками, с разными элементами природы в виде нервных, кровеносных, лимфатических способов передачи, приема и реагирования на получаемую и передаваемую информацию, на получаемые вещества. Из опыта жизнедеятельности клетки мы видим, что уже на клеточном уровне возникает разнонаправленный на клетку и содружество клеток дуализм мышления отдельной клетки, которое послужило прообразом частного мышление и общественного мышление человека.
То есть мы видим, что закон системности бытия показывающий, что все в мире системно, равно действует не только на природу Земли, космоса, но и на мышление каждой живой системы, которое на любом своем уровне всегда подвержено закону системности бытия. Этим подтверждается, что мышление есть элементарный физический, развивающийся вместе с живой системой процесс, сопровождающий весь жизненный путь живой системы, создавая условия эволюции в природе. Рассматривая мышление клетки, направленное на коллективное существование, мы приходим к выводу, что мышление так же подвержено своему развитию. Как взаимодействуют клетки на примере клеток человека хорошо раскрыто на сайте: http://medbiol.ru/medbiol/biology_sk/000438f9.htm
Из этой статьи видно, что мышление клетки определяет какие пространственные границы в том или ином случае, включаются в действие, как реагируют на воздействия других клеток. Клетки одного вида, например, клетки какой-либо мышцы вынуждены направлять свое мышление на согласованные с другими клетками действия, каждый раз, коллективно реагируя на внешние воздействия на живую систему, которую они представляют. А так как воздействия иногда приобретают неожиданный, новый, ранее неведомый характер, то и клетки начинают реагировать по-новому. Таким образом, возникает эффект накопления информации в клетках, которая закрепляясь, увеличивает объем образов в памяти клетки, что позволяет клеткам с каждым разом более сложно мыслить. Вероятно, уже обработанная множеством клеток, например, той же самой мышцы, информация, превышающая способность клетки ее удерживать, из клеток поступает в орган накопления, например, в костный мозг, где происходит обработка информации, поступающей от всех мышц, прикрепленных к кости, содержащей данный костный мозг. Возможно потому же принципу информация из косного мозга поступает в головной мозг, управляющий всем телом. То есть процесс мышления каждый раз усложняется от клеточного мышления до более совершенных форм мышления, создавая возможность головному мозгу адекватно реагировать на внешние воздействия на тело человека. Исходя их этого представления о мышлении клетки, можно классифицировать этапы развития мышления в следующем порядке:
1 этап формирует белковое – генетическое мышление, когда белки начинают формироваться в живую систему.
В философском сообществе продолжаются споры, связанные с вопросом, что считать живой системой. Дошло до того, что в живые системы записали даже фотон, не принимая во внимание тот факт, что неживая система реагирует с ближайшей воздействующей или воздействуемой на нее системой, а живая система взаимодействует с предпочтительной системой.
Поэтому мы предполагаем, возникновение мышления произошло именно на этапе формирования белков и генов, с последующим развитием в клеточное мышление.
Науке неизвестно, как возникло разумное мышление (разум человека), но неразрывность связи его возникновения и одновременного возникновения общества людей несомненна.
Однажды возникнув и развиваясь до способностей создавать орудия труда, или правильнее было бы выразиться до способности создавать механические системы (человек – палка, человек – камень), мышление человека развилось, как самостоятельно, так и с помощью внешних сил до новой формы – до разумного мышления, одним из признаков которого стала речь человека.
С возникновением сознания, стали возникать всевозможные коллективные образования, человек был вынужден навсегда стать членом своего общества, своего коллектива.
Как показал пример Робинзона Крузо, даже находясь в одиночестве, Робинзон искал способы общения с себе подобными уже потому, что был разумен. Сознание человека (разумное мышление), как и мышление любой другой живой системы, при любых обстоятельствах сохраняет свою двойственность. При этом мышление, направленное на развитие общественных отношений все больше и больше стало носить первостепенный характер в силу роста производства механических систем и совершенствования разделения труда. Человек стал понимать, что только в обществе и только через общество он сможет удовлетворить свои индивидуальные постоянно возрастающие потребности. Из баланса частного и общественного мышления у каждого человека складывается его жизненная ситуация.
