*
fido7.ru.ai ›
https://groups.google.com/d/msg/fido7.ru.ai/mko3uGDxaMo/vUudg0rGULIJ
Сообщений: 11, пользователей: 4
Мihail P. Gratchev
21.07.02
Диалектическая логика.
Введение. Логика ИИ - формальная или диалектическая?А. Принципы диалектической логики как логики диалога.
В. Структура основных форм мысли.
С. Исходная категория развёртывания ДЛ.
* * *
"Alexander Tolkovanov"
wrote in message:
Newsgroups: fido7.ru.ai
Sent: Monday, July 15, 2002 9:44 AM
Subject: Формальная логика и ИИ (1 из 3)
> "Логика" - "Логика. Учебник для юридических вузов"
> В.И.Кириллов, А.А.Старченко, Москва, 2000
В.И.Кириллов, А.А.Старченко - [КС]:
КС> Особенность ФОРМАЛЬHОЙ логики состоит в том, что она
КС> рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их
КС> возникновения, изменения, развития.
КС> Эту сторону мышления изучает ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ логика,
КС> впервые в развернутом виде представленная в объективно
КС> -идеалистической философской системе Гегеля (1770-1831)
КС> и с материалистических позиций переработанная в философии
КС> марксизма ("Логика", стр.26)..
АТ> Это я к тому, что не стоит ни в коем случае путать эти две
АТ> логики и делаю ударение на формальной логике, так как
АТ> считаю, что диалектическая не имеет практического применения.
Такое Ваше мнение, Александр, не учитывает ещё одного варианта ДЛ.
Следует упомянуть и другую традицию развития диалектической
логики, представленную в диалогах Платона, Галилея, Беркли, Лакатоса.
С Имре Лакатосом и его "Доказательствами и опровержениями"
закончилась эпоха письменного отображения диалектического
мышления в литературной форме диалога. С приходом интернета
письменное отображение естественного диалектического мышления
стало реальностью массового воспроизводства, хотя бы в тех же
эхоконференциях.
Теоретическое осмысление компонентов диалектической логики
как логики диалога можно увидеть в работах Лакатоса, Бахтина,
Библера, фон Вригта, Белнапа и Стила, Хинтикки.
Вот некоторые из этих работ:
Имре Лакатос. Фальсификация и методология научно-исследовательских
программ // Московский философский фонд. М."Медиум". 1995.
М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества // М. "Искусство". 1979
В.С. Библер. От наукоучения - к логике культуры: Два философских
введения в двадцать первый век // М.Политиздат. 1991.
Г.Х. фон Вригт. Логико-философские исследования // М. "Прогресс". 1986
Н. Белнап, Т. Стил. Логика вопросов и ответов // М. Прогресс. 1981.
Я. Хинтикка. Логико-эпистемологические исследования // М. Прогресс. 1980.
Особенностью диалектической логики как логики диалога является
то, что она как и формальная логика рассматривает формы мышления,
отвлекаясь от содержания мыслей и в отличие от моносубъектной
логики Гегеля является логикой полисубъектной.
Настоящий проект ДЛ представлен в виде сводки материалов,
уже изложенных в fido7.su.philosophy:
From: "Mihail P. Gratchev"
1. Subject: Re: Логика и МышлениеDate: Sun, 14 Jul 2002 07:46:19
2. Subject:"Диамат"
Date: Thu, 13 Jun 2002 17:52:29
3. Subject: "Скептицизм и здравый смысл"
Date: Sat, 29 Jun 2002 14:42:41
Теперь к существу диалогического образа диалектической логики.
* * *
A. Принципы ДЛ как логики диалога.
============================
1. Диалог рассматривается как логическая форма связи
мыслей в процессе рассуждения.
2. Субъект мышления обязательный элемент логической системы.
3. Субъекты диалога как логической системы подчиняются
законам формальной логики.
4. Диалог функционирует в полном соответствии с законами
диалектики.
* * *
В. Структура основных форм мысли.
===========================
Структурирование материала по курсу "Логика" продолжает
оставаться в центре внимания в текущей литературе.
Так, ограничившись рамками традиционной логики, В.И. Кобзарь
считает, что начинать изложение логики следует с категории
"понятие".
В.И. Кобзарь - [ВК]:
ВК> здание логики как науки должно ещё и состоять из
ВК> определенных строительных единиц, совокупность
ВК> которых и позволяет создавать разнообразные по
ВК> стилю "здания" этой науки.
ВК> Таким строительным элементом, на наш взгляд,
ВК> является понятие как простейшая форма мысли,
ВК> выступающая своеобразным "кирпичиком" и
ВК> мышления и знаниевого здания науки логики.
