Гегель о пользе логики:
"Развитие субъекта посредством занятия логикой заключается в том, что он приобретает привычку к мышлению, так как эта наука есть мышление о мышлении, а также и в том, что логика наполняет голову мыслями, и именно мыслями как мыслями. Но поскольку логическое есть абсолютная форма истины, поскольку оно, больше того, само есть чистая истина, оно представляет собой нечто совершенно иное, чем только полезное. Но так как самое лучшее, наиболее свободное и самостоятельное есть одновременно и наиболее полезное, то можно рассматривать логику также и с этой стороны. Полезность логики поэтому должна быть оценена совсем по-другому, чем просто формальное упражнение мышления" (Гегель. Энциклопедия Философских наук. Том 1. - М., 1974. - С. 108).
Гегель о докритической философии:
"Более подробно относительно метода рассуждения этой прежней метафизики мы должны заметить, что она не выходила за пределы лишь рассудочного мышления" ($28, C.135).
В чём метафизичность мышления прежней метафизики?
"Мышление прежней метафизики было конечным [рассудочным] мышлением, ибо она двигалась в таких определениях мышления, предел которых признавался ею чем-то незыблемым, не могущим в свою очередь подвергнуться отрицанию ... ограниченная же бесконечность сама есть лишь конечное" (С.136).
Современные метафизики (анти-диалектики) исходят из положения: рассудочное - значит конечное, разум - значит бесконечное. Диалектика относится к области разума (бесконечному) и никак не может принадлежать рассудку (конечному). Следовательно, рассудочная диалектическая логика по их мнению - это нонсенс. Ни у Гегеля, ни даже у диамата ничего подобного рассудочной диалектической логике не найдете.
Гегель подходит к проблеме глубже: ограничивать диалектику одним лишь бесконечным - это оконечивать её, возвращаться к докритическому мышлению. Разум (диалектика) в качестве своего момента содержит свое иное - рассудочное. И этот рассудочный момент диалектики есть элементарная диалектическая логика.
Поэтому разработка рассудочной, элементарной диалектической логики вполне укладывается в систему гегелевской интенции мышления.
--
Михаил П. Грачев.