Это хорошо видно, если рассмотреть этапы развития мышления.
1 этап: клеточное мышление – этап, на котором возникает дуализм мышления;
2 этап: инстинктивное мышление, направленное на сохранение функциональности тела живой системы, как реакция на внешнее воздействие;
3 этап: сознательное мышление, которое всегда направлено на содружество людей, на общество.
Третий этап развития мышления как сознательное мышление (сознание) позволяет человеку строить совместное будущее с другими людьми, создавая различные системы общественных отношений.
Само же строительство совместной жизни человечества базируется на трех типах мышления:
Мифологическое;
Религиозное или идеологическое;
Философское.
Мифологическое мышление устанавливается в сознании человека мифологическим мировоззрением, поддерживая в человеке мифологические мышление, тормозя развитие следующих этапов мышления.
По сути, все известные и наиболее значимые для человечества открытия, как колесо, огонь люди познавали на основе мифологического мышления. Этого было вполне достаточно для родового и племенного способа совместного общежития, достаточно было и для ранних этапов развития системы государство. Но с развитием института права, с развитием института собственности, мифологическое мышление для части людей, занимающихся управлением обществом (область управления), стало недостаточным. Возникла необходимость развития религиозного мышления, закрепляющего права на верховенство в обществе. Так появились веры в единого бога взамен множества богов. Религиозное мышление возникло и по причине дуализма мышления Совместное бытие человечество всегда строило, строит и будет строить только на этих трех типах мышления, которые помогали, и будут помогать людям, познать все интересующие человека явления природы.
В настоящее время современная система управления обществом со всех сторон испытывает потрясения. С развитием информационного поля человечества, количество претендентов на управление обществом возрастает в геометрической прогрессии. Войны цивилизаций, религий, противостояние классов все это ведет к изменению существующего устройства человеческого общежития, создаются все новые виды общественных отношений.
Но все эти изменения не возникают сами по себе, а лишь с началом изменения мировоззрения людей. Мировоззрение у людей возникает в результате преобладающего типа мышления на фоне устоявшегося представления о бытие. Но так как закон системности бытия говорит, что все в мире меняется, меняется и мировоззрение от мифологического до философского. Правда, надо отметить, что не каждый человек за свою жизнь может изменить свое мировоззрение, особенно до философского, до которого доходят лишь единицы. Можно иметь философское мышление, но не обладать философским мировоззрением. Яркий пример этому, мировоззрение Карла Маркса и Льва Толстого. На фоне философского мышления К. Маркс опирался на идеологическое мировоззрение. Именно идеологическое мировоззрение не позволило К. Марксу разобраться в понятиях классы общества. Тоже было и с мировоззрением Льва Толстого. Имея философское мышление Лев Толстой опирался на мифологическое мировоззрение.
Третий тип мышления – философское мышление возникает у человека, как потребность обуздать все накаляющиеся страсти между людьми, как потребность в совершенствовании мира человеческого общения.
Философское мышление формирует философское мировоззрение, но дается оно человеку очень трудно в силу сложности изменения устоявшегося ранее мировоззрения. Многие известные философы современности так и не смогли достичь философского мировоззрения, но при этом, обладая философским мышлением, стоят на религиозном или идеологическом мировоззрении, а кто-то и на мифологическом. Это хорошо прослеживается по произведениям этих философов, потому, как развивается страна ими представляемая.
Казалось бы, сложившаяся за многие столетия философия доказала, что философское мышление существовало и раньше. Но давайте рассмотрим каждого из философов древности, средних веков и даже ближайших современников. При ближайшем рассмотрении трудов многих философов мы видим, что их мышления базируется на мифологическом или религиозном, (идеологическом) представлении Бытия. Но современному обществу нужны новые подходы в изучение природы и общества. Для этого необходим новый понятийный аппарат, без которого дойти до философского мировоззрения невозможно. Нужна классификация общественных отношений, в том числе классификация всех этапов развития мышления, включая мышление человека, направленное на поиск своего места в обществе, которое непременно требует от человека компромиссных действий, и которое мы называем общественное мышление.