ВК> В этом случае также становится понятным и обоснованным,
ВК> почему понятие как форма мысли рассматривается раньше
ВК> других форм мысли, тогда становится аргументированной
ВК> и закономерной вся структура логики как науки (В.И. Кобзарь.
ВК> Принципы или основные законы? // Межвузовский сборник:
ВК> "Логико-философские штудии" стр. 196).
С точки зрения планиметрии логики (монологики) - да, понятие
уместно рассматривать в качестве исходной категории.
Но если сойти с плоскостной точки зрения на логику и обратиться
к полилогике диалога то окажется, что "понятие" это просто другой
структурный уровень рассмотрения предмета - не центральный.
Согласно приведенной ниже схеме основных форм мысли диалога
в фундаменте структуры лежит "суждение" и начинать изложение
логики следует именно с суждения:
понятие
|
суждение - вопрос - оценка - требование = диалог
|
умозаключение
В вертикальном столбце развернута традиционная структура
основных форм мышления, в соответствии с которой Гегель
излагает свою "Науку логики" (начинает с "понятия").
Горизонтальная строчка представляет расширение современной
формальной логики в область логико-диалектических форм мысли
-- область, которая в логическом аспекте ни Аристотелем ни Гегелем
не рассматривалась. Каждая из этих форм в современной
неклассической логике стала исходной категорией развертывания
самостоятельных формально-логических систем.
* * *
С. Суждение - исходная категория развёртывания
диалектической логики.
====================================
В формальной логике структура суждения имеет вид:
(1). s - p,
где s - логический субъект
р - предикат
В диалектической логике структура суждения будет выглядеть так:
(2). S> s - p,
где S (прописное) - ролевой субъект (гносеологический,
аксиологический, императивный)
Или:
(3). S(i,k)> s - p, - формула диалога
где i и k - нижние индексы, обозначающие конкретных участников
межличностной (внутриличностной) коммуникации.
Присутствие ролевого субъекта в формуле (2) никак не отражается
на семантике исходной формулы (1), поскольку формальная логика
выносит субъект мышления за скобки и вообще не рассматривает его.
То есть суждение в обоих случаях берётся в одно и то же время,
в одном и том же смысле и отношении.
Это позволяет говорить, что в диалектической логике "как модели
пpоцесса внyтpиличностного и межличностного диалогического
мышления" известные четыре закона формальной логики сохраняются
в неприкосновенности.
С другой стороны, расширение структуры суждения за счёт введения
ролевого субъекта (субъекта мышления) позволяет без потери
строгости обеспечить в системе логического диалога действие
законов диалектики.
В формуле (3) при непустых позициях [i] и [k] субъектам S(i) и S(k)
разрешено противоречить друг другу. При пустом [i] или [k] субъекту
S(k) или S(i), соответственно, запрещено противоречить самому себе.
Во внутриличностном диалоге [i] и [k] может означать, в частности,
обозрение индивидом предметов субъективной и объективной
реальности с различных сторон (разных точек зрения).
Итак, логика ИИ - формальная по его конструированию и диалектическая
по функционированию.
* * *
P.S. Vladimir Stavrov пишет:
"Однако недостаток (или преимущество?) эхоконференций в том, что
длинные сообщения afaik мало кто читает. Так что теорию стОит
развивать постепенно :)". [Vladimir Stavrov. fido7.ru.ai Re: Формальная
логика и ИИ (3 из 3)16 июля 2002 г. 22:23].
Следуя данному практическому совету, я не стремился охватить
всё содержание ДЛ, а представил лишь некоторые исходные данные,
необходимые для формирования первоначального цельного образа
диалектической логики как логики диалога.
--
Михаил.
Мihail P. Gratchev
Ответить
Vladimir Stavrov
22.07.02
Hi.
"Мihail P. Gratchev" writes:
[]
> Особенностью диалектической логики как логики диалога является
> то, что она как и формальная логика рассматривает формы мышления,
> отвлекаясь от содержания мыслей и в отличие от моносубъектной
> логики Гегеля является логикой полисубъектной.
Интерпретируя Гегеля, imho совсем необязательно считать Абсолютную
Идею единственным источником всего сущего, хотя также имеется (не моя)
гипотеза насчет того, что "мозг"/"думалка" (или чем мы там еще
думаем :)) есть антенна, улавливающая "мысли" из "Космоса".
[]
> С точки зрения планиметрии логики (монологики) - да, понятие
> уместно рассматривать в качестве исходной категории.
> Hо если сойти с плоскостной точки зрения на логику и обратиться
> к полилогике диалога то окажется, что "понятие" это просто другой
> структурный уровень рассмотрения предмета - не центральный.