Общественное мышление – это одна из двух форм дуализма сознательного мышления человека, позволяющая совершенствовать методы познания явлений природы для более глубокого познания общества. Следуя от бытового познания, то есть образного восприятия (осознания), когда явления воспринимаются человеком так, как они представляются ему, до научного познания, вербального восприятия явлений, когда с помощью понятийного аппарата выявляется вся глубина, вся сущность представляемого явления, все существующие феномены, мы познаем мир и его сущность.
Познание – способность человека вникать в суть явлений, раскрывать феномены этих явлений. Познаются лишь феномены явлений системы.
В первую очередь глубокому восприятию мира послужило возникновение и развитие речи. Возникновение языка усилило стремление человека первенствовать в обществе, быть его лидером, в возникшей конкуренции между членами общества за лидерство. А это потребовало создания таких механических систем, которые бы позволяли быть первым. Например, огонь, колесо, порох и т.д., но в первую очередь этому послужило слово, как самая главная в жизни человека механическая система. Развитие языка предопределило возникновение множества явлений, которые и в наше время составляют основу общественных отношений. Прежде всего, это собственность, в основе которой, как мы теперь понимаем, был заложен дуализм мышления, то есть мышление, направленное как на внешнюю среду, так и на самого мыслящего человека. Именно дуальное мышления человека, в конечном итоге определило и продолжает определять развитие института собственности, а за ним развитие мышления и мировоззрения человека, повлекшие в свою очередь систематическое изменение условий совместного общежития по формуле «часть управляет обществом». Именно эта тенденция приведет человечество к демократии, к совместному общежитию по формуле «общество управляет обществом».
Мировоззрение человека начинает формироваться уже в грудном возрасте, когда для только что родившегося младенца общественное мышление, направленное на его мать, которая для него есть весь мир, есть Абсолют, но при этом у ребенка формируется мышление, направленное на самого себя в силу незащищенности и чувства голода. По мере роста ребенка мировоззрение у него изменяется по мере изменения общественного мышления. Уже весть мир не есть его мама, каждый раз ребенок открывает для себя что-то новое. Наступает момент, когда сложившееся мировоззрение позволяет человеку приобрести способность анализировать получаемый жизненный опыт, приобрести способность делать выводы. И эти способности с каждым разом все более совершенствуются. В результате кто-то начинает смотреть на мир с позиций материализма; но кто-то остается с детским восприятием мира: с верой в Абсолют, с верой в Бога. Но какое бы не было у человека мировоззрение, оно всегда начинается с логического понимания или допущения трех вопросов: что такое материя, что такое Вселенная, что такое Абсолют.
Отвечая на эти вопросы, человек вынужден опираться только на свое мировоззрение и ни на что другое, так как другого, что могло бы убедить человека в правильности той или иной позиции или в ошибочности, нет. На этой стадии человеческого познания мира начинается философия. Нет философии без мировоззрения, как нет науки без философии. Человек во все времена выстраивал иерархическую цепочку познания мира в основе, которой лежит мировоззрение человека.
Мировоззрение служит базой для философии, философия служит базой для любого научного направления, для любой науки, является ее предтече. Как мы видим, уже на стадии становления мировоззрения человек вынужден формировать его на основе своего представления, что такое материя, что такое Вселенная, что такое Бог. Из всех этих трех вопросов, наиболее определяемым является вопрос о Вселенной. Материя – первооснова вещества (наименьшее из всего познаваемого) и Бог, Абсолют (наибольшее всего познаваемое), как мы знаем, для человека не познаваемы. Вселенная все же более или менее познана от ее наименьшего значения в виде бозона Хиггса, фотона и ее наибольшего представления в виде ее границ (теория большого взрыва), хотя границы наименьшего и наибольшего не видны. За пределы этих величин человек пока проникнуть не может. Представление о материи как первоосновы и боге как наибольшей величины, выходят за эмпирические пределы нашего представления. Поэтому было бы наиболее разумным рассматривать конкретный мир, а не чьи-то бессмысленные фантазии о материи и о Боге, об Абсолюте. Тот реальный, не выдуманный мир, который мы можем познать, не содержит ни первоосновы вещества – материи, ни Бога. В этом мире нет и Абсолюта, как вершины какой-то иерархической цепочки, поэтому мы исключаем из наших рассуждений наше детское представление о мироздании. Такое утверждение основано на том основании, что тот же бозон Хиггса, как наименьшее в природе, что познал человек, имеет массу, а значит, является какой-то системой, состоящей из нескольких элементов, пока человечеством не познанных. Встает вопрос, а что такое масса? Полагаю, что ответом послужит следующее определение массы.
Масса есть количественный результат взаимодействия систем. Является одной из пространственных границ естественных систем.
Тоже и с Вселенной, также имеющей массу, предположительно возникшей в результате Большого взрыва, что доказывает то, что и за пределами Вселенной есть что-то материальное, но не доступное для нашего познания, даже если в последствие теория большого взрыва окажется неверна.
Что же остается человечеству для формирования мировоззрения, которое можно было бы применить в сфере познания, без которого объективно познать мироздание невозможно? Только одно. В сфере познания на шкале бытия, границы которого от наиболее малого до наиболее большого, от бозона Хиггса до границ Вселенной, невозможно познавать, если в основе мировоззрения лежит представление об Абсолюте, боге, материи как первоосновы. Это указывает на объективный фактор – совершенствование мышления человека от мифологического, до философского. К сожалению, не каждый человек способен за свою жизнь пройти все этапы развития мышления. Как пример, мой ответ профессору Владиславу Шуньевичу Фельдблюм из Ярославля на сайте «Философский штурм», мировоззрение которого прошло этап от мифологического до идеологического, так и не преодолев стадию идеологического мышления.
Professor:
«А разве междисциплинарная общеэкономическая теория – не мировоззрение?»
Мой ответ.
«Уважаемый, Владислав Фельдблюм!
Вы мне задали вопрос: «А разве междисциплинарная общеэкономическая теория – не мировоззрение»?
Я вынужден Вас огорчить. Ваша теория совсем не мировоззрение. Поэтому поводу я отвечаю Вам в своем блоге, так как ответ требует глубокого и обстоятельного обоснования, и кроме того, почему-то на сайте взяли моду удалять ответы своих оппонентов.
Ваша теория не мировоззрение, а одна из попыток создать теорию, в которой бы отразились некоторые положения учение Маркса и ваши собственные размышления. Вы пишите: «Если совсем коротко, то междисциплинарная общеэкономическая теория – это философия ретроспективной и современной социально-экономической жизни. Общеэкономическая теория (политическая экономия) изучает наиболее общие законы развития общественного производства. В советское время её подразделяли на политэкономию капитализма и политэкономию социализма. Она была целиком основана на экономических трудах Маркса и Энгельса. В своё время она была официальной идеологией советского общества, и её в обязательном порядке изучали во всех вузах и на всех специальностях. Теперь другое время. Советская система ушла в прошлое. Вместе с ней ушла и советская политэкономия. Но объективные законы общественно-экономического развития остались, их никто не отменял. Они продолжают действовать и, хотим мы того или нет, оказывать определяющее влияние на нашу жизнь».
За эту попытку Вас конечно надо благодарить, так как ваши размышления дают пищу для ума, хотя избранный Вами путь является тупиковой ветвью. И вот по какой причине.
Задавались ли Вы мыслью, на какой вопрос отвечает мировоззрение? Как вы понимаете мировоззрение не путь исследователя, философа, а база, от которой он отталкивается в своих изысканиях, рассуждениях. Потому отвечает только на вопрос о сущности мировоззрения. Любая же теория дает метод, методы познания и отвечает на вопрос: по какому пути идет процесс познания?
Например, только мировоззрение отрицающее божественность происхождения мироздания, но признающее материю как первооснову и Абсолют порождает уйму путей для философских изысканий.
Мировоззрение о божественности происхождения мироздания тоже порождает уйму путей для философских рассуждений, но эти рассуждения совершенно не пересекаются с первыми.