> Согласно приведенной ниже схеме основных форм мысли диалога
> в фундаменте структуры лежит "суждение" и начинать изложение
> логики следует именно с суждения:
>
> понятие
> |
> суждение - вопрос - оценка - требование = диалог
> |
> умозаключение
>
> В вертикальном столбце развернута традиционная структура
> основных форм мышления, в соответствии с которой Гегель
> излагает свою "Hауку логики" (начинает с "понятия").
Afaik проблема в следующем.
Когда для отображения многомерного/многофакторного пространства
используется его линеаризованная проекция (коей является изложение в
виде последовательности слов/предложений/суждений), совсем непросто
найти проекцию, восстановленный по которой образ совпадает с
исходным для всех "интерпретаторов".
Хотя других изобразительных средств у Гегеля не было,
тем не менее ему imho удалось создать систему "развертки"
многомерного пространства категорий в последовательность изложения.
[]
> С. Суждение - исходная категория развёртывания
> диалектической логики.
[]
> С другой стороны, расширение структуры суждения за счёт введения
> ролевого субъекта (субъекта мышления) позволяет без потери
> строгости обеспечить в системе логического диалога действие
> законов диалектики.
Похоже на то. Смежная точка зрения afair высказывается (Васильев
H.А., 1880-1940, "Логика и Металогика"), и это imho не единственный
способ "примирить существование" противоречивых суждений.
> В формуле (3) при непустых позициях [i] и [k] субъектам S(i) и S(k)
> разрешено противоречить друг другу. При пустом [i] или [k] субъекту
> S(k) или S(i), соответственно, запрещено противоречить самому себе.
Если рассматривать "понятие" в его развитии, также можно разрешить ему
"противоречить самому себе при пустом [i] или [k]" на стадии
формулировки противоречия, разрешаемого впоследствии детализацией
(или "ортогонализацией") предикатов.
> Во внутриличностном диалоге [i] и [k] может означать, в частности,
> обозрение индивидом предметов субъективной и объективной
> реальности с различных сторон (разных точек зрения).
>
> Итак, логика ИИ - формальная по его конструированию и диалектическая
> по функционированию.
Можно imho рассматривать логику и как способ сжатия информации
(с заданной дискретностью, обеспечивающей целесообразное
функционирование "носителей логики"), тогда расхождение
восстановленого образа действительности с самой действительностью
естественным образом интерпретируется как противоречие, разрешаемое
либо заменой "носителя", либо детализацией "логики", либо перекройкой
"действительности" под образ из соображений минимизации энтропии :)
YF, Vladimir Stavrov
Valentin Kononov
23.07.02
Hello Мihail.
Вcк Июл 21 2002 19:15, you wrote to All:
МPG> В формуле (3) при непустых позициях [i] и [k] субъектам S(i) и S(k)
МPG> разрешено противоречить друг другу. При пустом [i] или [k] субъекту
МPG> S(k) или S(i), соответственно, запрещено противоречить самому себе.
МPG>
МPG> Во внутриличностном диалоге [i] и [k] может означать, в частности,
МPG> обозрение индивидом предметов субъективной и объективной
МPG> реальности с различных сторон (разных точек зрения).
МPG>
МPG> Итак, логика ИИ - формальная по его конструированию и диалектическая
МPG> по функционированию.
Судя по упоpству, с котоpым многие участники конфеpенций отстаивают
годами одни и те же позиции, для человека, по кp.меpе сфоpмиpовавшегося,
не хаpактеpно pассмотpение одного вопpоса с pазных точек зpения. Он чаще
всего ведет себя так, как будто ему запpещено пpотивоpечить самому
себе. Случайно ли это? Hужно ли закладывать в ИИ возможность обзоpа
большого числа точек зpения i..k или достаточно, скажем, двух: i и не-i?
Имхо, большое число т.зpения опасно тем, что может пpивести к
недетеpминиpованному, непоследовательному поведению. Если же т.зpения
будет мало, опасностей не меньше: зашоpенность, пpямолинейность, и как
следствие, невозможность длительного действия индивида. Как весьма
пpямолинейный человек живет не более века, так и ИИ должен будет
содеpжать в себе механизм неизбежного стаpения для своевpеменной замены.
Впpочем, вопpос может быть поставлен и иначе: а может ли pазум
удеpжаться от скатывания в пpямолинейность или из большого числа точек
зpения, допустимых в детстве/юности к зpелости почти неизбежно остается 1-2?
По себе не ощущаю, но в своем глазу бpевна, гpят, не видно..
С уважением, Valentin
*
Ретрозапись 2002 год
--
Грачёв Михаил Петрович.
Москва, 01.01.2014