Но есть и третье основание для философии, о котором сообщал я. Именно на этой базе создана Элементарная философия. Поэтому я даю свое определение мировоззрения, что это кроме всего база для выработки методов познания законов развития природы и общества.
На фоне всего сказанного, считаю преждевременным и неверным давать определение мировоззрения, какое, например, дала уважаемая Лада Альбертовна Зубкевич, КФН их Нижнего Новгорода в учебном пособие «Философия и исторические типы мировоззрения» Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2016. Вторя многим известным философам, она пишет: «Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого».
Если вдуматься, то уважаемая Лада Альбертовна раскрыла в своем определение набор методов познания, которые в силу своего развития приобрел человек, без которых пройти путь познания нельзя. Но это уже не мировоззрение, так как мировоззрение, обладающее всеми качествами, описанными Ладой Альбертовной, стало начальным этапом процесса познания, который можно описать в виде теории и даже аксиомы.
Почему я так строго выделяю мировоззрение? По единственной причине. Мы в своих рассуждениях игнорируем саму попытку раскрыть даже для себя свое мировоззрение. Каждый из нас ошибочно полагает, что это нечто сокровенное, даже интимное, чтобы его доверять другим. И конечно ошибается уже изначально, не позволяя вести дискуссии о собственном мировоззрении, боясь оказаться «голым королем». Именно по этой причине, так много мнений и теорий среди философов.
Среди всех видов систем наибольшее количество, конечно, наблюдается среди естественных систем. Но стремительное развитие цивилизации показывает, как быстро возникают механические системы, что рано или поздно их количество в определенных участках космоса превзойдет количество естественных систем. Так и в философии. Философский язык все больше и больше обретает новые значения, новые понятия, создаются новые теории, словно кто-то из огромной кучи спичек создает всевозможные фигуры. Теории как фигуры из спичек (ненужные и бессмысленные) возникают и забываются, потому, что не основаны на аксиоматичных методах познания. А истинные философские методы познания пока, что до общества не доходят потому, что в их головах по большей мере лежат мировоззрения – фантомы, то есть мифологические или в лучшем случае религиозные (идеологические) мировоззрения. Устойчивость того или иного мировоззрения возникает вследствие сочетания общественного и частного мышлений. А потому необходимо самым тщательным образом рассмотреть влияние мировоззрения людей на развитие общества, его структуру частного и общественного мышления. Если в естественных системах баланс между общественным и частным мышлениями будет нарушен, возникают различные заболевания и смерть системы. Но в договорных системах (например, государство) изменения баланса между этими типами мышления, становится лишь изменением способов эксплуатации и управления в обществе. Ярким примером искажения баланса между частным и общественным случит история России. При этом надо понимать, что движущей силой изменения мировоззрения людей является переход класса коррупции из одного состояния в другое либо борьба различных видов коррупции.
Если в царской России класс коррупции был представлен царем, окружением царя, примыкающему к ним крупному капиталу, то в СССР класс коррупции был представлен верхушкой управления партией и партийно-хозяйственной бюрократией. В современной России класс коррупции представлен президентом страны, сложившейся структурой управления страной в самой тесной смычке с олигархией и криминалом. Если в первом случае в обществе преобладали тенденции к переходу от частного мышления к общественному с преобладанием частного, то в годы СССР общественное мышление захватило все сферы развития государства и уже частное с трудом пыталось найти себе место. Но уже в 90тые годы после лозунга Ельцина «обогащайтесь» частное мышление почти полностью захватило всю сферу мышления в обществе, что привело к его поголовной криминализации. Путину удалось лишь загнать криминализацию общества в некие рамки экономических преступлений, но избавить страну от криминала он не смог или не хотел, что в будущем подтвердит или опровергнет история. Сейчас вновь возникла тенденция усиления роли общественного мышления. Она пока еще очень слаба в силу мифологического мышления большинства населения, в силу страха, сидящего у населения где-то глубоко внутри, не позволяющего людям твердо заявлять о своих правах и совместно со всеми их добиваться. Но главное, глубокого патологического сопротивления класса коррупции всяким устремлениям общества освободиться от эксплуатации и обрести новые права.
Евгений Волков, 7 Июнь, 2019 - 16:20